Восточный фронт

 

История истребителей Fw 190 на Во­сточном фронте связана, главным обра­зом, с полками JG 51, JG 54 и JG 5, кото­рые имели смешанный состав, летая так­же и на Bf 109. Временно на Восточном фронте действовали и другие части, ос­нащенные Fw 190A.

Первые Fw 190A-2, А-3 и А-4 прибы­ли на Восточный фронт 10 сентября 1942 года в составе I./JG 51. Начало сложилось для группы не очень удачно. 29 декабря в Любани разбился Fw 190A-3 (W.Nr. 132278), пилотированный фельдфебелем Эрвином Пфламмом из 3./JG 51. Само­лет Пфламма получил повреждения от зенитного огня и разбился, когда фельд­фебель совершал вынужденную посадку. Вскоре был сбит Fw 190A-3 (W.Nr. 132279) унтер-офицера Оскара Ромма, пилот остался в живых.

Следующую потерю группа понесла 30 октября 1942 года. Поврежденный ог­нем зенитной артиллерии самолет унтер-офицера Мишке разбился при посадке в районе базы Вязьма-Южная. При этом было потеряно еще два Fw 190A-3, в том числе самолет обер-лейтенанта Зоммера. 11 октября огнем зенитной артиллерии был сбит Fw 190A-2 унтер-офицера Герхарда Книтера. 22 ноября унтер-офицер Ромм снова совершил вынужденную посад­ку в чистом поле на своем поврежденном Fw 190. Прошло две недели и Ромму уда­лось заявить первую победу в воздухе.

На фронте было спокойно, и воздуш­ные бои случались не часто. Тем не ме­нее, в первые недели января 1943 года к Рыцарскому кресту представили несколь­ких пилотов I./JG 51: Хефемайер, Тиля, Бренделя, Лясковски, Йенневайна, Йостена и Фриделя.

Тем временем на фронте появились первые советские истребители Ла-5, про­тив которых успешно действовать могли только «Фокке-Вульфы». Немцы исполь­зовали преимущество в маневренности особенно на высотах более 3000 м. С дру­гой стороны, истребители Як-1 и Як-7 господствовали на высотах до 3000 м. Немцам при встрече с Як-1 не оставалось ничего другого, как начать резкое пики­рование. Твердым орешком для пилотов Fw 190 оказались и «летающие танки» Ил-2, несшие мощное бронирование и хорошо защищенную заднюю полусферу. 10 декабря 1942 года в воздушном бою погиб первый пилот I./JG 51 - капи­тан Курт Риманн был сбит советскими истребителями в районе Сычовки. Его Fw 190A-3 (W.Nr. 132264) разбился, погребя под своими обломками пилота.

В это же время первые потери понес­ла и другая группа, недавно пересевшая нa Fw 190, III./JG51.

Истребители JG 51 действовали на центральном участке фронта. 14 декабря I./JG 51 потеряла своего командира - ка­питана Генриха Краффта, сбитого в рай­оне Белова. Всего в период с 18 марта по 26 ноября 1942 года Краффт «заявил» 78 побед в воздухе. В тот же день разбился во время вынужденной посадки унтер-офицер Карл Риттерсбуш, чей Fw 190А-3 попал под огонь советской зенитной артиллерии.

17 декабря только что пересевшая на Fw 190 III./JG 51 заявила пять сби­тых Ил-2. На обратном пути немцы пе­рехватили группу из четырех Пе-2. Лей­тенант Гюнтер Шак со своим ведомым заявили три Пе-2.

30 декабря 1942 года в районе озера Ильмень обер-фельдфебель Мак Штотц из II./JG 54 заявил сразу 10 побед.

В ноябре командиром II./JG 54 стал капитан Ганс Хан, которого перевели из JG 2. Уже 21 февраля 1943 года Хан был сбит, совершил вынужденную посадку за линией фронта и попал в плен. К этому моменту на его счету значилось 108 по­бед. Должность командира группы занял капитан Генрих Юнг.

В конце 1943 года истребители Fw 190 появились в составе I./JG 54. После первых промахов, 12 января группа заявила семь побед в районе озера Ильмень. По­беды записали на счет командира груп­пы капитана Ганса Филлиппа. 16 января не вернулся с вылета в район озера Ладога унтер-офицер Гельмут Брандт на Fw 190А-4 (W.Nr. 142310).

На следующий день JG 51 потерял два Fw 190 в результате столкновения в воз­духе. Их пилоты - командир полка май­ор Карл-Готтфрид Нордманн и его адъю­тант обер-лейтенант Буш - уцелели, но были ранены. В тот же день обер-фельдфебель Йозеф Йенневайн, бывший чемпион мира по горным лыжам, завил пять побед.

В середине января 1943 года на Fw 190 перешли Stab, и III./JG 54, получившие Fw 190A-3 и А-4.

