Гладиаторы на службе в иностранных армиях

 

Австралия

 

Австралийские Королевские ВВС по­лучили «Гладиаторы» в ноябре 1940 года. Английская 33-я эскадрилья передала свои машины австралийской 3-й эскад­рилье в Египте. Австралийская 3-я эскад­рилья прибыла из Сиднея на борту кораб­ля «Оронтес» 23 августа 1940 года. 3 но­ября эскадрилья, оснащенная «Гладиато­рами», «Гонтлетами» и «Лисандерами», прибыла на аэродром Геравала («Лисандеры» базировались в Икинги-Мариут). Первый боевой вылет часть провела 13 ноября. В нем участвовали флайт-лейтенант Дж. Стидж и флайт-лейтенант Гаден. 19 ноября эскадрилья провела пер­вый воздушный бой. Это был первый бой австралийских ВВС в годы Второй Ми­ровой войны. Четыре «Гладиаторы» зве­на «С» столкнулись с 18 «Фиатами» CR. 42. Австралийцы заявили шесть побед, потеряв один самолет. К сожалению, это была машина командира эскадрильи Хита, который погиб. 7 декабря началось наступление союзников в Ливии. Италь­янская армия откатилась к западу. 3-я эскадрилья меняла один аэродром за дру­гим, поспевая за наступавшими наземны­ми частями. 10 декабря «Гладиаторы» сбили Ro 37, а 12 декабря три CR.42. В этот же день эскадрилья сдала все «Гонтлеты», так как их техническое обслужи­вание было затруднено. 13 декабря 6 «Гладиаторов «перехватили несколько S.79, сопровождавшихся CR.42. Австра­лийцы сбили два S.79 и два CR.42. При этом потеряли четыре «Гладиатора» сби­тыми и два поврежденными, в бою погиб флайт-лейтенант К.Б. Гаден. Эскадрилья продолжала совершать боевые вылеты вплоть до 17 декабря, когда ее распоря­жении осталось всего 8 «Гладиаторов». Для пополнения англичане передали шесть «Гладиаторов» из 112-й эскадри­льи (L7615, L7616, L7617, К6142, К7922, К8048). В январе 1941 года 3-я австралий­ская эскадрилья поддерживала атаку 6-й австралийской дивизии в Бардии. Затем, с 5 января эскадрилья участвовала в штурме Тобрука. Все три звена эскадри­льи дислоцировались на аэродроме Гам-бут недалеко от Тобрука. Звено на «Лисандерах» пересело на «Гладиаторы», также полученные от 112-й эскадрильи. В ходе операции австралийцы выполни­ли 77 боевых самолетовылетов на протя­жении только трех дней. 22 января Тоб­рук капитулировал, англичане предпри­няли наступление на Бенгази. 3-я эскад­рилья 24 января перебазировалась на аэро­дром Тмими, а затем на следующий день прибыла на аэродром Мартуба. 29 января эскадрилья получила первые «Харрикейны». После захвата англичанами Бенгази, эскадрилью перебросили в Бенин.

В феврале 1941 года 3-я эскадрилья целиком перешла на «Харрикейны».

 

Южная Африка

 

Южноафриканские ВВС получили свои «Гладиаторы» из рук англичан. Это были 11 «Гладиаторов» из 94-й эскадри­льи, один самолет был получен уже в ян­варе 1939 года. Это был К7922 из 72-й эскадрильи. Южная Африка использова­ла эти машины в Судане (1-я эскадрилья) и Восточной Африке (2-я эскадрилья, которая также летала на Хоукер «Фури­ях» и «Харрикейнах»).

 

Египет

 

Египетские ВВС получили «Гладиа­торы» в 1939 и 1944 годах. Это были са­молеты, прежде служившие в боевых ча­стях Королевских ВВС. Некоторые из этих машин были позднее снова возвра­щены англичанам, другие использова­лись для метеоразведки.

Англичане передали Египту 18 «Гла­диаторов Mk I» в марте 1939 года, после того, как самолеты прошли модифика­цию до стандарта Mk II.

Кроме того, Египет получил 27 ори­гинальных «Гладиаторов Mk II». Боль­шинство самолетов попало во 2-ю и 5-ю египетские истребительные эскадрильи.

 

Греция

 

Греция получила «Гладиаторы» до­вольно необычным способом. Проживав­ший в Египте богатый бизнесмен М. Запаркис Гомогенос закупил в январе 1938 года за 9200 фунтов стерлингов два «Гла­диатора» вместе с комплектом запасных частей и наземным оборудованием. Оба самолета он подарил Греческим королев­ским ВВС (Elleniki Vassiliki Areoporia -EVA). Греческая авиация подразделялась на звенья. 28 октября 1940 года оба «Гла­диатора» были небольшим довеском к 36 PZL P-24G и 9 Марсель «Блок МВ-151». В ходе боевых действий англичане пере­дали Греции еще 17 «Гладиаторов» обо­их модификаций. Это были резервные машины. Действовавшие в Греции 33-я и 80-я эскадрильи в марте 1940 года начали переход на «Харрикейны». Поэтому они передали имевшиеся машины в 112-го эскадрилью. Однако, в виду серьезной угрозы со стороны немецких войск, анг­лийское командование отвело 112-ю эс­кадрилью в Египет «для перевооруже­ния». Оставшиеся в Греции машины 112-й эскадрильи поступили на вооружение греческого 21-го звена.

2 декабря 1940 года Греки получили 8 первых «Гладиаторов». Это были само­леты К8013, К8018, К8031, К8047, К8054, L7609, L7611 и L7623. Затем было полу­чено пять машин из 80-й эскадрильи: К7892, К7923, К8017 и L8011. На гречес­кой службе самолетам присвоили номе­ра: 181 -192. В марте Греция получила еще пять «Гладиаторов», которым присвои­ли номера 193-197.

Однако грекам не суждено было воспользоваться этими машинами. Самоле­ты стояли на аэродроме Парамифия, ко­торый 19 апреля 1941 года подвергся мас­сированному налету люфтваффе. Немцы уничтожили на земле 12 машин. По име­ющимися данным греческие «Гладиато­ры» успели совершить только один бое­вой вылет.

