Воспоминания о Ла-7

 

Парадокс, но сегодня еще живы пи­лоты, летавшие на Ла-7, один их них чех Владимир Фрос. Его богатый летный опыт позволяет сравнить советские ис­требители Ла-5 и Ла-7 с аналогами немец­кой и британской конструкции. Фрос очень хорошо отзывается о самолетах конструкции Лавочкина. Ла-7 не имел такой маневренности, как Як-3, но зато был гораздо более безопасным, за счет большей прочности конструкции плане­ра и очень надежного двигателя воздуш­ного охлаждения.

По сравнению с Мессершмиттом Bf 109 (точнее, с его чехословацким вари­антом Авиа S-99), истребители Як-3, Ла-5 и Ла-7 выглядели гораздо более манев­ренными, Фрос считает, что советские самолеты превосходили мессершмитт по всем статьям. По его мнению, даже реак­тивный Ме-262 (Фрос летал на Ме-262 после окончания войны, когда служил в испытательном подразделении) по ком­плексу характеристик уступал Ла-5 и Ла-7. Фрос полностью солидарен с современ­ными российскими исследователями, ко­торые оценивают Ме-262 «топорно сра­ботанным». Вся тактика ведения боя на реактивном истребителей Мессершмитта сводилась к скоростному пролету.

Сравнивая Ла-5 и Ла-7 со «Спитфайром» Mk IX, Фрос отдает предпочтение британскому истребителю. Управлять Ла-7 на всех режимах было гораздо труд­нее, чем «Спитфайром». Самолет Лавоч­кина требовал приложения значительных усилий к ручке управления, в то время как «Спитфайром» можно было управлять «кончиками пальцев». По характеристи­кам «Спитфайр» также выглядел лучше, чем Ла-7, однако не стоит забывать, что британский самолет изготавливался на заводе с гораздо более высокой культу­рой производства. Техническое обслужи­вание Ла-7 гораздо проще, чем у мессершмитта или «Спитфайра». Двигатель АШ-82 почти всегда был грязным из-за постоянного выброса масла, однако работал исключительно надежно; к нему в наибольшей степени применима русская поговорка: «Работает как зверь». На «Спитфайре» очень неудачно распола­гался топливный бак - непосредственно перед летчиком. Такая компоновка сто­ила жизни множеству летчиков: горящий бак мгновенно превращал самолет в кре­маторий.

Теоретические сравнения - это одно, практика - несколько другое. В воздухе Ла-7, как бы избавлялся от своих недо­статков. Чешские летчики имели возмож­ность полетать на самолетах всех воевав­ших во второй мировой войне стран, они также были свободны от идеологических шор, иначе говоря - их вполне можно счи­тать независимыми экспертами. После войны в Чехословакии проводились срав­нительные воздушные бои Ла-7 с Bf 109 и «Спитфайром» IX. На Лавочкине летал Леопольд Шром, который доказал пре­имущество советского самолета во всех, без исключения, схватках.

Истребитель Ла-7 стал высшим дос­тижением советской конструкторской школы военного времени. Авиаконструк­торы смогли добиться наилучших воз­можных результатов в сложнейших усло­виях простыми средствами и самыми примитивными конструкционными мате­риалами. Самолеты изготавливались за­водами, технологический уровень, равно как и квалификация рабочих, которых не шел ни в какое сравнение с западны­ми заводами. Учитывая конкретные усло­вия, в которых создавался Ла-7, и условия, в которых истребители строились, остает­ся только восхищаться конструкторами, сумевшими сделать этот выдающийся са­молет и снять перед ними шляпу.