Самолеты Ju-52/3m на Гражданской войне в Испании

 

С момента установления в 1931 г. в Испании республиканского строя прав­ления классовые противоречия все уси­ливались и, в конечном итоге, привели в 1936 г. к военному путчу генерала Фран­ко. Мятеж начался в Марокко, в Мелилье. Германия направила на помощь Франко 20 самолетов Ju-52/3m g3e, маши­ны прибыли в Тетуан, испанское Морок­ко, 27 июля 1936 г. За первую неделю Юнкерсы доставили более 500 солдат и офицеров националистов в Табалду, рай­он Севильи, в Табладе находился штаб Франко. Немецкие экипажи выполняли до четырех рейсов за день, доставляя людей и грузы из Марокко в Испанию. Доставка морем была невозможна из-за блокады Гибралтарского пролива ВМС республиканцев. Первый стратегический воздушный мост в истории прекратил свое существование в середине 1936 г. Транспортные самолеты перевезли из Африки в Европу около 14 000 человек и 500 т грузов.

Начиная с рейда одного Ju-52/3m, имевшего место 3 августа 1936 г., нацио­налисты все чаще стали использовать транспортные трехмоторные Юнкерсы в качестве бомбардировщиков. 13 августа два Ju-52/3m атаковали линейный ко­рабль «JAIME I» ВМС Испании в райо­не Малаги, линкор был выведен из строя прямыми попаданиями двух 250-кг бомб. 20-21 августа Юнкерсы доставляли боеп­рипасы и другие необходимые грузы блокированным в крепости Алькасар под Толедо националистам. Грузы сбрасыва­лись на парашютах. В конце августа си­лами немецких специалистов в бомбар­дировщики было переоборудовано шесть Ju-52/3m g3e, 27 августа они совершили первый налет на Мадрид.

7 ноября в составе войск генерала Франко был сформирован легион «Кон­дор». В него вошли сухопутные и авиа­ционные подразделения германских «добровольцев». Для легиона «Кондор» из фатерлянда дополнительно прибыл 31 самолет Ju-52/3m с экипажами. Из Юнкерсов сформировали три стаффеля, све­денных в 88-ю бомбардировочную груп­пу (К/88). В ВВС националистов все са­молеты Ju-52/3m получили код «22», код наносился на бортах фюзеляжей перед индивидуальными номерами самолетов. Трехмоторные Юнкерсы успешно выпол­няли функции дневных бомбардировщи­ков вплоть до появления у республикан­цев в конце 1936 г. истребителей И-15 и И-16. Медлительные Ju-52/3m станови­лись легкой добычей скоростных и хоро­шо вооруженных истребителей конструк­ции Н.Н. Поликарпова. Теперь Юнкер­сы стали использовать только как ноч­ные бомбардировщики или на тех участ­ках фронта, где активность авиации рес­публиканцев была минимальной.

Самолеты Ju-52/3m из К/88 26 апре­ля 1937 г. принимали участие в печально известной бомбежке Герники. Герника расположена примерно в 20 км восточнее Бильбао. Центр городка был сметен с лица земли авиацией (тоже впервые в истории), погибло 300 человек, около 70% всех зданий города превратилось в руины. Существует версия, что Гернику разбомбили из-за навигационной ошиб­ки по причине плохой погоды. Дескать, целью налета являлись железнодорожная станция и мост восточнее города.

До 16 июля 1937 г. Германия напра­вила в Испанию 59 Ju-52/3m g3e и Ju-52/3m g4e, в том числе два гидроплана. В августе большинство этих самолетов пе­редали из легиона «Кондор» в две испан­ские ночные бомбардировочные группы (Grupos de bombardero nocturne): l-G-22 и 2-G-22. Ju-52/3m из 2-G-22 совершили последний боевой вылет в ходе Граждан­ской войны 26 марта 1939 г. на бомбежку города Бельмез. Для Юнкерсов из l-G-22 война закончилась раньше. Оставши­еся в легионе «Кондор» самолеты Ju-52/ 3m до конца войны использовались в ка­честве транспортных.

Республика пала 31 марта 1939 г. -Гражданская война завершилась победой сторонников Франко. Самолеты Ju-52/ 3m националистов за время войны вы­полнили 5400 вылетов, сбросили 5803 т бомб. Примерно 25 из 59 самолетов из боевых вылетов не вернулись.