Ju-52/3m в люфтваффе

 

На 1 сентября 1939 г. в составе люфт­ваффе насчитывалось 57 самолетов Ju-52/3m g3e и Ju-52/3m g4e. Они использова­лись, главным образом, для снабжения войск и эвакуации раненых, однако при­нимали и участие в массированном нале­те немецкой авиации на Варшаву 25 сен­тября. Солдаты сбрасывали с трехмотор­ных Юнкерсов зажигательные бомбы вручную через проемы дверей в бортах фюзеляжей.

В операции WSERUBUNG, вторже­нии Германии в Данию и Норвегию, ко­мандование люфтваффе задействовало 573 Ju-52/3m. Вторжение началось 9 ап­реля 1940 г. Помимо обычной для транс­портных самолетов работы по доставке людей и грузов, Юнкерсы совершили трудные, но удачные полеты на десанти­рование парашютистов. Воздушные де­санты были сброшены на норвежские аэродромы Осло-Форнебю и Ставангер-Соло, кроме того парашютисты захвати­ли мост в районе города Вординборг. Тринадцать Ju-52/3m из KGzbV-102 дос­тавили артиллерию немецким войскам, действовавшим в районе Нарвика. Само­леты успешно совершили посадку на лед озера Хартвиганн, однако из-за нехват­ки горючего не смогли взлететь и были брошены экипажами. Самолеты утонули в озере весной, когда растаял лед. Всего в ходе операции WSERUBUNG самоле­ты Ju-52/3m перевезли 29 000 человек, 2660 т груза и 118 000 л авиационного бензина.

Операция FALL GELB - вторжение в Западную Европу - началась 10 мая 190 г. В ней было задействовано 430 самоле­тов Ju-52/3m. Юнкерсы буксировали пла­неры DFS-230 с десантом на борту. Пе­ред десантниками стояло задание захва­тить бельгийский форт Эбен-Эмаэль, за­дание было успешно выполнено. Мень­ше повезло экипажам Юнкерсов, выса­живавших парашютистов над Голланди­ей: голландская ПВО основательно пус­тила кровь медлительным транспортни­кам. В целом операция FALL GELB завершилась полным успехом, однако по­тери в транспортных самолетах были очень большими - люфтваффе лишились более половины всех Ju-52/3m. Потери пришлось восполнять не только построй­кой новых самолетов, но и реквизицией самолетов Ju-52/3m вместе с экипажами у авиакомпании Дойче Люфтганза.

Начиная с февраля 1941 г. самолеты Ju-52/3m начали регулярные полеты в Северную Африку с целью снабжения действовавшего в Ливии корпуса «Афри­ка». Самолеты одной группы из KGzbV-1 постоянно летали из Комизо, Сицилия, через Средиземное море. Большинство самолетов выполняло по три полета в день, проводя в воздухе до 12 ч. Ежеднев­но Юнкерсы в среднем перевозили в Се­верную Африку до 1000 солдат и по 25 т грузов. Медлительные и неповоротливые Ju-52/3m являлись легкой добычей для истребителей союзников - потери люфт­ваффе в транспортных самолетах росли. Вторжение на Крит - операция MERCUR - началось 20 мая 1941 г. На остров был высажен воздушной десант численностью 8500 человек, в операции принимало участие 493 самолета Ju-52/ 3m. Юнкерсы не только сбрасывали па­рашютистов, но и использовались в качестве буксировщиков десантных плане­ров. Крит пал после 11 дней боев, потери десанта составили 4000 человек, а люфт­ваффе лишились еще 151 трехмоторного Юнкерса. Захват Крита - самая крупная операция парашютно-десантных войск Германии в период Второй мировой вой­ны, фактически захват Крита стал и пос­ледней воздушно-десантной операцией гитлеровских парашютистов.

