Самолеты асов

 

01.jpg

1. Фоккер FI 102/17 риттмейстера Манфреда фон Рихтгофена и обер-лейтенанта Курта Вольфа, Jasta 11, Маркибике, сентябрь 1917 г.

Самолет FI 102/17 был презентован Рихтгофену в августе 1917 г. 15 сентября на этом, самолете был сбит и погиб обер-лейтенант Курт Вольф. Предсерийные FI целиком ок­рашивались в светлый серо-голубой цвет, поверх которого наносились узкие полосы оливково зеленого цвета, создавая эффект камуфляжа. Нижние поверхности оставались чистыми серо-голубыми. Капот двигателя и диски колес скорее всего оливково-коричневые. В нижней части руля направления нанесен серийный номер 1729.

2. Фоккер F1103/17 лейтенанта Вернера Фосса, Jasta 10, Марки, сентябрь 1917 г.

На самолете FI 103/17 (Wk-Nr 1730 на руле направления) летал командир Jasta 10 Вернер Фосс. Окраска машины идентична окраске другого предсерийного FI - самолета 102/17.- Капот двигателя или сохранил заводской оливковый цвет, или был перекрашен в желтый - цвет 10-го стаффеля. Руль направления определенно белого цвета.

3. Фоккер Dr I 152/17 риттмейстера Манфреда фон Рихтгофена, JG I, Ависни-ле-Сик, март 1918 г.

В красный цвет на Dr I 152/17 были окрашены капот двигателя, верхнее крыло, подкосы, хвостовая часть фюзеляжа с оперением, диски колес. Остальные верхние и боковые по­верхности планера - оливково-коричневые линии по заводской окраски, низ - светлый серо-голубой. Считается, что так был окрашен резервный истребитель Рихтгофена.

4. Фоккер Dr I 454/17 лейтенанта Л отара фон Рихтгофена, Jasta 11, Ависни-ле-Сик, март 1918 г.

Самолет Лотара фон Рихтгофена был окрашен в его персональный желтый цвет. Красные капот, подкосы и диски колес -красные, отличительный признак самоле­тов 11-го стаффеля. Обратите внимание на закрашенный оливковой краской белый фон креста на борту фюзеляжа.

5. Фоккер Dr I лейтенанта Вернера Штейнхаузера, Jasta 11, Ависни-ле-Сик, март 1918 г.

В красный цвет окрашены традиционные для самолетов 11-го стаффеля элементы планера: капот двигателя, подкосы, диски колес. На капоте вокруг отверстий для забора воздуха нарисованы белые глаза. На фоне красной полосы вокруг фюзеляжа нарисован косой крест желтого цвета -эмблема старой части Штейнхаузера. Руль направления - белый. Исходная окрас­ка самолета - обычная: светлый серо-го­лубой с камуфляжем из узких оливково-коричневых полосок.

6. Фоккер Dr I 588/17 лейтенанта Рихар­да Венцля, Jasta 11, Каппи, апрель 1918 г.

Триплан Венцля имел обычную для самоле­тов 11-го стаффеля окраску. Персональ­ная эмблема летчика - полоса вокруг фю­зеляжа в «реверсивных» цветах и пропор­ции Железного креста. Белое поле опозна­вательного знака закрашено оливковой краской.

7. Фоккер Dr I 545/17 лейтенанта Ганса Вейсса, Jasta 11, Каппи, апрель 1918 г.

Вейсс, исходя из фамилии, своим персональ­ным цветом выбрал белый. Окраска само­лета - типична для Jasta 11. В белый цвет окрашена также верхняя поверхность вер­хнего крыла триплана.

8. Фоккер Dr I 425/17 риттмейстера Манфреда фон Рихтгофена, JG I, Личель, март 1918 г.

Триплан Dr 1 425/17 - один из нескольких Фоккеров Рихтгофена целиком окрашен­ных в красный цвет. Вполне возможно, что самолет был окрашен таким образом пря­мо на заводе. Рисунок выполнен по фотографии, сделанной в конце марта 1918 г. на аэродроме Личель.

02.jpg

9. Фоккер Dr I 564/17 лейтенанта Вернера Штейнхаузера, Каппи, апрель 1918 г. Окраска самолета Dr I 564/17 Штейнхаузера в плане «персоналий» отличалась от окраске другого триплана летчика. Косой крест по отношению крайнему варианту стал негативным - красный на фоне полосы желтого цвета. Дополнительно в желтый цвет с узкими красными полосами окрашена верхняя поверхность горизонтального оперения.

10. Фоккер Dr I 425/17 риттмейстера Манфреда фон Рихтгофена, JG I, Каппи, апрель 1918 г.

