Боевое применение самолетов Fw 190D и Та 152Н

 

Решение о начале серийного выпуска истребителей Fw 190D-9 появилось еще до завершения испытательных полетов. Такая поспешность вполне оправдала себя, так как уже первые серийные маши­ны оказались хорошими истребителями. Выпуск самолетов начался летом 1944 года. 7 сентября первый серийный само­лет облетал Ганс Зандер. В конце сентяб­ря первые Fw 190D-7 поступили в III./JG 54 «Грюнгерц», возглавляемую майором Робертом Вайссом. Пилоты группы, в том числе и командир, отнеслись к само­лету недоверчиво, предполагая, что ма­шина окажется очень трудной в пилоти­ровании. Дело дошло до того, что часть пришлось посетить самому профессору Танку. Танк, в молодости бывший лет­чиком-испытателем, сумел переубедить пилотов. После этого летчики группы начали быстро осваивать новую машину. Вскоре пилоты признали, что «Дора» за­метно маневренней «Антона», а также имеет хорошую скороподъемность. Два первых звена группы вскоре перебазиро­вались на аэродромы Гезепе и Ахмер в районе голландской границы, где уже базировался полк JG 7 майора Вальтера Новотны. Полк летал на реактивных ис­требителях Me 262, которые в виду осо­бенностей их двигателей, были практи­чески беззащитны при взлете и посадке. Реактивный двигатель, стоявший на Me 262, не допускал резкого сброса или при­бавки тяги, грозя в противном случае пожаром. Поэтому истребители Fw 190D-9 использовались для прикрытия аэродромов в момент взлета и посадки реактивных истребителей.

8 октября полк JG 7 потерял сразу трех пилотов, в том числе своего коман­дира Вальтера Новотны. Новотны был сбит в районе местечка Брамше амери­канскими «Мустангами». После этого случая полк сняли с боевого дежурства.

Следом истребители Fw 190D-9 полу­чила II./JG 26 «Шлягетер», возглавляемая майором Карлом Боррисом. Любопыт­ный факт, в 1941 году именно Боррис был первым, кто получил только что приня­тый на вооружение в то время истреби­тель Fw 190A. Группа Борриса дислоци­ровалась в Гандрупе, расположенном к юго-западу от Оснабрюкке. Новый само­лет пилоты освоили к октябрю 1944 года. Первый боевой вылет группа совершила 12 октября. 22 самолета поднялись в воз­дух в 10:28 с аэродрома Гандруп в райо­не Фюрстенау и завязали на высоте 7000 м бой с многочисленной группой истре­бителей «Мустанг» и «Тандерболт». В бою ни одна из сторон не понесла потерь, а немецкие самолеты сели на аэродромы Гильдесхайм, Ганновер-Лангенхаген и Ольденбург. Союзнических бомбарди­ровщиков в воздухе найти не удалось.

С 16 по 23 октября стояла нелетная погода. Поверхность полевых аэродро­мов размокла, взлетать и садиться в это болото не представлялось возможным.

8 ноября в группу неожиданно при­был генерал Ганс-Юрген Штумпф. В 20-х годах Штумпф участвовал в организа­ции секретной подготовки немецких пи­лотов на территории Советского Союза (в районе Липецка), затем стал одним из создателей люфтваффе, командовал 5-м воздушным флотом в Норвегии, а в пос­ледние месяцы войны возглавлял воздуш­ный флот «Райх».

27 ноября четыре самолета из свод­ной I-II./JG 26 занимались свободной охотой - без особого успеха. В этот же день группа получила еще несколько Fw 190D-9, доведя свой парк до 69 машин.

Следующая боевая операция имела место 3 декабря 1944 года. Майор Бор-рис вылетел около 11:00 во главе отряда из 23 самолетов. Вскоре после старта че­тыре машины вернулись из-за обнару­жившихся технических проблем. В ходе вылета лейтенант Гюнтер во главе свое­го звена атаковал группу английских «Тайфунов» и заявил три победы.

Через два дня 29 самолетов Fw 190D, ведомых обер-лейтенантом Гекманном, поднялись в 9:25 в воздух. Около 10:25 в районе Люттице отряд вступил в бой с шедшими на небольшой высоте «Тандерболтами». Обер-лейтенант Гюнтер зая­вил одну победу.

