Боевая служба истребителя Ла-7 в ВВС Красной Армии

 

Предпочтение при вооружении истре­бителями Ла-7 отдавалось полкам, дей­ствовавшим в составе 3-го Белорусского и 2-го Прибалтийского фронтов. Эти фронты встретились с упорным сопро­тивление немецких войск в Восточной Пруссии, Литве и Северной Польше. Ло­гичным выглядит факт, что лучшие само­леты получали лучшие авиаполки, задей­ствованные на участке советско-герман­ского фронта, где сопротивление против­ника было наиболее упорным. В воздухе советским летчикам противостояло одно из лучших истребительных соединений люфтваффе - JG-54 «Грюн Херц».

 

176-й Гвардейский истребительный авиационный полк

 

Первыми истребителями Ла-7 перево­оружили 19-й истребительный авиацион­ный полк, переименованный в 176-й гвардейский ИАП. Этот полк также был из­вестен как «маршальский». Часть сфор­мировали по личному указанию Главно­го маршала авиации Новикова, в полк от­бирали самых опытных летчиков-истре­бителей, асов. Полк предназначался для усиления истребительной авиации на наи­более опасных участках Восточного фрон­та. Командиром полка был назначен пол­ковник П.С. Чупиков, он и получил в Мос­кве 16 июня 1944 г. первый Ла-7.

Первый бой на новой технике летчи­ки полка провели 24 июня 1944 г. В схват­ке над Барановичами с десятью Fw-190 гвардейцы сбили без потерь со своей сто­роны два самолета противника. Победу одержали Андрей Яковлевич Баклан и Владимир Петров. Вполне возможно, что это были вообще первые победы, одер­жанные на Ла-7. Очередной воздушной бой произошел 7 июля 1944 г. также в районе Барановичей. Две пары Ла-7 в ходе полета на «свободную охоту» пере­хватили два Bf 109, в завязавшейся схват­ке летчик Виктор Ильич Александрюк сбил один мессершмитт. 22 сентября И.Н. Кожедуб в паре с Шараповым вылетел на прикрытие речной переправы между на­селенными пунктами Рамейки и Даксти. На удалении 10-15 км от переправы со­ветские летчики обнаружили шедшие на высоте 3000 м две группы, четверку и восьмерку, Fw-190. Кожедуб стремитель­но атаковал крайнюю левую пару фокке-вульфов и открыл огонь с дистанции 150 м. Немецкий самолет успел сбросить бомбы, после чего перешел в беспорядоч­ное падение и столкнулся с землей в 15 километрах от деревни Стрельцы. Ос­тальные фокке-вульфы моментально ос­вободились от бомбовой нагрузки и по­вернули назад. В одном из последующих боевых вылетов на прикрытие перепра­вы Кожедуб обнаружил шестерку Fw-190 на высоте 1500 м. На этот раз атаке под­вергся ведущий группы немецких истре­бителей-бомбардировщиков. Короткая очередь с дистанции 150 м, выпущенная из пушек Лавочкина, поставила точку в боевой карьере пилота люфтваффе. Фокке-вульф упал в 8 км от переправы. На обратном пути самолеты Кожедуба и его ведомого попали под обстрел зениток, Ла-7 ведомого получил повреждения. На следующий день, 23 сентября, четверка Ла-7 под командованием А. Баклана про­вела воздушный бой в районе Валмиеры; Савин, Александрюк и Васько сбили по одному фокке-вульфу, Баклан повредил один немецкий самолет, который волоча за собой шлейф дыма скрылся в направ­лении Риги. В октябре все истребители 176-го полка были оснащены фотокино-пулеметами.

Штурман полка А.С. Куманичкин 9 февраля 1945 г. в паре со своим ведомым С.М. Крамаренко вылетел на свободную охоту. В районе Сукачева летчики засек­ли скопление автотранспорта, причем зенитное прикрытие отсутствовало. Пара

Лавочкина два раза безнаказанно проштурмовала наземную технику. Летчики увлеклись атаками наземных войск и не за­метили вышедшей в лобовую атаку пары Fw-190. Выпущенный фокке-вульфом снаряд пробил крыло Ла-7 штурмана, истреби­тель стал плохо реагировать на отклонения ручки. В это время в шлемофоне Куманичкина раздался голос ведомого: «Коман­дир, пара фоккеров сзади». Ситуация резко усложнилась. Куманичкин отдал команду: «Уходим в облака». Топливо было на исходе, а до своего аэродрома оставалось лететь еще 100 км. Куманичкин с трудом управлял поврежденным истребителем, поддерживая скорость порядка 300 км/ч, Крамаренко прикры­вал командира от возможных атак противника. Оба самолета благополучно добрались до базы. После посадки летчики с изумлением увидели, что отстрелена примерно треть одной из лопастей воздушного винта, а в другой лопасти имеется про­боина диаметром 6 см. Механики сумели заменить винт и мо­тор на поврежденном самолете всего за одну ночь. Утром Ла-7 штурмана полка был готов к полетам.

Вскоре после памятного боя Куманичкин и Крамаренко провели воздушный бой с двумя Bf 109 над Одрой. Поединок длился десять минут, прежде чем Куманичкин сумел поймать в прицел ведущего rotte. Очередь из двух пушек буквально рас­терзала мессершмитт, самолет развалился в воздухе. Второй Bf 109 немедленно ретировался с места боя.

В воздушном бою 12 февраля 1945 г. принял участие Иван Кожедуб. Он вылетел на свободную охоту в паре с Виктором Громаковским, с минимальным интервалом за ними взлетели Александр Куманичкин и Сергей Крамаренко, Орлов и Стеценко. Все три пары истребителей поддерживали взаимный ра­диообмен. В это время над линией фронта вывалилось из об­лаков до тридцати Fw-190. Фокке-вульфы начали выстраивать­ся в боевой порядок, готовясь нанести удар по советским войс­кам. Кожедуб принял решение атаковать противника. Он сни­зился до самой земли и вышел в атаку на ведущего вражеской группы снизу сзади. Выпущенные с дистанции 100 метров пу­шечные очереди прошили брюхо фоккера. Один есть! Выход из атаки вверх, переворот и пикирование на очередной самолет противника. Под надежной защитой Громаковского, страхо­вавшего «хвост» командира, Кожедуб сбил еще один Fw-190. Немецким летчикам после потери двух самолетов стало не до атаки наземных войск и они стали перестраивать боевой поря­док. Между тем, пара Кожедуба тоже занимала положение для следующей атаки. В это время к месту боя подошли остальные охотники 176-го полка. Куманичкин сходу сбил ведущего де­вятки Fw-190. Атака Ла-7 оказалась стремительной. Все совет­ские истребители тесно взаимодействовали друг с другом, пи­лоты фокке-вульфов не выдержали натиска и стали выходить из боя. Кожедуб сбил одного выходящего из боя фоккера. Ше­стерка Лавочкиных в скоротечной схватке уничтожила восемь самолетов противника: по одному сбили Куманичкин, Стеценко и Орлов, два - Громаковский и три записал на свой счет Кожедуб. В бою погиб Орлов.

