Стаффель Бельке

 

Jasta 2 после гибели своего первого командира стал называться стаффелем Бельке, или просто Jasta В. Освальд Бель­ке погиб в октябре 1916 г. Служить под его началом считалось честью, элитным Jasta В оставался и после гибели коман­дира. По количеству одержанных в Пер­вую мировую войну побед (333 самолета и три аэростата) летчики 2-го стаффеля уступают только стаффелю Рихтгофена -Jasta 11. Многие выдающиеся асы служи­ли в стаффеле Бельке.

В 1917 г. стаффель переживал труд­ное время, его репутация падала. В кон­це ноября 1917 г. - начале января 1918 г. погибло трое командиров Jasta В, все кавалеры Pour le Merit. С вступление в феврале 1918 г. в должность стаффельфюрера лейтенанта Карла Боле и получени­ем истребителей Dr.l в подразделении возродился дух Бельке.

В первый день нового 1918 г. на аэро­дром базирования Jasta В прибыл учеб­ный биплан «Альбатрос» D V, оснащен­ный двигателем Оберрусель, таким же какие стояли на Фоккерах Dr.l. Летчи­кам предстояло научиться пилотировать машину с ротативным двигателем, преж­де чем приступить к полетам на трипла­нах. 10 января 1918 г. стаффель Бельке получил первые три Фоккера Dr.l, само­леты прибыли из авиационного парка 4-й армии, который находился в Генте. Следом за самолетами на аэродроме по­явился Энтони Фоккер, лично инструк­тировавший летчиков - типичный посту­пок энергичного Тони.

2 февраля стаффель Вёльке вошел в состав вновь сформированного III ягдгешвадера, командиром которого стал гауптман Бруно Лоэрцер. Все стаффели JG III базировались в окрестностях Куртрэ. К середине февраля Jasta 2 получил полный комплект трипланов, однако на вооружении оставалось несколько «Аль­батросов» D V. На трипланах детали асы стаффеля Бельке Пауль Баумер, Герман Валлендор, Рихард Планге, Карл Болле, Герман Фроммхерц, Карл Гальвитц и Отто Лёффлер.

Одним из лучших пилотов Jasta В яв­лялся уроженец Дуйсбурга Пауль Баумер. До войны он работал ассистентом у дан­тиста, тогда же увлекся авиацией. Сви­детельство пилота Баумер получил летом 1914 г., однако воевать начал в пехоте. Сражался на Востоке и на Западе. В авиа­цию его перевели только после ранения. Как обычно, сначала он летал на двух­местных аппаратах.

Первым истребительным подразделе­нием, в котором служил Баумер, стал 2-й стаффель. В Jasta 2 Баумер пришел летом 1917 г., затем его на короткое время пе­ревели в 5-й стаффель. В составе Jasta 5 Пауль Баумер сбил три аэростата. В ав­густе летчик вернулся в стаффель Бель­ке. В конце года на его счету было 18 под­твержденных побед - больше всех среди летавших в то время пилотов Jasta 2. С 19-й по 22-ю победы Бамер одержал в марте 1918 г., летая на Dr.l 204/17. В тот период иногда он использовал также «Альбатрос» D V. Известные фотогра­фии позволяют предполагать наличие у Баумера резервного триплана - Dr. 1, ко­торый скорее всего имел заводской но­мер 209/17. Резервная машина была промаркирована большой литерой «В» «а бортах фюзеляжах, литера - красного или желтого цвета. Баумер считал, что верткий триплан больше подходит к его манере ве­дения маневренного воздушного боя.

Первого успеха на триплане Баумер добился 9 марта, тогда он летал на самоле­те 204/17 с черно-бело-красной полосой вокруг фюзеляжа. Баумер писал в рапорте:

- 1 км к северу от Зоннебеке, И ч 10 мин. Я вместе с четырьмя летчиками на­шего стаффеля направлялся к излучине Витшате. В этот момент мы обнаружили три группы одноместных истребителей по семь самолетов в каждой. Аэропланы противника находились прямо по курсу. Мы атаковали на высоте 2000 м нижнее звено. Сначала я завязал бой на виражах с одним Сопвичем, затем стал преследо­вать три Сопвича из того же звена.

- Я атаковал один из них на высоте 1500 м. После ряда крутых виражей мне удалось сократить дистанцию и выпус­тить несколько прицельных очередей. Сопвич перешел в отвесное пикирование. Я видел как самолет почти вертикально врезался в землю севернее шоссе Зонне­беке - Фризенберг.

