Начальный этап войны на Тихом океане
По официальным документам, в декабре 1941 года на вооружении ВМФ и корпуса морской пехоты США находилось 229 самолетов F4F-3 и F4F-3A, распределенных между следующими частями:
ВМФ США
«Enterprise» 3 F4F-3
«Enterprise» VF-6 (1 F4F-3 + 17 F4F-3 А)
«Yorktown» VF-42 (18 F4F-3)
«Ranger» VF-5 (18 F4F-3 + 1 F4F-3A)
«Ranger» VF-41 (17 F4F-3)
«Wasp» VF-71 (18 F4F-3)
«Wasp» VF-72 (17 F4F-3)
«Saratoga» VF-3 (8 F4F-3 + 2 F4F-3A)
«Hornet» VF-8 (19 F4F-3 + 2 F4F-3A)
NAS Norfolk 14 F4F-3 + 4 F4F-3A
NAF Philadelphia 2 F4F-3
NAS Anacostia 2 F4F-3
NAS San Diego 1 F4F-3 + 3 F4F-3A
Pratt & Whitney 1 F4F-3
NAS Pearl Harbor 1 F4F-3 + 2 F4F-3A
Прочие 11 F4F-3A
Корпус морской пехоты США
MCAS Quantico VMF-121 (21 F4F-3)
MCAS Quantico 2 F4F-3
MCAS Hawaii VMF-211 (24 F4F-3)
Начало войны на Тихом океане сложилось для истребителей F4F не слишком счастливо. Первой под бомбы японских самолетов попала база морской пехоты Эва, где находилась половина самолетов VMF-211. Там в идеальной шеренге стояли 11 новеньких F4F-3. После налета японской авиации из них еще подлежали ремонту только два самолета.
Судьба другой половины VMF-211, возглавляемой майором Полом А. Патнемом, сложилась иначе. За несколько дней до начала войны было решено усилить гарнизон маленького, но стратегически очень важного атолла Уэйк, лежащего на пересечении морских путей из Японии в США. С этой целью на борт авианосца «Enterprise» перегнали 12 истребителей «Wildcat» и перевезли их в район атолла. Утром 3 декабря самолеты взлетели с авианосца и благополучно прибыли на атолл... 4 декабря. Атолл, как известно, лежит по другую сторону от линии перемены дат.
Условия на атолле были далеки от идеальных. База и аэродром еще только строились. Не хватало всего, начиная от ангаров и заканчивая насосами для перекачки топлива. Пилоты, кроме двух или трех, не имели никакого опыта в пилотировании нового истребителя, механики также не представляли их внутреннего устройства и, что хуже всего, отсутствовала необходимая документация, позволявшая разобраться с работой узлов на месте. При этом на острове отсутствовала какая-либо система раннего оповещения, а единственная башня возвышалась над уровнем океана всего на 15 м. Вскоре выяснилось, что имевшиеся на острове бомбы невозможно подвесить к бомбодержателям под крыльями самолетов. Командир авиаотряда майор Патнем не дал своим подчиненным времени унывать и приказал осваивать материальную часть. 2-й лейтенант Джон Ф. Кинни и сержант Уильям Гамильтон провели все воскресенье 7 декабря (в Перл-Харборе еще была суббота 6-е), пытаясь приспособить бомбы к бомбодержателям - и им это удалось. Разработали также график полетов, вступивший в действие 5 декабря. По идее, четыре самолета должны были находиться в воздухе, четыре стоять в полной готовности на земле, а четыре оставаться в резерве.
Утром 8 декабря (7 декабря в Перл-Харбор) в 6:50 местного времени поступило донесение о нападении на аэродром Хикем-филд в районе Перл-Харбора. Война началась. В воздухе с 6:00 находилась четверка истребителей. Майор Патнем приказал подготовить все остальные машины к взлету и выкатить их к началу взлетной полосы. Около 9:00 патрульные самолеты приземлились, заполнили баки бензином и снова поднялись в воздух. Поскольку в тот день над атоллом стояли низкие облака, пилоты поднимались выше. Американцы исходили из того, что ближайшая японская база находилась в 1300 км. Поэтому самолеты должны были иметь достаточную высоту, чтобы пройти над атоллом, не огибая его. Но японцы оказались хитрее. К югу от атолла вынырнула японская подводная лодка, которая по радио передала сигнал для бомбардировщиков. Японские самолеты налетели в 11:58. Японцы шли вдоль нижней границы облачности на высоте всего 700 м. Это были бомбардировщики G3M из Читозе-кокутай. Вел самолеты полковник Фудзиро Окаси. Позднее эти бомбардировщики получили у союзников условное обозначение «Nell». Их было 34. Этого было достаточно, чтобы полностью уничтожить гарнизон атолла. Из стоявших на земле восьми машин подлежала ремонту только одна. Лишь пятеро американских пилотов не получили ран. 23 человека погибли. Находившиеся в воздухе истребители не смогли перехватить противника. Сажая самолет на изрытый воронками аэродром, капитан Элрод повредил винт своего самолета. В результате лишь три самолета сохранили боеготовность. Эскадрилья, не сделавшая ни одного выстрела, перестала существовать как боевая единица. Но это не подорвало боевого духа летчиков. В течение суток удалось отремонтировать поврежденный на земле самолет и приступить к ремонту машины Элрода. Когда в 11:45 последовал новый налет, гарнизон был готов к бою. 1-й лейтенант Кливер и сержант Гамильтон заявили сбитый совместными усилиями один G3M2. Японцы, в действительности, признали лишь повреждение 12 самолетов огнем зенитной артиллерии. 10 декабря удалось отремонтировать еще один истребитель, теперь атолл защищало пять машин. В этот день в 10:45 последовал налет 27 бомбардировщиков G3M «Nell» из Читозе-кокутай. Капитан Элрод заявил две победы. В действительности он сбил только один G3M2 боцмана Хироси Мизокавы из 2-го чутая 1-го сётая. Самолет упал в море в 11:06 в 26 милях к юго-западу от атолла.
