Иностранные Ju-52/3m

 

Германия продала три Ju-52/3m g3e Австрии, где они поступили на вооруже­ние местных ВВС. Два самолета (Werk Nr. 5807 бортовой номер 36 и Werk Nr. 5820 бортовой номер 37) были поставле­ны в транспортно-бомбардировочном варианте. Третий самолет (Werk Nr. 5835) австрийцы получили в штабном вариан­те, самолет имел гражданский регистра­ционный код «ОЕ-НКА». Все три маши­ны вернулись немцам после аншлюса Австрии 13 марта 1938 г.

В октябре 1939 г. три самолета Ju-52/ 3m g4e были поставлены ВВС Швейца­рии, где их планировали использовать для обучения и тренировки штурманов и наблюдателей. Самолеты (Werk Nr. 6580, 6595, 6610) получили в Швейцарии сразу и военные и гражданские регистрацион­ные номера: A-701/HB-HOS, А-702/НВ-НОТ, А-703/.НВ-НОР соответственно. Самолеты использовались не только в качестве учебно-тренирочных, но и как транспортные. После войны на них были установлены основные опоры шасси от Ju-52/3m французского производства, а хвостовые колеся ВУЯШ с носовых опор шасси реактивных истребителей «Вам­пир». ВВС Швейцарии списали три сво­их Ju-52/3m в сентябре 1982 г. (!), маши­ны были проданы фирме Ju-Air Company из Дюбендорфа после чего неоднократ­но принимали участие в показательных полетах.

Государственная венгерская авиаком­пания Malert получила шесть Ju-52/3m ge в 1937 г., с началом второй мировой войны самолеты «призвали» на службу в мадьярские ВВС. В составе 2-й транспорт­ной эскадрильи Юнкерсы регулярно ле­тали из Венгрии в район Дона, где дей­ствовали части 2-й венгерской армии. В сентябре 1942 г. немцы предоставили Венгрии один Ju-52/3m g7e (Werk Nr. 3208) в санитарном варианте. Венгерс­кие Юнкерсы в феврале 1943 г. прини­мали участие в эвакуации мадьяр из Пол­тавы. В сентябре 1943 г. эскадрилья вен­герских Ju-52/3m сменила обозначение на 102/1. пять из шести самолетов, некогда принадлежавших авиакомпании Malert, были уничтожены на аэродроме Бёргёнд американскими «Мустангами» 12 и 13 ок­тября 1944 г. Единственный экс-гражданс­кий венгерский Юнкере летал в окружен­ный советскими войсками Будапешт с 24 декабря 1944 г. вплоть до падения венгерс­кой столицы 13 февраля 1945 г.

В 1939 г. два Ju-52/3m g4e получили ВВС Болгарии. В Болгарии самолеты получили гражданскую регистрацию LZ-UNA и LZ-UNB. Экипажи Юнкерсов прозвали свои самолеты совами. В 1943 г. Болгария купила в Германии еще два Ju-52/3m (Ju-52/3m g10e). В сентябре 1944 г. Болгария перешла на сторону стран антигитлеровской коалиции. В октябре германские войска окружили части бол­гарской армии в Ратунда-Дринаке. Не смотря на сильный огонь средств ПВО, Юнкерсы ВВС Болгарии выполнили 13 полетов и сбросили осажденным 14 т гру­зов. Несколько трофейных Ju-52/3m, зах­ваченных на австрийском аэродроме Цельтвиг, были переданы Болгарии. Бол­гары использовали Ju-52/3m в качестве транспортных и десантных самолетов до середины 50-х годов.

Первые Ju-52/3m поступили на воору­жение 105-й тяжелой транспортной эс­кадрильи ВВС Румынии в ноябре 1941 г. Зимой 1942-1943 г.г. эти машины прини­мали участие в снабжении окруженных под Сталинградом частей румынской армии. Несколько самолетов было поте­ряно от огня советских зениток и в ре­зультате летных происшествий. Оставшиеся машины эвакуировали румын из Крыма весной 1944 г. Всего Германия поставила в Румынию 33 самолета Ju-52/ 3m, еще не менее 11 Юнкерсов румыны захватили у своих недавних союзников, после того как в августе 1944 г. Румыния переметнулась в лагерь союзников. Ру­мынские Ju-52/3m эксплуатировались до начала 60-х годов.

Построенные по заказу итальянской авиакомпании Ala Littoria местные ВВС прибрали к рукам в 1940 г., все самолеты сохранили гражданскую регистрацию. Два самолета (Werk Nr. 4064 и Werk Nr. 6765) после выхода Италии в 1943 г. из войны захватили немцы. Эти самолеты были переданы авиакомпании Дойче Люфтганза, где получили регистрации D-AIAO и D-AIAT соответственно.

Норвегии весной 1945 г. досталось два самолета Ju-52/3m g7e (Werk Nr.501219 и Werk Nr. 501196) из состава люф­тваффе. В августе 1946 г. эти самолеты поступили на вооружение Королевских ВВС Норвегии, получив бортовые коды Y-AB и Y-AC. Самолет с регистрацион­ным кодом Y-AB имел собственное имя «Jampa», а с кодом Y-AC - «Lajla». 15 сен­тября 1950 г. эти самолеты норвежцы пе­редали ВВС Португалии. В декабре 1960 г. португальцы получили еще 13 Ju-52/ 3m, снятых с вооружения во Франции.

Несколько Юнкерсов немцы в конце войны бросили на аэродромах Чехосло­вакии. Машины отремонтировали, пос­ле чего они поступили на вооружение ВВС Чехословакии под обозначением D-52 (Dopravni - транспортный).