Англичане отступили на Крит, а за­тем - в Египет. В Египте оказались также три «Гладиатора Mk II» (N5821, N5831, N5825) и три «Харрикейна».

 

Ирак

 

Ирак получил «Гладиаторы Mk I» (К6140, К6141, К6147). Эти машины по­гибли во время восстания.

6 декабря 1942 года Ирак получил еще три «Гладиатора Mk I». Эти машины дей­ствовали с баз в Мосуле и Рашиде.

1 марта 1944 года пять «Гладиаторов Mk II» со склада в Хаббании были пе­реданы Ираку в качестве пополнения. По меньшей мере два из них летали еще в 1949 году, базируясь на аэродроме в Мосуле.

 

Норвегия

 

В апреле 1937 года норвежское пра­вительство начало переговоры с «Глос­тер Эйркрафт» о закупке 12 самолетов типа «Гладиатор». Срок поставки отнес­ли на конец 1937 года. Реализация пер­вой половины контракта (6 «Гладиато­ров Mk I» с двигателями Бристоль «Мер­курий IX») состоялась 15 июля 1938 года, когда норвежские пилоты перегна­ли из Великобритании в Норвегию зака­занные машины. Остальную часть контракта выполнили в 1939 году: По дого­воренности между норвежским прави­тельством и английским Министерством авиации Норвегия получила шесть «Гла­диаторов», прежде предназначавшихся для Королевских ВВС (N5919-N5924). Машины имели моторы Бристоль «Мер­курий VIIIA» и тропическое оборудова­ние. Их доставили в Норвегию транспор­том в октябре 1939 года. Собрали само­леты на заводе в Кьеллер в декабре 1939 года и в январе 1940 года. Все норвежс­кие «Гладиаторы» получили кодовые номера в серии 400, которая была заре­зервирована за истребителями. «Гладиа­торы Mk I» несли номера 413, 415, 417, 419, 421, 423, a Mk II - 425, 427, 429, 431, 433 и 435. Все двенадцать истребителей вошли в состав истребительного крыла авиадивизиона, дислоцированного на базе Кьеллер к северу от Осло. В сентяб­ре 1939 года имевшиеся в то время шесть «Гладиаторов» перебазировались на гражданский аэродром Форнебю к запа­ду от Осло. Их задачей был перехват ино­странных самолетов. Несмотря на нео­днократные нарушения государственной границы, перехватить нарушителей ни разу не удалось. В начале 1940 года Нор­вегия потеряла первого «Гладиатора». 3 января во время пробного полета с лыж­ным шасси «Гладиатор Mk II» «431», пи­лотированный лейтенантом Одде Бюллем, разбился на аэродроме Кьеллер. Планер самолета получил серьезные по­вреждения. Для ремонта машину отпра­вили на авиационное предприятие в Кьеллере, но до захвата аэродрома нем­цами ремонт закончить не удалось. 1 мар­та повреждения получил «Гладиатор Mk II» «435». Самолет, пилотированный сер­жантом Штейном, зацепился за провода ЛЭП и совершил вынужденную посадку в Форнебю. Этот самолет также находил­ся в ремонте на момент высадки немец­ких войск. О дальнейшей судьбе самоле­та ничего не известно. Март вообще ока­зался неудачным месяцем для норвежс­ких «Гладиаторов». 15 числа в районе Форнебю разбился «Гладиатор Mk I» «417», пилотированный лейтенантом Традином. Пилот успел выпрыгнуть с парашютом. Таким образом, на начало операции «Вассерюбунг-Норд» 9 апреля 1940 года, норвежские ВВС располагали всего 9 боеспособными «Гладиаторами», из которых летали только 7. Ранним ут­ром истребители поднялись по тревоге на перехват бомбардировщиков противни­ка. Норвежские пилоты перехватили не­сколько Не 111Н из III./KG 26 в сопро­вождении 8 Bf HOC из 1./ZG 76. Атака оказалась для норвежцев самоубийствен­ной. Они потеряли все истребители кро­ме одного, заявив один сбитый Bf 110C, два Не 111Н и одну вероятную победу над Bf 110С. Судьба отдельных машин скла­дывалась следующим образом.

Mk I № 413 - в день нападения Герма­нии пилотировался лейтенантом Арвом Браатеном. Совершил вынужденную по­садку на озере Богстад к западу от Осло. Машина была захвачена противником.

Mk I № 415 - 9 апреля самолет нахо­дился в пригороде Форнебю, ожидая ре­монта. Самолет попал в руки немцев, но вскоре был уничтожен в ходе налета анг­лийской авиации на Форнебю 12 апреля 1940 года.

Mk I № 419 - 9 апреля на самолете вылетел сержант Оскар Альберт Люткен. Самолет был уничтожен на аэродроме Форнебю во время дозаправки топливом.

Mk I № 421 - самолет находился в ре­монте в Форнебю, где и был захвачен противником. О дальнейшей судьбе ма­шины ничего не известно.

Mk I № 423 - 9 апреля на самолете вылетел лейтенант Даг Крон. Возвраща­ясь на базу, был атакован противником. Тогда Крон сел на запасном аэродроме Ааса, где дозаправил машину. Новым аэродромом стал Брумунддаль в районе озера Мёза., оттуда 19 апреля 1940 года на самолете вылетел сержант Пер Ваалер, который перегнал самолет на временный аэродром, организованный на льду озе­ра Вангсмёза. 21 апреля 1940 года, воз­вращаясь из разведывательного вылета в район Гардермоэн, самолет получил по­вреждения при посадке. Отремонтировать машину не представлялось возможным. Летом 1940 года самолет в полуразобран­ном виде попал в руки противника.

Mk II № 425 - 9 апреля совершил два боевых вылета. В первом вылете самолет пилотировал лейтенант Арве Браатен, во втором вылете - сержант Пер Ваалер. Ваа­лер был сбит вместе с лейтенантом Люткеном (№ 419) на аэродроме Форнебю.