На следующий день чаша весов впервые качнулась в пользу защитников острова. На рассвете контр-адмирал Садамичи Кадзиока подтянул к атоллу свои корабли, имея задачу высадить на остров десант. Однако защитники атолла открыли по японским кораблям артиллерийский огонь. Не выдержав прицельного огня, Кадзиока приказал отойти. Тогда в бой включились истребители. Неся под крыльями по две стофунтовые (45,4-кг) бомбы, американцы атаковали корабли противника. Первым неожиданный успех одержал капитан Элрод, который сумел положить одну бомбу на палубу японского эсминца «Кисараги», прямо на сложенные там глубинные бомбы. Мощный взрыв оторвал эсминцу корму, и около 6:50 корабль пошел на дно. Капитан Элрод, 2-й лейтенант Кинни, майор Патнем, капитан Фройлер, капитан Тарин и сержант Гамильтон повторяли налеты до тех пор, пока японская эскадра не вышла за пределы досягаемости самолетов. В этот день гарнизон атолла потерял две машины. Истребитель капитана Тарина вернулся на базу изрешеченный огнем японской зенитной артиллерии. У героя дня капитана Элрода был перебит бензопровод и тот аварийно посадил машину на пляже, разбив ее при посадке.
Японцы, наткнувшись на неожиданно резкий отпор, возобновили налеты. 17 бомбардировщиков с острова Рота вылетели на бомбардировку атолла. На перехват им вылетели два боеспособных F4F. 2-й лейтенант Карл Дэвидсон заявил два сбитых бомбардировщика G3M2 из 2-го сётая 1-го чутая. Первым самолетом управлял экипаж лейтенанта Фумио Cacao. Этот бомбардировщик упал в 5 милях к западу от Уэйка в 9:18. Другой самолет, пилотированный боцманом Дайсуке Миязаки рухнул в воду в 25 милях к юго-юго-востоку от атолла в 9:28. Лейтенант Кинни повредил самолет 2-го чутая, пилотированный фельдфебелем Окабе, убив наблюдателя старшего матроса Дзиро Оду.
Утром 12 декабря в 5:00 остров атаковали две летающие лодки Каваниси Н6К4 «Mavis» из Йокогама-кокутай. Американцы успели поднять в воздух самолеты. Одна лодка была сбита капитаном Тарином. Позднее на патрулирование вылетел лейтенант Кливер, который к югу от острова заметил японскую подводную лодку (Ро-68). Кливер атаковал субмарину, и та ушла под воду. Лейтенант посчитал ее потопленной. В тот день налеты не повторялись, поскольку лодка служила радиомаяком для японских бомбардировщиков. Без помощи подлодки самолеты не имели никаких шансов обнаружить в море маленький атолл, лежащий на предельной дальности полета. В этот день удалось вернуть в строй «Wildcat» капитана Тарина, поврежденный зенитным огнем. На острове стало три боеспособных машины, но уже утром следующего дня капитан Фройлер разбил истребитель, пытаясь взлететь с наскоро выровненной взлетной полосы. Тем временем продолжались попытки отремонтировать еще один подлежащий ремонту «Wildcat». Самолет подлатали, но исправить двигатель не удалось. На следующий день, точнее еще ночью в 3:30, три летающие лодки «Mavis» сбросили на атолл бомбы, не причинив серьезных повреждений. Серьезную угрозу представил налет 30 бомбардировщиков «Nell», имевший место в десятом часу утра. Бомбы упали на территории базы, загорелся один из боеспособных истребителей. Не обращая внимание на угрозу взрыва, лейтенант Кинни, сержант Гамильтон и механик Джеймс Ф. Гессен в течение считанных минут сняли с горящего самолета двигатель и оттащили его в сторону.
Этот мотор потом поставили на самолет, стоявший без двигателя. И снова эскадрилья располагала двумя машинами.
