Fw 190D - прототипы и модификации

 

Развитие третьей линии высотных истребителей фирмы «Фокке-Вульф» с самого начала шло гораздо удачнее, чем двух других. Самолет Fw 190D проекти­ровался под двигатель Jumo 213 и имел все шансы на серийное производство.

Первым самолетом, оснащенным двигателем Jumo 21 ЗА, стал Fw 190V17, который стал прототипом для нуль-серии Fw 190D-0. Двигатель Jumo 213A был создан инженером Августом Лихте, ко­торый также создал первый двигатель с непосредственным впрыском Jumo 210, использовавшийся на истребителях Bf 109 ранних серий. Но вплоть до 1939 года по соображениям секретности двигатель числился как карбюраторный.

Двигатели Jumo 21 ЗА и их последую­щие модификации были оснащены автома­том регулировки работы с помощью одно­го рычага (Motor Bediennungsgeraet mit Einhebelbediennung - MBG). Это устройство было аналогом устройства Kommandogeraet на двигателе BMW 801. Устройство позволяло регулировать рабо­ту двигателя одним движением рычага.

В рамках проекта Fw 190D изготови­ли прототип Fw 190V17/U1 (W.Nr. 0039, CF+OX). Прототип был переделан из стандартного Fw 190A-0 путем замены штатного двигателя на Jumo 213A. На прототипе отсутствовало вооружение, кок винта и маслорадиатор под двигате­лем. Затем 18 декабря 1943 года двигатель Jumo 21 ЗА заменили двигателем Jumo 213Е с винтом VS 9. Оценка летчиков-испытателей, совершивших на машине пробные полеты, заставила конструкто­ров продолжить доработку самолета. Хвостовую часть фюзеляжа удлинили на 50 см за счет вставки дополнительного сегмента, усилили стойку хвостового ко­леса, установили фонарь от гермокаби­ны, а также заблокировали половинки створок колесных ниш. В таком виде про­тотип прибыл на заводской аэродром в Лангенхагене, где начались его испыта­ния. Затем машину передали в Рехлин. После завершения первого цикла испы­таний планировалось оснастить прото­тип крылом площадью 20,3 м2. После этого изменения в конструкции самолет должен был стать прототипом для серии Fw 190D-0. Однако в серию самолеты D-0 не пошли.

Следующие пять машин, еще без гер­мокабин, стали прототипами для Fw 190D-1. Это были самолеты:

Fw 190V19 (W.Nr. 0041). Самолет проходил испытания как прототип Fw 190C с двигателем DB 603 и крылом площадью 18,3 м2. После замены двигателя на Jumo 21 ЗА (№ 1001570009) самолет использо­вался для испытания двигателя в полете. 16 февраля 1944 года самолет получил тяжелые повреждения в ходе неудачной посадки. Протокол полета 24 марта 1944 года сообщает о проблемах с гидравли­кой, в результате которых шасси слиш­ком медленно убиралось и не фиксиро­валось в убранном положении. В ходе ремонта на самолет установили новый двигатель Jumo 213 с измененной после­довательностью зажигания (№ 1001520160) с винтом VS 9 и крыло с пря­мой передней кромкой, смещенной впе­ред на 115 мм. Крыло сдвинули вперед для компенсации смещения центра тяже­сти, вызванного более длинным двигате­лем и дополнительным сегментом в хво­стовой части фюзеляжа.

Fw 190V20 (W.Nr. 0042, GH+KQ). Самолет оснастили двигателем Jumo 213А с винтом VS 9 (агрегат 9-8213Е-1), хвостовую часть фюзеляжа удлинили на 50 см. В ноябре 1943 года самолет пере­дали в Рехлин. Самолет был оснащен ра­диостанцией FuG 16Z и устройством FuG 25а, а также нес вооружение: два пулеме­та MG 131 под капотом и две пушки MG 151/20Е у основания крыла. Протокол полета от 24 марта 1944 года сообщает о плохой работе гидравлики. Следующий протокол от 27 июня 1944 года показал падение максимальной скорости, вызван­ное установкой укороченного воздухоза­борника наддува. 5 августа 1944 года этот прототип разбился при аварии.

Fw 190V21 (W.Nr. 0043, GH+KR). Самолет переделали по образцу V20 и в феврале 1944 года передали в Рехлин. И у этого прототипа отмечена недостаточ­но эффективная работа гидравлики.

