Jasta 12 - Jasta 16

 

В составе Jasta 12 воевало много пре­красных летчиков. Первым командиром стаффеля являлся Поль фон Остерот (семь побед), он погиб 23 апреля. Его преемником стал обер-лейтенант Адольф Риттер фон Тутчек, баварец 26 лет от роду. Ранее фон Тутчек воевал офицером в пехоте, дрался как на Западном, так и на Русском фронтах, заслужил награды, титул рыцаря он получил еще до того, как стал летчиком. После короткого перио­да полетов на двухместных самолетах фон Тутчек получил назначение в Jasta 2, будучи командиром 12-го стаффеля он одержал три победы в воздушных боях.

20 мая 1917 г. фон Тутчек одержал свою десятую победу, его жертвой стал SPAD VII из 23-й эскадрильи. Ас так опи­сывал этот бой в письме:

- Сзади я обнаружил самолет, решил, что это D II. Спокойно зажав ручку ко­ленками, я насвистывал какую-то мело­дию. Мой «Альбатрос» плавно планиро­вал к земле. Я находились уже над аэро­дромом, когда мимо пронеслись трассы, выпущенные двумя пулеметами. Инстин­ктивно я дал полный газ и резко взял руч­ку на себя. Я не мог поверить глазам: D II оказался Спадом. Меня хранил Гос­подь - на англичанина навалился, сни­жавшийся по спирали Шориш. Летчик Спада отвлекся на него.

- Я рассчитывал, что вдвоем загоним противника прямо в наше летное поле, однако Шориш спустился слишком низ­ко и ничем не мог мне помочью. Я остал­ся с противником один на один. Мы схо­дились три или четыре раза, поливая друг друга короткими очередями. В конечном итоге я сумел занять положение сзади и выше англичанина. Я дал очередь в де­сять выстрелов, Спад свечкой взмыл вверх. Мне пришлось резко отвернуть, чтобы не врезаться в самолет противни­ка. Я оказался прямо под англичанином.

Теперь я вел огонь по брюху вражеского истребителя. Самолет сорвался, пошел к земле, я - за ним. Я думал, что наконец сбил его, но Спад перешел в горизонталь­ный полет.

- Опять заговорили мои пулеметы. Спад сделал полупетлю и пошел прямо на меня. Колеса Спада едва не прогрохо­тали по верхнему крылу. Я развернулся и попробовал пристроиться в хвост, Спад опять ушел полупетлей. Мы разошлись так близко, что я разглядел коричневую кожаную куртку летчика. Рукой он сде­лал угрожающий жест. Спад скользнул вниз и начал уходить к линии фронта. Он находился вне пределов эффективной дальности стрельбы.

- В который раз я устремился за ним. И снова противник увертывается в набо­ре высоты. Я не отстаю. Очередь - нако­нец-то из Спада вырвался шлейф дыма.

Минутой позже огненный шар поглотил англичанина. Очередь пришлась по топ­ливному баку.

К августу на счету фон Тутчека чис­лилось 23 победы, он стал кавалером Pour le Merit. Однако в августе ас полу­чил ранение в бою с британским асом морской авиации С.Д. Букером из 8-й эс­кадрильи ВМС. После долгого лечения фон Тутчек получил назначение на дол­жность командира JG П. Ас погиб в мар­те 1918 г. на Фоккере Dr.l.

Лейтенант Адольф Шульте стал пер­вым в Jasta 12 асом, в стаффель он при­шел в ноябре 1916 г. В течение первых месяцев 1917 г. Шульте сбил восемь са­молетов противника. 12 апреля он стол­кнулся с FE.2d из 18-й британской эскад­рильи. Шульте и двое членов экипажа FE.2d погибли. В том трагическом поле­те Шульте летал на «Альбатросе» D III D.1996/16. Девять побед в 1917 г. одержал Мейнхольд Йорке, до конца войны он до­вел свой счет до 1 побед. Еще одним асом в этом стаффеле стал Фридрих Гилле, сбив­ший в 1917 г. шесть самолетов.