Следующий день, 15 декабря, прошел спокойно. Утром, вылетев на патрулирование, майор Патнем обнаружил подводную лодку. Поскольку лодка несла голландские опознавательные знаки, майор ее не атаковал, но лодка быстро ушла под воду. В результате японцы не смогли провести традиционный утренний налет. Вечером, правда, появились три летающие лодки, но их действия причинили лишь беспокойство защитникам атолла. Зато, воспользовавшись затишьем, лейтенант Кинни сумел набрать запчастей для ремонта еще одного истребителя. Снова эскадрилья располагала тремя самолетами. На следующий день один «Wildcat» получил повреждение в бою с японскими бомбардировщиками. Но лейтенант Кинни, проявляя чудеса изобретательности, сумел вернуть в строй еще два истребителя. 17 декабря один из истребителей получил повреждения, соскочив на старте со взлетной полосы. Машину пришлось разобрать на запчасти. Следующие дни прошли примерно в том же ключе. Побед летчикам одержать не удавалось.
21 и 22 декабря японское командование приказало адмиралу Кадзиоке повторить попытку десанта. Для поддержки японского десанта выделили два авианосца из эскадры адмирала Нагумо: «Хирю» и «Сорю». Последовали массированные налеты, которые причинили серьезный урон гарнизону. 22 декабря капитан Фройлер и 2-й лейтенант Дэвидсон вылетели на двух исправных истребителях на перехват отряда из 33 японских бомбардировщиков Накадзима B2N2 «Kate» с авианосцев «Хирю» и «Сорю». Бомбардировщики имели сопровождение в виде шести истребителей Мицубиси А6М2 «Zero». Капитан Фройлер сумел прорваться к бомбардировщикам и сбил два из числа машин с «Сорю». Это были машины старшего матроса Суэёши Отани и боцмана Набуро Канаи. Самолет Канаи, сбитый в лобовой атаке, взорвался перед самым носом капитана Фройлера, повредив его «Wildcat». Но Фройлер сумел уйти от атаковавшего его А6М2, пилотированного старшим матросом Исао Такахарой. Фройлер был ранен в плечо. Самолет разбился при посадке. Лейтенант Дэвидсон не вернулся на базу. В последний раз его видели когда он вел бой с несколькими А6М2. Его сбил уже упомянутый старший матрос Такахара. Кинни попытался собрать из обломков еще один самолет. Он организовал мастерскую в яме, затянутой сверху маскировочной сетью. Туда приносили обнаруженные запасные части. Однако намерениям лейтенанта не удалось исполниться. На следующее утро японцы начали десант. Последовал ожесточенный бой, в ходе которого почти весь гарнизон атолла погиб. В числе погибших был и капитан Генри Т. Элрод, который за свои подвиги, в том числе потопление эсминца, первым из числа американских летчиков был посмертно награжден высшей американской наградой Почетной медалью Конгресса. Оборона атолла стала памятником американским солдатам и в то же время позорным пятном на адмиральских мундирах, сдавших остров японцам.
Под сильным давлением общественного мнения, желавшего побед любой ценой, командование флотом предприняло ряд операций против второстепенных целей. При этом любой ценой американцы старались сохранить свои немногочисленные авианосцы, которые должны были сыграть в войне решающую роль. Сформировали две тактические группы: TF-17 под командованием контр-адмирала Флетчера с авианосцем «Yorktown» в составе и позывным «Fox», а также TF-8 под командованием вице-адмирала Холси с авианосцем «Enterprise» в составе и позывным «How». Обе группы выступили 1 февраля 1942 года. TF-17 атаковала атолл Джолвит на островах Гилберта, а TF-8 - атаковала цели на островах Руа, Тароа, Малоэлап, Вотье и Кваджалейн на архипелаге Маршалла. Над Тароа 1 февраля лейтенант У.Э. Рои из VF-6 сбил истребитель А5М4 «Claude» из Читозе-кокутай, пилотированный капитаном Куракане. Это была первая победа, одержанная летчиком палубной авиации. Удалось одержать небольшие победы при адекватных потерях. В бою участвовали истребители из VF-6 с авианосца «Enterprise». Шестерка F4F-3A из этой эскадрильи перехватила над островом Вотье несколько японских самолетов. Выяснилось, что японские самолеты имеют очень хорошую маневренность. По-этому американцы не стали ввязываться в круговой бой, предложенный японцами. Вместо этого, они в пикировании разогнали самолеты и оторвались от противника. Эта тактика позволяла избежать потерь, но и не давала возможности одержать успех. Несколько других истребителей, неся по две стофунтовые бомбы, атаковали аэродром на острове Малоэлап. Удалось уничтожить на земле два японских самолета, американцы потерь не понесли. В ходе операции самолеты TF-17 перехватили в районе эскадры летающую лодку «Mavis». Японец сбросил бомбы на американские корабли, впрочем без успеха, но был тут же перехвачен патрульными F4F и сбит.