В тот же день в 13:15 майор Боррис вылетел на перехват «Летающих Крепо­стей». В ходе боя Боррис заявил одну победу, все немецкие самолеты благопо­лучно вернулись на аэродром Гандруп.

В 14:30 в воздух поднялись еще девять самолетов. В ходе полуторачасового боя с «Тандерболтами» девятка истребителей не понесла потерь. 5 декабря оказалось очень напряженным в оперативном смыс­ле днем.

В начале декабря 9-е, 10-е, 11-е и 12-е звенья II1./JG 54 насчитывали в общей сложности 69 самолетов Fw 190D-9. 10 декабря 1944 года обер-лейтенант Гекманн во главе 19 Fw 190D-9 провел бой с крупным отрядом американских истре­бителей. Немцы заявили один «Мустанг» и один «Тандерболт». 18 декабря 1944 года I./JG 26 располагала 52 самолетами Fw 190A-8 и 28 Fw 190D-9.

24 декабря 1944 года 2-е и 3-е звено IV JG 26 силами 28 самолетов вылетели на перехват противника и заявили два сби­тых самолета союзников.

24 декабря III./JG 54 майора Вайсса перебазировалась из Ахмера на аэродром Фаррельбуш и была оперативно подчи­нена JG 26 полковника Йозефа Приллера. В тот же день на перехват группы из 80-90 бомбардировщиков В-17 вылетели 18 самолетов Fw 190. В ходе боя немцам уда­лось сбить один истребитель «Лайтнинг» и один самолет-наблюдатель «Остер».

25 декабря около полудня семь Fw 190 завязали бой с отрядом «Мустангов». Бой закончился без потерь, но и без побед. Во второй половине дня самолеты снова поднимались по тревоге, и снова без ка­кого-либо результата.

26  декабря обер-лейтенант Гартигс, ведший отряд из 15 Fw 190, принадлежав­ших 1-му и 3-му звену, перехватил груп­пу «Мустангов». Одну победу заявил обер-фельдфебель Шварц.

Это был трудный период для коман­диров всех уровней, так как в конце де­кабря шли приготовления к секретной операции «Боденплятте». Идея этой опе­рации принадлежала Герингу и появи­лась в ноябре во время совещания коман­диров полков и групп, действовавших в тот период на Западном фронте. Геринг упрекал заслуженных ветеранов, словно те были зелеными курсантами. В числе прочего, Геринг заявил, что в то время как немецкая промышленность выпуска­ет тысячи истребителей, следует активнее действовать на фронте, проводить круп­номасштабные операции. То, что само­леты стоят на аэродромах без бензина, рейхсмаршал в расчет не принимал. В завершении своей речи Геринг приказал провести массированный налет силами по меньшей мере 1000 самолетов по союз­ническим аэродромам на территории Бель­гии, Голландии и севере Франции. К такой масштабной операции приходилось при­влечь молодых неопытных пилотов, что неизбежно влекло за собой высокие поте­ри как в людях, так и в технике.

15 декабря в штабе II-го авиакорпуса в Альтенкирхене состоялось другое, сек­ретное, совещание, посвященное наме­ченной операции. Председательствовал генерал Дитрих Пельц (недавно назна­ченный командующий корпуса). Ему сопредседательствовали полковники Грабманн, Генчль и Гандрик. В совещании участвовали все командиры авиаполков и избранные командиры групп. Генерал Пельц проинформировал собравшихся о деталях операции, которую разделили на три этапа, начинавшихся кодовыми сло­вами «Варус», «Тевтоникус» и «Германн».. Кроме того, все собравшиеся по­лучили карты с нанесенными на них це­лями. После короткой дискуссии присту­пили к разработке поминутного плана операции для каждой части.

В операции участвовали следующие полки: JG 1, JG 2, JG 3, JG 4, JG 6, JG 11, JG 26, JG 27, JG 53, JG 54, JG 77, SG 4, а также Einsatzstaffel 4 из JG 104. Из упо­мянутых полков только в составе JG 26, JG 54 и E.St. 4 имелись самолеты Fw 190D-9. Пятьдесят самолетов Fw 190D-9 из I./JG 26 майора Борриса вместе с опе­ративно подчиненными группе самолета­ми из III./JG 54 и 30 самолетами E.St. 4 должны были атаковать аэродромы Гримберген и Эвер в районе Брюсселя. Двадцать истребителей Fw 190D-9 из III./ JG 54, дислоцированные в Фаррельбуше, должны были вести свободную охоту в рай­оне Бастони. Пилоты получили приказ не пить спиртного 31 декабря. На этом пла­нирование операции закончилось.