Куманичкин в паре с командиром полка Чупиковым 14 фев­раля встретились в воздухе с необычным самолетом. Гвардей­цы попытались атаковать противника, но немецкий самолет неожиданно быстро оторвался от преследователей. После про­явки пленки фотокинопулемета стало ясно, что летчики 176-го ГИАП повстречались с новейшим реактивным истребителем Ме-262. Это была первая встреча пилотов 176-го ГИАП с реак­тивной техникой люфтваффе, первая, но не последняя.

Один из самых памятных боев Кожедуб провел 19февраля 1945 г. (иногда указывается дата 24 февраля). В этот день он вылетел на свободную охоту в паре с Дмитрием Титаренко. На траверсе Одера летчики заметили самолет, быстро приближав­шийся со стороны Франкфурта-на-Одере. Самолет шел вдоль русла реки на высоте 3500 м со скоростью, гораздо большей, чем могли развить Ла-7. Это был Ме-262. Кожедуб мгновенно принял решение. Летчик Ме-262 понадеялся на скоростные качества своей машины и не контролировал воздушное пространство в задней полусфере и внизу. Кожедуб атаковал снизу на встречно-перескающемся курсе, надеясь поразить реактивный самолет в брюхо. Однако раньше Кожедуба огонь открыл Ти­таренко. К немалому удивлению Кожедуба преждевременная стрельба ведомого пошла на пользу. Немец развернулся влево, навстречу Кожедубу, последнему оставалось лишь поймать мессершмитт в прицел и нажать на гашетку. Ме-262 превратился в огненный шар. В кабине Me 262 находился унтер-офицер Курт-Ланге из l./KG(J)-54.

18 марта 1945 г. южнее Морина Кожедуб и его ведомый провели воздушный бой с немецкими истребителями, атако­вавшими американский бомбардировщик. Кожедуб расстре­лял FW-190 с дистанции 80 м. Фокке-Вульф рухнул на землю в 8-10 км к северу от Кюстрина. Второй самолет ас сбил в лобовой атаке, вражеский истребитель упал в 6 км северо-западнее Кюстрина.

22 марта 1945 г. Кожедуб с ведомым выполняли очередной вылет на свободную охоту. Над Зееловскими высотами они перехватили две группы Fw-190 шедших на высотах 3000 и 1000 м соответственно, в общей сложности в двух группах насчиты­валось тридцать самолетов. Охотники зашли со стороны солн­ца и спикировали на замыкающую четверку верхней группы. Командир и его ведомый сбили по одному фокке-вульфу. Но на этом атака не закончилась. Кожедуб продолжал пикировать, его целью теперь стали самолеты нижней группы. С расстоя­ния 180 м ас открыл огонь и сбил еще один фокке-вульф.

В районе Кюстрина отличалась 16 апреля 1945 г. пара Ку­маничкин - Крамаренко. Охотники атаковали четверку Fw-190. Прежде чем Куманичкин открыл огонь, Крамаренко заметил еще одну четверку фокке-вульфов, причем эти самолеты нахо­дились в более уязвимом положении. Крамаренко атаковал вто­рую четверку и всадил с 80 м очередь прямо в мотор фокке-вульфа ведущего rotte. Немецкий истребитель перевернулся через крыло, перешел в пикирование и столкнулся с землей.

Вечером 17 апреля 1945 г. Кожедуб и Титоренко выполня­ли четвертый за день боевой вылет в район Берлина. Сразу же после пересечения севернее Берлина линии фронта охотники обнаружили большую группу Fw-190 с подвешенными бомба­ми. Кожедуб начал набирать высоту для атаки и доложил на командный пункт об установлении контакта с группой из со­рока фокке-вульвоф с подвешенными бомбами.

Немецкие летчики ясно видели, как пара советских истре­бителей ушла в облака и не предполагали, что они появятся вновь. Тем не менее, охотники появились. Сзади с верху Коже­дуб в первой атаке сбил ведущего замыкающей группу четвер­ки фоккеров. Охотники стремились создать у противника впе­чатление от наличия в воздухе значительного количества со­ветских истребителей. Кожедуб бросил свой Ла-7 прямо в гущу самолетов противника, доворачивая Лавочкин влево и впра­во, ас вел короткими очередями огонь из пушек. Немцы подда­лись на уловку - фокке-вульфы стали освобождать от бомб, мешающих вести воздушный бой. Однако, пилоты люфтваффе скоро установили наличие в воздухе всего лишь двух Ла-7 и, пользуясь численным преимуществом, взяли гвардейцев в обо­рот. Одному Fw-190 удалось зайти в хвост истребителю Коже­дуба, однако Титаренко открыл огонь раньше немецкого лет­чика - фокке-вульф взорвался в воздухе. К этому время подоспела помощь - группа Ла-7 из 176-го полка, Титаренко и Коже­дуб смогли выйти из боя на последних остатках топлива. На об­ратном пути Кожедуб увидел одиночный Fw-190, пытавшийся все-таки сбросить бомбы на советские войска. Ас спикировал и сбил вражеский самолет. Это был последний, 62-й, сбитый лучшим лет­чиком-истребителем союзников немецкий самолет.

В общий счет Кожедуба не включены, по меньшей мере, два самолета - американские истребители P-51D «Мустанг». В од­ном из боев в апреле Кожедуб огнем пушек пытался отогнать немецкие истребители от американской «Летающий Крепости». Истребители эскорта ВВС США ошибочно поняли намерения пилота Ла-7 и открыли заградительный огонь с большой дис­танции. Кожедуб, видимо, также принял «Мустанги» за мессе­ров, ушел из-под огня переворотом и, в свою очередь, атаковал «противника». Один «Мустанг» он повредил (самолет, дымя, вышел из боя и, немного пролетев, упал, летчик выпрыгнул с парашютом), второй P-51D взорвался в воздухе. Только после результативной атаки Кожедуб заметил белые звезды ВВС США а крыльях и фюзеляжах сбитых им самолетов. После при­земления командир полка полковник Чупиков посоветовал Ко­жедубу помалкивать об инциденте и отдал ему проявленную пленку фотокинопулемета. О существовании пленки с кадрами горящих «Мустангов» стало известно только после смерти ле­гендарного летчика.

30 апреля 1945 г. Куманичкин и Крамаренко взлетели с аэро­дрома Шёнифельд на перехват группы Fw-190. Вскоре после взлета охотники вышли на группу из 16 фокке-вульфов с под­вешенными бомбами. Как только немцы заметили пару Ла-7, восемь Fw-190 сбросили бомбы, но остальные продолжали полет курсом на наступающие советские войска. Восьмерка Fw-190, превратившаяся из бомбардировщиков в истребители, по­пытались навязать охотникам воздушный бой. Куманичкин попал в трудное положение, но ему на помощь пришел ведо­мый и сорвал атаку. Ведущий же прорвался к восьмерке, бом­бы не сбросившей, и сбил один самолет. Фокке-вульф упал в западном предместье Берлина. Это была 36-я и последняя по­беда А.С. Куманичкина.

 

63-й ГИАП

 

Войсковые испытания истребители Ла-7 проходили в 63-ем ГИАП 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса.