Американцы продолжали рейды в районе передовых японских позиций. В район базы японцев в Рабауле американцы отправили тактическую группу TF-11 (TF «Baker») вице-адмирала Уилсона Брауна с авианосцем «Lexington» в составе. До этого данная тактическая группа занималась сопровождением конвоев между Фиджи и Перл-Харбором. Неожиданно 20 февраля американские корабли подверглись массированному налету японской авиации. Налет начался в 11:00. Первой показалась над эскадрой четырехмоторная летающая лодка «Mavis» из Йокогама-кокутай. Командовал японским экипажем лейтенант Нобору Сакаи. Лодку перехватил подполковник Джон С. Тач на F4F-3 и, действуя совместно со своим ведомым 2-м лейтенантом Доком Селлстромом, сбил ее. Вторую лодку того же типа, пилотированную фельдфебелем Киёси Хаяси, появившуюся чуть позже, ожидала та же судьба. Ее сбили лейтенант Ония Б. Стенли-младший и 2-й лейтенант Лион У. Хейнз. Лишь третья лодка, сумевшая уйти от истребителей, доложила точные координаты американской эскадры. Последовали налеты японских бомбардировщиков. Истребители F4F из VF-3 не имели ни минуты покоя. Удалось сбить все шедшие в первом эшелоне девять бомбардировщиков G4M1 «Betty» из 2-го чутая 4-го кокутая, ведомые капитаном Масаёси Накагавой. Из них семь записали на свой счет истребители. Следующий эшелон из восьми машин того же типа 1-го чутая 4-го кокутая зашел с другой стороны. От кораблей японцев отделяла только пара американских истребителей. Одного из них пилотировал капитан Эдвард X. О'Хара. Он сбил G4M1 ведшего эшелон подполковника Такузо Ито, а затем самолеты сержанта Бабы и старшего сержанта Учиямы. Кроме того, ему удалось серьезно повредить машины сержанта Мори и фельдфебеля Маэды. Мори пришлось сажать машину на воду в районе Симпсон-Харбор (Ра-баул), а фельдфебель Маэда, командир 3-го сётая, дотянул до аэродрома Вунаканау. Попытка японцев атаковать «Lexington» провалилась. Из 17 бомбардировщиков 4-го кокутая было потеряно 15: 9 из 1-го чутая (7 сбито истребителями, 1 экипажем SBD-2 капитана Эдварда Э. Аллена, 1 зенитным огнем) и 6 из 2-го чутая (в том числе 4 истребителями). Вице-адмирал Браун решил не искушать судьбу и лег на обратный курс. Рабаул оказался слишком серьезной целью.
Подвиг капитана О'Хары, которому засчитали пять побед, получил широкую огласку. Америка желала видеть своего героя. Вокруг капитана началась пропагандистская кампания. Он участвовал в ряде перелетов, в ходе которых записывали добровольцев в морскую авиацию. Стоит добавить, что О'Хара также получил Почетную медаль Конгресса.
И в дальнейшем американцы продолжали рейды против передовых японских позиций, в том числе против атолла Уэйк, захваченного японцами. 24 февраля атолл был атакован самолетами с авианосца «Enterprise». 4 марта тот же авианосец нанес удар по острову Маркус. Самолеты с авианосцев «Lexington» и «Yorktown» атаковали японскую ударную эскадру адмирала Кото на рейде Лаэ и Саламауа на северном побережье Новой Гвинеи. Затем от рейдов отказались и все авианосцы сконцентрировали на юге Тихого океана, где ожидалось нападение японцев на Порт-Морсби. Там находилась перевалочная база на пути между США и Австралией. Потеря этого порта означала изоляцию Австралии. Параллельно шла переброска эскадрилий. Понесшая потери эскадрилья VF-3 на авианосце «Lexington» уступила место свежей эскадрилье VF-42. Сама же VF-3 под командованием подполковника Джимми Тача вернулась на Гавайи.
Тач разработал тактику боя на F4F, дающую ему шанс уцелеть при встрече с более скороподъемными и маневренными японскими истребителями. Тач предложил действовать парами, а не тройками, как это было принято в то время. Звено образовывало не ступенчатый, а перемежающийся строй, каждый второй самолет летел выше. Новый строй, получивший название «Thach Weave» («плетенка Тача») при выполнении простого маневра «Split S» (разделение S) обеспечивал большую безопасность. Если на хвост одного из F4F садился самолет противника, он попадал под пулеметы второй машины. Эта тактика широко распространилась в других частях. В результате пилоты стали действовать активнее и не боялись вступать в бой с японскими истребителями.
В апреле 1942 года американцы предприняли налет на Токио и ряд других японских городов силами 16 бомбардировщиков В-25, ведомых полковником Дулиттлом. Самолеты доставили к берегам Японии на авианосце «Hornet». Поскольку бомбардировщики заняли всю полетную палубу авианосца, для авиационного прикрытия эскадры пришлось привлечь второй авианосец «Enterprise». На его борту находилась эскадрилья VF-6, располагавшая 27 самолетами F4F-3 и F4F-4. Это была первая операция, в которой участвовали истребители F4F-4. Однако поработать в ее ходе им не пришлось.
