«Харрикейн», как истребитель ПВО

 

В начале 1942 года «Харрикейны» начали поступать на вооружение частей ПВО, в первую очередь ПВО Москвы и североморских портов.

В марте 1942 года сформировали 122-го НАД ПВО Мурманска, целиком осна­щенную «Харрикейнами» (767-й, 768-й и 769-й ИАП). Дивизией командовал пол­ковник А.И. Швецов, задачей дивизии была защита от авиации противника Мурманска и кировской железной доро­ги на участке Мурманск-Тайбола и Боярская-Беломорск. Первые вылеты диви­зия совершила в марте 1942 года. Напри­мер, 23 марта в районе Мурманска четы­ре «Харрикейна» из 768-го ИАП атакова­ли группу из 8 Bf 109 и сбили один «мес­сер». 24 марта звено из 769-го ИАП пере­хватил восемь Ju 87, шедших бомбить порт в сопровождении десяти Bf 109. Два пики­ровщика удалось сбить, а остальные сбро­сили бомбы в тундру и повернули назад.

«Харрикейны» 122-й дивизии не толь­ко прикрывали Мурманск и железную дорогу, но иногда совершали вылеты в интересах Северного и Карельского фронтов, прикрывая сухопутные части и сопровождая бомбардировщики. 5 апре­ля 1942 года группа из семи СБ-2 80-го БАП и семи Пе-2 из 608-го БАП вылете­ла бомбить аэродром Тикшаозеро. Их сопровождали 14 истребителей из 767-го и 609-го ИАП. Немецкая радиоразведка засекла переговоры экипажей, в резуль­тате захватить противника врасплох не удалось. В 15 километрах от цели группу перехватили немецкие истребители. «Харрикейны» и ЛаГГи вступили в бой и не допустили немецкие истребители к своим бомбардировщикам. На земле уда­лось уничтожить четыре самолета. Еще семь было сбито в бою. Потери советс­кой стороны составили шесть истребите­лей и один СБ.

Главной задачей 122-й ИАД была все же защита Мурманска. Ранним утром 23 апреля в районе мыса Мишуков истреби­тели 122-й ИАД вместе с истребителями Северного Флота перехватили группу пикировщиков Ju 87 в сопровождении Bf 109 и Bf ПО. Прорваться к «штукам» не удалось. Младший лейтенант С.П. Негуляев из 769-го ИАП таранил один Bf 109 и погиб при этом сам. Жертвой Негуляева стал обер-фельдфебель Флориан Зальвендер, один из опытнейших пилотов из 6./JG 5, имевший на боевом счету 24 победы.

Бои над Мурманском в мае-июне 1942 года носили ожесточенный и кровопро­литный характер. Обе стороны несли по­тери. Патрулируя воздушное простран­ство над Мурманском, 1 июня звено 768-го ИАП перехватило восемь Ju 87 и че­тыре Bf ПО, шедших на высоте 2000 м. Старший политрук А.В. Борисов повел свое звено в атаку. С дистанции 800 м Борисов выпустил четыре ракеты. Залп достиг цели. Один Ju 87 был сбит, а ос­тальные повернули назад. Начался бой с Bf ПО. Борисов вместе со старшиной И.Ю. Ивановым сбили один вражеский истребитель. Остальные Bf 110, ушли в пике, и, набирая скорость, скрылись за линией фронта.

12 июня четыре «Харрикейна» также из 768-го полка, ведомые капитаном М.Г. Шмыгиным, обнаружили в районе Мур­манска семь Ju 88, шедших на высоте 4000 м. Шмыгин в первом заходе выпустил ракеты, но они прошли мимо цели. Не­мецкие бомбардировщики, обнаружив угрозу, попытались уйти со снижением.

Истребители разбились на пары и сбили два Ju 88. 17 июня пять «Харрикейнов», ведомых лейтенантом Нижником, сбили четыре Ju 87 из 15, бомбивших город.

Пилоты 122-й НАД в июне 1942 года провели 40 воздушных боев и сбили 28 самолетов противника, потеряв 14 ма­шин. Всего за 1942 год дивизия сбила 88 вражеских машин.

В 1943 году интенсивность немецких на­летов на Мурманск уменьшилась. 11 марта 1943 года «Харрикейны» 122-й НАД сбили два немецких самолета, а 27 марта старший лейтенант Николаев из 768-го ИАП таранил еще одну вражескую машину.

