Части метеоразведки

 

В октябре 1942 года по данным Ми­нистерства авиации Великобритания рас­полагала 62 «Гладиаторами». Самолеты эти служили в частях и использовались по-разному. Многие из них находились в составе отрядов метеоразведки.

Метеорологическая служба «Гладиа­торов» началась в 1939 году. Две части в Даксфорде и Олдергруве получили «Гла­диаторы». Самолеты раз или два в день проводили наблюдения над Северной Ирландией и Северным проливом. В Ол­дергруве базировалось 1403-е звено ме­теоразведки. Номер звену присвоили в марте 1941 года. «Гладиаторы» служили в этой части с 25 марта 1939 года по ян­варь 1945 года. Всего звено использова­ло девять «Гладиаторов». «Гладиаторы Mk II» с номерами N5590, N5591, N5592 и N5593 звено получило уже в мае 1941 года. Два из них разбились при посадке в сложных метеоусловиях. Вместо них звено получило машины с номерами N5637 и N5576. Позднее в звено прибы­ли «Гладиаторы» N5900, N5575 и еще одна машина, номер которой неизвестен. В ноябре 1944 года три самолета (N5900, N5575 и N5576) передали в 226 MU. Пос­ледний полет на «Гладиаторе» провел летный офицер Р.Л. Брамли 7 января 1945 года. Полет совершался на полученном еще в 1939 году «Гладиаторе» N5592. Са­молет летал на протяжении шести лет, налетал более 3400 часов и пережил две аварии. Всего в звене «Гладиаторе» на­летали 14760 часов.

В Даксфорде, а затем в Берчем-Ньютон, базировалась 1401-я эскадрилья ме­теоразведки. Часть сформировали в мар­те 1941 года. В августе звено развернули в 521-ю эскадрилью метеоразведки. Эс­кадрилья летала на самых разных само­летах, в том числе Локхид «Гудзон», Бри­столь «Бленхейм», «Спитфайр», «Москито», Майлз «Мастер», «Тайгер Мот», Майлз «Ментор». Наконец, в составе эс­кадрильи было звено из шести «Гладиа­торов». Самолеты вылетали на разведку парами. Один шел вдоль побережья на высоте 6000 футов (около 1800 м), а дру­гой - на высоте 24000 футов (более 7300 м), проводя синхронные замеры. В авгу­сте 1943 года эскадрилья перебазирова­лась в Манстон и целиком пересела на «Спитфайры».

Третьей частью метеоразведки, летав­шей на «Гладиаторах» было 1403-е зве­но. Звено сформировали в начале 1943 года в Майлденхолле. В составе звена имелись два «Гладиатора Mk II» (N5630 и N5717). В мае 1943 года звено переба­зировалось на Гибралтар. Вскоре разбил­ся N4530, а N5717 вышел из строя, а отремонтировать его не представлялось воз­можным из-за отсутствия запчастей. В ав­густе 1943 года звено расформировали.

За пределами Европы действовало девять эскадрилий метеоразведки: 1411-я, 1412-я, 1413-я, 1414-я, 1415-я, 1560-я, 1561-я, 1562-я и 1563-я.

Первым из перечисленных было сформировано 1 декабря 1941 года в Хар­туме 1412-е звено. Звено располагало пя­тью «Гладиаторами Mk I»(K6140, K7951, К8001, N5828 и N5831). Самолеты нахо­дились в действующих частях с 1937 года, сначала в 72-й эскадрильи, а потом в 33-й эскадрилье.

Также в декабре 1941 года появились два других звена: 1411-е в Гелиополе и 1413-е в Рамале. 1411-е звено располага­ло восемью «Гладиаторами» до середи­ны 1943 года, тогда как 1413-е звено до мая 1944 года летало на девяти «Гладиа­торах», а затем пересело на «Харрикейны». Временами звено действовало с аэродрома Никосии на Кипре.

В декабре 1942 года сформировали 1560-е звено. Звено базировалось в Майдугури, Нигерия. Хотя формально звено появилось 6 декабря, первые машины N5622, N5625 и N5682 поступили лишь в мае 19423 года. Следующие звенья фор­мировались уже в 1943 году.

1414-е звено сформировали в Истлейфе. Восточная Африка. Звено летало на «Гладиаторах» и «Гонтлетах».

1415-е звено возглавлял флайт-лейтенант П.К. Хамфрис. Звено находилось в Хаббании. В распоряжении звена имел­ся один «Гладиатор» Кб 147, который раз­бился при посадке 18 октября 1943 года. Кроме того, в звене имелся «Джипси Мот» и несколько «Харрикейнов».

1561-е звено сформировали в середи­не 1943 года. Звено дислоцировалось в Икее, Западная Африка. В звене имелись три «Гладиатора», на которых звено ле­тало до мая 1944 года.

1562-е звено располагало четырьмя «Гладиаторами» и дислоцировалось на аэродроме Ватерлоо в Сьерра-Леоне. «Гладиаторы» применялись в звене вплоть до июня 1944 года.

1563-е звено дислоцировалось в Бени­не (Киренайка) и до октября 1943 года использовало три «Гладиатора Mk I».