Mk II № 427 - 9 апреля на самолете два боевых вылета совершил сержант Кристиан Фредрик Шие. Самолет полу­чил повреждения в бою с Bf 110 и совер­шил вынужденную посадку в Беруме. Ра­неный пилот попал в госпиталь. Местные жители растащили самолет по кускам, так что не удалось найти даже остатков машины.

Mk II № 429 - 9 апреля совершил два боевых вылета. Первый вылет провел сержант Пер Ваалер, второй - лейтенант Рольф Торбьёрн Традин. Традин, возвра­щаясь в Форнебю, понял, что аэродром уже в руках противника, поэтому пере­летел в Хамар в район озера Мёза. При посадке повредил шасси. Части с № 429 использовали для ремонта № 423 в Брумунддале. Остатки самолета растащили местные жители.

Mk II № 433 - этот самолет единствен­ный из всех норвежских «Гладиаторов» получил камуфляж. Большой номер на борту фюзеляжа заменили номером не­большого размера на руле направления. Опознавательные знаки убрали с руля направления и крыльев, в то же время знаки нанесли на фюзеляж посередине между хвостовым оперением и кабиной пилота. 9 апреля № 433 совершил два боевых вылета. На самолете летал лейте­нант Финн Торзагер. Торзагер также как и Традин не вернулся в Форнебю, а сел на лед озера Мьерен к востоку от Осло. Самолет замаскировали у берега. Одна­ко местные жители обнаружили машину и растащили ее на куски. Остатки само­лета летом 1940 года попали в руки гит­леровцев.

 

Латвия

 

В марте 1937 года в Великобританию прибыла латвийская делегация, которая должна была приобрести партию новых самолетов для латвийских ВВС. Деньги на покупку самолетов (120000 фунтов стерлингов) были получены благодаря лотерее. Рассматривались предложения многих производителей, в том числе фирм «Хаукер» и «Глостер». С «Гладиа­тором Mk I» литовцы ознакомились 27 мая 1937 года на базе Хакклкоут. Всего Латвия заказала 26 машин «Гладиатор Mk I» и три Хоукер «Хайнд». «Гладиа­торы» несли четыре пулемета «Виккерс Mk VM» калибра 7,7 мм. Самолеты при­были в Латвию морем во второй полови­не 1937 года. Окончательно контракт за­вершили в 1938 году, когда обе стороны рассчитались. Латвийские «Гладиаторы» получили тактические номера в двух ди­апазонах: 114-126 и 163-175. Ими воору­жили две эскадрильи: 123-ю и 124-ю. Пер­вую из них возглавил капитан Николайс Балодис, а другую - капитан Янис Балодис. Формирование 123-й эскадрильи за­вершили в марте 1938 года. В эскадрилью попало 13 машин (114-126). Вторую эс­кадрилью сформировали в марте-апреле 1938 года. Сначала эскадрилья получила шесть машин (163-168), а остальные семь «Гладиаторов» поступили в часть лишь в октябре 1938 года. За два года эксплуа­тации произошло пять аварий. 13 марта 1938 года, то есть буквально в первые же дни полетов, разбился самолет № 167, пилотированный Янисом Карклинсом. Авария произошла в районе Шпильве. При невыясненных обстоятельствах зи­мой 1938/39 г.г. разбился в районе Даугавпилса «Гладиатор» № 121. 19 июля 1939 года в районе Блидене Жанис Тамсонс разбил «Гладиатор» № 171. Следу­ющий «Гладиатор» - № 175 - пилотиро­ванный Теодорсом Абрамсом разбился на полигоне Даугавпилса. В июне 1940 года Альберте Гудерманис разбил после­дний «Гладиатор», номер которого не известен.

Необычный случай произошел с сер­жантом Кристапсом Спрингисом из 1-й эскадрильи, который летом 1938 года, совершая обычный полет, приземлился на территории СССР. Пилот был задер­жан. По просьбе литовского правитель­ства самолет вернули, а вскоре передали и пилота. После присоединения Прибал­тики, пять «Гладиаторов» перегнали из Кокнесе в Крустпилс, где их законсерви­ровали в ангарах. Точное место неизвес­тно, вероятно литовские машины храни­лись рядом с польскими самолетами, сто­явшими с 1939 года на территории заво­да «Проводник».

Последние полеты, уже с красными звездами на крыльях, латвийские «Гла­диаторы» провели 20 сентября 1940 года. Тройка «Гладиаторов» участвовала в авиапараде ВВС РККА. Самолеты пило­тировали Эрнесте Рудзитис, Таливальдис Мисианс и Арвидс Бамберс. Истребители вылетели с аэродрома Юмправнмизе и при­были на аэродром Спильве в Риге, где про­ходила основная часть праздника.

В момент нападения Германии на Советский Союз большинство «Гладиа­торов» стояло в Крустпилсе. Часть из них сгорела, остальные попали в руки про­тивника. О дальнейшей судьбе этих са­молетов рассказано ниже.

 

Литва

 

Вслед за Латвией контракт на постав­ку «Гладиаторов» заключила и Литва. Контракт предусматривал поставку 14 машин. В полуразобранном состоянии самолеты морем доставили в Литву. За­казчик получил машины в октябре-нояб­ре 1938 года.

Собирали самолеты на авиабазе в Ковно. После воссоединения Прибалти­ки, самолеты достались Советскому Со­юзу. Часть из них еще какое-то время ле­тала. Самолеты имели номера в диапа­зоне от G-704 до G-717.

Литовские ВВС организовывались в авиагруппы. Командовал авиацией бри­гадный генерал А. Густайтис. В его рас­поряжении были следующие силы:

I разведывательная группа генерала Н. Таутвиласа (2-я эскадрилья 7 самоле­тов ANBO-41, 6-я эскадрилья 3 ANBO-41, 3 ANBO-IV М и 1 «Альбатрос В.И»).

