Разведчики

 

Довольно редко в литературе упоми­нают о разведывательных модификаци­ях «Харрикейна». Впервые истребители применили для тактической разведки в ноябре-декабре 1940 года. Это были ма­шины 208-й эскадрильи, действовавшей в Западной Пустыне, Северная Африка. Первоначально эскадрилья летала на са­молетах Уэстленд «Лисандер», но вско­ре перешла на «Харрикейны», как более новые и скоростные машины. На один из тропических «Харрикейнов Mk I» (V7295) установили фотокамеру, смонти­ровав ее за кабиной пилота. В 103-й ре­монтной роте переоборудовали еще во­семь «Харрикейнов». Три из них попали в 208-ю эскадрилью 2-й разведыватель­ной группы, базировавшейся в феврале 1941 года в Гамбуте, Ливия. В это время эскадрилья совершала разведывательные вылеты на «Лисандерах», которых сопровождали стандартные истребители «Харрикейн». 1 апреля 1941 года эскадрилью перебросили в Грецию. Разведыватель­ные «Харрикейны», которым в это вре­мя присвоили обозначение «Тас R. Mk I», остались в Африке. Два из них оказались в Хартуме, один попал в 73-ю эскадри­лью, один в 1-ю южноафриканскую эс­кадрилью и один в 451-ю австралийскую эскадрилью. Отдельные машины дей­ствовали в составе других частей. Неко­торые самолеты оснастили дополнитель­ной радиоаппаратурой и превратили в самолеты - корректировщики артилле­рийского огня.

Попытку сделать разведчик на базе «Харрикейна» предприняли и в Гелиопо­лисе, Египет. Эта попытка совпала по времени с формированием 2-й группы фоторазведки и образованием в Каире звена авиационной фоторазведки (IPF -Intelligence Photo Flight). Звено возглавил командир эскадрильи Хью Макфейл. Поскольку новое подразделение не мог­ло рассчитывать на получение разведы­вательных «Спитфайров», было решено переделать «Харрикейны». Так появи­лись самолеты PR. Mk I. После передел­ки самолеты могли проводить длитель­ные полеты на высоте 9144 м. Первым переделку прошел самолет DG613/G. В мае 1941 года в мастерских в Гелиополи­се на самолет установили три 14-дюймо­вые фотокамеры F.24. Фотокамеры раз­местили за кабиной пилота, одну - вер­тикально, две - под углом. Два самолета (V7423 и V7428) получили по две восьми­дюймовые камеры F.24. Выступающие за пределы корпуса объективы прикрыли обтекателями. Часть вооружения с ма­шин сняли, а на освободившееся место установили дополнительные топливные баки общим объемом 882 л. Несколько машин прошли переделку на Мальте.

Трудно назвать точную цифру само­летов «Харрикейн Mk I», переделанных в разведчики. Скорее всего, речь идет о двух десятках машин, оснащенных од­ной-тремя фотокамерами. По мере полу­чения новых самолетов, старые машины отправляли в Индию.

Разведывательные самолеты также создавались на базе машин Mk II. Пер­вые такие самолеты появились в Север­ной Африке в 1941 году. Разведыватель­ные самолеты создавались в мастерских путем переделки стандартных истребителей, отправленных в ремонт. Первое бо­евое применение разведчиков Mk II име­ло место в феврале 1942 года. Это были самолеты 6-й эскадрильи, базировавшей­ся в Хелуане. Позднее разведывательные «Харрикейны» появились в 451-й австра­лийской эскадрилье, 208-й эскадрилье,. 7-й и 40-й южноафриканских эскадрильях. Часть машин не имела вооружения, на других пулеметы оставили. «Харрикейны Тас R. Mk II» несли две восьмидюймо­вые фотокамеры F.24, установленные за кабиной пилота. В свою очередь, маши­ны PR. Mk II повторяли схему самолетов PR Mk I. Благодаря более мощному дви­гателю, разведчики могли летать на вы­соте 10400 м со скоростью 563 км/ч. До­полнительные баки в крыльях обеспечи­вали дальность полета до 1770 км; это расстояние покрывалось за пять часов полета в экономическом режиме. Макси­мальный потолок составлял 11580 м. Было переделано около двух десятков самолетов PR. Mk II, более точную циф­ру назвать трудно.