Первым крупным сражением на Тихом океане с участием истребителей F4F «Wildcat» стала битва в Коралловом море. Это было первое морское сражение нового типа. Обе противоборствующие эскадры находились за пределами видимости друг друга и действовали только силами палубной авиации. Самолеты наносили и отражали удары, важнейшими кораблями обеих эскадр были авианосцы. В битве участвовали истребители «Wildcat» из эскадрильи VF-42 авианосца «Yorktown» (20 F4F-3) и эскадрильи VF-2 авианосца «Lexington» (22 F4F-3).
Прелюдия битвы состоялась 4 мая 1942 года, когда американцы «по пути» атаковали новую японскую базу на острове Тулаги в южной части Соломоновых островов. Прикрытие во время налета обеспечивала эскадрилья VF-42, которой командовал подполковник Чарльз Р. Фен-тон. В районе цели были обнаружены только гидросамолеты. Первыми заявили по победе экипажи бомбардировщиков «Dauntless» и «Devastator». Честь истребителей спас лейтенант Уильям Н. Леонард. Вместе со своим ведомым Эдом Бассетом он перехватил три гидросамолета. Леонард взял на прицел второй самолет, а Бассет - третий. Леонард быстро разделался со своей целью и поискал глазами оставшийся гидросамолет. Внезапно выяснилось, что японец успел сесть Леонарду на хвост. Леонард заложил крутой вираж и поменялся с японцем ролями, после чего заявил вторую победу. Одним из сбитых американцами гидросамолетов был Мицубиси F1M2 «Pete», принадлежавший воздушной группе транспорта гидросамолетов «Камикава-Мару». Это была первая встреча с гидросамолетами F1M2. На обратном пути Леонард и лейтенант Джон Адаме попал в холодный фронт, и, опасаясь заблудиться, сели на пляже Гуадалканала, разбив при этом свои машины. Позднее летчиков подобрал эсминец «Hamman». Утром 5 мая около 8:00 утра над американкой эскадрой появилась одиночная летающая лодка Каваниси Н6К4 «Mavis», эскадрилья VF-42 выслала на перехват несколько истребителей. Капитан Винит МакКормак сбил японскую лодку, выпустив 260 пуль. Но японцы успели передать по радио координаты американской эскадры.
Первое соприкосновение эскадр состоялось 7 мая 1942 года. Главным противниками американцев были японские авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку», располагавшие почти 120 самолетами. Кроме того, в эскадре присутствовал малый авианосец «Сёхо». Перед началом боя эскадрилья VF-2 подполковника Пола X. Рамси располагала 18 исправными истребителями, а в VF-42 было 17 исправных F4F-3. В 9:20 авианосец «Lexington» начал выпускать самолеты. VF-2 подняла в воздух первое прикрытие в виде десяти истребителей «Wildcat». Часть истребителей, ведомых командиром эскадрильи, должна была сопровождать шедших на небольшой высоте медлительных бомбардировщиков «Devastator». Другая группа, которой командовал Фред Борриз, шла на большой высоте, сопровождая группу самолетов «Dauntless». Звено истребителей, ведомое самим командиром авиагруппы авианосца «Lexington» полковником Уильямом Б. Олтом, поднялось на высоту 3000 м. Тем временем в воздух поднялись самолеты VF-42 с авианосца «Yorktown». Эта эскадрилья выделила для сопровождения бомбардировщиков два звена, которыми командовали капитан МакКормак и подполковник Джеймс X. Флэтли. Огромная армада, насчитывавшая 91 самолет, обрушилась на то место, где по данным разведки находилась японская эскадра. Но это были не главные силы японцев, а всего лишь вспомогательный авианосец «Сёхо». По дороге американцы перехватили японский разведывательный гидросамолет Каваниси Е7К «Alf». Японца сбил лейтенант Пол Бейкер из VF-2. Противник оказался захвачен врасплох. В воздухе находился всего один «Zero» фельдфебеля Имамуры и два «Claude» сержантов Аоки и Иноуэ. В момент атаки авианосец принимал возвращавшиеся из патрулирования самолеты. В 11:18 американская авиагруппа с авианосца «Lexington» нанесла по японскому кораблю комбинированный удар. Авианосец успел развернуться под ветер и попытался поднять в воздух истребители. В воздух поднялись три свежих истребителя «Zero». Два «Claude» пытались перехватить торпедоносцы «Devastator», но сопровождавший их Борриз со своими пилотами из VF-2 был начеку. Звено Пола Бейкера выдвинулось на перехват. Маневренные японцы пытались навязать круговой бой, но американцы имели преимущество в скорости. Оба «Claude» и один «Zero» оказались сбиты. Уолт Хаас заявил один А6М2 и один А5М4, а Флэтли сбил второй А5М4. Авиагруппа с авианосца «Yorktown» прибыла на место боя через четверть часа и атаковала в 11:25. Полковник Флэтли, шедший на высоте 3000 м, следил за атакой торпедоносцев. Японский авианосец получил свое. В ходе операции американские истребители заявили пять побед.