После изменения формы опознавательных знаков внешний вид самолета риттмейстера претерпел некоторые изменения: старые железные кресты закрашены, поверх нарисо­ваны балканские кресты, руль направления перекрашен в белый цвет. Старые кресты просвечивает сквозь новые.

11. Фоккер Dr I 204/17 вице-фельдфебеля Пауля Баумера, стаффель Бельке, Марки, на­чало марта 1918 г.

В начале марта 1918 г. Пауль Баумер выполнил первый полет на Dr I 204/17 (Wk-Nr 1923) с аэродрома Марки. Окраска самолета - стандартная, за исключением особенно­стей, присущих истребителям из Jasta В: черный капот с белым «лбом», белый руль направления с черной окантовкой, бело-черная (один борт белый, другой черный) задняя часть фюзеляжа, черные диски колес. На верхней поверхности этого триплана нанесе­ны опознавательные знаки в виде железного креста. Кресты также имеются на нижней поверхности нижнего крыла, бортах фюзеляжа, руле направления. Персональ­ная символика Баумера - косая красно-бело-черная полоса вокруг фюзеляжа.

12. Фоккер Dr I 190/17 лейтенанта Отто Лёффлера, стаффель Бельке, Марки, март 1918 г.

Самолет Фоккер Dr I 190/17 лейтенанта Отто Лёффлера был окрашен по обычной для стаффеля Бельке схеме с преоблада­нием черного и белого цветов Пруссии. Персональная символика пилота - полоса лимонно-желтого цвета с белой окантов­кой вокруг фюзеляжа (цвет гренадерско­го полка, в котором служил Лёффлер).

13. Фоккер Dr I 195/17 лейтенанта Гер­мана Валлендора, стаффель Бельке, Халлюн-Ост, май 1918 г.

Первые боевые вылета на триплане Валлендор выполнил в марте 1918 г. с аэродро­ма Марки. Персональная эмблема летчи­ка - большая литера «V» на бортах и вер­хней поверхности фюзеляжа. Буква была продублирована еще и на верхней поверх­ности верхнего крыла.

14. Фоккер Dr I 413/17 обер лейтенанта Карла Балле, стаффель Бельке, Халлюн-Ост, май 1918 г.

Ha Dr l 413/17 (Wk-Nr 1997) летал стаффельфюрер обер лейтенант Карл Балле. Самолет окрашен по стандартной схеме с черно-белой символикой Jasta В. Отли­чительный признак истребителя Балле -желтая полоса вокруг фюзеляжа с черной и белой каймой. Руль направления имеет окантовку черного цвета. Обратите вни­мание на телескопический прицел Oigee.

15. Фоккер Dr I лейтенанта Германа Фроммхерца, стаффель Бельке, Халлюн-Ост, май 1918 г.

Идентификационный признак истребите­ля Фроммхерца - полоса с черными ромба­ми вокруг фюзеляжа и на средних подко­сах крыла. Обратите внимание - в черный цвет окрашен левый борт задней части фюзеляжа, правый - белый. Руль направле­ния имеет окантовку черного цвета.

16. Фоккер Dr I 204/17 вице-фельдфебеля Пауля Баумера, стаффель Бельке, Халлюн-Ост, май 1918 г.

К маю окраска самолета 204/17 несколько видоизменилась - в черный цвет выкраше­ны законцовки всех трех крыльев, от ос­новной окраски черный цвет отделен узкой красно-белой полосой.

03.jpg

17. Фоккер Dr I 586/17 лейтенанта Эрнста У дета, Jasta 4, Бюне-Крамайсилъ, июнь 1918 г.

Ранее на этой машине летал лейтенант Кирштейн. На самолете сохранилась символи­ка Кирштейна, Удет добавил к ней свое неизменное «LO!».

18. Фоккер Dr I 139/17 вице-фельдфебеля Йозефа Мая, Jasta 5, Kanu, май 1918 г.

Самолет Dr 1 139/17 был передан в 5-й стаффель из Jasta 11, поэтому скорее всего капот двигателя, подкосы, диски колес сохранили красную окраску 11-го стаффеля. Прежняя персональная символика закрашена оливковой краской. Горизонтальная поло­са на фюзеляже осталась от прежнего хозяина, но к ней добавилась вертикальная поло­са. Задняя часть фюзеляжа перекрашена вероятно в зеленый цвет, цвет Jasta 5.

19. Фоккер Dr I 403/17 лейтенанта Йоханна Янзена, Jasta 6, Лъю-сент-Аман, март 1918г.

Самолет имеет классические для 6-го стаффеля черные и белые полосы на горизонталь­ном оперении и черный капот двигателя. Вокруг фюзеляжа нанесена черная полоса с извилистой линией белого цвета - персональная символика Янзена.

