Другие асы 11-го стаффеля

 

Поскольку трипланы Dr.l использо­вались на фронте в течение короткого промежутка времени, почти невозможно точно установить кто и сколько побед одержал на этих машинах. Случай фон Рихтгофена является исключением - все его рапорты о проведенных воздушных боях сохранились и доступны исследовате­лям. Мы точно знаем, что на Dr. 1 Красный барон сбил 19 самолетов противника.

Со смертью Рихтгофена фортуна от­вернулась от Jasta 11 - сразу несколько асов разделили печальную участь командира. Одним из них стал Ганс Вейсс. В составе Jasta 10 Вейсс одержал 11 побед, в апреле 1918 г. аса перевели в Jasta 11. Известно, что пять своих последних по­бед (четыре «Кэмела» и один Бристоль) Вейсс одержал, летая на триплане.

Ганс Вейсс родился в апреле 1892 г. в городе Хоф, вблизи границы с Австри­ей. В 1916-1917 г.г., имея унтерский чин, Вейсс летал на двухместных аппаратах различных типов, в августе 1917 г. он поступил в истребительное училище, Jastaschule. Уже через месяц свежеиспе­ченный воздушный боец получил назна­чение в Jasta 41. В марте 1918 г. на счету летчика значилось 11 сбитых - чем не по­вод для перевода в элитный ягдгешвадер Рихтгофена? Сначала Вейсс попал в 10-й стаффель, где увеличил свой счет на одну победу. Затем пилота назначили команди­ром звена в Jasta 11, позже он стал стаффельфюрером. Венцль вспоминал:

- Стаффель возглавил Вейсс. Он ко­мандовал в стиле риттмейстера, от кото­рого многое перенял.

Известен снимок Вейсса на фоне сво­его самолета. Триплан имеет обычный для самолетов Jasta 11 красный капот двигателя, красные подкосы и диски ко­лес. Индивидуальная символика Вейсса - окрашенные в белый цвет хвост и часть верхнего крыла; Weiss - белый. Соглас­но воспоминаниям Венцля, незадолго до своей гибели Вейсс летал на окрашенном целиком в белый цвет триплане.

Вейсс был смертельно ранен 2 мая. В тот день летчики 11-го стаффеля сража­лись со своими старыми оппонентами из 209-й британской эскадрильи. Вейсс ле­тал на Dr.l 545/17. Откроем в который раз книгу Венцля:

- Погода 2 мая стояла чудесная. Мы встали с настроением задать основатель­ную трепку «томми». После обеда, при­мерно в 14 ч 30 мин, мы встретили южнее Альберта шесть-восемь «Кэмелов». Вейсс летела на новом самолете, целиком ок­рашенном в белый цвет. «Кэмелы» шли выше нас - их мог достать только Вейсс на своей бесподобной машине. Белый триплан устремился на один из «Кэме­лов», но Вейсс сам был атакован внезап­но появившимся сбоку сверху британс­ким истребителем. Триплан перешел в крутое падение, машина стала завали­ваться на хвост. Вейсс погиб.

- Мы сидели по своим «пещерам», переживая тяжелую утрату, когда пришел офицер по вооружению и сообщил еще одну печальную новость - вице-фельдфе­бель Шольц разбился прямо на аэродро­ме. Такой вот выдался день.

Эдгар Шольц вероятно одну или две из своих шести побед одержал на трип­лане. Он погиб в один день с Вейссом. 19-летний уроженец Тюрингии начал вое­вать в составе Jasta 10, в январе 1918 г. его перевели в Jasta 11. Шольц выжил после столкновении в воздухе своего триплана Dr.l с «Альбатросом», у Фоккера было повреждено горизонтальное оперение. И вот теперь на взлете перевер­нулся его Dr.l 591/17, летчик погиб. Че­рез час после гибели Шольца пришел приказ о присвоении ему офицерского звания лейтенант.

На следующий день, 3 мая, в бою SE.5 из 24-й британской эскадрильи получил ранение лейтенант Эрих Юст, Юст летал на Dr.l 110/17. Юст остался в живых, все­го за войну он одержал шесть обед, одну из них (сбитый 6 апреля «Кэмел») - веро­ятно на триплане.