Битва разгоралась. Японцы также «пристрелялись», пустив на дно танкер «Neosho» и сопровождавший его эсминец «Sims». Контр-адмирал Хара отправил на поиски главных сил американцев несколько самолетов, которыми руководил подполковник Такахаси.
Тем временем, американцы, ожидая налета японцев, в 15:20 подняли в воздух два звена эскадрильи VF-2 - 12 истребителей «Wildcat», а также одно звено эскадрильи VF-42, которое вело патрулирование на дальних подходах. Самолетами VF-42 командовал подполковник Пол Рамси. Понимая, что для отражения крупномасштабного налета этих сил недостаточно, американцы вскоре подняли в воздух еще 12 F4F с авианосца «Yorktown» и 6 с авианосца «Lexington». Всего в воздухе кружило 30 американских истребителей. Координировал действия истребителей прикрытия капитан Ф.Ф. Джилл с авианосца «Lexington». Когда на экране радара появилась цель, Джилл решил, что это противник. По его наводке Рамси выслал четыре истребителя на 30 миль к юго-востоку от эскадры. В указанном районе американцы обнаружили девять бомбардировщиков «Kate», шедших V-образным строем. Рамси пристроился к одному краю японского строя, а Пол Бейкер взялся за другой край. Рамси, нагоняя японцев сзади, открыл огонь с предельной дистанции, то есть с 600 метров. Когда первый бомбардировщик взорвался в воздухе, Рамси перенес огонь на второй японский самолет, и тот вскоре пошел вниз, охваченный пламенем. С другого бока Бейкер сбил один «Kate» и повредил второй. Остальные японские самолеты скрылись в сгущающихся сумерках. Увлекшийся погоней Бейкер не рассчитал запасов топлива и где-то приводнился, пропав без вести. Всего звено Рамси одержало пять побед, полностью расстроив атаку японцев.
До темноты американские истребители сбили 7 бомбардировщиков «Kate» и один пикировщик «Val». Еще один «Kate» из-за повреждений приводнился, не дотянув до эскадры. Звено эскадрильи VF-42 с авианосца «Yorktown», ведомое Джимом Флэтли, сбило еще два «Kate» и один «Val». Наступившая ночь дала обеим сторонам возможность передышки.
Второй акт разыгрался утром следующего дня. К этому времени расклад сил был 117 против 95 в пользу американцев, которые имели особое преимущество в пикирующих бомбардировщиках. Японцы имели больше торпедоносцев и истребителей - 37 «Zero» против 31 «Wildcat». Эскадра контр-адмирала Хары снова была обнаружена американской разведкой. Против японцев с палубы авианосца «Lexington» поднялись 15 бомбардировщиков «Dauntless» и 12 торпедоносцев «Devastator» в сопровождении 9 истребителей «Wildcat». Вел группу капитан Ноэл Гейлер из VF-2. «Yorktown» выслал 24 «Dauntless», 9 «Devastator» и 6 «Wildcat», ведомых подполковником Чарльзом Фентоном из VF-42. В первом эшелоне следовала авиагруппа с авианосца «Yorktown». Звено Чарльза Фентона прикрывало пикировщики, тогда как с торпедоносцами из VT-5 работали истребители Билла Леонарда. Фентон потерял своих подопечных, а Леонард благополучно довел их до «Сёкаку». В этот момент американцев атаковала тройка японских истребителей. Первым противника заметил Док МакКаски, который врезался в их строй и отвлек одного японца. Два других «Zero» сели на хвост Леонарду, которому пришлось уйти в облака. Тем временем, МакКаски сбил «Zero» сержанта Хисаси Ичинозе из 2-го сётая 2-го чутая авианосца «Сёкаку». Японский истребитель загорелся и круто пошел вниз, паля из всех пулеметов. Другая пара американских пилотов - лейтенанты Билл Вуллен и Джонни Адаме - заметили японские истребители, когда те делали второй заход на торпедоносцы. Вуллен сумел сбить сержанта Такео Миязаву из 3-го сётая 2-го чутая «Сёкаку» и повредить машину сержанта Минами из 2-го сётая 2-го чутая того же авианосца. В сумятице боя Леонард пытался собрать своих пилотов и перегруппироваться. Выяснилось, что МакКаски был сбит.
Этот бой был успешным для VF-42. Истребители не только прикрыли торпедоносцы, но сумели сбить два и повредить один «Zero».
Следом атаковала авиагруппа с авианосца «Lexington». Против них японцы подняли 12 истребителей. Три из них атаковали ведшего группу полковника Олта и его обоих ведомых. Японцы действовали, имея преимущество в высоте и скорости, но американцам удалось уйти из-под огня. Капитан Ричард Бул и лейтенант Джон Бейн пошли вниз вместе с SBD и там были атакованы парой других японских истребителей. Бейн сумел извернуться и полоснуть очередью по А6М2 сержанта Дзиничиро Каваниси из 4-го сётая 2-го чутая «Сёкаку», тогда как Бул был сбит.