63-й Гвардейский Виленский истребительный авиационный полк прибыл на аэродром под Тулой для получения Ла-7 26 июля 1944 г., а 20 августа полк уже вновь был на фронте. Полк базировался в Литве на аэродромах Шауляй и Пуракай.

С 22 августа по середину октября 1944 г. летчики полка одер­жали 55 подтвержденных побед, собственные потери - четыре Ла-7 и три летчика. За этот период летчики полка совершили 116 групповых боевых вылета: 55 - на эскортирование бомбар­дировщиков и прикрытие наземных войск; 22 полета на раз­ведку; 20 на прикрытие действий штурмовиков и 14 полетов на воздушный бой. Летчики 63-го ГИАП провели 47 воздушных боев, главным образом с Fw-190 (94% от всех боев). В схват­ках, как правило, принимали участие 8-10 самолетов. Полк записал на свой боевой счет 52 сбитых фокке-фульфа и всего три Bf 109. На фоккерах часто летали бывшие пилоты бомбар­дировщиков, понятно, что они не могли драться на равных с умудренными боевым опытом ветеранами гвардейского истре­бительного авиаполка. Ниже приведены краткие описания воз­душных боев, проведенных пилотами 63-го ГИАП с 22 августа по середину октября 1944 г.

Восьмерка Ла-7, ведомая майором А.В. Пашкевичем, 15 сен­тября выполняла боевое задание на прикрытие наземных войск. В район патрулирования восьмерки вышла группа из 24 груже­ных бомбами Fw-190. Пашкевич отдал приказ атаковать как только заметил противника. Лавочкины наносили удар с пи­кирования. С первой атаки сбить самолеты противника не уда­лось, но во втором заходе успеха добились Пашкевич, Скрипник, Титов и Азии. Истребители 63-го полка потерь не имели.

Очередной воздушный бой состоялся 19 сентября, в нем вновь отличились летчики майора Пашкевича, сбив не менее 11 самолетов противника. Сам Пашкевич пополнил свой бое­вой счет четырьмя сбитыми.

25 сентября шесть самолетов, ведомых майором Воронковым, вступили в бой с 12 Fw-190. Советские летчики сбили семь фокке-вульфов, потеряв один Ла-7.

10 октября наземная станция наведения навела четверку старшего лейтенанта В.А. Мордивненко на группу из восьми Fw-190. С первой атаки Мордивненко сбил фокке-вульф из ведущего звена, а лейтенант Седошкин - Fw-190 из второго schwarm. Уцелевшие немецкие самолеты поспешили уйти за ли­нию фронта. Четверка Мордивненко продолжила патрулирова­ние в районе только что завершившегося воздушного боя. Лейте­нант Скрипник заметил семерку Fw-190, штурмовавших наземные цели. В скоротечной схватке гвардейцы сбили еще три фокке-вульфа; победы одержали Скрипник, Светной и Токарев.

29 октября четверка Мордвиненко прикрывала наземные войска в районе Вайноде-Прикуле, Латвия, и подверглась ата­ке с высоты 2500 м четверки Fw-190. Мордивненко уклонился от пикирующего немецкого истребителя и сам сел ему на хвост. Из пикирования фокке-вульф уже не вышел. Четверка советских истребителей успела набрать высоту 2000 м и атаковала еще одно подошедшее звено Fw-190. В завязавшейся схватке ведомый Мордвиненко старший лейтенант Седошкин сбил один истребитель противника. В это время немцы подверглись атаке еще одной пары Ла-7, которая сверху страховала четвер­ку Мордвиненко. Используя преимущество в скорости и высо­те, Ла-7 на пикировании сбили один фокке-вульф, но уцелев­шие навалились на Мордвиненко. Седошкин, прикрывая ко­мандира, сбил еще один фоккер, но Ла-7 ведущего все-таки до­стали очереди, выпущенные пушками Fw-190. Самолет поте­рял управление и упал в окрестностях населенного пункта За­дире, Мордвиненко погиб. Исход схватки - пять сбитых Fw-190 ценной потери одного Ла-7.

Без сомнения, выбор 63-го ГИАП для проведения войско­вых испытаний истребителя Ла-7 был не случайным. В полку служили такие асы, как A.M. Числов (21 победа), А.Г. Воронко (20 побед), А.В. Пашкевич (20 побед), И.М. Березуцкий (18 по­бед). В этом же полку воевал и легендарный Алексей Маресьев (11 побед) - летчик без ног.

 

32-й ГИАП

 

Еще одним полком 3-й гвардейской истребительной авиа­ционной дивизии, перевооруженным на Ла-7, стал 32-й ГИАП. Полк покрыл себя славой в небе Сталинграда, в нем служили опытнейшие летчики-истребители. 12 августа 1944 г. в Тулу для переучивания на Ла-7 прибыла 1-я эскадрилья майора Влади­мира Орехова; 8 сентября эскадрилья прибыла на фронт. Ос­тальные две эскадрильи 32-го ГИАП получали Ла-7 и переучи­вались на них под руководством пилотов 1-й эскадрильи не­посредственно на полевых аэродромах. Процесс переподготов­ки не был особенно сложным, так как полк ранее летал на Ла-5ФН. Ла-7 по техники пилотирования несколько отличался от своего предшественника лишь на режимах взлета и посадки.

Первый бой на новых истребителях летчики полка провели 15 сентября, первый блин, однако, вышел комом. Вечером пе­ред парой Орехова была поставлена задача прикрыть назем­ные войска в районе Бауски, Латвия. В этом же районе дей­ствовали и две восьмерки Ла-5ФН из 137-го ГИАП. Сразу пос­ле взлета Орехов и его ведомый лейтенант П.И. Павлов набра­ли высоту 4000 м. Вскоре они заметили два Fw-190 и атаковали их. Орехов сбил одного фоккера первой очередью, второй фок­ке-вульф стал жертвой Павлова.. Увлекшись атакой, пилоты Ла-7 не заметили присутствия других Fw-190 и попали под удар. Орехов успел уклониться от атаки, а Павлов замешкался, по­пав в результате под огонь пары Fw-190. Самолет загорелся, но летчик сумел благополучно выпрыгнуть с парашютом. Пав­лов приземлился на территории, занятой советскими войсками и вскоре добрался до аэродрома живым и невредимым. Пер­вый боевой вылет, тем не менее, все-таки можно было считать успешным: сбито два Fw-190, но потерян один Ла-7, Павлов получил сильные ожоги лица и обоих ног, после чего долго про­лежал в госпиталях. Результат, конечно, вполне мог быть и более выразительным.

 

4-й ГИАП авиации Краснознаменного Балтийского флота

 

Одним из немногих полков морской авиации, получивших Ла-7, был 4-й ГИАП ВВС КБФ, которым командовал В. Ф. Голубев. Полк получил 20 истребителей 25 сентября 1944 г. в присутствии самого С.А. Лавочкина. До конца войны летчик полка смогли провести всего несколько воздушных боев, по­скольку они летали в основном на эскортирование транспорт­ных самолетов и прикрытие морских конвоев с воздуха. В на­чале 1945 г. летчики полка действовали над Восточной Прус­сией в районе Кенигсберга и Пиллау, а так же летали над Лие­паей. Истребители прикрывали бомбардировщики, наносившие удары по фортификационным сооружениям немецкой оборо­ны. До конца войны пилоты 4-го ГИАП одержали три победы, собственных потерь не было, но Ла-7 часто получали повреж­дения от огня зенитной артиллерии противника.

