Камуфляж и маркировка Ла-7 ВВС Красной Армии

 

В годы второй мировой войны камуф­ляжная окраска истребителей Ла-7 регу­лировалась приказом НКАП (Народный Комиссариат Авиационной Промышлен­ности) № 886/0133 от 3 июля 1943 г. и до­полненным приказом № 5590/0207 от 6 октября 1944 г.

Верхние поверхности самолетов кра­сились комбинацией аэролаков АМТ-11 светлого серо-голубого цвета и АМТ-12 темно-серого цвета; нижние - светло-го­лубым аэролаком АМТ-7.

Лаки серии АМТ изготавливались на основе нитроцеллюлозы и изготавливались заводом № 36. Эти лаки предназначались для окраски деревянных и полотняных по­верхностей, металлические элементы кон­струкции красились масляными красками А-33м (по цвету аналог лака АМТ-11), А-32м (аналог лака АМТ-12) и А-28м (аналог лака АМТ-7). Лаки серии АМТ в ряде слу­чаев наносили и по металлу, но в тогда ме­таллические поверхности покрывались грунтовкой АЛГ-1 желтого цвета.

Существовали нестандартные схемы окраски некоторых истребителей, чаще всего из нестандартных вариантов встре­чалась однотонная окраска верхних по­верхностей, обычно - светлым серо-голу­бым лаком АМТ-11 (к примеру - Ла-7 С.Ф. Долгушина); вполне возможно, что принадлежавший Алелюхину самолет с бортовым номером «14» был целиком покрашен в красный цвет. Алелюхин сам подтверждал данный факт, но большин­ство российских историков считают это сделанное спустя много лет после окон­чания войны утверждение ошибочным, относя его на аберацию памяти далеко уже не молодого летчика. Тем не менее, анализ черно белых фотографий Ла-7 с бортовым номером «14» не позволяет полностью отвергнуть версию о «крас­ном» самолете.

В послевоенные годы верхние поверх­ности самолетов советских ВВС полностью окрашивались зеленой краской А-24г, ниж­ние - светло-голубым аэролаком АМТ-7, отдельные самолеты полностью окрашивались серо-голубой краской А-36м.

На уровне подразделений существо­вало множество вариаций стандартной камуфляжной окраски, вариации эти не поддаются никакой классификации. Наиболее часто стандартная окраска до­полнялась индивидуальной маркировкой подразделений, начиная с авиационного корпуса и вплоть до звена. Как правило, маркировка представляла собой разнооб­разные полосы, чаще всего белые, нане­сенные вокруг хвостового оперения. По­мимо полос можно было встретить окра­шенные полностью в какой-нибудь кон­трастный цвет элементы планера истре­бителя. Подобная маркировка была не­обходима для быстрой визуальной иден­тификацией. В конце войны практичес­ки каждое подразделение ВВС Красной Армии имело свою отличительную окрас­ку. Не стоит удивляться этому - только в Берлинской операции было задействовано примерно 7500 советских самолетов, которые следовало как-то различать.

Очень часто в контрастный цвет ок­рашивались носовые части фюзеляжей Ла-7, законцовки килей и рулей поворо­та (последние красились в самые различ­ные тона: серебристый, красный, желтый, двух- или трехцветные). Нередко каждая эскадрилья полка имела свой цвет, так в 9-м ГИАП 1-й эскадрилье соответствовал красный, 2-й - голубой и 3-й - желтый идентификационные цвета. Элитные под­разделения, подобно 176-му ГИАП, име­ли свою отличительную окраску, яркую ин­дивидуальную маркировку имели и само­леты ряда асов. Красные носы встречались на самолетах 2-го ГИАП, 9-го ГИАП, 32-го ГИАП, 41-го ГИАП, 63-го ГИАП, 111-го ГИАП, 176-го ГИАП. Вероятно, яркая, бросающаяся в глаза, носовая оконечность фюзеляжа позволяла сразу отличить Ла-7 от сходного по силуэту Fw-190.

В индивидуальной символике преоб­ладали хищные птицы и звери. Сбитые самолеты противника отмечались не­большими пятиконечными звездочками. Нередко на самолете изображались ор­дена, которыми был награжден летчик и гвардейские знаки, часто встречались разнообразной формы стрелы и молнии. Так на фюзеляжах самолетов 9-го ГИАП, входившего в состав воевавшей в Литве 303-й истребительной авиадивизии, изоб­ражались молнии. Размеры и форма цифр тактических номеров на Ла-7 не претерпели изменений по сравнению с номерами, которые наносились на истре­бители Ла-5. Размер и форма цифр оста­вались неизменными на протяжении 1944 т 1945 г.г. Иногда в полках к двузначно­му номеру, нанесенному в заводских ус­ловиях, добавляли третью цифру. Обыч­но, такое проделывали, если пришедший с завода самолет имел бортовой номер, который дублировал номер одного из истребителей полка. К примеру во 2-м ГИАП имелся Ла-7 с бортовым номером «181», в качестве позывного использова­лись две последние цифры трехзначного номера, в данном случае - «81».

На Ла-7 встречались опознаватель­ные знаки в виде пятиконечных звезд двух размеров:

-  самолеты раннего выпуска несли крупные звезды, диаметр описанной вок­руг звезд на фюзеляже окружности -1150 мм, диаметр окружности, описанной вок­руг звезд на киле и крыльях - 920 мм;

-  самолеты более позднего выпуска имели опознавательные знаки меньших размеров: диаметр описанной вокруг звезд на фюзеляже окружности - 875 мм, диаметр окружности, описанной вокруг звезд на киле и крыльях - 645 мм;

В обоих случаях звезды имели бело-красную обводку. Заводской номер пи­сался на вертикальном оперении над стабилизатором белой краской, высота цифр - 20 мм.