К весне 1943 года уже весь JG 54 «Грюнгерц» под командованием подпол­ковника Ханнеса Траутлофта летал на Fw 190, хотя в III./JG 54 оставалось не­сколько Bf 190G-4. В JG 51 также имелись истребители обоих типов. В это время полк возглавлял майор Карл-Готтфрид Нордманн. Летая на Fw 190 (в составе JG 54), большинство из своих 258 побед зая­вил майор Вальтер Новотны. Противни­ками JG 54 кроме советских летчиков были также французы из полка «Норман­дия-Неман».

14 февраля 1943 года силы люфтваф­фе на Восточном фронте получили под­крепление. В этот день на базу в Рельбицы прибыла I./JG 26 капитана Рольфа Гермихена, располагавшая 25 Fw 190, в большинстве своем новых А-5. Это было начало ротации частей на фронте. Груп­пы JG 54 менялись на группы JG 26 «Шлягетер». 9 февраля III./JG 54 заяви­ла свою 3500 победу и была отправлена на Запад. Занявший освободившееся ме­сто полк JG 26 майора Иоганнеса Зайфера уже 16 февраля 1943 года заявил пер­вую победу - Ил-2 записали на счет ко­мандира полка, это оказалась его 42-я по­беда. Но дальше дело пошло труднее. Один за другим полк потерял четыре Fw 190. Пятый, пилотированный одним из летчи­ков штабного звена, 22 февраля в районе Демянска врезался в поезд. Самолет раз­бился, но пилот отделался царапинами.

20 февраля на фронт прибыло 7./JG 26, заменив 4./JG 54. Командовал зве­ном обер-лейтенант Клаус Митуш. Зве­но оперативно подчинили I./JG 54. На Восточном фронте звено действовало до июля 1943 года, заявив 63 победы, потеряв двух пилотов погибшими и од­ного попавшего в плен.

23 февраля в боях в районе Орла пи­лоты I./JG 51, летавшие на Fw 190, зая­вили 46 побед. По пять побед записали обер-лейтенант Гюнтер Шак и обер-фельдфебель Йозеф Йенневайн. I./JG 54 одержала 34 победы, из них семь записа­ли на счет капитана Филлиппа.

Следующий крупный результат был заявлен 7 марта, когда пилоты I./JG 54 заявили 59 побед, в том числе 8 записали на счет Филлиппа. Среди пилотов отли­чились: обер-лейтенант Вальтер Новотны, командир 1-го звена, это была его 66-я победа, а также обер-лейтенант Ганс Гётц, командир 2-го звена - 63-я победа. Погиб унтер-офицер Фаст из 2./JG 26 из-за капо­тажа самолета в районе Рельбицы.

До июня 1943 года пилоты JG 26 зая­вили 127 побед, в том числе 51 над Ил-2.

В это время на Восточном фронте дей­ствовали 4 группы, оснащенные Fw 190A. Боевые и небоевые потери привели к ос­лаблению групп. Ситуация стала на­столько острой, что III./JG 51 снова пе­ресела на Bf 109G.

В середине мая 1943 года вопрос с по­полнением парка удалось решить, и ис­требители Fw 190 поступили в новые ча­сти: II./JG 54 и 15./JG 51, в составе 15-го звена летали испанские добровольцы.

Кроме JG 54 на северном участке фронта действовал JG 5 «Айсмеер», в со­ставе которого имелось несколько Fw 190. Оба полка часто пользовались база­ми на территории Финляндии. В круг за­дач JG 5 входила также борьба с назем­ными целями (поезда, железнодорожные станции, склады) вдоль железнодорож­ной ветки на Мурманск. По этой причине самолеты Fw 190 полка в большинстве слу­чаев были оснащены бомбодержателями ETC 501. Значительное число самолетов JG 54 также могло нести авиабомбы.

Август 1943 года сложился для JG 54 неудачно. 4 августа в бою с Илами-2 в районе Карачева погиб обер-лейтенант Ганс Гётц (82 победы) из I./JG 54, а 19 августа под Витебском был сбит капитан Макс Штотц (189 побед) из 5./JG 54. В последний раз Штотца видели, когда тот покидал кабину горящего самолета. Дальнейший след пилота теряется. В этот же период погиб новый командир JG 54 майор Губертус фон Бонин (77 побед). 23 марта 1944 года обер-лейтенант Альбин Вольф из II./JG 54 заявил свою 135-ю побе­ду, которая стала 7000-й победой JG 54 (на­чиная с сентября 1939 года). Спустя две не­дели - 2 апреля - Вольф погиб, получив пря­мое попадание зенитного снаряда.

Когда Красная Армия начала январ­ское наступление, на центральный учас­ток фронта перебросили JG 6, оснащен­ный Fw 190A-8. Полк вел многочислен­ные бои с Ла-7 в районе Калиш-Лодзь.