Скорее всего оппонентами Баумера выступали не Сопвичи, а «Кэмелы» из 65-й эскадрильи. Летчики этой эскадрильи доносили о воздушном бое с Фоккерами, но англичане потерь не понесли.

15 марта стаффель перебросили в сек­тор фронта, за который отвечала 17-я ар­мия, под Эрхин. Через шесть дней герман­ское командование планировало в этом районе начать крупную наступательную операцию. Лучшим днем Баумера стало 23 марта, когда он одержал три победы. Первая в этот день, 20-я победа Баумера одновременно стала 200-й победой, зане­сенный на счет Jasta В. Скорее всего эту победу ас одержал не на триплане, а на «Альбатросе» D V. В 15 ч 15 мин Баумер взлетел опять, на этот раз совершенно точно - на Dr.l. Вот выдержка из рапор­та о бое, проведенном в 15 ч 45 мин к северу от Тиллоу:

- Из-за проблем с двигателем своего самолета я взлетел на 15 минут позже ос­тальных. Набрав высоту, взял курс на Аррас. Внезапно ниже себя на удалении 800 м обнаружил самолет противника -RE.8. Я атаковал его со стороны солн­ца, но противник не давал шанса на при­цельный огонь. Неприятельский аэро­план пытался уйти в сторону Арраса. Я все-таки сумел удержаться у него на хво­сте. После очереди, выпущенной мной с короткой дистанции RE.8 упал.

- Я взял курс на юго-восток, вскоре присоединился к другим самолетам стаф­феля. Над Бапаумом (в 16 ч 15 мин) я опять обнаружил RE.8. Я атаковал не­приятеля на высоте 1000 м. Противник также заметил меня, неприятель развер­нулся в мою сторону, ко мне потянулись пулеметные трассы. Я также стрелял, пос­ле нескольких очередей вражеский аэро­план загорелся. Он упал к северу от Бьюнатрэ. Другие наши самолеты участия в воздушном бою не принимали.

Первый сбитый в том вылете RE.8 вероятно принадлежал 5-й или 59-й эскадрильи, второй - наверняка был из 59-й эскадрильи. Обломки второго обнару­жили через три дня наступающие герман­ские войска.

Баумер был в числе немногих асов, воевавших не только на достаточно ред­ком Dr.l, но и на еще боле раритетном биплане Пфальц D VIII. Боевые успехи летчика нашли отражение в награждении его Pour le Merit. Раненый 29 мая Баумер выбыл из строя до сентября 1918 г. К осе­ни стаффель Бельке был полностью пе­ревооружен Фоккерами D VII. Баумер одержал в общей сложности 43 победы, ас разбился в 1927 г. в авиакатастрофе.

Лейтенанту резерва Герману Валлендору не было и 24 лет, когда он прибыл в стаффель Бельке. До войны Валлендор учился на инженера. Как многие пилоты, Валлендор начинал воевать в пехоте. В 1916г. молодой человек выучился на лет­чика, затем летал в Fl Abt 23. В июне 1917 г. его направили на курсы летчиков-ис­требителей. Назначение в стаффель Бель­ке Валлендор получил в августе 1917 г., свою первую победу одержал только в феврале 1918 г. В марте Валлендор летал на Dr.l 19517, маркированным литерой «V» белого цвета. До конца войны Гер­ман Валлендор сбил пять или шесть са­молетов противника.

Рихард Планге отпраздновал в Рож­дество 1917 г. свое 25-летие. Он был ранен в сентябре, вскоре после прибытия в стаффель Бельке. Первую подтвержден­ную победу Планге одержал в начале ноября, в начале 1918 г. он сбил еще два неприятельских аппарата. В марте - увели­чил свой счет на три победы (вероятно на триплане, обычно Планге летал на Dr. 1 203/17). В апреле сбил седьмой самолет.

В мае его перевели в Jasta 36, 16-го числа Планге был назначен стаффельфюрером, но через три дня ас погиб в бою с самолетами Армстронг-Уитворт FK.8 из 10-й британской эскадрильи. Планге был сбит на Dr.l 546/17, триплан упал на ан­глийской стороне линии фронта.

Карл Болле родился в 1893 г. в Бер­лине. В возрасте 19 лет он поступил на экономический факультет университета в Оксфорде. Здесь он увлекся хоккеем. Бол­ле остался благодарен старой доброй Анг­лии за образование, увлечение спортом и постижение правил «честной игры».