29 декабря 1944 года для JG 54 ока­зался черным днем. В этот день командир 3-й дивизии истребительной авиации полковник Грабманн приказал III./JG 54 перехватить на высоте около 2000 м груп­пу союзнических штурмовиков, шедших в районе Оснабрюкке. Первой в воздух поднялось 9-е звено обер-лейтенанта Хайльманна. Следом стартовали звено лейтенанта Крумпа и 11-е звено. Обер-лейтенант Дортенманн, который следил за ходом боя по сообщениям по радио, выяснил, что в районе кружит множество английских «Спитфайров». Когда на аэродром вернулся один из пилотов 9-го звена, выяснилось, что звено уже потеря­ло четырех пилотов, а обер-лейтенант Хайльманн и двое других пилотов были вынуждены прыгать с парашютом. Вско­ре выяснилось, что 9-е звено полностью уничтожено, ни один самолет больше не вернулся. В этой ситуации командир III./ JG 54 вместе с тремя другими пилотами своего штабного звена вылетели на по­мощь, но все четверо вскоре были сби­ты. Затем в бой вступило 11-е звено лей­тенанта Прагера. В составе звена большинство составляли молодые пилоты. Лейтенант Прагер набрал высоту, чтобы атаковать англичан сверху. В ходе боя звено потеряло трех пилотов, заявив одну победу. Потеря столь большого числа пилотов, в том числе капитана Вайсса за один день серьезно ослабило полк. Обес­кровленную III./JG 54 возглавил обер-лейтенант Ганс Дортенманн.

Вторая половина декабря неудачно сложилась и в других полках: JG 3, JG 26, JG 27 и JG 54. Первый из перечислен­ных полков, летавший на Bf 109G-14, по­терял с 17 по 29 декабря 17 пилотов. Вто­рой полк, летавший на Fw 190A-8 и D-9, потерял с 18 по 26 декабря 18 пилотов. Третий полк, летавший на Bf 109G, поте­рял в период с 17 по 29 декабря сразу 45 пилотов, а четвертый полк, только в IV-й группе, летавшей на Fw 190A-8, поте­рял 23 пилота.

В конце декабря самолеты Fw 190D-9 поступили в штабное звено JG 4 под­полковника Герхарда Михальски. Под­полковник Фриц Ауфхаммер, командующий JG 301, получил самолеты Fw 190D-9/R11.

31 декабря в 14:35 во всех полках, уча­ствовавших в операции «Боденплятте», была объявлена тревога. На рассвете 1 января в воздух поднялось сразу 1035 не­мецких самолетов. Как оказалось, это была последняя массированная атака люфтваффе во Второй Мировой войне. В ходе операции была одержана пиррова победа. На земле удалось уничтожить 206 союзнических самолетов (по немецким данным 479 самолетов), боевые потери составили 93 истребителя. Но еще около двух сотен машин оказалось сбито на обратном пути немецкой зенитной артил­лерии, которая прикрывала район пуско­вой площадки ракет V2. Полная секрет­ность операции привела к тому, что зе­нитчиков в ее детали не посвятили. Еще около сотни самолетов, хотя и вернулось на аэродром, ремонту не подлежало в виду тяжелых повреждений. При этом люфтваффе потеряло более 200 пилотов, в том числе 59 командиров групп и зве­ньев, которые или погибли или попали в плен. Часть заданий не удалось выпол­нить из-за ошибочных данных, предос­тавленных разведкой. Например, группа майора Борриса атаковала аэродромы в районе Брюсселя, где по данным развед­ки находилось пять эскадрилий «Спитфайров». В действительности на указан­ных аэродромах удалось обнаружить все­го несколько штук разнотипных самоле­тов. Удалось уничтожить четыре бомбар­дировщика В-17, один двухмоторный учебный самолет и один «Мустанг». Нем­цы потеряли в этом налете самолет из JSG 104, совершивший вынужденную посад­ку на брюхо, и самолет фельдфебеля Гартманна из I./JG 26, которому пришлось прыгать с парашютом.

