Истребительные группы

 

После формирования в июне 1917 г. JG I круп­ных соединений истребителей на постоянной осно­ве не создавалось до 2 февраля 1918 г., когда были сформированы JG II и JG III. В командование JGII вступил Адольф Риттер фон Тутчек, в командова­ние JG III - Бруно Лоэрцер.

Идея формирования крупных истребительных соединений появилась в начале апреля 1917 г. Ис­требительная группа в составе 3-го, 4-го, 11-го и 33-го стаффелей была создана в составе 6-й армии. Ко­мандиром группы стал Манфред фон Рихтгофен. В июне была официально сформирована JG I, в нее вошли другие стаффели, хотя командиром стал все тот же Рихтгофен. В административном отношении группа подчинялась командованию сектора Запад­ного фронта, который занимала 6-я армия. Не стоит полагать, что все четыре стаффеля постоянно лета­ли вместе одним крупным соединением. Рихтгофен мог спланировать и такую операцию, но обычной работой являлось патрулирование воздушного про­странства сравнительно небольшими группами ис­требителей.

В период Первой мировой войны сбор больших групп самолетов в воздухе еще не был отработан в должной степени. В отсутствие радиосвязи и при наличии облачности, типичной для Север­ной Франции, самолеты группы быстро теряли друг друга из вида - строй распа­дался. Тем не менее, отдельные пилоты с задатками недюжинных лидеров могли собирать и водить большие группы. К та­ким командирам без сомнения относил­ся фон Рихтгофен. Единственным сред­ством сигнализации в те времена были ракеты. Заранее оговаривались обозна­чение сигналов по цветам сигнальных ракет: вижу противника, построиться за мной, возвращаемся домой и т.д.

К середине 1917 г. широкое распрос­транение получили индивидуальные окраски и символики самолетов, за счет чего командирам стало проще управлять летчиками в воздухе.

Рихтгофен продолжал водить в бой свой Jasta 11, одновременно командуя тре­мя другими стаффелями группы. Обычно ежедневную работу командиры стаффелей планировали самостоятельно. Планирова­ние действий группы в целом осуществля­лось только в случае проведения крупных операций сухопутными войсками.

К осени 1917г. обычном делом стало формирование истребительных групп на временной основе. Обычно сведение стаффелей в один кулак приурочивалось к операциям армии. Иногда группы по­лучали номера, иногда назывались по фамилии командира или района боевых действий. Например: Jagdgruppe Lille, Jagdgruppe «Tutscheck». Жизнь большин­ства групп была короткой, так Jagdgruppe «Tutscheck» в составе Jastas 12, 30 и 37 просуществовала с 4 по 11 ав­густа 1917 г.

Сформированные на постоянной ос­нове истребительные группы (JG I, JGII, JG HI. JG IV была сформирована в ок­тябре 1918 г. под командованием Эдуар­да Риттера фон Шлейха) получили у со­юзников прозвище «Цирк». Ягдгешвадеры по мере необходимости перебрасыва­ли с одного участка фронта на другой. Броско окрашенные истребители летчи­ков групп вполне позволяли провести ассоциацию с гастролирующим цирком. В конце войны самолеты ягдгешвадеров действовали крупными группами. Очень часто пилоты к примеру британских SE.5 указывали в рапортах о воздушных боях с 50 и большим количеством истребите­лей противника. Скорее всего, англича­не преувеличивали - в составе одной груп­пы не могло быть такого количества са­молетов, а вместе гешвадеры вели бой очень редко.

К концу 1916 г. было сформировано почти 30 Jastas, из них Jasta 25 действо­вала в Македонии, Jasta 1,31 и 39 в тече­ние короткого временив Италии, a Jasta 55 - в Палестине.

На северном участке Западного фрон­та, где Германии противостояли британ­ские войска, воздушные бои случались гораздо чаще, чем над французским сек­тором фронта. Где больше боев - там больше шансов отличиться, поэтому созда­ется впечатление о том, что лучшие пило­ты сражались с пилотами Королевского авиационного корпуса. Однако, на Фран­цузском фронте также имелись свои асы.