Учебные варианты

 

Подготовка экипажей для бомбарди­ровщиков В-25 «Mitchell» проходило по плану. Чтобы повысить эффективность подготовки экипажей, на базе боевой машины создали учебный самолет. Учеб­ному В-25 присвоили обозначение АТ-24, а 11 июня 1948 года обозначение измени­ли на ТВ-25. При этом:

АТ-24А стал называться TB-25D,

АТ-24В     TB-25G,

АТ-24С     ТВ-25С,

AT-24D     TB-25J.

Руководство службы подготовки ВВС (Air Training Command) располагалось в Форт-Уорте (Техас). Была принята про-

грамма, позволявшая в массовом коли­честве подготовить пилотов, штурманов, бомбардиров, радистов, стрелков и меха­ников. До этого времени пилотов двух­моторных самолетов готовили на специ­альных учебных самолетах, например, Curtiss AT-9. Подготовка на АТ-24 «Mitchell» началась в июле 1943 года на базе Брукс-Филд (Техас). Если подготов­ка пилотов шла успешно, то стрелков пулеметов для В-25 не готовили, в отли­чие от стрелков для В-17, В-24 или В-40. На АТ-24 готовили также механиков на аэродроме Кислер-Филд (Миссисипи). В 1946 году в США завершилось раздель­ная подготовка штурманов, бомбарди­ров и радистов, после чего все три курса объединили в один, организованный на базе Мазер-Филд (Калифорния). База была оснащена транспортными самоле­тами С-47 «Skytrain» и АТ-24 «Mitchell». Невооруженный и лишенный бронирова­ния TB-25J (AT-24D) был выпущен сери­ей в 600 машин. Кроме того, для обуче­ния использовали серийные B-25J со сня­тым вооружением. В задней части фюзе­ляжа установили пять кресел, еще два - в бомбоотсеке. Носовая часть самолета представляла собой плексигласовый об­текатель. Обтекатель стоял и на месте хвостовой огневой точки. Верхние стек­ла в кабине пилотов были тонированы. В качестве двигателей использовались Wright R-2600-29 или R-2600-35.

Позднее фирма Hayes Aircraft в Бир­мингеме (Алабама) выпустила 79 учебных самолетов TB-25L на базе B-25J. Пер­вый самолет из серии был готов в апре­ле, а последний в декабре 1952 года. Са­молеты не имели ни вооружения, ни бро­нирования, оснащались новой прибор­ной доской, системой освещения, кисло­родной системой и системой внутренней связи. Лобовое стекло было сплошным, а семь кресел внутри фюзеляжа распола­гались также, как на TB-25J. Позднее 40 из этих самолетов переименовали в ТВ-25М и приспособили для подготовки штурманов и операторов радаров.

На базе B-25J фирма Hayes выпусти­ла также 47 TB-25N, соответствовавших стандарту TB-25L и предназначенных для подготовки пилотов. Школа штурманов находилась на базе Мазер-Филд (Кали­форния), где действовала с 1946 года на самолетах ТВ-25М, оснащенных радара­ми. На этих же самолетах испытывалась система управления огнем Е-5. В свою очередь фирма Hughes модифицировала в 1950 году 117 В-25J. Конверсированным самолетам присвоили обозначение ТВ-25К. На них устанавливали систему уп­равления огнем Е-1. Система монтирова­лась в бомбоотсеке и имела сдвоенное управление: как для инструктора, так и для курсанта. Кроме того, фирма пере­делала один B-25J (44-30646), оснастив его системой вооружения Е-3/4 для реак­тивных истребителей F-86D/K.

В 1952 году АТС реорганизовало цикл подготовки пилотов и разделило его на четыре стадии: наземную, начальную (на самолетах Т-6 «Texan»), основную (Т-6 и Т-28) и завершающую (Т-33 «Shooting Star», F-51 «Mustang», F-80 «Shooting Star» и ТВ-25 «Mitchell»). С 1953 года эки­пажи многомоторных самолетов прохо­дили подготовку на ТВ-25 «Mitchell», ТС-54 «Skymaster» и ТВ-50 «Superfortress». В январе 1960 года АТС выпустило после­дний курс пилотов, летавших на ТВ-25. В дальнейшем подготовка проходила толь­ко на Т-33 «Shooting Star». Всего на ТВ-25 подготовку прошли 30000 летчиков, нале­тавшие в сумме 2,5 млн часов. Последний ТВ-25 был списан 18 января 1960 года на базе Джеймс-Коннелли АФБ (Техас).