Fw 190V25 (W.Nr. 0050). Самолет пе­ределан из Fw 190A-0 с крылом площа­дью 18,3 м2. Самолет оснастили двига­тельной установкой 9-8213С с мотором Jumo 21 ЗА. Первоначально самолет пла­нировался на роль прототипа Та 154С (так первоначально обозначался Та 152С), а затем перепрофилировали в про­тотип Fw 190D-1 с двумя пушками МК 103, установленными у основания крыла (боекомплект 44 выстрела на ствол). За­тянувшаяся переделка привела к тому, что в Тарневиц самолет прибыл лишь в феврале 1945 года, для испытания ново­го вооружения.

Fw 190V28 (W.Nr. 0053). Самолет пред­назначался для испытаний на прочность.

Серийно самолеты Fw 190D-1 не вы­пускались.

Следующая серия D-2 состояла из двух машин:

Fw 190V26 (W.Nr. 0051). Самолет по­лучил герметичную кабину и двигатель DB 603 А и считался прототипом серии D-2. Вооружение состояло из двух пулеме­тов MG 131 в фюзеляже и двух пушек MG 151/20 у основания крыла. Самолет был оборудован радиостанцией FuG 16Z и устройством FuG 25a.

Fw 190V27 (W.Nr. 0052). Самолет обо­рудован как V26 и считался вторым про­тотипом Fw 190D-2.

Оба прототипа остались единствен­ными представителями серии D-2, по­скольку RLM не одобрило серийный вы­пуск этой машины.

Следующей серией стала Fw 190D-9. Серии от D-3 до D-8 не проектировались и не реализовывались.

Самолет Fw 190D-9 был оснащен дви­гателем Jumo 213. Изготовлено пять про­тотипов. Три из них представляли пере­деланные А-1, а два - А-8.

Fw 190V22 (W.Nr. 0044). Самолет ос­нащен двигателем Jumo 213C-1, который позволял установить пушку MG 151/20, стреляющую через ступицу винта. Само­лет был оборудован гермокабиной.

Fw 190V23 (W.Nr. 0045) и Fw 190V46. Были оборудованы также: двигатель Jumo 213C-1 и гермокабину.

Все три машины имели крылья пло­щадью 18,3 м2 и вооружение из двух пу­леметов MG 17 над двигателем и двух пушек MG 151/20 у основания крыльев.

Опытные полеты показали хорошую работу двигателя, но гермокабины оказа­лись недостаточно герметичными, поэто­му большую высоту набрать не удалось.

Два других прототипа были сделаны на базе самолетов А-8:

Fw 190V53 (W.Nr. 170003, DU+JC). На самолете штатный двигатель BMW' 801D-2 на агрегат 9-8213Е с двигателем Jumo 21 ЗА. Крыло осталось прежним площадью 18,3 м2, шасси с колесами 700х 175 мм. Вооружение состояло из двух пулеметов MG 131 над двигателем (475 выстрелов на ствол) и двух пушек MG 151/20 у основания крыла (250 выстрелов на ствол). Это было типичное вооруже­ние для самолетов серии Fw 190D-9. Про­тотип также испытывался с дополнитель­ной парой пушек MG 151/20 в консолях крыльев. Затем на самолет установили двигатель Jumo 213E, а у основания кры­льев установили пушки МК 103. 5 июня 1944 года самолет передали в Лангенхаген для летных испытаний.

Fw 190V54 (W.Nr. 174024, DU+UX(?)). Самолет оснастили агрега­том 9-8213Е с двигателем Jumo 213A. Вооружен был также как V53 - стандарт­ная конфигурация D-9. Для испытаний самолет был готов в июле 1944 года.