II истребительная группа майора И. Адомайтиса (1-я эскадрилья 13 «Девуатенов D-501L», 1 Bue 133d, 5-я эскадри­лья 14 «Гладиаторов Mk I», I Bue 133d, 7-я эскадрилья 7 «Фиатов» CR.20 и 1 ANBO-51).

III бомбардировочная группа майо­ра И. Лиорентаса (3-я эскадрилья 14 «Ансальдо А-120», 2 D.H. 89M и по 1 L.V.G.C. VI, ANBO-51, Локхид «Вега L-5B», 4-я эскадрилья 10 ANBO-41 и 1 L.V.G.C. VI).

IV учебная группа майора И. Шешлаукиса (машины самых разных типов, в том числе музейный Фоккер D.VIII и «Альбатрос В.II»).

5-ю истребительную эскадрилью воз­главлял майор И. Наусед. Часть базиро­валась в Шавле (Шянляй). 15 июня 1940 года (день присоединения Литвы к СССР) эскадрилья располагала 12 лета­ющими машинами, два истребителя находились в ремонте. Литовские ВВС были расформированы, а их командую­щий бригадный генерал А. Густайтис уличен в шпионаже и в октябре 1941 года расстрелян. Большинство самолетов были непригодны к применению в совет­ской авиации.

В Литве сформировали 29-й террито­риальный стрелковый корпус, который вошел в состав Красной Армии. Корпус располагал собственной разведыватель­ной авиационной эскадрильей. В состав эскадрильи входили 9 ANBO-41 из быв­шей 4-й бомбардировочной эскадрильи, 3 ANBO-51 из учебной группы, а также один Глостер «Гладиатор» и бывшей 5-й истребительной эскадрильи. Командовал эскадрильей майор И. Ковас. Остальные литовские самолеты законсервировали или отправили на слом. Эскадрилья пре­кратила свое существование после пер­вых дней боев с немецкой армией. Боль­шинство самолетов было уничтожено на земле в результате налетов люфтваффе. Отдельные «Гладиаторы» были захваче­ны немцами.

 

Бельгия

 

19 июня 1937 года Бельгия заказала 22 «Гладиатора Mk I». Поставка самоле­тов началась 12 сентября, а закончилась в мае 1938 года. Самолетам присвоили номера от G-17 до G-38. Самолеты посту­пили в 1/1/2 Ае (le Escadrille du ler Grouppe du 2e Regiment Aeronatique), дислоцированной на аэродроме Шаф­фен-Дист в районе Левена. Как утверж­дает анекдот, часть , куда направили «Гладиаторы», была разыграна в кости между командирами 1-й и 2-й эскадрилий 1-ой группы. В июле 1938 года на аэро­дроме Брюссель-Эвер состоялся парад по случаю 25-летия Авиационного товари­щества. Групповую воздушную акроба­тику продемонстрировала пятерка «Гла­диаторов», ведомая капитаном Арендом. Другими машинами группы управляли адъютант Вергия, сержант Делорм, сер­жант Ролен и 1-й сержант Янссенс.

Перед войной рассматривалась воз­можность наладить серийный выпуск «Гладиаторов» в Бельгии. Выбор пал на завод «Авьон-Фейри», однако план так и остался на бумаге. Утром 10 мая 1940 года Бельгия располагала только 14 бо­еспособными «Гладиаторами», еще две машины находились в ремонте в мастер­ских аэродрома Брюссель-Эвер. Всю вес­ну бельгийские пилоты находились в со­стоянии повышенной боевой готовности. В последний раз тревогу объявили 7 мая 1940 года и по злой иронии судьбы 9 мая в 19:00 был дан отбой. Но уже в 2:00 сно­ва была объявлена тревога одновремен­но с приказом перебазироваться на запас­ной аэродром Бовешем. Переброска уже заканчивалась, когда аэродром Шаффен подвергся налету немецкой авиации.

Последние «Гладиаторы» взлетали уже под взрывы немецких бомб. Последними машинами, покинувшими аэродром, был «Гладиатор» Янссена и «Харрикейн» Якобса. На следующий день, т.е. 11 мая, в 4:00 командир 1/1/2 капитан Макс Гисган получил приказ сопровождать бель­гийские бомбардировщики Фейри «Баттл». Две тройки «Гладиаторов» вы­летели на задание, целью которого было уничтожить мосты через канал Альбер­та в районе Бригдена, Фельдвецельта и Фрёнхофена. Налет закончился для бель­гийцев плачевно. В бою с 12 Bf 109 уце­лели только четыре «Гладиатора». Ко­мандир 1-й эскадрильи капитан Макс Гисган был сбит в ходе семиминутного боя и получил рану в лицо. 1-й сержант Анри Клингар погиб под обломками сво­его «Гладиатора» в окрестностях Флекс-ле-Слен. 1 -и сержант Дени Ролен выпрыг­нул с парашютом и приземлился в 2 км к югу от шоссе Тангр-Маастрихт и попал в плен. Прыгать с парашютом пришлось и сержанту Андрэ Пирло. Вот короткое донесение Макса Гисгана: «...немцы ле­тят строем над каналом Альберта. Моя машина находится на линии их полета. До той поры мне даже в голову не при­ходило, что я могу быть сбит... Я атако­ван, но с удивлением вижу, что против­ник не открывает огонь. Вероятно, рядом с ним идет второй, которого я не вижу. Наверняка это ветераны польской кам­пании. Немец атакует с дистанции 700 м. Слышу свист пуль и взрывы. Ничего не вижу - кровь заливает лицо. Протираю глаза рукой. Из разбитых маслопроводов льется масло. Краем глаза замечаю пла­мя. Это немец? Нет, это «Гладиатор» стремительно идет вниз.

Не вижу ни одного парашюта (под­битой машиной был «Гладиатор» сер­жанта Клингара). Мой двигатель теряет обороты, у меня осталось мало времени. Что угодно заплачу, лишь бы не попасть в руки немцев...» Остальные «Гладиато­ры» были потеряны еще до конца 11 мая. Все они сгорели на земле во время нале­та противника. .Так, едва начавшись, за­кончилась боевая история бельгийских «Гладиаторов».