 

9-й ГИАП

 

В конце мая 1944 г. было принято решение перевооружить один из лучших полков ВВС Красной Армии, 9-й гвардейский, сдал имевшиеся на вооружении американские истребители Белл Р-39 «Аэрокобра» и отбыл в Москву для получения новой тех­ники. Командир полка А.А. Морозов объявил личному соста­ву, что их часть получит новейшие Ла-7. В течение июня летчи­ки прослушали курс теоретический подготовки, а начиная с 3 июля приступили к полетам на Ла-5УТИ. Так как «Кобра» ра­дикальным образом отличалась от истребителей конструкции Лавочкина, летчикам пришлось начинать с азов - с рулежки. Опытные пилоты быстро осваивали новую технику, но до за­вершения переподготовки на самолеты Лавочкина полк лишил­ся командира. Подполковник Морозов утонул 18 июля при купании в реке. Руководить тренировочным процессом стал за­меститель командира полка А. Ковачевич. Ковачевич не долго командовал полком, маршал Хрюкин назначил командиром 9-го ГИАП В.Д Лавриненкова, его заместителями стали Алелюхин и Плотников. После завершения переучивания на Ла-5УТИ, летчикам предоставили возможность самим выбрать пригля­нувшиеся Ла-7 непосредственно на заводе-изготовителе.

Командир полка Лавриненков остановился на истребителе с бортовым номером «17», все самолеты на которых он летал имели именно такой бортовой номер; номер совпадал с датой рождения Лавриненкова - счастливое число! Алелюхин получил персональ­ный подарок рабочих завода № 41 - Ла-7 с бортовым номером «14». Самолет с номером «24» достался Амет Хан Султану, истре­битель с бортовым номером «23» взял себе Головачев.

В конце октября 9-й ГИАП был переброшен на фронт, в Литву. Из-за плохой погоды на маршруте перелета пришлось садиться в Смоленске. На посадки два Ла-7 угодили колесами в не засыпанные воронки от бомб. Два дня ушло на ремонт са­молетов.

На фронте 9-й ГИАП вновь появился фактически в ноябре 1944 г. Полк вошел в состав 303-й истребительной авиадиви­зии генерал-майора Г.Н. Захарова. В состав этой дивизии так­же входили французский полк «Нормандия-Неман», 18-й ГИАП, 139-й ГИАП и 523-й ИАП. Дивизия приняла участия в заключительных боях Великой Отечественной войны над Вос­точной Пруссией. Погода в Литве стояла отвратительная - дож­ди и туманы затрудняли работу авиации настолько, что летчи­ки 9-го ГИАП за два месяца не сделали ни одного боевого вы­лета. Полк базировался на расположенном в окрестностях Ка­унаса аэродроме Руцкиски. Полеты возобновились лишь в кон­це декабря, погода позволила асам достойно завершить войну.

30 декабря капитан П.Е. Головачев и его ведомый Черник перехватили над Траебургом разведчик Ju-88 на высоте 9000 м. После серии неудачных атак и полного израсходования бое­комплекта Головачев принял решение таранить самолет про­тивника. Он занял позицию, так чтобы причинить максимум повреждений юнкерсу и, по возможности, сохранить свой ис­требитель. Летчик все рассчитал правильно: в результате та­ранного удара Ju-88 потерял управление и перешел в неконт­ролируемое пикирование, в то же время Головачев сумел сесть на вынужденную. Ла-7 получил незначительные повреждения.

Летчики 9-го ГИАП быстро сошлись с французами из «Нормандии-Неман», летавшими на Як-3. Летчики не раз обсужда­ли возможности своих боевых машин, причем каждый нахва­ливал тип истребителя, на котором летал. Гвардейцы делали упор на хорошие высотные качества Ла-7 и прочную конструк­цию, французы расписывали маневренность Як-3. Однажды командир «Нормандии» Луи Дельфино предложил Лавриненкову провести воздушный бой, ведя друг по другу «огонь» из фотокинопулеметов. Поединок, однако не состоялся - 13 янва­ря 1945 г. 3-й Белорусский фронт перешел в наступление, и лет­чикам стало не до соревнований.

Эскадрильи 9-го ГИАП прикрывали с воздуха наступавший севернее Гумбинена Тацинский танковый корпус. Группа Тюленева, выполняя задачу на прикрытие наземных войск, всту­пила в бой с 40 бомбардировщиками Ju-87 и сбила четыре са­молета противника. 18 января ведомая Амет Хан Султаном шестерка Ла-7 перехватила двадцать Fw-190, шедших на высо­те 1500 м. Командир сбил фокке-вульф первой очередью. Через мгновенье к земле пошли еще два фоккера, сбитых пушечным огнем истребителей капитана Павла Головачева и младшего лейтенанта Ивана Махлакова. В этот же день пять Ла-7 под командованием капитана Головачева вступили в бой с 15 Fw-190. Результат - еще три победы (два фоккера сбил Головачев, один - его ведомый Черник), занесенных на боевой счет полка. В этот день летчики 9-го ГИАП сбили 23 самолета люфтваффе - они одержали две трети занесенных 18 января на счет 303-й дивизии побед. По этому поводу на аэродроме Виттенбург, где тогда базировался полк устроили торжественный ужин.

В феврале полк перелетел на новую базу, где уже сидела «Нормандия-Неман».Это был стационарный аэродром люфтваффе, имевший бетонную полосу, с него можно было действо­вать, не опасаясь распутицы.

16 февраля 1945 г. заместитель командира эскадрильи стар­ший лейтенант Николай Киреев привел на аэродром свой са­молет, находясь в почти бессознательном состоянии. Истреби­тель получил прямое попадание снаряда 88-мм зенитной пуш­ки, снаряд разорвался непосредственно в кабине Ла-7. Летчик после посадки не смог даже открыть фонарь кабины, когда это сделали его боевые товарищи, они увидели, что весь пол каби­ны залит кровью. Вскоре попадание 88-мм снаряда в кабину получил Як-3 из «Нормандии-Неман», летчик Ривершон чудом остался в живых и сумел дотянуть до аэродрома. В середине февраля 9-й ГИАП потерял от зенитного огня противника два самолета, летчики Иван Ковалев и Анатолий Плотников (ве­домый Лавриненкова) погибли. 26 февраля 1945 г. 9-й ГИАП перебазировался в Фридланд.

За два месяца летчики полка совершили 385 боевых выле­тов, потеряв два и самолета и двух летчиков, сбитых зенитка­ми; потерь от воздушного противника полк не имел.

В марте в преддверии близкого конца войны в полку упала летная дисциплина, свидетельством чего стала потеря самоле­та Михаила Хвостова. Шестерка Ла-7 под командованием капитана Бориса Масленикова была атакована четверкой Fw-190. Хвостов не сумел уклонится от атаки и был сбит, ему удалось выпрыгнуть с парашютом и вскоре он вернулся в полк.