Начало серийного выпуска самолетов Fw 190D-9 планировалось на август 1944 года. Но программа опытных полетов растянулась, когда два прототипа оказа­лись уничтоженными в ходе союзничес­кого налета. Тем не менее, сроки удалось выдержать. Первые Fw 190D-9 покину­ли сборочный цех завода «Фокке-Вульф» в Коттбусе и завода «Арадо» в августе 1944 года. Фирма «Физлер» из Кассель-Вальдау развернула выпуск истребителя в сентябре 1944 года. Столь быстрая на­ладка сборочных линий стала возможной благодаря усилиям инженера Рудольфа Блазера, обеспечившего заводы полным комплектом технической документации еще в марте 1944 года. Уже в ходе выпус­ка конструкцию самолета изменили. Уве­личили площадь киля, переделали мото­раму, усилили несущие элементы фюзе­ляжа, изменили форму капота перед ка­биной пилота. Без изменений остались оба бензобака в фюзеляже (232 и 292 л). Самолеты были вооружены парой пуле­метов MG 131, установленных над дви­гателем, и двумя пушками MG 151/20, установленными у основания крыльев. Под фюзеляжем монтировался многоце­левой бомбодержатель ETC 504. Позднее самолеты также оснастили системой MW 50, которую разрешалось использовать до высоты 5000 м. При этом мощность двигателя Jumo 21 ЗА достигала 2100 л.с./ 1546 кВт. Первоначально систему MW 50 запрещалось использовать при взлете, но этот запрет на практике игнорировался. Нехватка комплектов MW 50 заставила устанавливать на самолеты более про­стую систему «Ольденбург». Серийные самолеты Fw 190D-9 получали номера от W.Nr. 210001. Первый серийный Fw 190D-9 имел номер W.Nr. 210001 и код TR+SA. Самолет облетал главный лет­чик-испытатель фирмы «Фокке-Вульф» Ганс Зандер 7 сентября 1944 года. Пер­вым серийным самолетом, оснащенным устройством MW 50, стал второй D-9 (W.Nr. 210002). Зандер облетал эту маши­ну 18 сентября 1944 года. Вторым само­летом с MW 50 был только 43-й самолет - W.Nr. 210043.

Продолжая выпуск самолетов Fw 190D-9, фирма «Фокке-Вульф» интен­сивно работала над совершенствовани­ем его конструкции. Летчики, сначала отнесшиеся к машине скептически, очень быстро оценили его по достоин­ству. В числе прочих вариантов был создан всепогодный истребитель Fw 190D-9/R11. Выпуск этого варианта продолжался до 11 декабря 1944 года. Первые два серийных D-9 использо­вались в качестве прототипов для следу­ющей серии D-10. Они получили двига­тель Jumo 213C-1 и пушку МК 108, стре­ляющую через ступицу винта. Однако в серию самолет D-10 не пошел.

Следом появился самолет Fw 190D-11, который мог использоваться и как истребитель и как штурмовик. Поэтому самолет оснастили системой MW 50, а также установили дополнительное бро­нирование. Для развития серии было со­здано семь прототипов, переделанных из самолетов Fw 190A-8 первых производ­ственных серий.

Fw 190V55 (W.Nr. 170923, GV+CV). Самолет проходил испытания в Лангенхагене с конца сентября 1944 года.

Fw 190V56 (W.Nr. 170924, GV+CW). Самолет проходил испытания в Лангенхагене с конца сентября 1944 года.

Fw 190V57 (W.Nr. 170926, GV+CY). Самолет проходил испытания в Лангенхагене в начале сентября 1944 года. В ноябре 1944 года самолет передали в Рехлин, где с 15 января 1945 года самолет облетывал инженер Байст.

Fw 190V58 (W.Nr. 170933, VI+QK). С конца сентября 1944 года самолет испы­тывался в Тарневице. Вооружение само­лета состояло из двух пулеметов MG 131 и двух пушек MG 151/20. В конце 1944 года самолет вернули на фирму.

Fw 190V59 (W.Nr. 350156). С начала сентября 1944 года самолет облетывали в Лангенхагене. 9 ноября самолет разбил­ся при перелете в Дессау. Причиной ава­рии стала поломка коренного подшипни­ка коленвала двигателя.

Fw 190V60 (W.Nr. 350157). С начала октября 1944 года самолет испытывался в Лангенхагене, а с ноября 1944 года ле­тал в Рехлине.

Fw 190V61 (W.Nr. 350158). Самолет облетали в начале октября 1944 года, а затем передали на полигон фирмы «Юн­кере» в Эхтердингене.

Все семь машин имели усиленный планер А-8, шасси с колесами 700x175 мм и двигательные агрегаты 9-8213Н с дви­гателями Jumo 213F и установками MW 50. Вооружение состояло из двух пулеме­тов MG 131 над двигателем и двух пушек MG 151/20 (220 выстрелов на ствол) у ос­нования крыльев.

Планировался также выпуск вариан­тов: Fw 190D-11/R5 - истребитель-бом­бардировщик (Jabo), Fw 190D-11/R20, оснащенный устройством GM 1 и авто­пилотом PKS 12, и Fw 190D-11/R21, ос­нащенный дополнительно к стандарту R20 радиостанцией FuG 125.

