Первые истребители «Martlet» на службе в FAA

 

Так получилось, что первыми в бою истребители F4F применили не амери­канцы, а англичане, опередив в этом сво­их заокеанских союзников почти на год. В рамках «французского наследства» англичане получили несколько десятков истребителей, принятых на вооружение как «Martlet I». Поскольку у этих само­летов крылья не складывались, их напра­вили в части морской авиации берегово­го базирования.

Первой эскадрильей, получившей истребители «Martlet I», стала 804-я эс­кадрилья морской авиации, которая до октября 1940 года летала на самолетах Gloster «Sea Gladiator» и базировалась на авианосце «Glories». Получив новую технику, эскадрилья передислоцирова­лась на базу Хатстон на севере Шотлан­дии. В задачу эскадрильи теперь входи­ло прикрытие главной базы английско­го флота в Скапа-Флоу. 25 декабря 1940 года пара дежурных истребителей (BJ515 и BJ526), которые пилотирова­ли лейтенант Л.Н. Карвер и лейтенант резерва Парк перехватили и сбили над Скапа-Флоу одиночный Ju 88. Четверо немецких летчиков попали в плен. Это была первая победа, одержанная истребителями американского производства во Второй Мировой войне.

Истребители «Martlet II/III» также успели повоевать до начала боевых дей­ствий на Тихом океане. Оба типа истре­бителей приступили к боевым вылетам примерно в одно время. Первой эскадри­льей морской авиации, пересевшей на «Martlet II», стала 802-я эскадрилья, ба­зировавшаяся на эскортном авианосце «Audacity». В составе эскадрильи было шесть истребителей американского про­изводства. Авианосец был переоборудо­ван из трофейного немецкого торгового судна, поэтому условия службы на нем были очень тяжелыми. Ангары на авиа­носце отсутствовали, поэтому самолеты все время стояли на летной палубе. В сен­тябре 1941 года авианосец участвовал в сопровождении конвоя, шедшего к Гиб­ралтару. 19 сентября патрулирующие небо истребители обнаружили немецкую подводную лодку, атаковали ее и выну­дили погрузиться. Первую победу 802-я эскадрилья одержала уже на следующий день - 20 сентября - когда пара истреби­телей, пилотируемых лейтенантами Н.Х. Паттерсоном и Дж.П.Р. Флетчером, сби­ла немецкий разведывательный самолет Fw 200 «Condor». В ноябре 1941 года ис­требители 802-й эскадрильи заявили еще четыре Fw 200 сбитых и три поврежден­ных. Один Fw 200 удалось просто ото­гнать от конвоя. Не обошлось без потерь. 8 ноября в ходе боя, когда два истреби­теля «Martlet II», пилотируемых майором Винтуром и лейтенантом Хатчинсоном, атаковали и сбили очередной Fw 200, са­молет Винтура получил прямое попада­ние 20-мм снаряда в район кабины. Май­ор погиб на месте. В один из коротких ноябрьских дней эскадрилья налетала 30 часов, последняя пара истребителей при­землилась уже в сумерках. К этому вре­мени разыгралась качка, и крен палубы достигал 14 гр. Полосу успеха эскортно­го авианосца прервала немецкая подлод­ка U-741, пустившая «Audacity» на дно в ночь с 20 на 21 декабря 1941 года.

Судьба истребителей «Martlet III» сложилась необычно. Из-за нескладыва­ющихся крыльев применять их на авиа­носцах было невозможно, поэтому само­леты отправили в Северную Африку. Их включили в состав потрепанной 805-й эскадрильи морской авиации, которая перед тем эвакуировалась с Крита. В сен­тябре 1941 года из остатков 803-й и 806-й эскадрилий морской авиации (с повреж­денного авианосца «Formidable», самоле­ты «Sea Hurricane»), а также 805-й эскадрильи сформировали так называемую Королевскую истребительную военно-морскую эскадрилью (Royal Naval Fighter Squadron - RNFS), которую возглавил майор Алан Блэк. Эскадрилья базировалась на египетском аэродроме Дехейла, откуда вылетала на задания, заключавшиеся в сопровождении бом­бардировщиков «Blenheim» и Maryland», а также в свободной охоте. 28 сентября 1941 года лейтенант У.М. Уолш на «Martlet III», вылетел на сопровождение бомбардировщиков «Maryland». По пути ему удалось пере­хватить и сбить итальянский истребитель Fiat G 50bis. Эскадрилья активно участвовала в начальной стадии операции Crusader», а позднее была отведена в тыл и приступила к патрульным вылетам вдоль побережья Северной Африки. 28 декабря лейтенант А.Р. Гриффин из 805-й эскадрильи во время патрулирования перехватил четверку итальянских торпе­доносцев S79 «Sparviero». Гриффин сбил один торпедоносец, а двух других заста­вил аварийно сбросить торпеды и повер­нуть назад. Когда же к месту боя прибли­зился четвертый торпедоносец, Гриффин его атаковал в пикировании. Как отме­тили наблюдатели с проходившего мимо конвоя, Гриффин не смог перевести ма­шину в горизонтальный полет и упал в воду. Вероятно, он был сбит огнем ита­льянского бортстрелка.

В начале 1942 года RNFS расформи­ровали, а 805-я эскадрилья перебазиро­валась на Ближний Восток, где продол­жила совершать патрульные полеты.