В 1913 г. Кард Болле пошел вольно­определяющимся сроком на один год в кавалерию (Kurassier-Regiment von Seydlitz (Magdeburgisches) Nr 7). Война началась до истечения годичного срока добровольной службы Болле. Со своим полком он дрался во Франции, в Польше, в Курляндии. В 1916 г. Болле перешел в авиацию. В июле он уже был пилотом двухместной машины. Вторым членом экипажа стал наблюдатель Лотар фон Рихтгофен, вот так-то! Два будущих аса летали в одном экипаже.

В октябре 1916 г. в одном из полетов, когда место Рихтгофена занял другой человек, самолет Болле был атакован пятью французскими одноместными ис­требителями. В воздушном бою летчик и наблюдатель получили серьезные ране­ния. Болле сумел посадить поврежденную машину почти у самой линии фронта, на германской стороне.

Болле вернулся к активной деятель­ности в апреле 1917 г. После госпиталя он получил назначение в Jasta 28. Пока окончательно не зажила нога, Болле ис­полнял обязанности адъютанта. Сам Боле рвался в небо, но ему пришлось за­няться изучением традиций подразделе­ния. Летчик учился на примерах двух пре­жних командиров стаффеля - лейтенанта Карла-Эмиля Шафера и гауптмана Отто Хартмана. Ближайшим другом Карла Бол­ле стал титулованный ас Макс Мюллер. > Самостоятельная учеба пошла впрок - в начале 1918 г. на счету Болле числи­лось уже пять сбитых. 20 февраля 1918 г. ас получил назначение на должность ко­мандира стаффеля Бельке. В этот период летчики стаффеля только начали интен­сивно использовать трипланы. Болле обычно летал на Dr.l 413/17; в окраске самолета были использованы желтый цвет старого кирасирского полка Болле и черно-белые цвета Пруссии. В рамках переброски JG III самолеты Jasta В пе­релетели 17 апреля на аэродром Халлуин-Ост. До наступления лета командир стаффеля занес на свой счет еще не­сколько побед.

Автору книги «Pour le Merite Flieger» Вальтеру Цурелю Болле рассказал о сле­дующем эпизоде воздушной войны:

- Англичане повадились бомбить Кортрэ ежедневно, иногда по несколько раз в день. Они летали на новых Де Хэвилендах DH.9, более скоростных, чем наши трипланы. Однажды утром девят­ка Хэвилендов возвращалась после нале­та. Семь истребителей из нашего стаффе­ля перехватили противника на подходе к линии фронта.

- В качестве цели я выбрал самолет ведущего, но при атаке вырвался вперед стаффеля. Противник оказался опытным. Англичане не открывали огонь, пока я буквально не влетел в их строй. Тут сра­зу же на меня обрушился ливень свинца, извергнутого 18 пулеметами. Топливный бак потек, двигатель начал рассыпаться на части. Мне пришлось немедленно са­диться, но я все-таки успел выпустить очередь по самолету ведущего.

- Я увидел как самолет противника за­дымил, но разглядывать, что с ним стало дальше мне было уже некогда. Тем време­ни самолеты нашего стаффеля закрутили карусель с англичанами. После посадки в моей машине насчитали 42 пробоины.

- Согласно рапортам летчиков, не­сколько английских самолетов получили повреждения. С земли конечно наблюда­ли за боем, но детально разобрать были или нет сбиты самолеты противника не смогли из-за сильного дыма.

- Через несколько дней одиночный DH.9 был сбит зенитками южнее Киммеля, экипаж самолета попал в плен. На допросе выяснилось, что несколько дней назад экипажи их эскадрильи, возвраща­ясь после налета на Куртрэ, столкнулись в воздухе с броско окрашенными трип­ланами Фоккера. После воздушного боя до линии фронта дотянули все девять самолетов, однако пять из них имели серь­езные повреждения. Все пять в конечном итоге пришлось списать после вынужден­ных посадок. В экипажах всех пяти само­летов имелись убитые или раненые.

- Таким образом нечаянно подтвер­дился наш успех в недельной давности воздушном бою, после которого нам не засчитали ни одной победы.