После операции техническая развед­ка союзников заполучила в свои руки один Fw 190D-9. В ходе боя с двухмотор­ным союзническим самолетом лейтенант Тео Нибель из-за аварии двигателя совер­шил вынужденную посадку в районе Веммеля. Аварийная посадка обошлась само­лету небольшими повреждениями ниж­ней стороны крыльев и фюзеляжа. Пилот получил легкую травму. Самолет был тут же взят под охрану бельгийской полици­ей и английская разведка незамедлитель­но приступила к осмотру самолета. Пер­вый рапорт был составлен на месте по­садки самолета. Затем машину достави­ли в Фарнборо, где ее подвергли всесто­ронним испытаниям. Это был самолет Fw 190D-9 (W.Nr. 210079, «+12»).

В начале 1945 года JG 2 «Рихтгофен», возглавляемый подполковником Куртом Бюлингеном, также получил истребите­ли Fw 190D-9. В конце января II./JG 6 также начала осваивать новые истреби­тели на аэродроме Пренцлау в районе Берлина. В феврале 1945 года III./JG 54, возглавляемая в то время капитаном Клеммом, вошла в качестве IV-й группы в состав JG 26. В феврале самолеты Fw 190D-9 появились в IV./JG 3, возглавляе­мой обер-лейтенантом Оскаром Роммом.

2 марта 1945 года I./JG 2 перехватила отряд американских бомбардировщиков В-26 «Мародер». Потеряв пять истребителей, немцам удалось сбить один бом­бардировщик. В конце марта погиб в ата­ке на «Либерейтор» командир группы капитан Франц Грдличка.

26 марта в районе голландской гра­ницы произошел бой между самолетами Fw 190D-9 13-го и 15-го звеньев JG 26 с английскими самолетами «Темпест». В ходе боя был сбит самолет 15-го звена, а его пилот - фельдфебель Герхард Кролль - выпрыгнул с парашютом.

В апреле 1945 года для охраны JV 44 на Me 262, возглавляемого генералом Адольфом Галландом, сформировали специальное звено самолетов Fw 190D-9. Возглавил звено капитан Вальдемар Вюбке. Самолеты, для облегчения опоз­навания с земли, были выкрашены снизу в красный цвет с узкими белыми полоса­ми. На самолетах звена иногда летал и сам Галланд.

17 апреля 1945 года произошел бой между 18 Fw 190D-9, ведомых обер-лей­тенантом Гансом Дортенманном из 3-го звена JG 26 с двенадцатью английскими «Темпестами». В ходе боя был сбит анг­лийский пилот, взводный офицер Смит, тогда как немцы потеряли сразу пять ма­шин. Погибли обер-фенрихи Гюттерер и Фрёб, а лейтенант Осенкопп, Конрад и Блике спаслись, выпрыгнув с парашю­том. На поврежденных самолетах тянули до аэродрома обер-лейтенанты Ганс Дортенманн и Брунон Островицки, при­чем машина Островицки рухнула в озе­ро в районе Шверина и пилот утонул.

Последним полком, получившим Fw 190D, стал JG 8 «Хорст Вессель», дисло­цированный в Зорау. В апреле 1945 года полк получил 150 самолетов Fw 190D. Командовал полком майор Герхард Баркхорн, имевший на своем счету 301 побе­ду. Сам Баркхорн оставил в своем рас­поряжении самолет Bf 109G-14. Полк, не располагавший топливом, лишь иногда совершал патрульные вылеты силами не более четырех самолетов.

9 апреля 1945 года система ПВО Рей­ха (Reichverteidigung) располагала 25 са­молетами Fw 190D-9 в составе JG 2 и 67 машинами этого типа в составе двух групп JG 301. В составе воздушного фло­та «Курляндия» четыре группы JG 54 рас­полагали 127 самолетами Fw 190D-9.

По состоянию на 24 апреля 1945 года четыре группы JG 2 дислоцировались в Чехословакии:

I./JG 2 (обер-лейтенант Айкдорф) в Карловых Варах;

II./JG 2 (капитан Карх) в Хебе;

III./JG 2 (капитан Лемке) в Пльзени;

IV./JG 2 (капитан Вайль) в Мимон-Градчаны.