 

Ирландия

 

Глостер «Гладиатор» стал первым са­молетом, заказанным правительством Ир­ландии для Авиационного корпуса страны. Заказ был сделан в 1937 году и касался 4 машин. Их по воздуху перегнали с базы в Хакклкоуте в Болдонелл в 1938 году. Са­молетам присвоили номера от 23 до 26. На службе они оставались до 1941 года.

 

Китай

 

В ноябре 1937 года китайское прави­тельство заказало партию из 36 «Глади­аторов Mk I». Морем самолеты достави­ли в Гонконг, где бригада фирмы «Глостер» должна была их собрать на аэродро­ме Кай-Та. Однако из-за дипломатичес­ких осложнений самолеты на джонках перевезли в Кантон на аэродром Тьен-Хо. В начале 1938 года почти под откры­тым небом собрали первые 20 машин. Их сборка проводилась под непрерывной угрозой японского налета, поэтому само­леты по мере сборки тут же отправлялись в безопасное место.

С марта по май «Гладиаторы» уча­ствовали в боях на юге Китая, действуя совместно с истребителями И-152 совет­ского производства. 13 апреля 1938 года китайские «Гладиаторы» перехватили 18 японских бомбардировщиков, шедших в сопровождении семи истребителей (четы­ре А5М и три A4N1) с авианосца «Kara». Японцы признали потерю двух A4N1 и одного А5М, тогда как китайцы заявили шесть побед.

Несколько «Гладиаторов» находи­лось в составе 28-й эскадрильи, возглав­ляемой американцем майором Артом Чином. «Гладиаторы» этой эскадрильи перехватили шесть бомбардировщиков G3M2, действовавших с базы на Тайва­не. Китайцам удалось сбить четыре япон­ских бомбардировщика ценой одного своего истребителя.

3 августа 1938 года «Гладиаторы» и И-152 прикрывали Ханькоу от 47 японс­ких самолетов. Это были бомбардиров­щики G3M2 в сопровождении истреби­телей А5М. В ходе боя майор Арт Чин таранил А5М, после чего выпрыгнул с парашютом. Другой бой с участием ки­тайских «Гладиаторов» имел место 30 августа в районе Насьёнга.

Можно предположить, что к началу 1939 года в Китае осталось всего несколь­ко боеспособных «Гладиаторов». После­днее упоминание об этом типе самолетов касается трех сбитых истребителей, кото­рые сопровождали тройку бомбардиров­щиков СБ. Одним из сбитых 27 декабря 1939 года пилотов оказался Арт Чин, ко­торый снова выпрыгнул с парашютом, но до этого получил тяжелые раны.

Китайские «Гладиаторы» были воо­ружены пулеметами «Виккерс Mk V».

 

Германия

 

Люфтваффе редко использовало тро­фейные машины, особенно в том случае, если они не имели серьезной боевой цен­ности. Первые «Гладиаторы» попали в руки немцам в 1940 году, когда самолет уже полностью устарел. Однако почти нет подтвержденной информации о том, какие машины достались Германии. Са­молеты, захваченные в Норвегии, годи­лись только в металлолом. Несколько машин удалось захватить в 1941 году в Прибалтике. Хотя большинство машин, стоявших в ангарах Крустпилса, сгорели, 13 бывших литовских и латвийских «Гла­диаторов» в исправном виде перешли новым владельцам. Немцы применяли трехступенчатую систему оценки пригод­ности самолетов. По этой шкале 11 «Гла­диаторов» относились к I и II степени готовности (в удовлетворительном состо­янии, нуждаются в ремонте). Два само­лета получили III степень (серьезные по­вреждения). По свидетельству немецких пилотов, у прибалтийских «Гладиато­ров» звезды были нанесены прямо поверх свастик. Вероятно, это были машины, захваченные в Финляндии, или латвийс­кие машины. Этот факт подтверждается рапортом от 1 сентября 1941 года, содер­жащем перечень трофейных самолетов. В списке присутствуют 13 «Гладиаторов», находящихся в разной степени боеготов­ности. Самолеты железной дорогой от­правили в Рейх. На месте самолеты пере­красили в серый цвет (Grau RAL 02), с них сняли пулеметы и установили креп­ления для буксирного троса. Затем их передали в учебную часть Ergaenzungsgruppe (S) 1 в Лангендибахе, район Ханау. Там «Гладиаторы» исполь­зовались в 1942/43 г.г. вместе с машина­ми таких типов, как «Арадо 65», «Хейнкель Не 46», «Авиа В-534», «Летов S-328» и др. Командовал частью капитан Хай, бортовой код части «IE». «Гладиаторы» получили немецкие серийные номера и индивидуальные бортовые номера 1Е+РН, 1E+BL, 1E+DK, 1E+SH, 1E+IM. В 1942 году списали два самолета (один разбился 15 апреля 1942 года, другой 13 июня 1942 года). Оба самолета получили 80% повреждения и были списаны. В мар­те и апреле 1943 года разбились еще два самолета. Они упали в районе Лангедибаха и Бабенхаузена. Информации о дру­гих самолетах нет, вероятно их пример­но в это же время списали из-за выработ­ки ресурса и невозможности ремонта.

 

Португалия

 

31 декабря 1937 года началась реор­ганизация португальских ВВС. Было сформировано главное командование ВВС, а также командование ПВО. На базе имевшихся эскадрилий формирова­ли авиационные базы. Одновременно шла передислокация некоторых эскадри­лий. В Синтре сформировали авиабазу № 1 (ВА1). Кроме того, в Синтре действо­вала летная школа. В Танкосе сформиро­вали 3-ю базу (ВАЗ). В Ота к северу от Лиссабона организовали ВА2. Туда же планировали передислоцировать отдель­ную ночную бомбардировочную группу, находившуюся в Альверке. Кроме того, сформировали новую часть, оснащенную «Гладиаторами». Пока база оставалась недостроенной, обе части оставались в Альверке (до 26 мая 1940 года). В частях первой линии находились следующие са­молеты: 10 Ju 52/3 mg-3e, 10 Ju 86K-6. 10 «Бреда» Ва-65бис и «Гладиаторы».