В начале апреля полк вновь перебазировался, на этот раз на расположенный вблизи балтийского побережья аэродром Хейлигенбейл. Отсюда летчики полка выполняли полеты на перехват судов, осуществлявших эвакуацию немцев с Курляндского полуострова.

12 апреля 1945 г. началась операция по взятию Пиллау -последнее сражение, в котором приняли участие летчики 303-й истребительной авиационной дивизии, в числе которых были и пилоты 9-го ГИАП. Над Пиллау боевой счет полка попол­нился пятью победами; по одному Fw-190 сбили Алелюхин, Тарасов, Малков, Аристархов и Пухов. Один летчик полка погиб в воздушном бою с Bf 109.

9-й ГИАП вновь сменил аэродром базирования - полк пе­ребросили на Берлинское направление, в Реппен, предместье Франкфурта-на-Одере. Первый боевой вылет с новой базы стал необычным даже для видавших виды летчиков 9-го ГИАП, не­сколько сбитых ими летчиков люфтваффе приземлились пря­мо на аэродром.

Решительное наступление советских войск на Берлин нача­лось в апреле. Быстрое продвижение Красной Армии вновь за­ставило 9-й ГИАП сменить место базирования, полк 24 апреля перелетел в Фюрстенвальде, 25 апреля - в Берлин-Шонефельд

(две эскадрильи) и Берлин-Темпельгоф (одна эскадрилья). С этих аэродромов летчики полка выполнили свои последние боевые вылеты во второй мировой войне.

25 апреля Лавриненко поднял в воздух эскадрилью Амет Хан Султана. Перед эскадрильей стояла задача патрулировать над аэропортом Шонефельд. Видимость была ограничена об­лачностью с нижней кромкой на высоте 2000 м и густым ды­мом от разрывов снарядов и многочисленных пожаров. Тем не менее, пилоты Ла-7 сумели обнаружить группу Fw-190, шедшую под прикрытием Bf 109. Короткой очередью Амет Хан султан сбил мессершмитт. Немецкий летчик (позже выяснилось, что он был награжден Железным крестом) выпрыгнул с парашютом.

 

16-й ГИАП

 

Первые новые Ла-7, предназначенные для 16-го ГИАП, ко­мандир 9-й гвардейской истребительной авиадивизии А.И. Покрышкин и его боевые товарищи Г.А. Речкалов, А.В. Федо­ров и А.И. Труд получили на московском авиационном заводе № 381 21 октября 1944 г. Самолеты были построены на средства зем­ляков Покрышкина; на бортах фюзеляжей красовались надписи: «Александру Покрышкину от рабочих Новосибирска».

Ранним утром 1 ноября 1944 г. летчики 16-го ГИАП при­ступили к полетам на Ла-7. Полк базировался тогда на аэро­дроме Езове, расположенном в 25 км от польского города Сталева Воля. Полетами руководил командир полка майор Речка-лов. В полку хорошо отнеслись к новому истребителю (ранее полк был вооружен американскими «Аэрокобрами). Четвертым на старт вырулили один из лучших асов 160го ГИАП капитан Клубов. Клубов взлетел, набрал высоту в две-три сотни метров м стал выполнять фигуры высшего пилотажа. Летчики и тех­ники с земли наблюдали за отточенным пилотированием само­лета на грани возможного, Клубов заслуженно считался масте­ром воздушного боя, но он являлся также и великолепным лет­чиком, обладающим особым чутьем полета. Завершила пило­таж нисходящая спираль, после чего самолет зашел на посад­ку. Истребитель уже коснулся колесами шасси грунтовой по­лосы, когда сильный боковой порыв ветра снес самолет с по­лосы. Ла-7 перевернулся. Летчик умер на руках у друзей, выта­щивших его из смятой кабины.

Что произошло с остальными Ла-7, переданными в покрышкинский полк, неизвестно. Возможно Ла-7 остались в полку и даже принимали участие в боевых вылетах. Произошедшая с Клубовом трагедия фатальным образом сказалась на планах перевооружения полка истребителями Лавочкина. Войну лет­чики 16-го ГИАП завершили на «Аэрокобрах».

 

5-й ГИАП

 

Одним из самых результативных полков, получивших ис­требители Ла-7, стал 5-й ГИАП. Наряду с Ла-7 до конца вой­ны в полку продолжали эксплуатироваться Ла-5ФН. В 5-м ГИАП воевал известный советский ас Виталий Иванович Поп­ков. День 17 апреля 1945 г. вполне мог оказаться последним в, жизни Виталия Ивановича. В окрестностях Берлина Попков столкнулся в воздухе с немецким самолетом. Летчик сумел вып­рыгнуть с парашютом и приземлился в расположении артилле­рийской батареи Красной Армии. В.И. Попков сбил за время войны 40 самолетов противника.

 

2-й ГИАП

 

В конце 1944 г. 2-й Оршанский ГИАП 322-й истребитель­ной авиационной дивизии 2-го истребительного авиационно­го корпуса после тяжелых потерь, понесенных в боях над Вос­точной Пруссией, был отведен в тыл на отдых и пополнение. Полк перебазировался на аэродром Олещице, расположенный в 70 км северо-западнее Львова. Здесь полк пополнился новы­ми самолетами, в том числе Ла-7, и молодыми летчиками. Две­надцать новеньких Ла-7, полученных полком, имели на фюзеляжах надписи «Монгольский арат», летчики 2-го ГИАП уже получали в подарок от трудящихся Монголии Ла-5ФН с ана­логичными надписями на бортах. Самолеты передали во 2-ю эскадрилью, которой командовал капитан И.Т. Кошелев. За­местителем Кошелева был старший лейтенант Н.Г. Марина, зве­ньями командовали старшие лейтенанты М.Е. Рябцев и Г.И. Бессолицин. «Монгольских аратов» также получили лейтенан­ты Уткин и Баранов, младшие лейтенанты Пилипович, Лиховидов, Лиляк, Хмарский, Харитонов, Подвойский. Командиру полка майору А.П. Соболеву был вручен подарок от земляков-золотодобытчиков - истребитель Ла-7 с надписью «Шилкинский старатель». Все прибывшие в полк новобранцы прошли курс переучивания на Ла-7, среди новичков оказались и летчи­ки, успевшие повоевать на Ла-5. Переучивание ветеранов пол­ка на Ла-7 сопровождалось рядом поломок опор шасси при резком торможении на рулении. Помимо переучивания на но­вые истребители личный состав отрабатывал тактику нанесе­ния ударов по наземным целям. Полк достиг состояния боего­товности в конце декабря 1944 г.

В начале 1945 г. летчики полка прикрывали войска 1-го Украинс­кого фронта, закрепившиеся на Сандомирском плацдарме. Перед пе­редислокацией на фронтовой аэродром Смердыня (30 км от Сандомира) техники полка покрасили носы истребителей красной краской, а на фюзеляжах нарисовали гвардейские эмблемы. Подобная живо­пись предназначалась для того, чтобы не спутать Лавочкины со сход­ными по силуэту Fw-190.

