«Морские Гладиаторы»

 

В 1935 году Королевский ВМФ сфор­мулировал требования к палубному са­молету общего назначения, который мог бы быть разведчиком, истребителем, а также легким бомбардировщиком. В со­ответствии с этими требованиями по­явился самолет Блэкберн «Скуа». Коман­дование ВМФ не ощущало необходимо­сти иметь на вооружении флота специа­лизированный истребитель. Однако в 1937 году Адмиралтейство все же реши­ло обзавестись подобной машиной. «Скуа» на роль истребителя не подходил. В качестве выхода предложили восполь­зоваться каким-либо истребителем Коро­левских ВВС, уже существующим или только проектируемым. Таким самоле­том оказался «Фульмар», который созда­вался в рамках проекта Р.4/34 (0.8/38). Мюнхенский кризис заставил англичан усилить свою авиацию, в том числе и морскую. В качестве шага в этом направ­лении было решено создать палубную модификацию «Гладиатора».

Первые «Гладиаторы», переданные на флот, получили название «Си Гладиа­тор (интерим)» - переходный. Это были первые 38 «Гладиаторов Mk II», выпу­щенные заводом в Брокворте. Самолеты с номерами N2262-N2302 оставили на заводе для переделки. В ходе переделки ис­требителям усилили хвостовую часть фю­зеляжа, под которым закрепили V-образный крюк аэрофинишера. Также самолеты получили флотскую радиостанцию Т.К.9, а спидометр откалибровали в узлах.

Тринадцать первых «Си Гладиато­ров» прибыли в декабре 1938 года на базу Уорти-Даун для ознакомления с ними пилотов. Остальные машины распреде­лили по базам Королевского ВМФ в Хатстоне, Истлейте и Донибристле. Несколь­ко самолетов выслали в Аден, чтобы по­полнить экипажи авианосцев Индийско­го океана.

Вскоре завод «Глостер» получил за­каз на выпуск полной модификации «Си Гладиатора», оснащенной спасательной шлюпкой и креплением под катапульту. Контракт, подписанный в июне 1938 года, предусматривал поставку 60 само­летов, соответствующих спецификации F.36/37 - «Гладиатор Mk II».

Самолеты этой серии имели номера N5500-N5549 и N5565-N5579. Заказчик получил машины в начале 1939 года. До апреля на самолетах невозможно было пользоваться пулеметами в крыльях из-за нерационально подвешенного контей­нера со спасательной лодкой.

Любопытная ситуация возникла и с винтом самолета. Проходившие испыта­ния в Мартлсхем-Хите и Уорти-Даун, показали, что трехлопастный винт не от­вечает требованиям, предъявляемым па­лубным истребителям, поскольку приво­дил к росту стартовой и посадочной ско­рости. Первые испытания на «Гладиато­ре Mk I» K8039 показали преимущество винта типа «Уотте». Однако у трехлопаст­ного винта «Фейри» уменьшили шаг, что устранило имевшийся недостаток. Поэто­му серийные машины получили трехлопа­стные винты «Фейри-Рид», несмотря на критику пилотов, отдававших предпочте­ние двухлопастным винтам «Уотте».

Позднее выяснилось, что из 72 «Си Гладиаторов», числившихся за Адмирал­тейством в середине 1939 года, более 40 имеет винт «Уотте».

Кроме четырех «Си Гладиаторов», которые проходили испытания на авианосце «Корейджес» в марте 1939 года, первой морской эскадрильей, оснащен­ной этими истребителями, стала 801-я эскадрилья. Эскадрилья располагала ше­стью промежуточными «Си Гладиатора­ми» и четырьмя «Скуа». Эскадрилья про­водила сравнительные испытания само­летов обоих типов. Боеготовность эскад­рилья обрела перед самым началом вой­ны. Однако, 204 раза посадив «Гладиа­торы» на палубу авианосца, эскадрилья получила приказ передать эти машины на береговой склад, получив взамен «Скуа».

«Гладиаторы» не пользовались боль­шим успехом еще и по той причине, по­скольку считалось, что один пилот без помощи штурмана вряд ли сможет успеш­но определять свое местонахождение над бескрайними морскими пространствами.

К моменту вступления Великобрита­нии в войну, морская авиация распола­гала 12 переходными «Си Гладиаторами» и 42 «Си Гладиаторами Mk II».

Как уже говорилось выше, 801-я эс­кадрилья вскоре после начала войны пе­редала свои «Си Гладиаторы» на склад в Хатстон (Оркнейские острова).

На Средиземном море действовал авианосец «Глориес» с 802-й эскадриль­ей на борту. Эскадрилья располагала 9 «Си Гладиаторами», возглавлял эскадри­лью лейтенант-командор Дж.П.дж. Бри-ант. Вскоре «Глориес» вместе с авианос­цем «Игл» перебросили в Индийский оке­ан. Три «Гладиатора» 802-й эскадрильи передали в резерв в Калафране, так что в эскадрилье фактически осталось одно звено из шести «Гладиаторов», которым командовал лейтенант Дж.Ф. Мармонт.