В июне 1918 г. Jasta 11 лишился еще одного своего аса. Лейтенант Вернер Штейнхаузер был ближайшим другом Рихарда Венцля:

- В лице Штейнхаузера я нашел на­стоящего товарища, но наша дружба ока­залась недолгой. Мы всегда были вмес­те, в воздухе и на земле. У него был скром­ный, но твердый характер, Штейнхаузер обладал отличным чувством юмора.

Штейнхаузер родился в старинном славянском Калининграде, то есть - в Кенигсберге. Карьеру в авиации начал со службы в Flieger Abteilung (A) 261 наблю­дателем на двухместном самолете. 20 ав­густа 1917 г. Вернер Штейнхаузер одер­жал свою первую победу - сбил аэростат противника. Штейнхаузер пришел в li­ft истребительный стаффель в декабре 1917 г. 13 января он сбил аэростат - это была вообще первая победа на серийном Dr.l. Уроженец Восточной Пруссии ле­тал не только на триплане, сегодня уже не установить на каком самолете одержи­вал он ту или иную победу. 2 февраля Штейнхаузер сбил RE.8,12 марта - истре­битель фирмы Бристоль, а через пять дней получил ранение в ногу, из-за чего был вынужден посадить самолет на аэро­дроме базирования Jasta 3. Вновь летать на боевые задания начал в мае, 10-го мая сбил «Кэмел».

Триплан Штейнхаузера был окрашен в красно-золотые тона его старой части -2. Grossherzoglich Hessisches Feld-Artillerie Regiment Nr 61. Вернер Штейнхаузер погиб 26 июня на Фоккере D VII в бою с фран­цузским двухместным самолетом SPAD, на счету аса значилось десять побед.

Все знают Курта Вольфа, но был в Jasta 11 и другой Вольф - 22-летний Ганс-Иоахим из Мюльхаузена. Как и старший Рихтгофен, Вольф начал службу в армии в уланах. В авиации он сначала летал пилотом на двухместных аэропланах в составе Flieger Abteilung (A) 216, в Jasta 11 прибыл 6 июля 1917 г. Через месяц, 14 августа, был ранен в бою с Сопвичем «Трипланом» из 1-й эскадрильи авиации Королевских ВМС. Вольф вернулся на фронт только в ноябре, но 23 ноября на посадке его триплан скапотировал. Лет­чик остался жив, однако ему опять при­шлось отправиться в лазарет.

Вольф получил прозвище «Волчо­нок», свою первую победу он одержал в марте 1918 г., сбив лейтенанта А. МакКуддена, брата известного аса кавалера Креста Виктории капитана Дж.Т.Б. МакКуддена. Чуть позже Вольф пересел на триплан. Большинство (если не все) из своих последующих побед он одержал именно на Dr.l.

Энергичный, полный задора, летчик пользовался особым расположением у пилотов 11-го стаффеля, да и командир JG-1 относился к Волчонку по-особенно­му. Вольфу даже разрешалось крутить пилотаж на триплане Манфреда фон Рихтгофена.

Ганс-Иоахим Вольф пережил коман­дира меньше чем на четыре недели. Вольф погиб в бою 16 мая, его сбил южноафриканец лейтенант Х.Д. Бэртон из 24-й эскадрильи. Волчонок стал четвер­той жертвой будущего аса RAF, всего Бэртон одержал в воздушных боях 19 побед. Вольф, Вейсс и Шольц, цвет стаф­феля, а также погибший 12 апреля унтер-офицер Роберт Эйзербек, были похоро­нены на окраине аэродрома в Каппи. Крестами на их могилах стали воздуш­ные винты трипланов Dr.l.

Обер лейтенант Эрих Ридигер фон Ведель был ближайшим другом Манфре­да фон Рихтгофена на протяжении всей войны, они вместе служили в уланах (Ulanen Regiment Nr 1). Как и Рихтгофен, Ведель являлся кадровым офицером. В 11 -и стаффель фон Ведель пришел через два дня после гибели Рихтгофена. Ведель успел открыть свой личный победный счет пока еще на вооружении Jasta 11 имелись трипланы. К середине мая он сбил три самолета, в сентябре фон Веделя назначили командиром 11-го стаффеля. 22 ок­тября Ведель принял гешвадер от Герма­на Геринга и оставался в должности ко­мандира JG I до окончания войны. Все­го на счету Эриха Ридигера фон Веделя 13 подтвержденных побед.