Тяжелые потери над Критом приве­ли к тому, что к участию в операции «Барбаросса» удалось собрать всего 150 Ju-52/3m. Транспортная авиация порой оставалась единственным средством снабжения стремительно продвигавших­ся на восток механизированных колонн вермахта. Ключевую роль самолеты Ju-52/3m сыграли в выживании окруженно­го в начале 1942 г.г. под Демянском II корпуса вермахта. Ежедневно транспор­тные самолеты доставляли окруженным по 300 т грузов. Жестокие морозы (тем­пература падала до -45 град. С) сильно осложняли работу летных экипажей и техников. Котел под Демянском просу­ществовал с 21 февраля по 18 мая 1942 г. Транспортная авиация перевезла за этот период 71 520 т груза и более 30 000 чело­век к Демянску и вывезла в тыл более 35 000 раненых. Советские истребители и зе­нитки сбили несколько десятков самолетов люфтваффе, значительное число машин немцы потеряли в результате летных про­исшествий. Суммарные потери люфтваф­фе под Демянском составили 265 самоле­тов - большей частью Ju-52/3m.

Успех в организации воздушного мо­ста к окруженной в лесах под Демянском группировки породил в умах командиров люфтваффе ложную уверенность в том, что транспортная авиация справится и со снабжением еще более крупных сил, так­же попавших в окружение - 6-й армий генерала Паулюса. Немцы стянули на аэродромы Морозовская и Тацинская, расположенные примерно в 250 км запад­нее Сталинграда, 375 самолетов Ju-52/3m. Полеты по воздушному мосту начались 25 ноября 1942 г. Нормально войскам 6-й армии требовалось ежедневно достав­лять по 830 т грузов, эта цифра значитель­но превышала реальные возможности люфтваффе. Как всегда в таких случаях решающую роль в неспособности немцев решить поставленные задачи на Западе сваливают на «генерала Мороза»: дес­кать, рулить по снегу загруженным само­летам было тяжело, а у летчиков-техни­ков ручки-ушки замерзали - не фига в Россию зимой соваться! В среднем в сут­ки осажденная группировка получала в десять раз меньше груза - всего 93 т. По­леты на аэродром Питомник, через кото­рый и осуществлялось снабжение 6-й ар­мии, становились все боле опасным делом из-за усиления русской ПВО и роста активности советских истребителей. Между тем, кольцо войск Красной Ар­мии, сжимавшее Паулюса в Сталингра­де, расширялось, его внешняя граница сдвигалась все западнее. Чем шире ста­новилась полоса советских войск вокруг Сталинграда, тем опаснее становились полеты на аэродром Питомник - все боль­ше и больше времени Юнкерсам прохо­дилось лететь над территорией, занятой противником. Паулюс капитулировал 2 февраля 1943 г., к этому времени транс­портная авиация люфтваффе потеряла под Сталинградом почти 266 Ju-52/3m и около 1000 человек летного состава. Ча­сти Красной Армии захватили в качестве трофеев еще почти 100 исправных или имевших незначительные повреждения Ju-52/3m. Часть из этих самолетов эксп­луатировалась русскими.

Самолеты Ju-52/3m принимали учас­тие в эвакуации частей 17-й армии с Ку­бани. Начиная с 19 апреля, транспорт­ная авиация работала в интересах войск, подавлявших восстание в еврейском гет­то Варшавы. Юнкерсы сбрасывали на восставших бомбы и листовки.

Последним масштабным случаем применения транспортной авиации люфтваффе стало снабжение окруженной в районе Бреслау (в настоящее время Вроц­лав, Польша) группировки немецких войск. Воздушный мост начал функцио­нировать в середине февраля 1945 г., пос­ледние три Ju-52/3m приземлились в Бреслау 7 апреля. В этой операции люф­тваффе потеряли 165 самолетов, в том числе и Ju-52/3m.

Спорадически Ju-52/3m летали в ок­руженный советскими войсками Берлин. В последний раз Юнкере из Transportgeschwader-3 (TG-3) появился над Берлином 29 апреля 1945 г., за день до самоубийства Адольфа Гитлера. Са­молет сбросил свой груз над Тиргартеном, недалеко от Рейхсканцелярии.

По состоянию на 25 апреля 1945 г. в Transportgeschwadern-1, 2 и 3, и в Transportgruppe-20 имелось 190 самоле­тов Ju-52/3m. Из этого числа 137 самоле­тов досталось союзникам в качестве тро­феев. Очень немногие из 3400 построен­ных Ju-52/3m уцелели до конца войны.