Передислокацию на аэродром Смердыня в обстановке сек­ретности завершили 11 января 1945 г. Механиков перевозили в фюзеляжах истребителей, по два человека в каждом. Можно представить какому риску подвергались и техники и летчики в практически лишенных возможности маневрировать истреби­телях в случае атаки самолетов противника. К счастью перелет завершился благополучно. Неприятности ожидали полк на зем­ле: аэродром находился в пределах радиуса огня артиллерии противника. Несколько самолетов получили небольшие повреждения от шрапнели.

Утром 12 января к боевому вылету были подготовлены все 26 истребителей 2-го ГИАП, но вылет пришлось отменить из-за погодных условий. Видимость улучшилась только к вечеру, позволив летчикам полка совершить первый боевой вылет на Ла-7. Небо гудело от краснозвездных Лавочкиных, Яков и «Аэрокобр», перед которыми была поставлена задача забло­кировать аэродромы люфтваффе в районе Сандомира. Низкая облачность (высота нижней кромки облаков - 100-200 м) огра­ничила возможности действий авиации; немцы смогли опера­тивно перебросить самолеты на другие базы, выведя, таким образом, свою авиацию из-под удара.

Летчик эскадрильи «Монгольский арат» младший лейте­нант Рябцев 16 января обнаружил на расположенном к северу от Кильце аэродроме Загнаньск порядка 60-70 самолетов про­тивника. На штурмовку немедленно вылетела вся эскадрилья «Монгольский арат», Ла-7 с подвешенными бомбами прикры­вали истребители 1-й эскадрильи капитана П.Я. Марченко. В районе цели летчики 2-го ГИАП заметили в воздухе девять пи­кирующих бомбардировщиков Ju-87. Истребители 2-й эскад­рильи спикировали и сбросили бомбы на стоянки самолетов с высоты 500-600 метров, а затем проштурмовали аэродром с брею­щего полета; 1-я эскадрилья, тем временем, взяла в оборот девят­ку юнкерсов. По одному пикировщику сбили П.Я. Марченко, И.С. Скрыпник и В.И.Кардопольцев. На помощь юнкерсам подоспели Fw-190, три из которых сбили пилоты 1-й эскадрильи 2-го ГИАП. Все гвардейцы благополучно вернулись на базу.

18 января полк перелетел на аэродром Гожковице, только что захваченный советскими танкистами. Аэродром все еще подвергался атакам подразделений вермахта. Чтобы отразить натиск врага истребителям пришлось выступить в необычной роли стационарных наземных огневых точек. Механики под­няли хвосты самолетов, так чтобы стволы орудий приняли го­ризонтальное положение и могли вести огонь по противнику. Совместными усилиями летчиков, танкистов и пехоты немец­кие атаки были отбиты. На следующий день летчики полка одержали победу в воздухе, Скрыпник и Ожгин сбили по одно­му Ju-87, капитан Кошелев - один Fw-190.

20 апреля 2-й ГИАП перебазировался на территорию Гер­мании, на аэродром Трашенберг (после войны эта территория отошла к Польше). Летчики летали, главным образом, на пе­рехват бомбардировщиков Ju-87 и Ju-88. Обычно в боевой вы­лет выходило 8-12 самолетов, боевой порядок эшелонировался по высоте и в глубину. В преддверии воздушного боя истребители разгонялись до скорости 80-90% от максимальной. Тактические приемы строились с учетом решительного превосходства Ла-7 в скороподъемности над любым германским истребителем.

В начале февраля пятерка Ла-7 ведомая капитаном Н.Я. Зенковичем перехватила над Губеном восемь Fw-190. Первой же атакой гвардейцы сбили четыре фокке-вульфа. На 10 февраля было запланировано перебазирование полка на новый аэро­дром вслед за наступающими наземными войсками. Из-за дож­дя вылет не состоялся, между тем в Трашенберге скопилось более 100 самолетов. Командование 322-й истребительной авиа­дивизии, в состав которой входил полк, приняло решение стро­ить временную взлетно-посадочную полосу, поскольку все лет­ное поле аэродрома превратилось в одну гигантскую лужу. На постройку полосы ушло два дня, после чего истребители смог­ли перебазироваться в Любин.

13 феврала полк посетил командующий воздушной армией генерал С.А. Красовский. Как раз в момент визита командую­щего четверка Fw-190 нанесла удар по аэродрому Любин. Сра­зу же после штурмовки в догон уходящим немцам взлетел Ла-7, управляемый Г.В. Утиным. Утин сумел догнать врага и сбить один фоккер. Налет оказался чувствительным для 2-го ГИАП: один убитый и девять раненых их числа инженерно-техниченского персонала, шесть поврежденных самолетов. Красовский ограничился продолжительным словесным порицанием, выдержанным в крайне резких выражениях. Через несколько дней после памятного налета фокке-вульфов Кошелев (58 боевых вылета, три сбитых самолета противника) и Рябцев (23 боевых вылета, четыре сбитых) были награждены орденами Боевого Красного Знамени.

Авиация едва успевала за наземными войсками: в конце февраля 2-й ГИАП базировался уже в Зарау. Отсюда пилоты летали на штурмовку крепости Глогау и на прикрытие назем­ных войск в районе Губена. Типичным боевым вылетом для этого периода действий 2-го ГИАП можно считать произведен­ную 20 марта четверкой Ла-7 капитана Марченко штурмовку железнодорожной станции. За март летчики 2-го ГИАП унич­тожили восемь паровозов, 44 вагона, 22 автомобиля, две казар­мы и четыре самолета на стоянках. Собственные потери соста­вили четыре Ла-7, все пилоты сбитых самолетов спаслись.

11 марта Рябцев в паре с Хмарским сбил над аэродромом Спремберг один Bf 109. 18 марта Непряхин и Чапчейлишвили сбили еще один Bf 109 над Коттбусом; в этот же день в бою с истребителями противника погиб младший лейтенант Беляев, а зенитным огнем был сбит Ла-7 летчика Д.Я. Подвойского.

В начале апреля полк на короткое время вывели из боев - на фронт прибыла делегация Монголии, члены которой хоте­ли встретиться с летчиками эскадрильи «Монгольский арат». В преддверии визита все истребители полка тщательно отмы­ли от грязи и подновили окраску, но делегация так и не появи­лась. 14 апреля 1945 г. полк перелетел в Бенау, через два дня, 16 апреля, Красная армия нанесла мощный удар в направлении на Берлин. Перед 2-м ГИАП поставили задачу блокировать немецкий аэродром Вельзоф. В результате штурмового удара 18 Ла-7 два самолета противника были уничтожены на земле, несколько - получили повреждения, были разрушены ангары и выведена их строя взлетно-посадочная полоса. Разведка уста­новила, что противник продолжает использовать аэродром пос­ле штурмовки. По Вельзофу был нанесен второй удар силами семи Ла-7 из эскадрильи «Монгольский арат». На подходе к цели пятерку капитана Кошелева встретили десять Fw-190. В завязавшемся воздушном бою по одной победе на свой счет записали Бессолицын, Уткин и Хмарский. На следующий день восьмерка Ла-7, которой опять командовал капитан Кошелев в ходе патрулирования над заданным районом перехватила 12 Fw-190. Используя преимущество в скорости и высоте, летчи­ки 2-го ГИАП стремительно атковали противника. Уткин и Бессолицын сбили по одному фокке-вульфу. В апрельских боях полк потерял два самолета и одного летчика. В бою с Fw-190 был сбит А.И. Хмарский, летчику удалось спастись, но он по­лучил сильные ожоги лица. Летчик И.А. Пилипович в воздуш­ном бою был сбит и погиб. А это же время отмечены первые встречи летчиков полка с немецкими реактивными самолета­ми Ме-262 и Ме-163, в бой с советскими истребителями немцы не вступали.

