ААС-1 «Тукан»

 

В годы Второй мировой войны Герма­ния старалась перевести производство самолетов Ju-52/3m на предприятия оккупи­рованных стран, чтобы высвободить про­изводственные мощности собственных за­водов для выпуска более современных са­молетов, в первую очередь - боевых. Од­ним из таких предприятий стал бывший завод фирмы Амье, расположенный севе­ро-западнее Парижа в Коломбисе. С июня 1942 г. до лета 1944 г. на заводе для нужд люфтваффе был изготовлен 321 самолет Ju-52/3m. В конце 1944 г. завод был переиме­нован в Ateliers Aeronautiques de Colombes (AAC). На нем вновь был налажен выпуск трехмоторных самолетов фирмы Юнкере, но уже для ВВС освобожденной Франции, завод строил модификацию Ju-52/3m g 14e, во французских ВВС самолеты получили наименование ААС-1 «Toucan». С конца 1944 г. по начало 1948 г. фирма ААС изго­товила 415 «Туканов», кроме того на заводе прошли капитальный ремонт 28 Юнкерсов, некогда летавших в люфтваффе.

Самолет ААС-1 отличался от Ju-52/ 3m g!4e более длинным патрубком на центральном моторе, рамочная антенна радиокомпаса не устанавливалась, но зато появилась вторая мачта натяжной радиоантенны. Колеса основных опор шасси - от самолета Дуглас С-47 «Скайтрэйн», по сравнению с оригинальными колесами Юнкерса они имели меньший диаметр. Часть самолетов ААС-1 имела на рулях триммеры.

Самолеты ААС-1 французы активно применяли в войне в Индокитае. В част­ности, именно с Юнкерсов высаживались французские парашютисты в районе го­рода Нам Динь в январе 1947 г. Воздуш­ные десанты с ААС-1 также сбрасыва­лись под городами Хоа Бинь, Чо Бо и Мок Хань. Несколько машин в полевых условиях прошли доработку, после чего на них стало возможным подвешивать под крылья и фюзеляжи по 16 50-кг бомб. На этих самолетах ставились бомбарди­ровочные прицелы D-30. Часть «Тука­нов» получила пулеметное вооружение. Последний ААС-1 (собственное имя «Julie») покинул Индокитай в 1952 г.

ААС-1 также использовались фран­цузами для борьбы с партизанами на Мадагаскаре в марте 1947 г., принимали участие в знаменитом Берлинском воз­душном мосте в 1948-1949 г.г. Последний «Тукан» был снят с вооружения ВВС и морской авиации Франции в 1960 г. В послевоенный период 45 самолетов ААС-1 эксплуатировались в авиакомпании Air France. Кроме того, самолеты ААС-1 имелись в чехословацкой авиакомпании CSA, чехословацкой обувной фирме Bata Shoe Company, в составе ВВС Португа­лии и Югославии.