Первые месяцы войны показали, что базы английского флота практически лишены прикрытия с воздуха. Хуже все­го дела обстояли в Скапа-Флоу. Поэто­му из резервных самолетов сформирова­ли 804-ю эскадрилью, дислоцированную в Хатстоне. К боевым вылетам эскадри­лья приступила 9 декабря 1939 года.

В марте 1940 года базы в Хатстоне, Скапа-Флоу и Ферт-оф-Форт уже имели достаточное прикрытие: три эскадрильи «Харрикейнов», одну эскадрилью «Скуа», одну эскадрилью «Си Гладиато­ров» и эскадрилью «Роков». Однако от­сутствие радиолокационной станции заметно ослабляло оборону баз. Так, 16 марта 9 «Си Гладиаторов» 804-й эскад­рильи поднялись в воздух всего за 6 ми­нут перед налетом на Скапа-Флоу. Не­мецким самолетам удалось сбросить бом­бы на крейсер «Норфолк» и благополуч­но уйти, прежде чем над базой появились английские истребители. Удачнее скла­дывались обстоятельства 10 апреля, ког­да шесть «Си Гладиаторов» 804-й эскад­рильи перехватили над Скапа-Флоу один Не 111 и два Do 17, сбив «Хейнкель» и повредив один «Дорнье».

Нападение Германии на Норвегию подтвердило стратегическую важность базы в Скапа-Флоу, а также дало немцам больше возможностей атаковать эту базу с воздуха. Морское командование реши­ло усилить защиту базы 14 «Скуа», их которых 12 было на борту спешно пере­брошенного в Северное Море авианосца «Глориес». Дело в том, что «Глориес» был оборудован подъемником, позволяв­шим поднимать из ангара самолеты с не­складываемыми крыльями («Харрикейны» и «Гладиаторы»). Находившиеся в то время на базах в Англии авианосцы «Арк Ройал» и «Фьюриес» такими подъемни­ками не располагали.

«Глориес» прибыл в Скапа-Флоу 18 апреля. На его борту имелось 9 «Си Гла­диаторов» (три машины остались на Мальте). Как уже рассказывалось выше, 21 апреля на палубу авианосца перебази­ровалась 263-я эскадрилья. На следую­щий день прибыли 9 «Си Гладиаторов» 804-й эскадрильи. Авианосец в результа­те нес 9 «Скуа», 19 «Си Гладиаторов» (один с авианосца «Спарроухоук» вмес­то разбившейся машины 263-й эскадри­льи), а также 17 «Гладиаторов» Королев­ских ВВС.

У побережья Норвегии палубная авиация прикрывала корабли. Наиболь­шее напряжение воздушных боев отмети­ли 11 мая. Шесть «Си Гладиаторов» из 802-й эскадрильи и 9 из 804-й эскадрильи перехватили пять Ju 87, два Не 111 и Не 115, сбив все Ju 87 и Не 115 без потерь со своей стороны. «Глориес» вернулся в Скапа-Флоу 3 мая.

В это время оборона Скапа-Флоу со­стояла всего из нескольких «Си Гладиа­торов» 804-й эскадрильи. Эти самолеты 27 апреля перехватили одиночный Не 111. Хотя несколько пилотов заявили победу, самолет сумел вернуться на свой аэродром, несмотря на полученные по­вреждения.

Фиаско 263-й эскадрильи стало при­чиной решения использовать для поддер­жки сухопутных войск самолеты «Скуа» и «Свордфиш». 804-я эскадрилья покину­ла «Глориес», а ее место заняли новые самолеты. 802-я эскадрилья осталась на месте, обеспечивая истребительное при­крытие. 9 мая 804-я эскадрилья раздели­лась. Шесть самолетов перебазировалось на авианосец «Фьюриес», а три (имевшие легкие повреждения) остались на базе в Кемпебелтауне.

В ходе второго похода в Норвегию, переброску «Гладиаторов» поручили авианосцу «Фьюриес». На обратном пути машины 46-й и 263-й эскадрилий переле­тели на палубу «Глориеса». Всего на авианосце находилось 10 «Си Гладиато­ров» 802-й эскадрильи, 10 «Харрикейнов» 46-й эскадрильи, 10 «Гладиаторов» 263-й эскадрильи, а также несколько «Суордфишей» 823-й эскадрильи. 8 июня авиа­носец вместе с двумя сопровождавшими его эсминцами был потоплен немецкой эскадрой в составе линейных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Большин­ство самолетов стояло на нижних палу­бах, авианосец не имел воздушного при­крытия.

Тем временем 804-я эскадрилья пере­базировалась с «Фьюриеса» на аэродром на Хатстоне и в течение нескольких ме­сяцев прикрывала базу в Скапа-Флоу. Несколько раз машины 804-й эскадрильи с палубы «Фьюриеса» участвовали в раз­личных операциях на Северном море, а также в операции «Дак» (нападение на базу в Ставангере). С палубы «Фьюрие­са» самолеты прикрывали отход повреж­денного «Саффолка». 25 октября 804-я эскадрилья сдала «Си Гладиаторы» на склад и перебазировалась в Скибри, где получила американские самолеты Грумман «Мартлет».