Самолет Fw 190D-9 считался немец­кими летчиками лучшим истребителем, выпускавшимся крупной серией. Но, как это обычно было в ту войну, он появил­ся слишком поздно, чтобы оказать реаль­ное влияние на ход боевых действий.

Очень мало известно о боевом при­менении истребителей Та 152С. Дело в том, что почти половина построенных самолетов этого типа представляли со­бой прототипы, которые не попали в бо­евые части.

Также и самолеты Та 152Н, выпускав­шиеся в Зорау и Коттбусе (всего постро­или 67 машин), поступили на вооружение только одного полка - JG 301. Это про­изошло в январе 1945 года. Переподго­товка пилотов проходила в составе Erprobungskommando Та 152 в Рехлине, позднее перебазировавшейся в Люкау-Альтено. В бою самолеты Та 152Н применялись лишь штабом JG 301. Боевые вылеты Stab./JG 301 совершались редко и нерегулярно. Активность звена ограни­чивалась, во-первых, нехваткой бензина, а, во-вторых, недоведенностью машин, серийный выпуск которых начался еще до устранения всех имевшихся недостат­ков. Из полка поступали многочислен­ные жалобы на качество самолетов Та 152. В дело вмешался даже генерал-май­ор Гордон Голлоб, заместитель генерала Адольфа Галланда. В своем письме, да­тированном 17 марта 1945 года, Голлоб сообщал профессору Танку, что самолет Та 152 имеет множество недостатков и в своем нынешнем состоянии не годится для эксплуатации в боевых частях. Пре­тензии Голлоба были обоснованы, но в существовавшей в то время ситуации как-то отреагировать на них не представля­лось возможным. Истребитель класса Та 152 требовался на фронте, и, как показал ограниченный опыт его использования, Та 152 оказался необычайно эффектив­ным, несмотря на все свои недостатки. Первые Та 152Н оказались в распоряже­нии ErpKdo Та 152 10 января 1945 года. Командовал отрядом капитан Бруно Штолле. Базировался отряд на аэродро­ме в Рехлине, где с конца 1944 года бази­ровался весь JG 301. Полк был укомплек­тован пилотами, прежде служившими в составе полков JG 300 и JG 302. В Зорау за новейшими самолетами пилоты вые­хали на грузовиках, оборудованных га­зогенератором. Принимая самолеты, Штолле отметил, что у некоторых машин петли элеронов можно отломить рукой. Обнаруженные дефекты списали как про­явления саботажа. После замены дефек­тных деталей самолеты перелетели на аэродром Люкау-Альтено, где началась подготовка пилотов. С 23 января Erprobungskommando Та 152 стал назы­ваться III./JG 301. В это время штаб пол­ка, базировавшийся в Штендале, и II./JG 301 базировавшаяся на аэродроме Вельцов в районе Коттбуса, подготовились принять первые Та 152Н. III./JG 301, про­ходившая подготовку в Альтено, потеря­ла в январе-феврале пять Та 152. Главной причиной потерь стали пожары моторов. По сообщениям пилотов, огонь всегда появлялся на левом борту. Причиной пожара было перегорание трубок систе­мы охлаждения, проходивших слишком близко от выхлопных патрубков. В ре­зультате воспламенялся антифриз. По этой причине курс подготовки пилотов пришлось на время приостановить. Ос­тальные самолеты оказались в составе Stab./JG 301.

По сообщению фельдфебеля Руди Дрибе, пилота 10-го звена III./JG 301, в период переподготовки состоялся лишь один боевой вылет. Во время этого вы­лета самолеты 10-го звена вместе с дру­гими машинами полка атаковали союз­нические бомбардировщики, шедшие на Берлин. Вылет обернулся тяжелыми по­терями для полка, но все самолеты Та 152 вернулись на базу. Этот же летчик утвер­ждал, что летать на истребителях Та 152Н-0 было легко, лишь при взлете от­мечались проблемы с уборкой шасси. Позднее этот недостаток удалось устра­нить на Та 152Н-1. Та 152 во время со­вершения первого виража уступал «Му­стангу», но в дальнейшем превосходил американский истребитель в маневренно­сти. Во второй половине января пилоты штабного звена полка сбили несколько союзнических самолетов.

