Опять плохие известия

 

Серийные трипланы Фоккера, полу­чившие обозначение Dr.l, появились в октябре. Один из первых (115/17, 4-й се­рийный) поступил 11 октября в расквар­тированный в Ла-Нювилле 15-й стаффель, естественно самолет взял себе стаффельфюрер лейтенант Генрих Гонтерман. Кавалер Pour le Merrit Гонтерман двумя днями ранее одержал две очередные побе­ды, после чего на его счету значилось 39 сбитых. Гонтерман из-за болезни смог при­ступить к полетам на триплане только спу­стя две недели после получения самолета.

Генрих Гонтерман имел редкую для немецких летчиков специализацию - «ис­требитель аэростатов». Из 39 сбитых им летательных аппаратов, 17 являлись аэростатами. Аэростаты обычно прикры­вались зенитной артиллерией, их охраня­ли истребители, поэтому «шарики» пред­ставляли собой исключительно сложную для поражения цель. Уроженец вестфаль­ского города Зигена, Гонтерман начал военную карьеру в уланах, затем продол­жил офицером в фузклерском полку.

После перевода в авиацию и оконча­ния летных курсов Гонтерман летал на Роланде С II и «Альбатросе» С I в составе Kampfstaffel Tergnier, в ноябре 1916г. летчика перевели в Jasta 5. В своем пер­вом вылете в качестве летчика-истреби­теля, 14 ноября, Гонтерман сбил FE.2b, однако следующий успех пришел только в марте 1917 г. Весной его личной счет начал расти стремительно. 13 апреля Гон­терман открыл счет сбитым им аэроста­там. В последний день апреля подающе­го надежды пилота назначили команди­ром Jasta 5, 14 мая он был удостоен «Го­лубого Макса».

Самым удачным для Гонтермана днем стало 19 августа, когда он сбил сна­чала французский SPAD, а потом всего за три минуты четыре аэростата! В пись­мах дамой легко прослеживается религи­озно-фанатичный до фатализма дух аса. Вот выдержка из письма. Датированно­го 25 марта 1917 г.:

- Сегодня я сбил двухместных само­лет. Он рассыпался в пыль прямо в воздухе. Это - ужасно, но выполнять такую работу - наш долг. Каждый сбитый - по­беда Германского духа».

Через три дня летчик пишет:

- Воздушная война, думаю, стала для меня проще. Теперь я не стремлюсь кого то удивить, я оставил в стороне свои ам­биции. Я вою за Фатерлянд. Я должен сделать все, что могу.

10 июля на счету Гонтермана было уже 23 победы:

- Пожалуйста, не делайте шума из моих успехов в родном Зигене.

Гонтерману понравился триплан, но у него было немного шансов опробовать самолет в бою из-за гибели на таких ис­требителях двух ведущих летчиков JG I. Из письма от 28 октября:

- Позавчера я летал на своем порази­тельном триплане, погода была плохой. Надеюсь мой драндулет покажет себя на фронте лучше, чем трипланы Рихтгофена. На триплане был сбит дорогой Вольф, на таком же самолете погиб Фосс. Поста­раюсь летать предельно осторожно и хладнокровно.

Через два дня Гонтерман облетал Dr. 1 над аэродромом в Ла-Нювилле. Не­смотря на обещания соблюдать осторож­ность, летчик не сумел полностью скон­центрироваться. Лейтенант Арнцен из Jasta 15 стал очевидцем последующих событий. Он первым увидел как отошли внешние концы верхнего крыла, затем самолет сал заваливаться влево, потом отлетел правый элерон, начала облезать обшивка крыла, обнажая нервюры. Dr.l 115/17 разбился, Гонтерман получил тя­желые ранения. Ас скончался в полевом лазарете в Марле поздно вечером.