20. Фоккер Dr I 595/17 (?) вице-фельдфебеля Франца Хемера, Jasta 6, Каппи, май 1918 г.

Серийный номер самолета Хемера известен лишь предположительно. Извилистая ли­ния на фюзеляже - белого и светло-желтого цвета. Окраска истребителя в целом ти­пична для самолетов 6-го стаффеля.

21. Фоккер Dr I 586/17 лейтенанта Ганса Кирштейна, Jasta 6, Каппи, май 1918 г.

Считалось, что подобная окраска в диагональные черно-белые полосы затрудняла про­тивнику прицеливание. Белая краска была очень плохого качества - быстро облезала, выгорала, загрязнялась пятнами от машинного масла и бутербродов.

22. Фоккер Dr I 450/17 лейтенанта Йозефа Якобса, Jasta 7, Сент-Маргюрит, май 1918г.

Якобс летал на Dr I 450/17 с марта по октябрь 1918 г. Самолет был украшен головой дьявола.

23. Фоккер Dr I лейтенанта Йозефа Якобса, Jasta 7, Сент-Маргюрит, сентябрь 1918 г.

Якобс, помимо Dr I 450/17, летал также на самолете 4 70/17. Возможно у Якобса был еще и третий Фоккер Dr. 1 с не установлен­ным номером. Известна фотография само­лета, изображенного на рисунке, однако ус­тановить со 100% вероятностью номер ма­шины не представляется возможным.

24. Фоккер Dr I 404/17 гауптмана Адольфа фон Тутчека, JG II, Ту лис, март 1918 г.

Став командиром JG II фон Тутчек про­должал летать на боевые задания со сво­им старым 12-м стаффелем. Неудиви­тельно поэтому, что самолет был окра­шен в цвета Jasta 12 - черный хвост, бе­лый нос. Белое поле опознавательных зна­ков закрашено, оставлена только кайма шириной 5 см.

04.jpg

25. Фоккер Dr I лейтенанта Германа Беккера, Jasta 12, Тулис, март 1918 г.

Самолет с черно-белой «шаховницей» на бортах фюзеляжа хорошо известен по знаме­нитому снимку линейке самолетов 12-го стаффеля на аэродроме в Тунисе. Снимок был сделан 15 марта 1918 г. В таком виде самолет летал до июня, когда были несколько видоизменены опознавательные знаки. В интервью, данном в 60-е годы, Беккер сказал, что это был его самолет.

26. Фоккер Dr I вице-фельдфебеля Ульриха Никеля, Jasta 12, Балатре, апрель 1918 г.

Этот самолет также можно увидеть на фотографии, сделанной 15 марта 1918 г. в Тунисе. Машина Никеля была промаркирована белым шевроном с тонкой черной каймой, общая окраска - типична для самолетов 12-го стаффеля. Железные кресты перекраше­ны в балканские.

27. Фоккер Dr I лейтенанта Ганса Пиппарта, Jasta 13, Ренюл-Ферме, март 1918 г.

Самолеты 13-го стаффеля отличались белыми носами и белыми хвостами. Извилистая линия белого цвета - символика Риппарта.

28. Фоккер Dr 1 лейтенанта Ганса Вернера, Jasta 14, Бонкур январь 1918 г.

Горизонтальная черно-белая полоса на фюзеляже самолета стаффельфюрера была ти­пичной для всех истребителей 14-го стаффеля, Вернер добавил в качестве знака разли­чия к одной горизонтальной две аналогичных вертикальных полосы. Позже Ганс Вернер летал на аналогично окрашенном Dr I 583/17.

29. Фоккер Dr 1 202/17 лейтенанта Вальтера Гётча, Jasta 19, Курье, февраль 1918 г.

Несколько первых Dr.l, полученных 19-м стаффелем, маркировались крупными но­мерами желтого цвета. Номера выполня­ли функции персональных эмблем пилотов. Командир стаффеля лейтенант Гётч ле­тал на самолете с бортовым номером «2» в течение короткого периода времени. Ка­пот двигателя истребителя был окрашен в белый цвет, горизонтальное оперение -косыми желто-черными полосами. Серий­ный номер «202/17» написан в необычном месте - сильно сдвинут назад к хвосту.

30. Фоккер Dr I 419/17 лейтенанта Вальтера Гётча, Jasta 19, Балатрэ, апрель 1918 г.

К апрелю на самолете Гётча были закра­шены кресты на бортах фюзеляжа, при­чем «перекраска» практически один в один воспроизводила заводскую окраску маши­ны. На бортах фюзеляжа и верхней повер­хности верхнего крыла появилась эмблема Гётча - свастика белого цвета. Балканс­кие кресты раннего образца появились на крыльях и руле направления.