Португалия заинтересовалась «Гла­диаторами» в 1938 году. В июле того года в Великобританию прибыла военная де­легация во главе с подполковником Ансельмо Браамкамп Матос Вилардебо. В составе делегации также находился лей­тенант Мануэль Пинто Мачадо де Бар-рос, который был одним из немногих португальских пилотов, прошедших обу­чение в Англии. Большинство португаль­цев обучалось в Германии.

Уже в сентябре 1938 года новые «Гла­диаторы» прибыли на главный склад снабжения OGMA в Альверке. 15 «Гла­диаторов Mk II» получили серийные но­мера от 450 до 464. В Альверке машины оставались до завершения строительства базы в Ота.

В начале 1939 года Португалия поста­вила задачу модернизировать свои ВВС. В тендере участвовали самолеты двух типов: «Мессершмитт» Bf 109E и Супермарин «Спитфайр Mk I». Выбор пал на «Спитфайр», который и заказали в числе 15 экземпляров. Срок поставки опреде­лили на начало 1940 года. Однако начав­шаяся война спутала все планы. Англий­ское правительство аннулировало кон­тракт, предложив вместо «Спитфайров» еще одну партию «Гладиаторов». Это были самолеты, предназначавшиеся для Королевских ВВС (N5835-N5849). В Пор­тугалии им присвоили номера от 465 до 479. Вторую партию «Гладиаторов» от­правили на базу ВАЗ в Танкос, рядом с испанской границей. Вместе с «Гладиа­торами» из ВА2 новые самолеты участво­вали в авиационном параде, состоявшем­ся 14 апреля 1940 года по случаю откры­тия базы в Ота. Хотя Португалия сохра­няла нейтралитет, на ее территории про­исходила борьба интересов воюющих держав. Опасение немецкой агрессии склоняло общественное мнение в пользу союзников. Пользуясь народной поддер­жкой, правительство решило милитаризовать Азорские острова. Острова име­ли стратегическое положение, и могли бы стать ключевой целью в случае войны в Атлантике. Азорские острова площадью 2317 км2 представляли собой три груп­пы островов. Расположенный на юге ок­руг Дельгада образовывали острова Сан-Мигель и Санта-Мария. Центральный округ Ангра до Хероисмо состоял из ос­тровов Грасиоса,, Сан-Жорже и Тресейра, а северный округ Хорта - из островов Файаль, Корво, Пико и Флорес.

Были сформированы две экспедици­онные истребительные эскадрильи, осна­щенные «Гладиаторами». На базе ВАЗ в Танкосе сформировали 1-ю экспедицион­ную истребительную эскадрилью во гла­ве с капитаном Антонио Родригесом. В Ота сформировали 2-ю эскадрилью. 4 июня 1941 года судно «Мирандела» с 30 «Гладиаторами» на борту вышло из Лис­сабона. Через несколько дней пароход достиг Понта-Дельгадо на острове Сан-Мигель. Там были выгружены машины 1-й эскадрильи, после чего «Мирандела» снова вышла в море и в ночь на 12 июня 1941 года вошла в порт Анградо-Хероисмо на острове Тресейре. 1-я эскадрилья перелетела на аэродром Рабо-де-Пейксе на острове Сан-Мигель. Базой 2-й эскад­рильи стал аэродром Лажес-до-Кальварио на острове Тресейра. Однако из-за слишком короткой ВПП эскадрилье вскоре пришлось перебраться на аэро­дром Ачада. 2-я эскадрилья располагала 11 пилотами, 13 механиками, 2 радиоопе­раторами, 2 врачами, 1 гражданским ра­диотехником и 68 солдатами аэродром­ной охраны.

Аэродром в Ачада получил статус 5-й авиабазы. Со временем по номеру базы ста­ла называться и эскадрилья. Аэродром в Рабо-де-Пейксе стал 4-й авиабазой.

На базе ВА4 вместе с эскадрильей «Гла­диаторов» находилось звено из пяти Ju 52/ 3m во главе с майором Умберто да Крус.

Главной задачей «Гладиаторов» была оборона Азорского архипелага и пере­хват немецких самолетов (Fw 200 «Кон­дор»). Однако ни одного воздушного боя не произошло. «Гладиаторы» оставались на островах до середины 1946 года, а на вооружении португальских ВВС - до 1952 года. На Азорах из-за аварий португаль­цы потеряли два самолета (10 октября 1941 года в Рибейра-Гранде и 17 мая 1943 года в Пико-да-Вара).

 

Финляндия

 

30 ноября 1939 года началась война между Финляндией и Советским Союзом, названная позднее «зимней кампанией».

26-я истребительная эскадрилья (LLv 26 - Lentolaivue) в это время ожидала по­ступления новых истребителей «Фиат» G.50, закупленные в Италии. Однако Гер­мания, связанная с Советским Союзом Пактом о ненападении, воспротивилась этой сделке и не пропустила транспорт с самолетами через свою территорию. По­этому финское правительство обрати­лось за помощью к Великобритании. Англичане рассмотрели финскую просьбу 5 декабря 1939 года на заседании Военного кабинета. Уже 12 декабря по­сол Финляндии подписал контракт сум­мой 173000 фунтов стерлингов на постав­ку 20 самолетов Глостер «Гладиатор Mk II». В дополнение к контракту английс­кое правительство предложило еще 10 «Гладиаторов». Так Финляндия стала обладательницей 30 истребителей этого типа. Самолеты со складов морем доста­вили в норвежский порт Берген, а затем по железной дороге были перевезены в Мальме в Швеции, где их собрали. В Финляндию прибыли следующие истре­бители: N5584, N55583, N5685-N5689, N5691, N5692, N5694, N5700, N5704, N5706, N5713, N5715, N5718, N5721, N5722, N5724, N5726 и N579. В планах был заказ на еще 30 истребителей этого типа, однако до заключения его дело не дошло. Финские «Гладиаторы» получи­ли номера в диапазоне от GL-251 до GL-280. Все машины прибыли в период с 18 января по 17 февраля 1940 года. Первы­ми новые истребители получила 26-я эс­кадрилья. 1 февраля LLv 26, возглавляе­мая майором И.В.Р. Харн-Янти, распо­лагала уже 11 «Гладиаторами» (4 в 1-м звене и 7 во 2-м). Боевое крещение эскад­рилья приняла уже на следующий день. Лейтенант П. Берг заявил победу над ис­требителем И-153. «Гладиаторы» исполь­зовались в LLv 26 до конца февраля 1940 года. С 12 февраля 1940 года часть ма­шин передали в LLv 12 и LLv 14, посколь­ку LLv 26 все же получила ожидаемые «Фиаты».