Честь записать на боевой счет Jasta 12 100-ю победу выпала 21 октября 1917 г. асу Виктору Шобингеру. Бывший пу­леметчик оставил окопы, чтобы стать летчиком. Прежде чем попасть в Jasta, Шобингер полетал на двухместном аэро­плане. Шобингер принимал участие в бою, в котором получил тяжелое ранение фон Тутчек. Виктор Шобингер отомстил за командира спустя всего несколько ми­нут, сбив С.Д. Букера. Англичанин остал­ся в живых. Остаток войны Шобингер служил инструктором, на его счету во­семь побед.

Еще одним асом из Jasta 12 был Ульрих Никил, завершивший войну с 30 по­бедами на личном счету. Военную карье­ру Никил начинал в артиллерии. В Jasta 12 его перевели в сентябре 1917 г. после службы в подразделении, имевшем на вооружении двухместные машины. Уже к концу сентября Ульрих сбил два само­лета противника. Весной 1918 г. его по­бедный счет увеличился до десяти сби­тых. Затем Никила перевели из 12-го в 13-й стаффель. В период службы в Jasta 12 Ульрих Никил летал на «Альбатросах» и трипланах, на фюзеляжах его самоле­тов был нанесен шеврон белого цвета. В конце 1917 г. - начале 1918 г. на вооруже­нии стаффеля состояли как «Альбатро­сы», так и трипланы. Jasta 12 наряду с 13-м, 15-м и 19-м стаффелями входил во II истребительную группу фон Тутчека.

Поль Билик добился первого успеха в составе Jasta 12, одержав четыре побе­ды весной 1917 г. Еще четыре самолета он сбил в составе Jasta 7. В 1918 г. Билик командовал Jasta 52, всего на его счету 31 победа. 10 августа самолет Билека был сбит над контролируемой войсками со­юзников территорией, ас попал в плен. Несмотря на свой внушительный боевой счет, из-за плена, Поль так и не получил «Голубого Макса».

Через 14-й стаффель в 1917 г. прошло несколько летчиков-асов. Так Йозеф Вильтьенс в составе Jasta 14 одержал де­сять из своих 35 побед. С пятью подтвер­жденными и одной не подтвержденной победами в том же году асом стал Ганс Бовски. 3 сентября Бовски был ранен, позже он летал в составе Jasta 15, но свой счет не увеличил.

В марте 1918г., после гибели фон Тут-чека, командиром JG II стал Рудольф Бертольд. Бертольд очень хотел перевес­ти во 2-ю группу 18-й стаффель, которым он командовал прежде. Максимум, чего ему удалось - так это перевести часть летчиков из Jasta 18 в Jasta 15. На воору­жении как 15-го, так и 18-го стаффелей име­лись «Альбатросы» и трипланы, поэтому разобраться кто и когда на чем летал уже невозможно. В то же время можно смело утверждать, что Эрнст Удет две из своих шести побед одержал в составе Jasta 15, до перевода в августе 1917 г. в Jasta 37.

16-й стаффель именовался Королевс­ким баварским, но командовал им пру­сак Людвиг Ханштейн, одержавший в марте-октябре 1917 г. 11 побед. Затем Ханштейна перевели в Jasta 35. Jasta 16b действовала, главным образом, на фран­цузском фронте, но после перевода Ханштейна в 35-й стаффель он стал драться с англичанами. Отвоевав почти два пол­ных года летчиком-истребителем, Люд­виг Ханштейн был сбит 21 марта 1918 г. Бристолем из 11-й британской эскадри­льи. В том бою ас одержал свою после­днюю, 16-ю, победу.

Карл Шаттауэр первого успеха до­бился в составе Jasta 23b. Как и Ханш­тейн, Шаттауэр был пруссаком, хотя и служил в баварских частях. В Сентябре 1917 г. его перевели в Jasta 16b. Карл Шаттауэр получил тяжелое ранение в воздушном бою 27 мая 1918 г., на фронт он больше не вернулся, сохранив свой счет на уровне девяти побед.