Лейтенант Зигфрид Гусман, ранее ле­тавший наблюдателем на двухместном аппарате, одержал в марте 1918 г. свои третью и четвертую победы, летая на триплане. В одном из воздушных боев начала апреля на самолете Гусмана сло­мался один из стержней моторамы дви­гателя Оберрусель. Не взирая на риск разрушения мотора Гусман не бросил товарищей и не вышел из боя. В бою 7 апреля с «Кэмелами» из 73-й эскадрильи его ранили в правую руку. Летчик вер­нулся в стаффель после лечения, до кон­ца войны Зигфрид Гусман сбил пять са­молетов, став, таким образом, асом.

Весельчак Эрнст Удет командовал Jasta 37, когда его 15 марта 1918 г. при­гласил в JG I лично Рихтгофен. 21-лет­ний Удет к этому времени одержал 20 побед в воздушных боях. Великолепный пилот и талантливый командир Удет не­долго прослужил в Jasta 11 - с 18 марта по 8 апреля, за это время он сбил еще три самолета.

В своем первом боевом вылете на Dr. 1 Удет сбил в лобовой атаке RE.8, затем вместе с другими летчиками штурмовал британские войска. В своих воспомина­ниях «Mein Fliegerleben» Удет писал:

- Стержнем нашей группы являлся Рихтгофен. Его самолет плавно снижался в направлении Римской дороги. На высоте примерно десяти метров Рихтгофен открыл огонь из обоих пулеме­тов, но ливень свинца не остановил дви­жение колонны противника. Следом за командиром мы обрушили на дорогу ливень свинца.

- Солдат противника парализовал ужас - лишь немногие попрыгали в кю­веты. Рихтгофен развернулся, после чего пошел на второй заход. Теперь мы мог­ли хорошо разглядеть результаты нашей первой атаки: трупы людей и лошадей, брошенные пушки.

- Во втором заходе нас обстреляли с земли. Пехотинцы вели огонь из винто­вок, кто-то приспособил на крутых отко­сах дорожной насыпи пулемет. Тем не менее, Рихтгофен не поднялся ни на метр выше, хотя в крыльях его самолета по­явились отверстия от пуль.

Сразу после этого полета Удет стал командиром Jasta 11, через несколько дней весельчак-баварец сбил двух «Кэмелов». О бое 28 марта Удет вспоминал так:

- Англичанин шел выше, он пресле­довал Гусмана, который пытался ото­рваться от противника пикированием. Я поднял голову как раз в тот момент, ког­да англичанин проходил прямо перед моим самолетом. С дистанции 80 м я от­крыл огонь. Ему некуда было деваться. Осталось всего 20 метров - еще секунда и мы столкнемся. Я проскочил чуть ниже, в кабину даже брызнуло масло из двига­теля английского аэроплана.

- Второй заход. Снова мы разошлись, он проскочил надо мной. Я без труда ра­зобрал написанный черный краской бор­товой номер самолета противника - «8224».

- Четвертый заход, я решил твердо выдерживать направление и высоту во что бы то ни стало. Я загнал самолет про­тивника в самый центр прицела и не да­вал сдвинуться силуэту ни на дюйм. Про­тивник не выдержал напряжения, стал отворачивать. Я всадил в него очередь. Британский самолет скрылся в облаке огня и дыма. Домой я вернулся весь взмылен­ный, нервы были взвинчены до предела.

Вечером Удет отправился в полевой госпиталь, недалеко от которого прохо­дил памятный бой. Как выяснилось пуля, выпущенная из пулемета триплана Удета попала летчику в голову, он погиб сра­зу. Врач отдал Удету уцелевшие личные вещи противника немецкого аса. На ви­зитке было написано: «Lt. C.R. Maasdorp, Ontario, RFC». Помимо визитки Удету досталось письмо, в нем была строчка: «Ты не должен летать так много...»