Всего финские летчики, летая на «Гладиаторах», заявили 33 победы, поте­ряв 13 машин (в том числе 11 сбитыми в бою) и шесть пилотов. 12 марта 1940 года после подписания перемирия, уцелевшие «Гладиаторы» собрали в составе LeLv 16. Эта эскадрилья, сформированная в июне 1941 года, состояла из трех звеньев, каждое из которых оснащалось самолетами другого типа. В 2/LeLv 16 капитана Пурсиайнена было 6 «Гладиаторов», в 2/LeLv 16 - самолеты Вестленд «Лисандер», а в 3/LeLv 16 - Фоккеры С.Х. LeLv 16 вела разведку, а также временами совершала бомбардировочные налеты или выступа­ла в роли истребительной эскадрильи. 17 июля 1941 года эскадрилья потеряла «Гладиатора», сбитого огнем зенитной артиллерии. 17 сентября 1941 года в ре­зультате налета трех И-16 на аэродром Уомаа финны потеряли другой самолет. Третий «Гладиатор» 18 сентября 1941 года не вернулся на базу из одиночного разведывательного вылета в район Саамаярви. 19 января 1942 года из-за плохой погоды разбился четвертый истребитель. С мая 1942 года звено выполняло разве­дывательные полеты в район Онежского озера. Оперативно эскадрилья подчиня­лась командованию 2-го авиаполка (Lentorykmentti 2). 9 июля 1942 года «Гла­диатор» из 2/LeLv 16 был сбит в районе Саркиярви. 2 сентября 1942 года в катас­трофе финны потеряли следующий «Гла­диатор». По состоянию на 9 декабря 1942 года 1/LeLv 16, дислоцированная в Хирвасе, располагала четырьмя «Глади­аторами». 15 февраля 19443 года «Глади­атор», пилотированный Л.Э. Стрёмбергом, сбил разведывательный Р-5 в райо­не Мааселькяйского перешейка. К зиме 1943/44 г.г. в звене оставалось только три «Гладиатора».

Последний боевой вылет финского «Гладиатора» имел место 31 июля 1944 года. Официально «Гладиаторы» остава­лись на вооружении LeLv 16 до 16 авгус­та 1944 года, когда их заменили истреби­телями финского производства «Мирски». Всего за годы войны эскадрилья одержала единственную победу, потеряв 10 машин (4 в бою, 2 в авариях, 4 списа­ны как неподлежащие ремонту). Погиб­ло трое пилотов.

Самолеты Глостер «Гладиатор» дос­тавляли пилотам и механикам массу про­блем. Причиной был климат Финляндии. Часто из строя выходила пневматическая система, отказывал механизм перезаряд­ки пулеметов. Радиаторы пришлось ос­настить новым воздушным фильтром. На Государственном авиазаводе по лицензии выпускались запасные части к «Гла­диаторам». Для капитального ремонта использовали части, снятые с захвачен­ных в Польше двигателей «Меркурий». Эти же моторы ставили на английские «Бленхеймы». Зимой вместо колес само­леты оснащали лыжным шасси.

 

Швеция

 

В 1937 году шведское правительство утвердило семилетний план реорганиза­ции Королевских шведских ВВС (Flygvapnet). В соответствии с планом 1 июля 1938 года сформировали 8-й авиа­полк (Flygflottilj 8), который возглавил подполковник Э.Б. Гердин. Для полка требовалось 45 машин первой линии и 10 резерва. Швеция получила 37 «Гладиато­ров Mk I» (двигатель Нохаб-Бристоль «Меркурий VI S2») и 18 Mk II (двигатель Нохаб-Бристоль «Меркурий VII S3»). Самолеты Mk I в Швеции получили обо­значение J-8, a Mk II - J-8A.

«Гладиаторам» присвоили регистра­ционные номера в диапазоне от 231 до 285. Первый самолет прибыл в Швецию 15 апреля 1937 года, последний - 16 июня 1939 года.

«Гладиаторы» оставались на воору­жении до 17 марта 1947 года, хотя летать на них прекратили еще в 1946 году. За годы эксплуатации было потеряно 23 машины. Больше всего налетал самолет F8-1 (231) - 983 ч, еще три других самоле­та налетали более 900 ч. Всего шведские «Гладиаторы» налетали 23959 часов 25 минут. «Гладиаторы» находились на во­оружении следующих частей:

F-1 в Вастерас - 3 штуки (1937)

F-8 в Бакарбю - 51 шт (1938), 49 (1939), 3 (1940), 11 (1942/43), 7 (1944), 3 (1945)

F-9 в Фарёзунд/Севе - 30 шт. (1940), 2 (1944), 1 (1945)

F-10 в Буллтофта/Баркакра - 32 (1941), 15(1942), 14(1943)

F-13 в Бравалла- 1 (1946)

F-16 в Уппсала - 15 (1944), 9 (1945).

