Jasta 5

 

Летчики Jasta 5 сбили в общей слож­ности более 250 самолетов противника. Первым командиром стаффеля был Ганс Бирр. Подобно многим, Вир пошел в авиацию после ранения, уже понюхав окопов. Начинал летать в качестве на­блюдателя, затем пересел в кабину «Эйндеккера», сбил на нем два самолета про­тивника. В начале ноября, сбив десятый самолет Бирр получил «Голубого Мак­са». Карьера аса оказалась недолгой - в бою 6 апреля 1917 г. его «Альбатрос» столкнулся с другим «Альбатросом» из Jasta 5. Оба пилота погибли. В командо­вание стаффелем вступил Вернер Фосс.

Еще одним «ранним» асом 5-го стаф­феля был лейтенант Ганс Карл Мюллер. Саксонец сбил свой первый самолет, ле­тая на двухместном аэроплане. К Рожде­ству 1916 г. на его счету числилось уже девять побед. В бою 26 декабря Мюллер был ранен сразу несколько раз, после ра­нений на фронт он уже не вернулся. Вой­ну он закончил летчиком-испытателем, затем эмигрировал в Мексику, где осно­вал работал в летной школе.

Лейтенант Ринатус Тиллер летать начал до войны. До перевода в Jasta 5 воевал на двухместных аэропланах. Две первые победы он одержал на двухмест­ных машинах, на «Альбатросах» дело пошло быстрее. Тиллер погиб 2 марта 1917 г., на его счету значилось 12 побед.

«Альбатрос» D III сбили «Страттеры» из 70-й британской эскадрильи.

Генрих Гонтерман начал свою лет­ную карьеру в Jasta 5. Бывший улан по­лучил ранение в начале войны, после гос­питаля подался в авиацию. Какой-то пе­риод он летал на двухместной машине, с ноября 1916 г. - на истребителях. К апре­лю 1917 г. на счету Гонтермана числилось 17 побед.

Назначенный командиром Jasta 15 Гонтерман довел к октябрю 1917 г. свой личный счет до 39 побед. Осенью он ле­тал уже на одном из первых новейших истребителей Фоккер «Триплан», но большинство побед ас одержал на «Аль­батросе», в том числе - сбил 17 аэроста­тов. Утром 19 августа 1917 г. Гонтерман сбил SPAD, а вечером - за четыре мину­ты уничтожил четыре аэростата. Ас не­долго воевал на триплане - Гонтерман погиб 30 октября в авиакатастрофе - у его Фоккера отвалилось в полете верхнее крыло. Несколько первых трипланов Энтони Фоккера разбились именно по этой причине.

Эдмунд Натанэль за храбрость, про­явленную в полетах на двухместных са­молетах, получил несколько боевых на­град. В 5-м стаффеле он сбил 15 самоле­тов противника всего за два месяца, с марта по май 1917 г., в числе которых оказался и самый первый потерянный англичанами в воздушном бою SE.5 (сбит 30 апреля). Натанэль стал жертвой летавшего на истребителе SPAD капита­на С.К. Кохрэн-Патрика из 23-й британ­ской эскадрильи. Немецкий ас погиб 11 мая 1917 г.

Курт Шнейдер во многом повторил путь Натанэля. Железный крест 2-го класса Шнейдер заработал в армии до вступления в Jasta 5 в августе 1916г. Пер­вую победу он сумел одержать только в марте 1917г., однако 28 мая на его счету было уже 15 сбитых. 5 июня Шнейдер получил ранение в воздушном бою с FE.2 из 22-й эскадрильи Королевского авиационного корпуса. В июле Шнейдер вер­нулся в свой стаффель, как оказалось только затем, чтобы быть сбитым. По­смертно Шнейдер был удостоен Рыцарс­кого креста.

В начале 1917 г. в Jasta 5 был переве­ден легендарный Вернер Фосс. К этому времени в стаффеле сделали себе имя трое других летчиков из числа унтер-офице­ров - Отто Кёнике, Фриц Руми и Йозеф Май. Кённеке освоил аэроплан в 1913 г., после чего работал инструктором. Боевую службу он начал в Македонии в со­ставе Jasta 25. К началу 1917 г. на его сче­ту значилось три победы. Тогда же его перевели во Францию, в Jasta 5. К концу года Кеннеке увеличил свой счет до 11 сбитых. Ас остался в живых, войну он завершил с 35 победами, за два месяца до заключения перемирия был удостоен Pour le Merit.

Фриц Руми начал воевать на Русском фронте в качестве летнаба. Во Францию он был переведен после переучивания на летчика. После недолгого периода служ­бы в Jasta 2 Фриц Руми очутился в Jasta 5, где и одержал 6 июля 1917 г. свою пер­вую победу. Всего Руми сбил 5 самоле­тов противника, первые - на «Альбатро­се», затем - «Триплане», последние - на Фоккере D VII. Кавалер Pour le Merit Фриц Руми погиб 27 сентября 1918 г. - его парашют не раскрылся, летчик выбросил­ся из кабины Фоккера после столкновения самолета с британским аэропланом.

Йозеф Май, последний из великолеп­ного трио, стал летчиком в 1916 г. После службы в составе Kasta 29 его перевели в истребительный 5-й стаффель. Как и Кеннеке, Май сбил на «Альбатросе» 11 са­молетов противника (четыре на D V 2082/ 17 и семь на D Va 5284/. 17), прежде чем подразделение перевооружили сначала «Трипланами», а затем - Фоккерами D VII. Май служил в 5-м стаффеле до кон­ца войны, был награжден Pour le Merit, сбил 30 самолетов. Ветеран скончался в 1982 г. в возрасте 94 лет.

Саксонец лейтенант Рудольф Матти воевал офицером полевой артиллерии на Русском фронте и во Франции, затем его перевели в пехоту, а в 1916 г. он вступил в авиацию. Первое время он традицион­но для немецких пилотов он летал на двухместных аэропланах. В феврале 1917 г. получил назначение в Jasta 21, где одер­жал три подтвержденных победы. Весной 1917 г. Матти был переведен в Jasta 5. 20 августа он стал асом. До конца года Мат­ти сбил девять самолетов противника, еще одну победу он записал на свой лич-1 ный счет в феврале 1918г. будучи коман­диром Jasta 6. Это был его последний ус­пех - ас разбился в авиационной катаст­рофе в апреле 1918 г.