Еще три самолета А-8 были переде­ланы в прототипы Fw 190D-12. Это дол­жен был быть всепогодный истребитель и истребитель-бомбардировщик. Конк­ретная специализация осуществлялась за счет устанавливаемого комплекта Ruestsatz. Самолеты оснащались высот­ными двигателями Jumo 213F с двухсту­пенчатым трехскоростным наддувом. Кроме того, самолет мог нести дополни­тельную пушку, стреляющую через сту­пицу винта. Конструктивно они напоми­нали А-8, но имели усиленный и удлинен­ный фюзеляж, а также гермокабину. Са­молеты оснащались агрегатами 9-8213Н с двигателем Jumo 213F-1 и устройством MW 50. Двигатель вращал трехлопаст­ный полностью автоматизированный винт VS 19. Масса агрегата составляла 1854 кг, тогда как сам двигатель весил всего 940 кг. Шасси идентично тому, что использовалось на самолетах А-8 (электри­ческая система уборки, колеса размером 700x175 мм). Вооружение самолета состоя­ло из пушки МК 108 (85 выстрелов), стре­ляющей через ступицу винта, и двух пушек MG 151/20 (220 выстрелов на ствол), уста­новленных у основания крыльев. Были по­строены следующие прототипы:

Fw 190V63 (W.Nr. 350165). Самолет был готов к середине октября 1944 года, после чего начались полеты. Самолет стал прототипом варианта Fw 190D-12/ R11, серийный выпуск которого органи­зовали фирмы «Физлер» и «Арадо». Самолет при взлетной массе 4400 кг и удель­ной нагрузке на крыло 240 кг/м2 на вы­соте 12500 м развивал скорость 760 км/ч, дальность полета достигала 750 км.

Fw 190V64 (W.Nr. 350166). Самолет был готов к началу ноября 1944 года, после чего начались полеты.

Fw 190V65 (W.Nr. 350167). Самолет был готов в начале ноября 1944 года, пос­ле чего начались полеты. Это был прото­тип варианта Fw 190D-12/R5. На самолете стоял автопилот PKS 12 и пять дополни­тельных бензобаков общим объемом 315 л. Емкость бака для смеси воды с метанолом увеличили до 140 л. Имелась возможность заправлять этот бак бензином.

На самолетах Fw 190D, которые счи­тались наиболее удачной модификацией самолета Fw 190, предполагалось исполь­зовать следующие комплекты Ruestsatz:

R11 - всепогодный истребитель;

R14 - торпедоносец;

R20 - истребитель-бомбардировщик;

R22 - высотный всепогодный истре­битель.

В январе 1945 года начался серийный выпуск самолетов Fw 190D-12. Серия была ограниченной - сказывались бомбардиров­ки и дефицит сырья. Но и те немногие Fw 190D-12, что удалось выпустить, стояли на аэродромах без топлива.

Последними прототипами самолета Fw 190D стали машины, долженствую­щие начать серию D-13. Это были два прототипа, во многом подобны прототи­пам D-12, но вместо пушки МК 108 ка­либра 30 мм, стреляющей через ступицу винта, на них стояла более легкая пушка МО 151/20 калибра 20 мм. Прототипы были оснащены агрегатами 9-8213Н с двигателем Jumo 213F-1 и устройством MW 50. Шасси осталось как на А-8. Кро­ме того, самолеты были оборудованы гермокабинами. Это были прототипы:

Fw 190V62 (W.Nr. 732053). Самолет закончили к середине октября 1944 года и передали для летных испытаний. Са­молет был вооружен тремя пушками MG 151/20 с боекомплектом 220 выст­релов на ствол. Одна пушка стояла в развале блока цилиндров и стреляла через ступицу винта, две других нахо­дились в стандартных позициях у осно­вания крыльев.

Fw 190V71 (W.Nr. 732054). Самолет закончили к началу ноября 1944 года и передали для летных испытаний. Воору­жение самолета было как на V62.

Серийный выпуск самолетов D-13 предполагали начать в декабре 1944 года, не ожидая результатов испытаний, по­скольку единственным изменением была пушка. Предполагался выпуск вариантов R5 и R11. Серийные самолеты Fw 190D-13/R5 планировалось оснастить прицела­ми TSA 2D для бомбометания в пикиро­вании, а также бомбодержателями ETC 71. Нет документальных подтверждений того, что серийный выпуск самолетов D-13 все же начался.

