Самолеты Fw 190A в истребительных частях Западный фронт, 1941-44 г.г.

 

Первые Fw 190A-0 и А-1 начали служ­бу в экспериментальном отряде Erprobungskommando 190, выделившем­ся из состава II./JG 26. Затем отряд снова влился в состав JG 26, при этом весь JG 26 перешел на новые Fw 190A-1. Далее истребители Fw 190 получил JG 2. Оба полка (Geschwader) дислоцировались во Франции и вели боевые действия против Королевских ВВС. Поэтому первыми противниками «Фокке-Вульфов» летом 1941 года стали истребители «Спитфайр Vb». 14 августа в 18:37 командир 2./JG 26 обер-лейтенант Вальтер Шнайдер, пило­тируя Fw 190A-1 (W.Nr. 110027, желтая «1» + -) сбил в районе Дюнкерка «Спит­файр». Там же, в районе Дюнкерка, был потерян первый «Фокке-Вульф». Само­лет Fw 190A-1 (W.Nr. 110008) лейтенан­та Хайнца Шенка из II./JG 26 попал под прицельный огонь своей же зенитной ар­тиллерии. Следует отметить, что немец­кие зенитчики до самого конца войны так и не научились уверенно идентифициро­вать силуэт Fw 190.

С появлением на вооружении люфт­ваффе «Фокке-Вульфа» для англичан снова началась трудная полоса. Они не­сли высокие потери в летчиках и самоле­тах. Немцы же летали на Fw 190 без бое­вых потерь до 18 сентября, когда в бою над Ла-Маншем погиб командир II./JG 26 капитан Вальтер Адольф. Уже 21 сен­тября погиб лейтенант Ульрих Дциалас из 8./JG 26, ставший жертвой польского пилота на «Спитфайре Vb» из 315-й эс­кадрильи Королевских ВВС. В тот же день упоминавшийся нами обер-лейте­нант Шнайдер в течение пяти минут сбил два «Спитфайра» в районе между Було­нью и Девром.

Все истребители люфтваффе, нахо­дившиеся на западе - Bf 109 и Fw 190 из JG I, JG 2 и JG 26 - участвовали в опера­ции «Доннеркайль» по воздушному при­крытию линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелого крейсера «Принц Ойген». Операция началась но­чью 11 февраля 1942 года. Уже 12 февра­ля в 13:30 немецкую эскадру попытались атаковать торпедоносцы Фейри «Свордфиш II» из 825-й эскадрильи морской авиации. Вел отряд флайт-лейтенант Э. Эсмонд. Воздушное прикрытие торпедо­носцам обеспечивали истребители «Спитфайр Vb» из 72-й эскадрильи (ко­мандир эскадрильи К.Б.Ф. Кингкомб). В районе эскадры завязался ожесточенный воздушный бой, в ходе которого все тор­педоносцы были сбиты усилиями истре­бителей Fw 190A-1 и А-2 из 9./JG 26. Не­мецким пилотам приходилось лететь с минимальной скоростью при выпущен­ных шасси и закрылках, чтобы иметь воз­можность прицелиться по тихоходным бипланам. В тот день англичане потеря­ли 42 самолета, в том числе 20 бомбар­дировщиков, 6 торпедоносцев и 16 истре­бителей. Немцы потеряли три самолета с пилотами (два Fw 190 из 9./JG 26 и один Bf 109F-4 из 3./JG 26). Еще семь Bf 190F-4 из JG 26 разбились при посадке из-за плохих погодных условий, но при этом обошлось без жертв.

Следующим крупным успехом стал разгром союзнического десанта под Дьеппом. К тому времени JG 2 и JG 26 уже полностью перешли на «Фокке-Вульфы», a JG 1 начала получать новые ис­требители. За 19 августа 1942 года нем­цы сбили 106 самолетов противника, в том числе 88 «Спитфайров», потеряв при этом только 48 самолетов (из них 30 бом­бардировщиков). JG 2 потерял 12 само­летов, a JG 26 - 6 Fw 190. В тот же день Йозеф Вурмхеллер из JG 2 заявил семь побед, командир 9./JG 2 обер-лейтенант Зигфрид Шнелль - 5, обер-лейтенант Курт Бюлинген - 4, а обер-фельдфебель Гюнтер Зеегер - 3. Всего пилоты JG 2 за­явили 62 победы. Летчики из JG 26 зая­вили 38 побед, в том числе фельдфебель Эмиль Бабенц - 3, обер-лейтенант Рольф Гермихен - 2, , обер-лейтенанты Цинк и Шмидт - также по 2.

Во второй половине 1942 года истре­бительные части, оснащенные самолета­ми Fw 190A, активно использовались во Франции для перехвата союзнических бом­бардировщиков. Было сбито множество «Либерейторов» и «Летающих Крепостей». Чтобы защитить немецкие базы под­водных лодок во Франции от налетов со­юзнической авиации, 23 ноября 1942 года III./JG 2 перебазировалась в Ванн. Во время перелета, «по случаю», в районе Сен-Назера удалось перехватить не­сколько В-17. Было сбито 9 «Летающих Крепостей», остальные бомбардиров­щики получили повреждения различ­ной тяжести.

В районе Ла-Манша на Fw 190 про­должала летать только III./JG 26, имев­шая задачей перехват союзнических бом­бардировщиков.

С 1943 года ситуация начала ухуд­шаться. Англичане и американцы нара­щивали численность своей авиации. 31 октября 1943 года в JG 26 погиб лейте­нант Пауль Галланд (17 побед) - один из младших братьев знаменитого генерала Адольфа Галланда. Галланд-младший был по ошибке сбит одним из пилотов своего же звена.