Большую часть периода службы Шаттауэра в Jasta 16b стаффелем коман­довал Генрих Гейгль. На должность ко­мандира Гейгля назначили 17 августа 1917 г., к этому моменту он сбил шесть самолетов в составе Jasta 34. К весне 1918 г. его боевой счет достиг 12 побед. Гейгль погиб той же весной в бою с «Кэмелами» из 65-й эскадрильи Королевского авиа­ционного корпуса. В том же бою он сбил свой последний, 13-й, самолет.

Летчик предвоенного времени Карл Одебрет получил боевое крещение на Русском фронте в 1915 г. Затем, в 1916 г., его перевели во Францию в Jasta 16. На Востоке Одебрет одержал одну победу, на Западе - еще шесть. В сентябре 1917 г. (ас получил легкое ранение в результате обстрела с земли. В декабре его назначи­ли командиром вновь сформированного 42-го стаффеля. Карл Одебрет прокоман­довал Jasta 42 до конца войны, которую завершил, имея на своем счету 21 побе­ду. Ветеран воздушных боев скоропос­тижно скончался в феврале 1930 г., когда ему было всего 39 лет.

Фридрих (Фриц) Риттер фон Рот слу­жил в Jasta 23 с начала 1918 г., ранее он был артиллеристом. Перед вступлением в авиацию фон Рот почти год провалял­ся по госпиталям после ранения. Прежде чем стать летчиком-истребителем, воевал на двухместных машинах. Специализаци­ей фон Рота стали аэростаты: из 28 его побед - десять аэростаты. Больше него воздушных шаров не сбил ни один гер­манский летчик. Аэростат считался труд­ной и крайне опасной целью. Большин­ство своих атак фон Рот тщательно пла­нировал. Служивший в Jasta 7 и Jasta 40 ас Карл Дигилоу вспоминал:

- При атаке аэростата следовало тща­тельно учитывать направление и ско­рость ветра. Такую способность не раз демонстрировал обер-лейтенант Фриц Риттер фон Рот - величайший истребитель воздушных шаров, сравниться с ко­тором впоследствии смог лишь рожден­ный фантазией Алана Милна поросенок Пятачок.

- Перед каждой атакой фон Рот вни­мательно изучал с земли в телескоп ма­невры прикрывавших шар истребителей. Тщательно знакомился со сводками по­годы. Фон Рот выжидал подходящий для атаки день, такой, когда ветер будет дуть вдоль аэростата. Атаку производил с большой высоты в пикировании. Ско­рость самолета, сложенная со скоростью ветра позволяли фон Роту проскакивать завесу истребителей эскорта. Высокая скорость затрудняла прицельную стрель­бу по истребителю с земли.

- Еще один ас из Jasta 16 - Отто Кейсенберт - оставил воспоминания. Кейсенберт родился в феврале 1993 г. в Баварии, учился во Франции, а диплом инженера получил в Мюнхене. До вступления в во­енную авиацию в начале войны, Отто Кейсенберт работал на авиационной фирме. Летая на двухместном аэроплане, Кейсенберт получил ранение. После лечения вернулся на фронт летчиком-истребителем. Летал на самолете Kek «Эйнзисхейм». Первым воздушным боем Кейсенберта стал перехват 12 октября 1916г. трех вражеских бом­бардировщиком. Поздней весной 1916г. Кейсенбер­та перевели в Jasta 16b, где он добавил на свой счет еще трех сбитых. Потом - очередной перевод, на этот раз в Jasta 23b. В конце 1917 г. на личном счету Кей­сенберта значилось 18 побед, он занимал должность командира стаффеля.

- В первые месяцы 1918 г. личный счет Кейсенбер­та выросло 20 побед. Дальнейший рост оборвала удач­но выпущенная очередь из пулеметов британского «Кэмела», но Кейсенберт остался жить. В июне 1918 г. ас получил «Голубого Макса», однако вернуться на фронт не смог. Киссенберта разбился в августе 1919г. при стол­кновении с горой в Баварских Альпах.