Этот период стал особенно тяжелым для личного состава JG I. В день, когда перестало биться пламенное сердца борца за Фатерлянд Генриха Гонтермана, случилось еще одно неприятное происше­ствие. На триплане (114/17) Манфреда фон Рихтгофена в воздухе отказал дви­гатель, барон сумел посадить самолет, однако после грубой посадки машина восстановлению уже не подлежала. Чуть раньше пришлось садиться в чистом поле по причине отказа двигателя Лотару фон Рихтгофену. На следующий день погиб лей­тенант Гюнтер Пастор из Jasta 11. На его триплане Dr.l 121/17, как и на самолете Гонтермана, оторвалось верхнее крыло.

В дополнение ко всему экипаж двухме­стного немецкого самолета ошибочно при­нял за Сопвич триплан Фоккера. Наблю­датель отстрелялся успешно - Dr.l 113/17 был сбит, а летчик вице-фельдфебель Йозеф Лаутеншлагер из Jasta 11 погиб.

К этому времени на аэродроме бази­рования Jasta 11 трипланы появились в ощутимом количестве. С 10 по 13 октяб­ря прибыло 17 самолетов Dr. 1, в течение последующей недели - еще пять. Однако из-за катастроф Гонтермана и Пастора все полеты на трипланах были запреще­ны. Для разбора полетов из инспектора­та авиации прибыла специальная комис­сия. Причиной катастроф посчитали не­достаточную прочность узлов навески элеронов, плохое качество склейки верх­него крыла вследствие неудовлетворительного качества изготовления и плохо­го контроля.

Комиссия рекомендовала усилить крыло и изменить конструкцию элеро­нов. К 28 ноября 1917 г. Фоккер декла­рировал безопасность полетов на само­летах с верхним крылом измененной кон­струкции. Не взирая на неудачный дебют триплана, летчики Jasta 11 отнеслись к Dr. 1 в целом позитивно.

Если не брать в расчет проблему прочности верхнего крыла, то триплан превосходил бипланы «Альбатрос» D V и Пфальц D III. Бипланы все меньше удовлетворяли растущим запросам опыт­ных летчиков. Пилот Jasta 11 Рихард Венцль подытожил: «Первые поступив­шие на фронт трипланы имели полный рот проблем, но мере их разрешения из триплана получился бриллиантовый са­молет. Верхние крылья триплан терял совсем недолго».

Летчика нравилась высокая скоро­подъемность и хорошая маневренность трипланов. Хотя Dr. 1 уступал некоторым самолетам противника в скорости, в ближнем бою он имел преимущества. Благодаря особенности конструкции ротативного двигателя британский «Кэмел» совершал левый вираж быстрее пра­вого, летчики «Кэмелов» часто успешно уходили от атакующих их немецких ис­требителей именно левым виражом. По­явление Dr. 1 лишило пилотов «Кэмелов» преимущества.

Доработка трипланов завершилась в конце ноября, работы проводились на заводе в Шверине. Заказ на первую партию из ста самолетов (Dr I 121-220/17) фирма Фоккер получила в сентябре, в ноябре пос­ледовал заказ на вторую партию из 200 са­молетов (Dr.l 400-599/17).

Трипланы Фоккера стали лучшими германскими истребителями периода Первой мировой войны, неудивительно что они поступали на вооружение элит­ных частей. В конце февраля 1918 г. на фронте имелось 143 триплана, своего пика насыщение фронтовых частей истребителями Dr.l достигло в апреле -17.1 самолет (в это количество входят вооб­ще все трипланы, включая находившие­ся на хранении в авиационных парках и в составе летных школ).

Наибольших успехов пилоты Dr.l добились в период великого Весеннего наступления немецких войск (так назы­ваемая «битва кайзера» - Kaiserschlaht). Операция началась 21 марта 1918 г. За господство в воздухе отчаянно сражались пилоты ягдгешвадеров на броско окра­шенных самолетах.

Век трипланов Фоккера оказался очень коротким, после июня в войсках их почти не осталось, на смену триплану пришел биплан Фоккер D VII.