Не легче было звену Ноэла Гейлера, сопровождавшего торпедоносцы из VT-2. Истребителям приходилось буквально тащиться за ними со скоростью около 200 км/ч. Поэтому у японцев было все преимущество. Уже в ходе первого захода ведомый Гейлера был сбит. Другая пара американских истребителей попыталась скрыться в облаках, но по дороге японцы сбили одного из уходящих F4F. В результате, с торпедоносцами остался один Гейлер, но и ему пришлось уйти в облака во время очередного захода японцев. На помощь торпедоносцам пришел Джон Бейн. Расстреляв остаток боекомплекта, лейтенант сумел отогнать от тихоходных самолетов один «Zero».
Эскадрилья VF-2 заявила в этом бою три победы, хотя фактически сбил самолет только один Бейн. Японцы со своей стороны оценили численность американцев как 12 «Wildcat» и 32 «Devastator», тогда как в действительности действовало всего четыре истребителя и 11 торпедоносцев. При этом японцы заявили 39 побед, в том числе шесть один пилот! Действительные потери американцев составили три SBD и 3 F4F из VF-2.
С японской стороны в бою участвовало 16 А6М с «Сёкаку» и «Дзуйкаку», а потери японцев составили два А6М2 сбитых и два поврежденных.
Возвращаясь назад, американцы встретились японцами, отработавшими по американской эскадре. Пилоты из VF-42 заявили один сбитый «Kate» и два вероятно сбитых пикировщика «Val». Билл Леонард, сопровождавший одиночный пикировщик, перехватил и сбил командира авиагруппы «Сёкаку» подполковника Какуичи Такахаси, который руководил налетом на корабли TF-17. Однако, имея мало топлива, Леонард не смог проследить падение в воду своего противника. Ноэл Гейлер заявил две вероятные победы над японскими пикировщиками. Несмотря на все усилия истребителей обороны, японцы в бою над американской эскадрой давили числом. Имея хорошую разведку, они легко находили цели. Оборону американцев ослабляло еще и то обстоятельство, что на самолетах не было устройств опознавания «свой-чужой», поэтому часто истребители атаковали свои же бомбардировщики. Налет японцы провели с курса норд-норд-ост. На дистанции 68 миль радиолокатор обнаружил цель из ста пяти самолетов. В действительности это были 33 «Val» и 18 «Kate», вместе с истребителями сопровождения 69 самолетов. Поскольку часть истребителей ушла в сопровождение своих бомбардировщиков и торпедоносцев, прикрытие TF-17 составляли 17 истребителей: 9 из эскадрильи VF-2 (звенья «Doris» и «Agnes») и 8 из эскадрильи VF-42. Кроме того, в воздухе находились 23 пикирующих бомбардировщика «Dauntless», которые предполагалось использовать для перехвата торпедоносцев. Тем временем, звено «Agnes Red» Пола Рамси выдвинули курсом 020 на 38 миль при высоте 3050 м. Звено Джима Флэтли выдвинули на перехват торпедоносцев, запретив им опускаться ниже 305 м, где была организована защита из пикировщиков. Флэтли занял позицию на высоте 760 м. Таким образом, 9 истребителей находились впереди, на удалении 15-20 миль, тогда как остальные 8 машин держались в районе эскадры. Как показали дальнейшие события, слишком много истребителей оказалось на малых высотах. Японские торпедоносцы проскочили над ними. Первым установил контакт с противником лейтенант Эд Селлстрем из звена Рамси. Он быстро оценил численность противника в 50-60 машин, идущих на высоте 10000-20000 фт/3000-6000 м. Истребители не имели никакой возможности быстро набрать более 6000 м высоты, чтобы атаковать противника сверху. Другое звено истребителей оказалось среди облаков и не заметило противника. Селлстрем, не имел контакта с Рамси по радио, поэтому не мог навести его на цель. Тем временем японские самолеты разделились и направились на свои цели. Селлстрем начал преследовать один «Kate» и, пикируя с высоты 3700 м, нагнал японца, когда тот находился всего в 5 милях от эскадры. Но тут американского летчика атаковали сразу три «Zero». Завязался бой, в котором Селлстрем заявил две победы, хотя в действительности не сбил ни одного самолета. Японцы прорвались через первый заслон без особых проблем. Пикировщики, потеряв четыре машины, заявили всего две победы. От цели японцев отделяли только восемь истребителей и заградительный зенитный огонь. Четыре истребителя прикрывали «Lexington», кружа на высоте 4000 м. В этот момент их атаковала шестерка «Zero». Начался круговой бой, в котором каждый стремился сесть на хвост противнику. Вскоре к бою присоединился лейтенант Арт Брассфилд со своим ведомым. Ведомый тут же получил повреждения, а сам Брассфилд уцелел, лишь уйдя в отвесное пике в 1800 м. Американец выправил машину рядом с японским пикировщиком, заходящим в атаку на «Lexington». На японском самолете скрестились трассы Брассфилда и зенитного пулемета, в результате лейтенант лишился победы. Наверху оставалось лишь звено Брауна. Кружась над авианосцем «Yorktown», Вине МакКормак и Уолт Хаас заметили японский пикировщик. Прорвавшись сквозь заградительный огонь, американцы попытались догнать пикировщик. Но японские пикировщики на этот раз решили пожертвовать точностью бомбометания и умело уходили из-под огня. В этот момент прибыло неожиданное подкрепление. Звено из VF-2, ведомое Альбертом Борзом, ушедшее сопровождать бомбардировщики, потеряло своих подопечных и повернуло назад. Три F4F подключились к атаке и атаковали три пикировщика, шедших на «Yorktown». Ворз сел на хвост одному из них и отстрелил японцу крыло.