122-я НАД получала пополнения в личном составе и самолетах. Пилоты на­бирались боевого опыта. Если летом 1942 года в дивизии было всего 37 боеготовых пилотов, в том числе 11 обученных летать ночью, то в 1943 году дивизия распола­гала уже более 60 летчиками, из которых ночью умели летать 40. Кроме того, в 1943 году полки дивизии стали поочеред­но переходить на советские истребители Як-7 и американские Р-40Е. 767-й и 769-й ИАП летали на «Харрикейнах» до осе­ни 1943 года.

Кроме системы ПВО Мурманска, «Харрикейны» защищали с воздуха и другой важный порт - Архангельск. В районе города действовал оснащенный «Харрикейнами» 730-й ИАП ПВО, вхо­дивший в состав 104-й ИАД. Порт Архан­гельск мог принимать суда только летом, поэтому основные события развернулись там с открытием навигации.

Ожесточенные бои продолжались до конца августа, когда немецкая авиация провела несколько массированных нале­тов на порт. В ночь с 24 по 25 августа пе­рехватить противника не удалось. 42 Ju 88 беспрепятственно отбомбились, выз­вав в городе большие пожары. В ночь с 31 августа на 1 сентября самолеты 104-й ИАД поднялись на перехват. Из 35 Ju 88 на город прорвалось только 15 машин.

25 сентября для усиления ПВО Архан­гельска 104-й ИАД оперативно подчини­ли авиационную группу Северного флота, насчитывавшую 37 истребителей, в том числе восемь «Харрикейнов» 27-го ИАП.

Кроме Москвы и северных портов «Харрикейны» действовали в системе ПВО Ленинграда. Первым английские истребители получил 26-й ГвИАП майо­ра Петрова. К 6 ноября 1942 года в пол­ку было 20 «Харрикейнов», а также три И-16 и шесть МиГ-3. Личный состав пол­ка быстро освоил новую технику. Уже 15 ноября 1942 года майор Молтенинов вы­летел ночью на перехват одиночного Не 111 и сбил его к югу от Ленинграда. По­зднее полк вылетал не только для защи­ты Ленинграда, но также прикрывал дей­ствия наземных частей и сопровождал бомбардировщики.

26  апреля 1943 года 26-й ГвИАП по­лучил еще восемь «Харрикейнов». На которых уже стояло советское вооруже­ние, а 6 мая полк получил еще десять английских истребителей, оснащенных радарами СОН-2 и «Редут». С этого дня полк был целиком укомплектован «Харрикейнами», но вскоре начал по­лучать и «Спитфайры». Среди пилотов полка сражался Герой Советского Со­юза Н.Г. Щербина.

В октябре 1942 годи «Харрикейны» появились в небе над Сталинградом. Де­сять таких истребителей находилось в составе 269-го ИАП, входившего в состав 102-й НАД ПВО. В числе этих машин было и несколько «Харрикейнов Mk ПС». В апреле 1943 года на фронт при­были 933-й и 934-й ИАПы, также летав­шие на «Харрикейнах». Большинство машин в этих полках составляли «Харрикейны Mk IIС», но среди них было не­сколько машин с 40-мм пушками. По­скольку к весне 1943 года фронт далеко удалился от Сталинграда, столкновения с противником стали редки. «Харрикейнам» 102-й НАД часто приходилось кон­воировать правительственные поезда. 23 мая четыре «Харрикейна» 233-й ИАП, который к тому времени входил в состав 144 н НАД ПВО, повредили Fw 200, а когда немецкий самолет сел в степи, рас­стреляли его, чем помогли подоспевшим к месту событий подразделениям НКВД ликвидировать всех летевших на самоле­те диверсантов.

В начале 1943 года «Харрикейны Mk ПС» поступили в 964-й ИАП майора А. Тарасова (130-й ИАД ПВО Ленинграда). С июня 1943 года полк действовал на Волховском фронте, где прикрывал с воз­духа Ладогу, станцию Мга и «дорогу жизни», по которой снабжался блокиро­ванный Ленинград. 21 июня два «Харри­кейна» сбили над Ладогой четыре Ju 87, а 13 июля пара «Харрикейнов» перехва­тило над озером группу Ju 88 и сбила один самолет.

В конце 1943 - начале 1944 года «Хар­рикейны» получил 439-й ИАП из 147-й ИАД ПВО, защищающий Ярославль. В составе полка кроме английских истре­бителей было еще девять испанских лет­чиков. До конца 1943 года немецкая авиа­ция все еще совершала налеты на Ярос­лавль. В ходе одного из таких налетов пилоты полка сбили два Ju 88, причем одного из немцев таранил Николай Ка­дыров. В том же бою был сбит командир эскадрильи старший лейтенант Пронин.