21 апреля 322-я авиадивизия и 2-й ГИАП в ее составе переле­тала на аэродром Йоксдорф, через несколько дней в располо­женный всего в 50 км от Берлина Шлабендорф. О напряженно­сти боевой работы летчиков полка в последние дни Великой Отечественной войны говорит тот факт, что каждый пилот совершал ежедневно по 5-6 боевых вылетов.

23 апреля звено капитана Скрыпника перехватила над юж­ной окраиной Берлина два Fw-190, один из которых Скрыпник сбил в первой атаке. Через несколько минут гвардейцы обна­ружили девятку фокке-вульфов, которые намеривались нанес­ти удар по забитому техникой перекрестку автодорог. Арефьев и Шубин нанесли удар по замыкающему строй истребителей-бомбардировщиков люфтваффе звену. И ведущий, и ведомый сбили по одному фоккеру. Остальные Fw-190 в беспорядке сбро­сили бомбы и легли на обратный курс. Звено Скрыпника про­должало атаковать и добилось успеха. Всего в одном боевом вылете четверка Скрыпника сбила пять самолетов противни­ка.  В этот же день бой девяткой Fw-190 провела группа капи­тана Кошелева, немцы не досчитались одного самолета; 2-й ГИАП в этот день потерь не имел.

24 апреля при штурмовке опорного пункта противника са­молет Лиховдова получил попадания снарядов зенитной артил­лерии, пилот направил горящий Ла-7 на батарею противника.

26 апреля прямое попадание зенитного снаряда в двигатель при штурмовке цели на берлинской улице получил Ла-7 А.И. Майорова. Летчик так сумел посадить самолет на ограничен­ную по размерам площадку, что истребитель получил мини­мальные повреждения. Сам Майоров отделался травмой спи­ны, но не стал показываться врачам и продолжал летать на боевые задания до конца войны.

28 апреля уже пять Ла-7 получили повреждения от зенитно­го огня. Накал боев последних дней войны был исключитель­но высоким. На заключительной стадии Берлинской операции (с 16 по 30 апреля) летчики 2-го ГИАП совершили 401 боевой вылет на штурмовку наземных целей, уничтожили четыре танка, 333 автомобиля, пять паровозов, разрушили 22 строения и поразили 358 солдат противника. За это время летчики вы­полнили также 528 чисто «истребительных» боевых вылета, про­вели 14 воздушных боев и сбили 17 вражеских самолетов. Кошелев, Бессолицын, Уткин и Шубин записали на свой счет по две победы, по одному самолету сбили Марченко, Скрипник, Рябцев, Захаров, Арефьев, Галич, Хмарский и Шеварев. Для летчиков 2-го ГИАП Берлинская операция завершилась 2 мая 1945 г.

С 4 мая полк, действуя с аэродрома Гроссенхейм, принял участие в Пражской операции. Летчики прикрывали с воздуха перегруппировку наземных войск между Берлином и Дрезде­ном. В воздухе полностью господствовала советская авиация, лишь иногда отмечались пролеты одиночных Fw-190 и Bf 109.

7 мая советские танки достигли северных отрогов Рудных гор. Самолеты 322-й авиадивизии прикрывали с воздуха тан­ковые колонны и вели разведку с воздуха перевалов и дорог. 8 мая 1945 г. лейтенант Галич из 2-го ГИАП сбил немецкий са­молет - возможна это была последняя победа ВВС Красной Армии в Великой Отечественной войне.

Большая группа летчиков 2-го ГИАП прибыла в Прагу 12 мая 1945 г., а 17 мая самолеты полка взлетели с аэродрома Грос­сенхейм и взяли курс на восток, домой.

 

111-й ГИАП

 

111-й ГИАП 10-й гвардейской истребительной авиацион­ной дивизии 10-го истребительного авиационного корпуса был перевооружен истребителями Ла-7 зимой 1944-45 г. Первого успеха на новой технике летчики полка добились 25 января 1945 г., когда группа из восьми Ла-7 под командованием старшего лейтенанта Леонида Козырева перехватила 16 Fw-190, наносив­ших удар по советским войскам. По одному фокке-вульфу сби­ли Л.Е. Козырев, Е.В. Афанасьев, К.М. Седов, Н.Г. Песков и В.Г. Сазонов. Восьмерка Лавочкиных потерь не понесла.

25 марта 1945 г. четверка Ла-7 из 111-го ГИАП эскортируя девять бомбардировщиков вступила в бой с восьмеркой немец­ких ударных самолетов. Результат - четыре сбитых и один по­врежденный самолет противника. На следующий день тройка Ла-7 ведомая майором Гнидо в воздушном бою с десятью вра­жескими истребителями сбила два самолета противника.

Через четыре дня, 29 марта 1945 г., восемнадцать Ла-7 под командованием майора А.Н. Маснева сопровождала две девят­ки бомбардировщиков к северо-западу от Остравы и столкну­лась с группой из сорока Fw-190. Первыми атаковали советс­кие летчики, майор Маснев с первого захода сбил ведущего головной десятки фокке-вульфов. По два самолета сбили К.В. Вадеев и Г.Е. Кардопольцев, Р.А. Сатаев записал на свой счет одну победу. Другие летчики группы сбили еще четыре фокке-вульфа. В тот же день группа из восьми Ла-7, которую воз­главлял майор А.А. Губанов, также прикрывая бомбардировщики, сошлась в воздушном бою с двадцатью Bf 109. Звено мессершмиттов в самоубийственной атаке сбило два замыкаю­щих строй бомбардировщика, через несколько секунд все че­тыре Bf 109 были уничтожены. Победы записали на свой счет Григорий Раздобудько, Николай Аврамчиков, Иван Костин и Михаил Шаронов. В последнем за день боевом вылете прини­мала участие шестерка Ла-7 капитана М.В. Кадникова, перед которой стояла задача прикрыть наземные войска от ударов с воздуха. Над Лослау пилоты Ла-7 перехватили группу из 20 Fw-190 и восьми Bf 109. К месту боя срочно вылетели еще два зве­на Ла-7. В воздушном бою усилиями М.В. Кадникова, К.Г. Щер­бины, Д.В. Ильина, П.В. Васильева, К.Г. Козлова и А.И. Кры­лова противник потерял семь самолетов.

2 апреля 1945 г. шесть Ла-7 под командованием майора Гнидо провели над Кржановицами (населенный пункт на польско-чехословацкой границе) воздушный бой с 20 Fw-190. Гвардей­цы без потерь со своей стороны сбили восемь фоккеров; отличи­лись летчики Г.А. Победнов, В.И. Губанов, И.В. Костин, Ф.М. Мухин, Г.П. Семененко, три самолета сбил лично майор Гнидо.