Другим недостатком Та 152 была низ­кая надежность гермокабины. Подполковник Фриц Ауфхаммер, командир штаб­ной эскадрильи, сообщал, что гермокаби­на функционировала лишь на одном само­лете его звена. Сам Ауфхаммер был сбит на Та 152Н в районе Нойстрелица.

1 февраля во время учебного полета 12-й эскадрильи JG 301 на аэродроме Люкау-Альтено погиб фенрих Герман Дорр, раз­бившись на Та 152Н-1 (W.Nr. 150037).

Лейтенант Хагедорн из 9./JG 301 пе­регонял 2 февраля 1945 года самолет Та 152Н из Коттбуса в Альтено. Его сопро­вождали пилоты Буби Блюм и капитан Бенно Руэ. Хагедорну удалось набрать высоту 13200 м, при этом скорость само­лета по оценкам летчика-испытателя Кнеемейера достигла 820-830 км/ч. Раз­бег самолета Та 152 был очень корот­ким. На аэродроме Альтено, имевшем взлетную полосу длиной всего 600 м, са­молету для взлета хватало половины длины ВПП.

9 февраля капитан Герберт Эггерс, возвращаясь на Та 152H-0(W.Nr. 150023) с опытных стрельб, погиб при посадке, разбив самолет.

Следует заметить, что курс перепод­готовки для пилотов был очень корот­ким. Иногда учебные полеты занимали не более 20 минут, а после одного-двух учеб­ных полетов летчики приступали к бое­вым вылетам. Обер-фельдфебель Йозеф Кайль сообщал, что перед своим первым боевым вылетом, продолжавшимся 40 минут, он совершил три учебных вылета на Та 152Н общей продолжительностью 1 ч 20 мин.

Унтер-офицер Юлиус Берлинер вспо­минал, что переподготовка проходила спешно. Пилоты сразу получили приказ, перегнать машины из Коттбуса в Люкау-Альтено. Многие пилоты имели опыт полетов на Fw 190D-9, поэтому такие эк­сперименты прошли без последствий. На практике Fw 190D-9 были просты при взлете и в полете, тогда как Та 152 острее слушался руля, а при посадке вел себя почти как планер.

В конце февраля техническая служба фирмы «Фокке-Вульф», опираясь на рапор­ты пилотов и командиров частей, обобщи­ли отмеченные недостатки самолета:

Проблемы с уборкой и фиксацией в убранном состоянии шасси;

Протеки гидравлических контуров си­стемы уборки шасси и выпуска закрылков;

Кресло пилота, перенесенное с Fw 190, не вмещало высотного парашюта, оснащенного баллоном с кислородом;

Неисправность датчика уборки хвосто­вого колеса, вызывавшее его блокировку;

Повреждения закрылков, особенно деревянных, во время посадки на мокром аэродроме, требующие их замены;

Малоэффективные элероны;

Заклинивание рулей в нейтральном положении, разблокировать которые удавалось лишь энергичными движения­ми ручки и педалей;

Ослабление заклепок на передней кромке крыла в районе ниши шасси;

Проблемы с открыванием клапанов радиатора двигателя (пилоты предлага­ли заменить маховичок рычагом);

Отламывание на некоторых самоле­тах деталей кожуха радиатора, что при­водило к повреждению винта.

Но несмотря на все обстоятельства, пилоты продолжали боевые вылеты. 21 февраля в 16:13 по тревоге вылетел с аэро­дрома Захау Йозеф Кайль. Задачей Кай­ля был перехват союзнических бомбар­дировщиков, шедших на Берлин. В этом вылете Кайль заявил первую победу над «Летающей Крепостью». Это была пер­вая официально признанная победа, одержанная на Та 152. На аэродром Кайль вернулся в 17:00. Самолет не по­лучил повреждений. Этот же летчик 1 марта в ходе своего третьего боевого вылета на Та 152 завязал бой с отрядом «Мустангов» и заявил одну победу. Вы­лет продолжался один час.

23 марта фирма «Фокке-Вульф» отве­тила на письмо генерала Голлоба, сооб­щая, что ведет работу по устранению от­меченных недостатков. Однако фирма не согласилась с демонтажем с самолета автопилота и радиостанции FuG 125, а также устройства GM 1 с баком объемом 115 л. Ни при каких условиях фирма не соглашалась и с уменьшением запаса топ­лива на самолете.

Конец марта был периодом, в кото­ром над Берлином все чаще появлялись советские самолеты, поддерживающие действия наступающей Красной Армии.

