Бельгия

 

Идея принять на вооружение бельгий­ских ВВС истребители типа «Харрикейн» появилась уже в 1938 году, вскоре после того, как попытки договориться о лицен­зионном выпуске «Гладиатора» закончи­лись провалом. Во второй половине 1938 года Бельгия финансировала три авиаци­онные программы. Все три касались анг­лийских самолетов, поскольку лишь в Ан­глии в это время можно было закупить со­временные самолеты. В это время бельгий­ская истребительная авиация практически не имела какой-либо боевой ценности. Выбор пал на истребитель Хоукер «Хар­рикейн». 20 машин этого типа Бельгия за­купила немедленно. В апреле 1939 года за­казчик получил первые три самолета. Сле­дующие четыре машины прибыли в мае, а в августе - еще четыре. Последняя самая крупная партия из шести машин прибыла в Бельгию уже в сентябре 1939 года.

Бельгийцам понравился истребитель и в марте 1939 года был подписан дого­вор о лицензионном выпуске «Харрикейна» на заводе «Госселье». Было решено выпустить 80 машин, чтобы перевоору­жить все истребительные части бельгий­ских ВВС. Бельгийцы быстро разверну­ли производство, но до 10 мая 1940 года успели собрать всего три истребителя. От английского прототипа бельгийский «Харрикейн» отличался только вооруже­нием - вместо восьми 7,7-мм пулеметов установили восемь  12,7 мм пулеметов.

По неизвестным причинам на первых са­молетах стояли только четыре пулемета.

К началу 2-й Мировой войны Бель­гия располагала 15 полученными от Ан­глии «Харрикейнами». Большинство из них находилось в составе 2/1/2 эскадри­льи (2-я эскадрилья I группы 2-го авиа­полка). К маю 1940 года эскадрилья по­лучила еще пять машин: две английские и три уже местного производства. 6 сен­тября эскадрилью перебросили к восточ­ной границе Бельгии. Кроме того, сама Бельгия находилась в зоне досягаемости английской авиации, прибывшей во Францию. Всего в период «странной вой­ны» бельгийцы несколько раз вступали в перестрелки с английскими самолетами. Несколько английских «Харрикейнов» совершило вынужденную посадку на тер­ритории Бельгии.

14 ноября 1939 года пилоты 87-й эс­кадрильи в очередной раз вошли в воз­душное пространство Бельгии. Все кон­чилось вынужденной посадкой на терри­тории Бельгии. Один из англичан при­землился неподалеку от Депанна, а дру­гой - в районе Коксейде. Оба пилота были интернированы, а машины отре­монтированы и отправлены на базу Тисль, где базировалась 2/1/2 эскадрилья. 9 декабря вынужденную посадку в Бель­гии совершил следующий английский «Харрикейн», на этот раз принадлежав­ший 43-й эскадрильи. Самому пилоту удалось перейти через границу, так как он приземлился всего в 400 м от нее, а самолет достался бельгийцам.

Служба бельгийских пилотов резко изменилась 2 марта 1940 года. В этот день звено из 2/1/2 перехватило одиночный Do 17. Немецкий самолет вместо того, что­бы сесть на ближайший аэродром, от­крыл огонь. Три «Харрикейна» получи­ли повреждения, причем два разбились в ходе вынужденной посадки. При этом в районе Бастони погиб Ксавьер Эрнар -единственный бельгийский пилот, погиб­ший в ходе «странной войны». Другой «Харрикейн» упал в районе Шиней, тре­тий дотянул до своей базы. Бельгийцы никак не могли ответить на огонь нем­цев, так как все три истребителя не несли боекомплекта. Были приняты меры. 12 марта произошла новая стычка с немца­ми. На этот раз состоялся воздушный бой, закончившийся... новым провалом бельгийцев. Два поврежденных «Харри­кейна» дотянули до базы, а третий, пи­лотированный сержантом Пьером ван Стрейдонком совершил вынужденную посадку в районе Дюрбуа.

Интересно развивались события 6 мая 1940 года. Звено бельгийских «Хар­рикейнов» сбилось с курса и оказалось во Франции. Два самолета все же сумели вернуться обратно, а вот машина, кото­рой управлял фан Стрейдонк приземлил­ся на территории соседнего государства. К своему удивлению, ван Стрейдонк не только был любезно встречен француза­ми, но получил топливо и возможность вернуться в Бельгию.

С началом открытых боевых дей­ствий бельгийские «Харрикейны» никак не повлияли на ход войны. Большинство из них немцы уничтожили на аэродромах в течение первых двух дней боев. Един­ственную победу одержал капитан Аль­берт ван ден д'Эрстенрейк. Капитан вме­сте с ведомым Якобсоном сумел поднять­ся в воздух в тот момент, когда немцы атаковали аэродром Шаффен-Дист и сбить бомбардировщик Не 111. 10 мая бельгийцам удалось спасти всего 3 само­лета из 15 истребителей находившихся на аэродроме. На следующий день были потеряны и эти три машины, а командир эскадрильи капитан Мартин Шерлье по­лучил ранение в ногу.

Осенью 1944 года Бельгийцы снова получили «Харрикейны». Тогда была сформирована курьерская эскадрилья, летавшая по маршруту Брюссель-Лон­дон. Эскадрилья перевозила штабную корреспонденцию между английским и бельгийским правительствами и англий­ским командованием в Европе. Свобод­ное от диппочты место бельгийские пи­лоты заполняли спиртным, «нейлоном» и другими дефицитными товарами.