Последний сбитый самолет записал на боевой счет 111-го ГИАП 5 мая 1945 г. Василий Иванович Губанов. Полки 10-й ис­требительной авиационной дивизии завершили войну в Чехос­ловакии, базируясь на аэродромах Хлачин, Храбувка и Бенешов.

 

171-й ГИАП

 

Действовавший в Восточной Пруссии 171-й ГИАП 315-й ис­требительной авиационной дивизии 14-го истребительного авиационного корпуса получил истребители Ла-7 в феврале 1945 г. 23 февраля шесть Ла-7 с надписями на бортах фюзеляжей «За Олега Кошевого» сопровождала штурмовики Ил-2 в налете на аэродром Вайноде. На подходе к цели советские са­молеты атаковали несколько Fw-190, прикрывавших аэродром. Когда Илы делали четвертый заход к месту боя подошло еще звено Fw-190. Прежде чем фоккеры успели занять исходное по­ложение для атаки штурмовиков на них сверху обрушилась шестерка Лавочкиных. Командир группы Иван Вишняков сбил ведущего schwarm'a. Всего в воздушном бою летчики 171-го ГИАП сбили три фокке-вульфа.

Из-за плохой погоды, стоявшей в марте и апреле, воздуш­ные бои в районе операций 171-го ГИАП происходили редко. В конце апреля смешанная группа из 16 Ла-7 и 12 Як-9У под командованием Вешнякова должна была нанести удар по аэро­дрому Карклес. Уже в полете погода началась портиться и рез­ко упала видимость. Вишняков отдал приказ возвращаться. Яки немедленно повернули на обратный курс, в то время как Ла-7 с подвешенными бомбами стали искать подходящие цели для удара. Тем временем, Вишняков пересмотрел сове решение и приказал выполнять поставленную задачу - бомбить аэродром, но наносить удар теперь следовало не с пикирования, а с гори­зонтального полета и не проводить штурмовку. Результаты удара оценить не удалось из-за отвратительной видимости, однако маловероятно чтобы несколько 50-кг бомб могли при­чинить серьезный ущерб, тем более - их бросали с горизонталь­ного полета. Удивительно, но все Ла и Яки (два Яка сели на вынужденную на территории, занятой советскими войсками) благополучно вернулись на свои аэродромы, не взирая на не­погоду. За неудачный налет на Карклес Вешнякова понизили в должности, сняв с эскадрильи и назначив командиром звена. Такие вещи часто случались в военное время.

Полк закончил войну 8 мая атаками курляндских аэродро­мов Виндау, Сирау и Карклес. В ходе этих ударов на земле было уничтожено несколько вражеских самолетов, протьивник со­противления не оказал, не отмечался даже огонь зениток.

 

31-й ИАП

 

Летчик 31-го истребительного авиационного полка Нико­лай Скоморохов первый вылет на Ла-7 совершил в конце де­кабря 1944 г. В тренировочный полет его выпускал штурман 295-й истребительной авиадивизии майор Николай Романов Скоморохова сопровождал на Ла-5ФН его ведомый летчик Филиппов. Первый тренировочный полет стал и первым бое­вым. В воздухе советские пилоты столкнулись с группой из десяти загруженных бомбами Fw-190. Реакция на появление противника была немедленной - атака. Скоморохов сбил од­ного фоккера, но тут на сцене появилось еще восемь Fw-190, Скоморохов сбил и фоккер из этой новоявленной восьмерки. В прицеле Ла-7 Скоморохова появилась третья волна истреби­телей-бомбардировщиков - шесть Fw-190. Вновь ас завалил один самолет. В четвертой волне (восемь Fw-190) после атаки Скоморохова немцы также не досчитались одного самолета. Таким образом, в тренировочном полете Скоморохов сбил че­тыре фокке-вульфа, еще одного фоккера записал на свой счет Филиппов.

В марте 1945 г. все летчики 31-го ИАП (полк входил в со­став 295-й истребительной авиадивизии 9-го истребительного авиакорпуса) получили Ла-7. Полк тогда действовал в Венг­рии. Первый официальный боевой вылет летчиков состоялся 4 апреля. Скоморохов в паре с Козловым провели воздушный бой в окрестностях Вены. В бою на истребителе Скоморохова от­казала вооружение, и он лишь имитировал атаки, но сумел по­мочь своему ведомому сбить один Bf 109.

На следующий день Скоморохов в паре с Горковым сопро­вождал штурмовики Ил-2. На обратном пути они встретили еще одну группу Илов под прикрытием тройки Ла-7 из своего 31-го полка. Скоморохов принял решение присоединится к ним, так как сопровождаемой им группе Ил-2 уже ничего не угро­жало. Это было правильное решение - вскоре Горков заметил пять групп Fw-190. Скоморохов атаковал первым и сбил один фоккер. Второй атакой он сбил второй самолет противника. Третья атака на третью группу фокке-вульфов принесла успех Горковому. В это время на пару Скоморохова навалилось не­сколько Bf 109. Ему ничего другого не оставалось, как сбить мессершмитт. В это время по рации пришло сообщение, что фокке-вульфы атакуют штурмовики. Скоморохов и Горковой бросили мессеров и устремились к группе Ил-2, но противника уже отогнала тройка Ла-7 непосредственного прикрытия. В воз­душном бою пятеро летчиков 31-го ИАП сбили восемь самоле­тов противника; все Ла-7 благополучно вернулись на аэродром базирования Бад-Вослау. В конце апреля удача едва не отвер­нулась от пары Скоморохов - Горковой. На обратном пути, при минимальном остатке топлива, их атаковала группа Bf 109, но пилоты Ла-7 сумели выкрутиться из трудной ситации. Уже на следующий день Скоморохов во главе шестерки Ла-7 совмест­но с группой истребителей из другой эскадрильи 31-го ИАП дрался с 25 Fw-190 и сбил один вражеский самолет. Как выяс­нилось, пилот сбитого Fw-190 имел квалификацию летчика-ин­структора. В последние дни апреля Скоморохов в паре с но­вым ведомым Дмитрием Сохой сопровождал Ил-2 над Юж­ной Моравией. На подходе к Брно группу атаковали истреби­тели Bf 109, благодаря быстрой реакции советских летчиков удар был сорван. В свою очередь, Скоморохов и Соха атакова­ли группу Fw-190. Фоккеры шли на бреющем полете, Скомо­рохов пристроился к одному из них и буквально загнал его в землю: спасаясь от огня аса летчик потерял из виду землю и Fw-190 врезался в холм. Затем Скоморохов предоставил шанс отличиться новичку - Дмитрию Сохе. Соха, однако, с целью сближался медленно, а стрелять начал с большой дистанции. Скоморохов ободрил молодого летчика по рации и указал на ошибки. Дмитрий все же сумел сбить свой первый самолет в уже почти завершившейся войне. Для Скоморохова одержан­ная в этот день победа оказалась последней - всего он сбил 46 самолетов противника.