Jasta 12

 

Ранней весной 1918 г. на вооружении стаффеля наряду с «Альбатросами» D V имелось несколько трипланов Dr.l, поз­же стаффель целиком перевооружили трипланами. Больше других известен са­молет с заводским номером 404/17, на котором летал стаффельфюрер Адольф Риттер фон Тутчек. Позже фон Тутчек стал командиром JG II, 12 стаффель по­служил ядром II ягдгешвадера.

Официальной датой формирования JG II считается 2 февраля 1918 г., в это время 12-й стаффель базировался в Тулисе. Самолеты Jasta 12 имели хвосты чер­ного цвета и белые капоты двигателей, позже такая окраска стали типичной для всех истребителей Dr. 1 из JG II.

Фон Тутчек - выходец из баварского города Ингольштадт. К лету 1917 г. на его счету числилось 23 победы. 11 авгус­та ас был тяжело ранен, вернулся к ак­тивной боевой деятельности в феврале 1918г. сразу получив назначение на пост командира JG II. Первый полет на трип­лане Тутчек выполнил 17 февраля, на сле­дующий день он записал в дневнике:

- Самолет обладает великолепной скороподъемностью и неправдоподоб­ной маневренностью. Я нашел машину фантастичной.

19 февраля фон Тутчек впервые сле­тал на триплане Dr.l 216/17 на патрули­рование. Ниже приведена выдержка из дневника, датированная 26 февраля:

- (26 февраля) Я летел в направлении Лаона когда рядом возникли две черных шапки разрывов зенитных снарядов. Раз­рывы заставили меня усилить внимание.

- На довольно приличном расстоянии я увидел два аэроплана, летевших на вы­соте примерно 2000 м. Они были далеко, поэтому тип я не смог определить. Я был выше и мог на пикировании сократить дистанцию. Вскоре я четко различал трехцветные кокарды на крыльях и фю­зеляже - англичане.

- Вираж. Левый глаз прищурен, пра­вая рука на гашетке пулеметов. Томми также накренил свой самолет, но тяже­лый SPAD с 200-сильным двигателем не мог крутиться так же быстро, как мой триплан. Не опасаясь ответа противни­ка, я открыл огонь.

- Пятьдесят пуль - и SPAD начал от­весно падать. Я последовал за ним. Пи­кируя, я посмотрел на указатель скорос­ти - 240 км/ч. Существовала вероятность, что томми просто имитирует падение.

- Наконец за самолетом противника потянулся шлейф белого дыма, вероятно дым был бензином, вытекавшим из про­битого бака. SPAD приземлился. К лет­чику устремились два наших кавалерис­та, парня ждал плен.

Пленным оказался 2-й лейтенант Д.С. Доил, его SPAD XI1I стал 24-й жертвой фон Тутчека.

6 марта Тутчек во главе группы из трех трипланов и четырех «Альбатросов» из Jasta 12 патрулировал воздушное простран­ство. Группу атаковали семь SE.5 из 24-й эскадрильи. Командир гешвадера вынудил к посадке SE.5 лейтенанта А.П. Уигэна.

15 марта фон Тутчек вновь принял участие в воздушном бою, но теперь уда­ча отвернулась от аса. Его самолет был сбит в результате внезапной атаки сзади сверху. Тутчек смог посадить поврежден­ный самолет, но скончался от ран прямо в кабине. Триплан сбил южноафриканец Х.В. Редлер, это была его четвертая по­бед из десяти.

Пилоты 12-го стаффеля вице-фельд­фебель Ульрих Никель и лейтенант резер­ва Герман Беккер также летали на трип­ланах. 21-летний Никель стал асом в на­чале 1918 г. В марте и начале апреля 1918 г. он наверняка сбил несколько самоле­тов противника, летая на Dr.l, прежде чем пересел на Фоккер D VII. Никель за­вершил войну, имея на своем счету 30 побед, в составе Jasta 12 он сбил только десять самолетов. Много раз в боях смерть обходила летчика стороной, тем обиднее было умереть от туберкулеза в 1928 г. В ноябре 1918 г. Ульрих Никель был награжден Pour le Merite.

Герману Беккеру в начале 1918 г. ис­полнилось 30 лет, он являлся одним из самых старых летчиков в JG II. Остава­ясь в составе Jasta 12 Беккер сбил за вой­ну 23 самолета. Его представили к на­граждению Pour le Merite, но получить «Голубого Макса» не смог из-за оконча­ния войны.