Несмотря на официальный нейтрали­тет Швеции, шведские пилоты участво­вали в зимней кампании. 30 ноября 1939 года Швеция предложила Финляндии военную помощь. Был сформирован доб­ровольческий корпус (Svenska Frivilligkaren) в составе которого имелась 101-я эскадрилья, развернутая позже в 5-й авиаполк, а 9 января 1940 года сведен­ная в 19-ю эскадрилью. Командиром эс­кадрильи, состоявшей из истребительно­го звена (12 «Гладиаторов») и бомбарди­ровочного звена (пять «Хартов») был майор Гуго Беккхаммар. 10 января 1940 года эскадрилья прибыла в Финляндию. Самолеты получили финские опознава­тельные знаки. «Гладиаторам» на руле направления нанесли большие желтые литеры от А до L. F-19 летала на самоле­тах со следующими номерами: 268, 271, 274, 275, 276, 278, 279, 281, 282, 283, 284, 285. Всего эскадрилья насчитывала 25 пилотов и 230 солдат наземного персо­нала. Командовал ею капитан Аке Содерберг. Среди пилотов были Ян Якоби,, Пер-Йохан Сальвен, Мартин Веннерстром. Акте Неттельбладт-Холлстейн, Арне Фрюкхольм, Джон Сьёквист, Гидден Карлссон, Эйнар Телер, Карл-Олаф Стенингер, Роланд Мартин, Ганс Олаф Пальме. F-19 была единственной частью, прикрывавшей северный фланг фронта. Первый боевой вылет эскадрилья совер­шила 12 января 1940 года. Задание зак­лючалось в разведке районов Кемиярви и Салла. Кроме того, четыре «Харта» в сопровождении четырех «Гладиаторов» нанесли бомбовый удар по аэродрому Маркаярви, уничтожив на земле три И-15бис. Кроме того, Якоби сбил на «Гла­диаторе» «F» (284) И-15бис из 145-го ПАП. На обратном пути шведов атако­вали советские истребители. Один «Харт» был сбит, а два других из-за за­мешательства пилотов столкнулись в воздухе.

15 января два «Гладиатора», совер­шая разведывательный полет, атаковали колонну советских войск, сбросив не­сколько 12-кг бомб. Пулеметы у истре­бителей отказали, поэтому атака прошла с минимальным результатом.

Унтер-офицер П.И. Сальвен на «Гла­диаторе» «F» и унтер-офицер Р. Мартин («С», 275) 17 января заявили по одному И-15бис. 23 января советская зенитная артиллерия не дала уйти «Гладиатору» «В», пилотированному унтер-офицером Дж. Сьёквистом. Шведский самолет упал в районе аэродрома Каирала.

1 февраля унтер-офицер Сальвен зая­вил свою вторую победу, доложив о сби­том в районе Рованиеми бомбардиров­щике СБ. 21 февраля 1940 года там же унтер-офицер Стейнингер заявил победу над ДБ-3.

18-20 февраля «Гладиаторы» при­крывали эшелоны, доставлявшие швед­ские сухопутные части на фронт. Не­сколько раз шведы безуспешно пыта­лись перехватить группы советских бомбардировщиков.

24 февраля двенадцать «Гладиато­ров» получили задание перехватывать советские бомбардировщики. Машины расположили на шести базах, так, что на некоторых из них находилось по одному самолету. Это решение было принято на основании рапорта пилота, заявившего, что он в одиночку заставил повернуть назад девять ДБ-3 или СБ-2.

7 марта две победы над СБ-2 заявил унтер-офицер Э. Телер. В районе Ваалы, восточнее Оулу, он перехватил тройку советских бомбардировщиков. Самолет Телера также был подбит, пилоту при­шлось совершить вынужденную посадку.

10 марта унтер-офицер Карлссон за­явил, что сбил в районе Кемиярви ТБ-3. По рассказу пилота, он один за другим вывел из строя двигатели бомбардиров­щика, после чего советский экипаж ава­рийно сбросил бомбы и совершил вынуж­денную посадку. Финны попытались взять летчиков в плен, но они приняли бой, сражались до последнего патрона. В плен попал только бортстрелок, ос­тальные погибли. На допросе бортстре­лок не подтвердил рапорт шведа, утвер­ждая, что его самолет был сбит огнем зе­нитной артиллерии. Эскадрилья ТБ-3 прибыла в район боев 2-4 марта из-под Ростова. Это был первый боевой вылет экипажей. Один из советских летчиков, участвовавших в этом бою, в своих мемуарах, изданных в 1982 году, рассказал, что эскадрилья, несмотря на потерю од­ного ТБ-3, нанесла удар по железнодо­рожному узлу и в бою сбила несколько бипланов противника.

Эта спорная победа стала последней шведской победой в зимней кампании 1940 года. 13 марта 1940 года было под­писано перемирие. На фронте бои про­должались до вечера 13 и даже до утра 14 марта. Шведы в это время несколько раз вылетали на перехват советских самоле­тов, но всякий раз безрезультатно.

29 марта семь «Гладиаторов» переле­тели в Баркабю в Швецию, а два других отправились на родину по железной до­роге. Самолеты передали в только что сформированную в Гётеборге 9-ю эскад­рилью.

Таким образом, в ходе зимней кампа­нии шведы заявили 8 побед в воздухе и 3 уничтоженных на земле самолета, поте­ряв три истребителя.

 

Дания

 

Дания не имела своих «Гладиаторов», тем не менее датские пилоты участвова­ли в зимней кампании на самолетах Гло­стер «Гонтлет», а затем вошли в состав LLv 26 и летали на «Гладиаторах». Име­на датских пилотов: лейтенант Йорн Ульрих (3 победы), лейтенант Кнут Кальмберг (1 победа) и лейтенант П. Христенсен (1 совместная победа). Датчане летали на ма­шинах GL-257, GL-259, GL-260, GL-261.

 

Польша

 

В польских эскадрильях Королевских ВВС «Гладиаторы» использовались толь­ко на вспомогательных ролях. Например, офицер связи 25-й авиагруппы подпол­ковник Ян Бялый использовал курьерс­кие «Гладиаторы» К7927, К8049 и К8046. На «Гладиаторе Mk I» K7927 (прежде служившем в 603-й эскадрильи) летал на разведку капитан Кароль Пняк, служив­ший в экспериментальном авиаотряде в Даксфорде. «Гладиаторы» также исполь­зовались польскими летчиками, занимав­шимися перегоном самолетов.