Над Северной Африкой

 

С ноября 1942 по май 1943 года II./JG 2 ПОД командованием обер-лейтенанта Адольфа Дикфельда действовала на истреби ге­лях Fw 190A в Северной Африке. Кроме того, там же действовала III./ZG 2 капита­на Вильгельма Гахфельда, летавшая на ис­требителях-бомбардировщиках Fw 190.

Первой, 14 ноября в Северную Африку прибыла III./ZG 2, а уже 16 ноября 12 Fw 190 группы вылетело с базы Бизерте, неся бомбы SC250. Бомбы были успешно сбро­шены на цель, группа потерь не понесла.

21 октября заявила о своем присут­ствии II./JG 2. В этот день 8 самолетов группы перехватили во время старта с полевого аэродрома несколько «Спитфайров» из 81-й эскадрильи. Три англий­ских истребителя удалось сбить, пять повредить. Потерь немцы не понесли. Первую победу группы в Северной Аф­рике заявил обер-лейтенант Бюлиген.

В течение последующих недель обе группы ежедневно вылетали на задания. Первую потерю «Фокке-Вульфы» понес­ли лишь 28 ноября во время налета на Би­зерте американских бомбардировщиков из 97-й и 301-й бомбардировочных групп. Американцам удалось повредить на зем­ле три Fw 190A-3 из II./JG 2, причем один самолет не подлежал ремонту.

Немцы действовали активно и эффек­тивно. Например, 27 и 29 ноября обер-лейтенант Бюлиген заявил по две побе­ды, 2 декабря он снова сбил Р-38 из 47-й истребительной эскадрильи.

2 декабря III./ZG 2 понесла ощутимую потерю. В аварии на взлете погиб коман­дир группы капитан Вильгельм Гахфельд.

Но дальше удача снова была на сто­роне немцев, которые действовали гораз­до успешнее своих противников.

20 декабря реорганизовали части Jabo - в результате III./ZG 2 стала назы­ваться III./SKG 10. 31 декабря во время рейда на базу Сук-эль-Арба 7 самолетов группы уничтожили на земле 10 союзни­ческих истребителей.

Январь также в целом сложился ус­пешно для летчиков из II./JG 2 и III./SKG 10. Группы одерживали дальнейшие по­беды, потери были невысоки и в боль­шинстве имели чисто технические причи­ны. Лишь 31 января во время атаки Bf 109F из I./JG 53 и Fw 190 из III./SKG 10 на американские бомбардировщики В-17 из 97th BG и 301st BG, немцы потеряли сразу 8 самолетов, сбитых огнем амери­канских бортстрелков.

3 и 4 февраля имели место новые бои. 3 февраля обер-лейтенант Бюлиген зая­вил 5 побед, обер-фельдфебель Гольцш -3, а унтер-офицеры Энгельбрехт, Шульце, Вернер и Айхер - по одной. 4 февраля лейтенант Рудорффер заявил два сбитых «Спитфайра», обер-лейтенант Бюлиген -1 «Спитфайр» и 2 Р-38, Всего за 4 февра­ля пилоты II./JG 2 заявили 53 победы. 10 февраля II./JG 2 одержала новый успех, заявив 16 побед, в том числе 8 на счету лейтенанта Эриха Рудорффера.

В воскресенье 14 февраля войска стран Оси начали операцию «Фрюлингсвинд», имеющую цель столкнуть союз­ников в море. Бои продолжались два с по­ловиной месяца. Первоначально накал боев был очень высок, но по мере ослаб­ления сил у немцев и итальянцев исход боев в Тунисе становился все более и бо­лее предсказуемым.

С первых часов операции Fw 190 из III./SKG 10 атаковали наземные цели и несли ощутимые потери в результате зе­нитного огня противника.

В свою очередь пилоты II./JG 2 одер­жали очередные успехи без потерь со сво­ей стороны. 15 февраля лейтенант Рудорффер заявил еще 7 побед, а обер-лейтенант Бюлиген - еще 3.

Дальше события развивались не так удачно. Союзники провели несколько на­летов на аэродромы, уничтожив на зем­ле несколько «Фокке-вульфов». Хуже всего обстояли дела в III./SKG 10, кото­рая в добавок несла потери во время бом­бардировок целей. 3 марта обер-лейтенант Бюлиген сбил первый «Спитфайр IX» над Африкой. В течение следующих дней II./JG 2 одержала еще несколько побед, но это были последние победы «Фокке-Вульфов» в небе Северной Афри­ке. Вскоре группу отозвали в Европу и пе­ревооружили истребителями Bf 109G-6.

В Тунисе II./JG 2 одержала 150 побед, в том числе 40 заявил обер-лейтенант Курт Бюлиген, 27 лейтенант Эрих Рудорффер, 18 обер-лейтенант Адольф Дикфельд и 14 обер-фельдфебель Курт Гольцш. В течение пяти месяцев группа потеряла 18 Fw 190A.

В Тунисе осталась только III./SKG 10, которая до 30 апреля продолжала выпол­нять штурмовые, эскортные и разведыва­тельные задания. Потери в группе были высоки. Полоса неудач закончилась лишь 28 апреля, когда во время очеред­ного вылета на штурмовку, пилоты III./ SKG 10 перехватили в воздухе отряд из 18 «Спитфайров». Немецкие пилоты зая­вили 4 подтвержденные победы и одну победу вероятную.

За 23 недели - до 30 апреля 1943 года - пилоты III./SKG 10 сбросили на пози­ции противника 784 тонны бомб, пото­пили или повредили 6 судов общим во­доизмещением 30000 брутто-тонн, унич­тожили на земле 74 танка и 136 единиц автотранспорта, а также 81 самолет. В ходе штурмовых атак с низкой высоты удалось уничтожить около 100 грузовых автомобилей, 13 цистерн, 9 разведыва­тельных бронеавтомобилей, бронепоезд, множество сооружений и укреплений.

В период с 1 по 9 мая к боевым дей­ствиям приступила новая группа на Fw 190 - II./SG 2, которая оставалась в Ту­нисе до последнего дня кампании.

10 мая немцы приступили к эвакуации своих войск из Туниса. В ней участвова­ли все самолеты, остававшиеся в Север­ной Африке. Каждый «Фокке-Вульф» брал по четыре пассажира(!) - трех в фюзеляж, а четвертого в багажный отсек за креслом пилота. Самолет унтер-офице­ра Бетца был сбит. Пилот выпрыгнул с па­рашютом, а его пассажиры такой возмож­ности не имели. Лейтенант Порцала погиб, в третий раз летя в Тунис. Всего каждый пилот сделал по несколько рейсов, переве­зя на Сицилию 43 немецких солдата.