Франция, 1940 год

 

Английский экспедиционный корпус во Франции со временем был усилен. В числе прочих частей, во Францию пере­бросили 615-ю и 607-ю эскадрилью на «Гладиаторах».

15 ноября 32 «Гладиатора» в сопро­вождении четырех самолетов AW «Эн­син», двух «Сцилла», и по одному DH 86, «Авро Тен», «Фоккер» и «Магистра» перелетели Ла-Манш и приземлились в Мервилле. На новом месте «Гладиаторы» немедленно приступили к патрульным вылетам в район Мервилля. 20 ноября одна из троек 607-й эскадрильи заметила одиночный Не 111, но немецкий самолет, имевший преимущество в высоте, сумел уйти.

Проливные дожди превратили ВПП Мервилля в болото. До 13 декабря «Гла­диаторы» оставались на земле. Лишь 6 декабря два «Гладиатора» 607-й эскадри­льи сумели подняться в воздух и переле­тели в Секлен, чтобы участвовать в смот­ре, проводимом королем Генрихом VI.

13 декабря обе эскадрильи перебази­ровались на аэродром Витри-ан-Атруа. Погодные условия оставались неблагоп­риятными. Дожди, перемежающиеся с заморозками, привели аэродром в негод­ность. Самолетам часто приходилось действовать с запасного аэродрома Сен-Энжельвер. Не обошлось и без аварий. 18 декабря один из пилотов 615-й эскадри­льи разбился, пытаясь сесть на раскис­ший аэродром.

Новый год принес изменения в рас­порядок эскадрилий. Пилоты начали учиться сопровождать «Лисандеры» из 2-й и 26-й эскадрилий. Плохая погода ста­ла причиной следующих аварий. Погиб­ли двое пилотов 607-й эскадрильи, стол­кнувшись в воздухе, а один «Гладиатор» разбился при посадке.

В апреле пилоты начали подготовку к переходу на «Харрикейны», который планировалось провести в конце месяца. Но 10 мая Германия начала наступление через Бельгию и Голландию. «Гладиато­рам» пришлось вступить в бой. Немец­кая истребительная авиация, перебазиро­вавшись на захваченные аэродромы, ста­ла беспокоить английскую авиацию на севере Франции.

В четыре часа утра в воздух поднялась дежурная тройка «Гладиаторов», а в пять утра в воздухе были почти все исправные машины. В течение всей последующей недели обе эскадрильи не отдыхали ни минуты. 607-я эскадрилья действовала на севере Франции, добившись нескольких побед, но также потеряв часть машин и несколько пилотов. 15 мая 615-я эскад­рилья располагала 12 боеспособными «Гладиаторами», а 18 мая поступило по­полнение в виде девяти «Харрикейнов». 615-я эскадрилья до 18 мая потеряла 10 пилотов, а уцелевшие летчики занима­лись тем, что прикрывали эвакуацию ан­глийского экспедиционного корпуса из Дюнкерка, Кале и Булони. 18 мая обе эс­кадрильи завязали бой с немецкими ис­требителями Bf 109 и Bf 110 в районе Арраса и заявили несколько побед. На аэродроме самолеты были атакованы 9 немецкими бомбардировщиками, налетевшими с юго-запада. Бомбардировщи­ки сбросили бомбы замедленного дей­ствия, а также обстреляли цистерны с бензином и стоявшие на земле самолеты. Англичане понесли болезненные потери, а аэродром вышел из строя. Периодичес­ки взрывающиеся бомбы заставили на­чать эвакуацию эскадрильи. Уцелевшие семь самолетов облили бензином и подо­жгли. Летчики прибыли в Булонь, отку­да 21 мая на палубе парохода «Биариц» переправились в Дувр. Удалось спасти только три «Гладиатора» из 615-й эскад­рильи. Одним из них был самолет N2306, на котором перелетел пилот «Лисандера» 16-й эскадрильи летный офицер Эйткен. Другим «Гладиатором» был истребитель с серийным номером N2304, а третьим - с бортовым номером KWoT. На третьем истребителе в Англию вернулся летный офицер Энтони Эйр, кавалер DFC.

607-я эскадрилья оставалась без само­летов до июля, когда ее оснастили «Харрикейнами».

615-я эскадрилья, вернувшись в Анг­лию, прибыла на свою старую базу в Крейдон, где быстро получила «Харрикейны». 8 пилотов эскадрильи под коман­дованием флайт-лейтенанта Дж.Дж. Сан­дерса, кавалера DFC, сформировали 23 мая в Мастоне так называемое звено «G». Звено, летая на «Гладиаторах», вплоть до 30 мая прикрывало корабли, уходящие из Дюнкерка. Позднее звено расформировали, а пилоты пересели на «Харрикейны». Точных данных о числе побед, одер­жанных «Гладиаторами» во Франции, нет. Можно предположить, что 607-я и 615-я эскадрильи в период с 10 по 20 мая сбили 72 немецких самолета и повреди­ли еще 56. Многие из пилотов этих эскад­рилий сражались в составе различных частей в районе Парижа и на западе Франции вплоть до 3 июня.