Японская атака на TF-17 дала неплохие результаты. Торпедированный «Lexington» вскоре затонул, а «Yorktown» надолго встал в ремонт. На обратном пути японцам снова пришлось прорываться через дальнее заграждение. Несколько машин вступило в бой с американскими пикировщиками, продолжавшими кружить на небольшой высоте. К северу от TF-17 три F4F Альберта Ворза и еще два истребителя из VF-42 попытались перехватить японцев. Ведомый Ворза, лейтенант Лион Хейнз заявил вероятную победу над «Kate», а ведомый МакКормака Уолт Хаас попал под огонь своей же зенитной артиллерии, а затем его загнали в облака японские истребители. Вынырнув из облаков, Хаас увидел одиночный «Val» и сбил его. Затем его атаковал «Zero», Хаас принял бой и заявил вторую победу. Тем временем в районе эскадры продолжался бой. Восемь истребителей Борриза плюс два F4F из VF-4 вертели карусель с пятью или шестью А6М2. Пилоты с авианосца «Lexington» заявили две победы, которые не получили подтверждения. При этом американцы сами понесли потери. Звено Джима Флэтли вело бой с девятью «Zero», но с лучшим результатом - никто из пилотов звена не погиб. Заметив, что SBD оказались в тяжелом положении, Флэтли спикировал и попытался отогнать одного «Zero». Оставшиеся без командира американские истребители рассыпали строй. Один из пилотов - Дик Кроммелин - завязал бой с четырьмя «Zero». Кроммелин заявил две победы, но и его самолет начал терять масло. Щадя мотор, Кроммелин сбросил обороты и повернул к авианосцу. Двигатель заклинило неподалеку от авианосца «Lexington», Кроммелину пришлось садиться на воду и ждать спасательной команды с ближайшего эсминца.
На полпути между противостоящими эскадрами Билл Вуллен и Джонни Адам заметили одиночный торпедоносец B5N2 «Kate». Американцы начали снижение, намереваясь взять японца в клещи. Сержант Гтот Цугуо заложил вираж и начал набирать высоту, пытаясь уйти в облака. Но американцы сумели удержаться у него на хвосте. Раздался взрыв, и все три члена экипажа скрылись вместе с самолетом в волнах Тихого океана.
На этом собственно бой закончился. Команда «Лексингтона» продолжала бороться за свой корабль. В 15:30 когда, казалось, что авианосец удастся спасти, взорвались пары бензина, вытекавшего из прорванных трубопроводов. К вечеру корабль затонул, унося с собой на дно 33 самолета, в том числе 9 F4F. На «Йорктауне» собрались 13 боеспособных истребителей, в том числе шесть из VL-2 с затонувшего «Лексингтона».
После сражения обе стороны подсчитали потери и победы. Две американские истребительные эскадрильи - VF-2 и VF-42 - заявили 15 побед, тогда как их действительные успехи составили четыре «Val», два «Kate» и два «Zero», при потере четырех F4F. Американские пикировщики заявили 17 сбитых самолетов при потере пяти машин. В действительности SBD сумели сбить один пикировщик и пять торпедоносцев. Еще семь японских самолетов, в том числе один «Zero», приводнились, не дотянув до авианосцев, а еще двенадцать машин сбросили за борт как не подлежащие ремонту. Японцы гораздо щедрее отмерили себе победы. Они заявили 56 сбитых самолетов противника, то есть в семь раз завысили свои достижения. Результат боев между японскими и американскими истребителями закончился со счетом 6:3 в пользу японцев. Тактически битва закончилась умеренной победой японцев, но стратегический выигрыш выпал американцам, которые сумели остановить продвижение противника на юг Тихого океана. Битва показала необходимость усилить истребительное крыло на авианосцах. Для того, чтобы одновременно сопровождать свои самолеты и прикрывать эскадру от самолетов противника требовалось больше машин. Как показал опыт, лучшим средством ПВО оказались свои истребители. Зенитная артиллерия била в белый свет как в копеечку, ее можно было считать разве что последним средством. Поэтому численность истребительных эскадрилий на больших авианосцах увеличили с 18 до 27 самолетов. По сути, это было официальное подтверждение уже сложившейся практики.