8 апреля Удет занемог - сильная про­студа свалила летчика с ног. Простуда -беда всех пилотов, летавших в самолетах с открытыми кабинами. На фронт Удет после лечения вернулся в конце мая, он принял командование Jasta 4. В 4-м стаффеле ас продолжал летать на Dr. 1. В пе­риод отпуска летом 1918 г. Удет надик­товал небольшую книжку «Kruz wider Kokarde» (Крест против Кокарды). Кни­га являлась сугубо пропагандистским опусом, прошедшим военную цензуру, тем не менее в ней есть заслуживающие внимания пассажи:

- ...Рихтгофен предложил мне возгла­вить один из стаффелей своего гешвадера. Я согласился немедленно, уже через три дня я был стаффельфюрером ягдгешвадера Рихтгофена. Теперь я мог летать и сражаться плечо к плечу с людьми, ко­торыми гордится вся Германия.

- Его (Рихтгофена) летные способно­сти были исключительными. Я выполнил много боевых вылетов вместе с Рихтгофеном и лишь один раз видел как про­тивнику удалось оторваться от барона. Все самолеты, которые атаковал Рихтго­фен, взрывались в воздухе.

- Обычно мы летали восьмеркой или десяткой. Мы сражались на экстраскоро­стных (?!) трипланах Фоккера с ротативными двигателями - лучших самолетах для воздушного боя. В первые дни на­ступления летчики гешвадера посеяли ужас в стане противника - в один из дней мы сбили 12 английских аэропланов, не потеряв ни одного своего. В каждом по­лете Рихтгофен одерживал две-три побе­ды. В хорошую погоду он выполнял по четыре-пять вылетов в день, делая пере­рывы только на еду или сон.

- Рихтгофен был настоящим солда­том. Вся его жизнь состояла из полетов, приема пищи и сна.

- В первые дни Великого наступления стояла дождливая погода. Нижняя кром­ка облаков находилась на высоте всего 400 м, поэтому авиация действовала, главным образом, на высотах. 100-200 м. Английские одно- и двухместные само­леты действовали в основном по назем­ным целям. Надо сказать, иногда дей­ствовали успешно.

- Я помню несколько случаев, когда англичане демонстрировали подлинную храбрость. Однажды мы летели шестер­кой во главе с Риттмейстером на высоте 300 м. К югу от нас на 50 м выше шло три двухместных самолета. Англичане штур­мовали нашу колонну. Завидев нас, два неприятельских аэроплана прекратили атаки и взяли курс на юго-запад. Третий продолжал обстреливать пехоту на мар­ше и даже сбросили на шоссе четыре бом­ба. В следующий момент смельчака сбил Рихтгофен.

- «Серые шинели» вскинули нам в приветствии руки, благодаря за защиту от самолетов противника. В этот момент появилась пятерка англичан, они были на 20 м выше, чем мы. Мы перевели свои трипланы в набор высоты. Через мину­ты мы очутились прямо под англичана­ми. Одним из британских аппаратов был двухместный Бристоль. Его буквально расстрелял Рихтгофен. Всего через четы­ре секунды рассыпавшийся на куски аэро­план лежал на поле в 200 метров от пер­вого сбитого в этом бою Рихтгофеном самолета противника. Вечером того же дня Рихтгофен одержал третью победу.

Последний в описании Удета бой имел место 27 марта, когда Риттмейстер одержал 71-ю, 72-ю и 73-ю победы. Удет правильно посчитал сбитые Рихтгофеном самолеты, но напутал в деталях. Рихтгофен сначала сбил одноместный «Кэмел», затем - двухместный Армстронг-Уитворт FK.8, а вечером - Сопвич «Дельфин».

Спустя небольшой промежуток вре­мени Jasta 11 лишилась Вейсса, Шольца, Вольфа и Эйзербека - все они погибли, был ранен Юст. Согласно воспоминани­ям Ценцля, в мае только один летчик 11-го стаффеля мог подниматься в воздух. Ближе к концу месяца ситуация выпра­вилась: пришли новые летчики, а на воо­ружение начали поступать бипланы Фоккер D VII. К началу июня стаффель пол­ностью был перевооружен с трипланов на бипланы.