3-й ГвИАП Балтийского флота

 

В июне 1942 года 3-й ГвИАП Балтий­ского флота отвели в тыл для пополне­ния. Полк получил «Харрикейны Mk ПВ». Пилоты не проявили восторга, уз­нав о слабом вооружении самолета и уви­дев тонкую бронеспинку кресла, состояв­шую всего из двух 4-мм листов. Перед от­правкой на фронт истребители перегнали в Москву, где на них установили более мощное вооружение и толстую броню.

11 августа 1942 года полк прибыл на прифронтовой аэродром. В тот же день случилось непредвиденное происше­ствие. Поднявшись по тревоге, пилоты Кабарев и Костылев сбили И-153, на ко­тором летел командир соседнего 4-го ГвИАП Бискун.

Истребители Балтийского флота часто встречались с финскими самолетами, которые заметно уступали им по возмож­ностям. 12 августа четыре «Харрикейна», ведомые капитаном Ефимовым, вылете­ли на сопровождение Ил-2 из 57-го ШАП. Цель найти не удалось, а на обратном пути группу перехватило семь финских истребителей. «Харрикейны» тут же свя­зали противника боем, не дав ему про­рваться к штурмовикам. Вскоре подоспе­ли еще четыре «Харрикейна», но прежде финнам все же удалось сбить один наш истребитель.

Сопровождение штурмовиков из 57-го ШАП стало одной из главных задач полка. 16 августа восемь «Харрикейнов» вылетели сопровождать 11 Ил-2, которые должны были атаковать четыре вражес­ких транспорта, обнаруженных между Сейскари и Лавансари. Самолетов про­тивника в воздухе не было видно. Штурмовики беспрепятственно пустили на дно три судна.

17 августа шесть «Харрикейнов» со­провождали штурмовики до Лахденпохи на северном берегу Ладожского озера. По данным разведки там противник начал строить десантные баркасы. До цели было 200 км, из них 170 км над водой вдоль занятого противником берега. Над целью «Харрикейнов» атаковали шесть «Фоккеров D.XXI». Два «Харрикейна» продолжили сопровождать штурмовики, а остальные завязали бой. Без потерь со своей стороны советские пилоты сбили двух «Фоккеров» и благополучно верну­лись на аэродром. Спустя несколько дней 11 Ил-2 в сопровождении «Харрикейнов» снова наведались в Лахденпохи. На об­ратном пути в районе полуострова Коневиц группу атаковало шесть финских истребителей. «Харрикейны» приняли бой и сбили четырех финнов.

30 августа восемь Ил-2, 17 «Харри­кейнов» и семь Р-40 совершили налет на аэродром Городец, где базировались Ju 88. 15 «Харрикейнов» несли эрэсы, а на машинах майора Мясникова и капитана Каберова стояли фотокамеры. Одновре­менно другая группа самолетов блокиро­вала аэродром Сиверская, где базирова­лись немецкие истребители. Поэтому сопротивления в воздухе не было. Резуль­таты бомбардировки были засняты. По данным фотосъемки в ходе налета на аэродроме удалось уничтожить 17 Ju 88 и два Bf 109.

Кроме сопровождения штурмовиков, «Харрикейны» 3-го ГвИАП прикрывали восемь «Харрикейнов» капитана Ефимо­ва вылетели в район Красного Бора. Тут летчикам пришлось принять бой с 26 Bf 109. Удалось сбить четыре «мессера» це­ной потери двух «Харрикейнов» еще три машины совершили вынужденную посад­ку, не дотянув до аэродрома. В тот день восемь других «Харрикейнов», ведомые капитаном Львовым, попытались пере­хватить 15 Ju 87, сопровождавшихся де­сятью Bf 109. Но сходу прорваться к пи­кировщикам не удалось. Два «Харрикей­на» получили повреждения в вышли из боя. Из оставшихся шестерых лишь пи­лоту Руденко удалось проскользнуть мимо «мессеров» и сбить один пикиров­щик. Бой продолжался почти 50 мин. Советским летчикам удалось сбить три Bf 109. Повреждения получили еще два «Харрикейна», но вся группа без потерь вернулась домой.

В сентябре войска Волховского фрон­та перешли в наступление. 3-й ГвИАП перебазировался на Карельский переше­ек, имея задачу поддерживать наступле­ние сухопутных войск. На этом участке противник имел превосходство в возду­хе. В один из дней полк получил приказ перехватить группу из 40 Ju 87, летевших с истребительным сопровождением. На перехват удалось поднять лишь шесть «Харрикейнов», которые повел лично комполка подполковник Н.М. Никитин. Командир полка действовал нешаблон­но. В лобовой атаке его истребители в первом заходе сбили два пикировщика. Пройдя сквозь строй противника, Ники­тин приказал своим пилотам пристроить­ся к пикировщикам и выпустить шасси. Подоспевшие к этому времени «мессеры» не обнаружили целей. Едва истребители противника удалились, «Харрикейны» открыли огонь и сбили еще пять Ju 87.

Полк нес потери, причем не только из-за противодействия авиации против­ника. Например, имел место быть такой случай. Два «Харрикейна», ведшие бой с шестью Bf 109, вызвали по радио подмо­гу в виде шести Як-1. Немцы поспешили скрыться, а подоспевшие Яки атаковали «Харрикейнов», сбив одного из лучших пилотов полка майора Мясникова.

До октября полк, летая на «Харрикейнах», сбил 68 самолетов противника, потеряв 14 машин и 11 пилотов. В октяб­ре полк перешел на ЛаГГ-3.