31. Фоккер Dr I 504/17 лейтенанта Ру­дольфа Риенау, Jasta 19, Балатре, апрель 1918 г.

Горизонтальное оперение самолета Dr I 504/17 ( Wk-Nr 2131) было окрашено в чер­ный и желтый цвета, капот - белый. Так окрашивались самолеты 19-го стаффеля. Персональная символика пилота - спираль­ная полоса белого цвета вокруг фюзеляжа от носа до передней кромки стабилизатора.

32. Фоккер Dr I 503/17 лейтенанта Ганса Кернера, Jasta 19, Балатре, апрель 1918г.

В дополнение к отличительным особенно­стям самолетов 19-го стаффеля на бор­тах фюзеляжа истребителя Кернера (Wk-Nr 2130) была нарисована зигзагооб­разная молния белого цвета. На самолете между пулеметами установлен телеско­пический прицел Oigee.

05.jpg

33. Фоккер Dr I 503/17 лейтенанта Артура Рана, Jasta 19, Балатре, апрель 1918 г.

Самолет Рана нес персональную символику летчика - белые ромбы между двумя полоса­ми белого цвета. В остальном окраска его триплана (Wk-Nr 2058) аналогична окраске большинства самолетов 19-го стаффеля.

34. Фоккер Dr I 426/17 вице-фельдфебеля Отто Эсвейна, Jasta 26, Халлюн-Ост, май 1918 г.

Самолет (Wk-Nr 2010) имеет отличительную окраску истребителей 26-го стаффеля: черный капот двигателя и черно-белые полосы вокруг фюзеляжа и на хвостовом опере­нии. Личная эмблема Эсвейна - большая буква «Е» черного цвета на фоне белой полосы. Литера «Е» продублирована на центральной части верхней поверхности верхнего кры­ла. Белая кайма вокруг балканских крестов на крыле несколько тоньше, чем обычно.

35. Фоккер Dr I лейтенанта Фрица Лоэрцера, Jasta 26, Эрчин, апрель 1918 г.

Стаффельфюрер Лоэрцер летал самолете, имевшем стандартную для Jasta 26, окрас­ку. Середина и концевые трети верхней поверхности верхнего крыла выкрашены в чер­ный цвет.

36. Фоккер Dr I 577/17лейтенанта Рудольфа Климке, Jasta 27, Халлюн-Ост, май 1918 г.

Маркировка самолетов 27-го стаффеля включала желтые капоты двигателей, подко­сы, диски колес, хвост фюзеляжа. На самолет Климке (Wk-Nr 2247) желтым были закрашены даже кресты на бортах фюзеляжа. Поверх старых железных крестов и желтой краски нанесены балканские кресты. Обратите внимание на персональную эм­блему - якорь.

37. Фоккер Dr I 206/17 (?) обер лейтенан­та Германа Геринга, Jasta 27, Халлюн-Ост, май 1918 г.

Серийный номер самолета Геринга точно установить не удалось. На окрашенном подобным образом триплане Геринг летал в мае-июне 1918 г., будучи командиром Jasta 27. В отличие от других самолетов стаффеля, истребитель Геринга отличал­ся белой окраской подкосов, дисков колес, капота двигателя и хвостовой части фю­зеляжа.

38. Фоккер Dr I 521/17 обер лейтенанта Роберта Грейма, Jasta 34b, Фоукакур, июнь 1918 г.

Хвост самолета (Wk-Nr2198) стаффельфюрера Грейма, как и другие машины 34-го баварского стаффеля, был окрашен в се­ребристый цвет. Личная символика Грей­ма - две широкие красные полосы вокруг фюзеляжа, разделенные серебристой поло­сой. Руль направления - белый, подкосы - ско­рее всего оливковые. Балканские кресты на­несены на крылья и борта фюзеляжа.

39. Фоккер Dr I вице-фельдфебеля Йохана Пютца, Jasta 34b, Фоукакур, июнь 1918г.

Окраска самолета Пютца идентична ок­раске истребителя Грейма, за исключени­ем личной символики пилота. Символика Пютца - это две полосы зеленого цвета. Самолет раньше принадлежал JG I.

40. Фоккер Dr I 441/17 лейтенанта Генриха Бонгарца, Jasta 36, Эрчин, март 1918 г.

Самолет Бонгарца (Wk-Nr 2066) имел стандартную заводскую окраску. Симво­лика 36-го стаффеля - капот голубого цве­та. На верхних поверхностях горизонталь­ного оперения ряда самолетов из Jasta 36 имелись изображения железных крестов.