Сейчас уже сложно определить само­леты какой эскадрильи RAF принимали участие в воздушном бою с трипланами из Jasta В. Возможно, это были DH.9 из 98-й эскадрильи, а сам бой состоялся 21 апреля или 2 или 17 мая 1918 г. Летом и осенью Болле довел свой счет до 36 по­бед, летая на Фоккере D VII. Войну ас завершил кавалером Pour le Merite. Карл Болле продолжил службу в авиации в 20-е и 30-е годы, принимал участие в секрет­ных планах возрождения люфтваффе. Умер Болле в 1955 г. в Берлине.

Герман Фроммхерц был немногим старше своих товарищей, ему было 26 лет, родился Фроммхерц в Вальдшуте 10 августа 1891 г. Будучи студентом техни­ческого ВУЗа, записался в армейский резерв. Воевать Фроммхерц начал в пе­хоте, за храбрость, проявленную в боях на Русском фронте получил награды. В июне 1915 г. его перевели в авиацию. Фроммхерц летал в Kagohl 4, Jasta 20. В период службы в Jasta 20 пилот выпол­нял чрезвычайно опасные задания в небе Вердена в период ожесточенных боев на Сомме в 1916 г.

В конце года Jasta 20 перебросили на Румынский фронт, где подразделение вошло в состав Kagohl 1. Летчики из Jasta 20 действовали над Македонией и Салониками. Командование отметило агрессивность и упорство Фроммхерца, направив его на курсы летчиков-истреби­телей. В марте 1917 г. Фромхерц вернул­ся во Францию, он получил назначение в Jasta 2. Свои первые две победы будущий ас одержал в период «апрельского кро­вопускания». Затем последовал долгий перерыв в пополнении личного списка, а зиму 1917-1918 г.г. Фроммхерц провел в качестве летчика-инструктора в тылу.

В стаффель Бельке Фроммхерц вер­нулся в мае 1918 г. В этот период после­дние трипланы Jasta 2 доживали свой век. В июле Герман Фроммхерц получил на­значение на должность командира Jasta 27 войну он закончил, имея на своем сче­ту 32 победы. Фроммхерц был представ­лен к награждению Рои le Merite, но по­лучить «Голубого Макса» не успел из-за окончания войны. Интересно, что на не­которых послевоенных снимках Фром­мхерц красуется с высшей наградой кай­зеровской Германии. Интересно, где он надыбил «Голубого Макса»?

Лейтенант Карл Гальвитц известен прежде всего тем, что сбил Артура Риса-Дэвиса из 56-й британской эскадрильи, пилота, положившего конец карьере и самой жизни Вернера Фосса. Как и все, Гальвитц начал летать на двухместной машине в составе Fl Abt (A) 231. Затем Гальвитц летал на Русском фронте в со­ставе FA37 на истребителе Роланд D II. В июле 1917 г. он сбил два аэростата, прежде чем был переведен во Францию в Jasta 29. Спустя несколько месяцев Гальвитца вновь перевели в другую часть – в стаффель Бельке. К началу 1918 г. на сче­ту Гальвитца числилось восемь побед, включая сбитого 27 октября 1917г. Риса-Дэвиса. В 1918 г. летая на триплане ас пополнил свой счет двумя победами. Гальвитц в апреле был тяжело ранен, после ранения к летной работе он вер­нуться не смог.

Лейтенант резерва Отто Лёффлер на­чинал тянуть армейскую лямку в Grenadier Regiment Konig Friedrich' Wilhelm Nr 10, позже стал летчиком. Осе­нью 1917г. Лёффлер попал в Jasta В., а в начале декабря одержал первую победу в воздушном бою. Лёффлер летал на разных трипланах, в том числе и на 190/17, но по­бед на них весной 1918 г. не одержал. Зато его на трипланах сбивали дважды.

Летом 1918г. личный счет Лёффлера начал расти драматически, к концу октября у него было 15 сбитых - почти все на Фоккере D VII. Через двадцать лет Отто Лёффлер подтвердил свою квали­фикаций в пылу воздушных сражений Второй мировой войны.

Отличительными признаками трип­ланов из стаффеля Бельке являлись чер­но/белая окраска горизонтального опере­ния и задней части фюзеляжа. В отдель­ных случаях правый борт фюзеляжа кра­сился в черный цвет, левый борт - в бе­лый,' встречались также «негативные» экземпляры: правый борт - белый, левый - черный. Возможно таким способом от­личали самолеты разных звеньев. Капо­ты двигателей также окрашивались в цве­та Пруссии - черный и белый.