Во второй половине 1944 года уда­лось довести до ума двигатель DB 603. Не только возросла надежность двигателя, фирма «Даймлер-Бенц» разработала на базе двигателя агрегат, который в со­бранном виде устанавливался на самолет. Большую роль в создании двигательно­го агрегата на базе DB 603 сыграл док­тор Гаспел, руководивший двигательным КБ фирмы. В результате технический де­партамент RLM издал внезапный приказ приспособить истребитель Fw 190D под двигатель DB 603E или DB 603LA. Дви­гатель DB 603 LА представлял собой усо­вершенствованный двигатель DB 603E с доработанным наддувом, позволявшим добиваться максимального давления на высоте 11000 м. Стартовая мощность дви­гателя составляла 2000 л.с./1472 кВт. Про­ектные работы над самолетом начались в декабре 1944 года, а проектную доку­ментацию предполагалось подготовить к концу марта 1945 года.

Новому истребителю присвоили обо­значение Fw 190D-14. Времени не было, поэтому было решено сделать два про­тотипа на базе самолетов, в наименьшей степени нуждавшихся в переделке. Это были машины Fw 190D-9 и Fw 190D-12.

Fw 190V76 (W.Nr. 210040). Самолет получил двигатель DB 603LA, при этом в конструкцию самолета внесли мини­мальные изменения, связанные с установ­кой нового двигателя. Кроме того, на машину установили систему впрыска, новый маслобак и новое лобовое кольцо капота, отвечавшее форме двигателя. В ходе серийного выпуска на самолет пред­полагалось ставить устройство MW 50.

Fw 190V77 (W.Nr. 210043). Самолет был дублером предыдущего прототипа.

Обе машины в четвертом квартале 1944 года доставили на полигон фирмы «Даймлер-Бенц» в Эхтердингене, где во время испытаний они развили скорость 700 км/ч на высоте 11700 м. Испытания завершились в последние месяцы войны, когда о серийном выпуске самолета не могло быть и речи. Кроме того, техни­ческий департамент RLM приказал фир­ме «Фокке-Вульф» сконцентрировать все усилия на создании нового высотного истребителя Та 152. Поэтому оба прото­типа вскоре были снова переделаны.

Последней модификацией истребите­ля Fw 190D стал истребитель-бомбарди­ровщик Fw 190D-15. Самолет планиро­валось создать на базе штурмовика Fw 190F, оснастив его двигателем DB 603EB или DB 603G. Самолет предполагалось оснастить радиостанцией FuG 125 и ав­топилотом PKS 12. В качестве вооруже­ния самолет должен был получить пару MG 151/20 и пару МК 108. Выпуск пер­вых машин запланировали на апрель 1945 года на фирмах «Фокке-Вульф», «Дорнье» и «Лютер». Однако реализо­вать проект не удалось, и он остался на бумаге. Известно только, что в период между 11 и 17 марта 1945 года на фирму «Даймлер-Бенц» передали 15 самолетов Fw 190D-9 с целью заменить их двигатель Jumo 213A-1 двигателем DB 603G. Инициатором этого предприятия стал инже­нер Гаспел. Поскольку головное пред­приятие «Даймлер-Бенца» постоянно подвергалось бомбардировкам, самоле­ты доставили на небольшой аэродром Неллинген, расположенный в 50 км к югу от Эътердингена. Заменить двигатели удалось только на некоторых машинах. Последний переделанный самолет поки­нул аэродром 22 апреля 1945 года, то есть в тот же день, когда аэродром был занят американцами.

С августа 1944 года самолеты Fw 190D-9 и D-12 выпускались серийно и поступали на вооружение частей люфт­ваффе. В руках опытного пилота истре­битель Fw 190D до высоты 7000 м был не хуже союзнических истребителей. Имея лучшую скороподъемность и максимальную скорость, чем Fw 190A, истребитель Fw 190D превосходил своего «родствен­ника» также в скорости пикирования и маневренности. В еще большей степени характеристики самолета мог улучшить двигатель Jumo 213E/F. Но в этот пери­од войны основную массу немецких пи­лотов составляли новички, наскоро под­готовленные в летных школах. Не удиви­тельно, что они становились легкой жер­твой опытных американских и английс­ких пилотов. Кроме того, Германия ис­пытывала жесточайший дефицит топли­ва, поэтому самолеты основную часть времени стояли на земле. Выпуск само­летов, несмотря на бомбардировки и де­фицит сырья, продолжался высокими темпами, и до конца войны фронтовые части получили 674 самолета Fw 190D-9.

Например, филиал «Фокке-Вульфа» в Мариенбурге, выпускавший самолеты Fw 190D-9, несмотря на двукратные мас­сированные бомбардировки в 1944 году, продолжал выпускать каждые сутки не менее 9 самолетов. Большинство постро­енных машин в боях активно не участво­вало и было уничтожено или поврежде­но на земле.