Вальтер Лоос, переведенный в JG 301, был опытным пилотом, совершившим 66 боевых вылетов и имевшим 38 побед (в том числе 22 четырехмоторных бомбар­дировщика и 8 советских самолетов). Этот летчик одержит больше всего побед, летая на Та 152.

В конце марта только штабное звено располагало самолетами Та 152. 25 мар­та группа пилотов полка отправилась за новыми машинами в Лангенхаген. Транс­портный самолет сопровождали обер-фельдфебель Людвиг Брахт на Та 152 и обер-лейтенант Хайнц фон Альвен с обер-фельдфебелем Гансом Файем на Fw 190. Над Ганновером пилоты наблюдали горящий шинный завод «Континенталь», а на аэродром Лангенхаген прибыли бук­вально спустя несколько минут после налета. Несколько самолетов разбились при посадке на изрытый воронками аэро­дром, двое пилотов погибли. На аэродро­ме Лангенхаген Брахт обнаружил не­сколько новых Та 152. Все обнаруженные машины конфисковали, не заботясь о формальностях.

10 апреля Кайль, вылетев на Та 152Н с аэродрома Брауншвайг, участвовал в бою с 15 самолетами Р-47, заявив одну победу.

Рапорт полка от 12 апреля 1945 года о состоянии парка самолетов сообщает о трех боеспособных самолетах Та 152 в штабном звене и трех в составе III-й группы.

13 апреля Кайль, летевший с аэродро­ма Штендаль на Та 152, завязал бой с че­тырьмя «Мустангами», но этот бой закон­чился безрезультатно для обеих сторон.

24 апреля Вальтер Лоос в ходе своего первого боевого вылета на Та 152Н-0, имея за плечами лишь один учебный по­лет, заявил три победы над самолетами ЛаГГ-9(!).

В ходе нескольких полетов, совершен­ных 25 и 30 апреля, Лоос заявил еще одну победу.

Любопытный случай произошел с обер-ефрейтором Затлером. Этот эпизод описан в рапорте командира II./JG 301 капитана Родериха Кескотти, который оказался свидетелем боя четырех Та 152 с четырьмя «Тандерболтами». В бою Залтер увлекся погоней за «Тандерболтом» и врезался в землю, но и пилот «Тандерболта» не справился с управлением и раз­бился. Ефрейтор Решке, пилотировав­ший второй Та 152, преследовал другой «Тандерболт» почти до самой земли и уже взял противника на прицел, когда выяснилось, что на самолете отказали пушки. В этот момент и второй «Тандер­болт» врезался в землю.

Рапорт о состоянии авиапарка в пол­ку от 30 апреля сообщает о том, что ма­шины Та 152Н в полку отсутствовали, зато имелись три Та 152C-1/R31 (высот­ные всепогодные истребители) в составе штабного звена.

В первых числах мая два последних звена JG 301 перебазировались с аэродро­мов Нойштадт-Глеве и Хагенау на аэро­дром Лек. Экипажи разместились в бара­ках RAD (Рейхсслужбы Труда). На аэро­дром прибыл и единственный Та 152Н-0.

Последний боевой вылет JG 301 со­вершил уже на самолетах Fw 190D-9. В его ходе немцы завязали бой с истреби­телями «Спитфайр».

7 мая аэродром Лек был занят канад­цами. Личный состав 301-го полка сдал­ся в плен. Следует заметить, что незадол­го до прихода канадцев в полк прибыл приказ перебазироваться на юг Герма­нии. Но приказ не был выполнен. Через две недели, 20 мая, на аэродром Лек при­были первые «Спитфайры».

Обрывочные данные указывают на то, что фронтовые части летали не толь­ко на серийных самолетах, но и на про­тотипах. Например, боевые вылеты со­вершали три самолета Та 152C-1/R31, а также прототипы Та 152Н-0 и Н-1.

До наших дней сохранился один Fw 190D-9 (W.Nr. 601088), один Fw 190D-13/ R11 (W.Nr. 836017) и один Та 152Н-0 (W.Nr. 150003). Все три машины находят­ся в США. Музей Бундеслюфтваффе в Утерзене располагает крыльями от раз­битого Fw 190D-9, поднятые со дна озе­ра в районе Шверина.