Битва при Мидуэе

 

Тем временем на Тихом океане аме­риканцы подготовили крупную опера­цию. Разведка докладывала о том, что японцы готовят очередной десант. Рай­он высадки десанта выяснить не удалось. Авианосцы перевели в состояние повы­шенной боевой готовности. Резко уско­рились ремонтные работы на поврежден­ном в Коралловом море авианосце «Yorktown». Эскадрильи прошли реорга­низацию. Численность эскадрилий при­вели в соответствие с новым боевым рас­писанием. Потрепанная авиагруппа с авианосца «Yorktown» требовала попол­нения в первую очередь. Ее усилили за счет самолетов с авианосца «Saratoga». В результате всех реорганизаций эскадри­лья VF-42 практически прекратила свое существование. Чарльз Фентон и Вине МакКормак остались на Гавайях прини­мать новых пилотов. В эскадрилью при­был новый командир - подполковник Джимми Тач - вместе с десятью пилота­ми из VF-3. Получившейся сводной эс­кадрильи присвоили обозначение VF-3. Первым заместителем Тача стал Дон Лавлейс, который отказался от должно­сти командира VF-2. Заместителем по летной работе стал Билл Леонард, заме­стителем по технической части - Арт Брассфилд, заместителем по вооружению - Док МакКаски. Эскадрилья получила 27 новых F4F-4. Времени на то, чтобы слетаться, не было. Удалось провести все­го пару групповых полетов. В аварии при посадке 30 мая погиб Дон Лавлейс. Сам Лавлейс было благополучно сел на палу­бу авианосца, но шедший следом пилот не зацепился крюком за трос аэрофини­шера, перелетел аварийный барьер и вре­зался в машину Лавлейса. Оба истреби­теля пришлось списать, времени полу­чить новые машины не было. Новым пер­вым заместителем командира VF-3 стал Леонард.

В остальных эскадрильях слетанность была выше. VF-6 с авианосца «Enterprise», возглавляемый Джимом Греем, располагала 27 самолетами. В VF-8 с авианосца «Hornet» также было 27 F4F-4, но пилоты еще не имели боевого опыта. Несколько пилотов этой эскадри­льи были набраны из числа пилотов тор­педоносцев - так была остра нехватка кадров. Реальный боевой опыт имели только командир эскадрильи подполков­ник Сэм Митчелл и его заместители.

Тем временем удалось установить цель предстоящего японского десанта. Им должен был стать атолл Мидуэй, рас­положенный в центре Тихого океана. Для противодействия сформировали две ударные эскадры: TF-16 контр-адмирала Реймонда Спрюенса с авианосцами «Enterprise» и «Hornet» в составе, и TF-17 вице-адмирала Фрэнка Флетчера с авианосцем «Yorktown» в составе. Кро­ме того, усилили гарнизон острова. 26 мая туда прибыли 16 бомбардировщиков Douglas SBD-2 «Dauntless» и 7 истреби­телей F4F-3 из эскадрилий корпуса мор­ской пехоты. Истребителями усилили находившуюся на острове эскадрилью VMF-221, которой командовал майор Флойд Б. Парке. В эскадрильи имелся 21 истребитель Brewster F2A-3 «Buffalo». Эту эскадрилью предполагалось пере­бросить на остров Уэйк, однако пере­броску задержали и остров капитулиро­вал прежде, чем прибыло подкрепление. Поэтому эскадрилью направили для за­щиты другой передовой американской базы - на Мидуэе.

Утром 4 июня, обнаружив эскадру противника, VMF-221 разделили на две группы. Одна, состоявшая из 8 «Buffalo» и 5 «Wildcat», вылетела на перехват япон­ских самолетов. Этой группой командо­вал сам Парке. Остальные самолеты эс­кадрильи остались для защиты острова.

В 6:15 на удалении 50 км от острова американские пилоты засекли первые японские самолеты. Противник шел на высоте 3600 м. Американцы набрали вы­соту, стараясь зайти сверху. Ситуацию упрощало еще то обстоятельство, что японские бомбардировщики шли выше истребителей. Но японцы быстро заме­тили противника и продемонстрировали свое преимущество в скороподъемности. Прошло несколько секунд и «Zero» уже плотно сели на хвосты американским ис­требителям. Летевшие на F4F капитан Джон Кэри, капитан Марион Карл и лей­тенант Клейтон Кенфилд сумели про­рваться к группе японских бомбардиров­щиков, насчитывавшей 70-80 машин, сле­довавших на высоте 3600 м. Тройка аме­риканцев атаковали с преимуществом по высоте в 600 м. Обстреляв противника, Кенфилд атаковал ближайший к нем D3A1 и поджег его. Кэри также атаковал один «Val». Однако добить противников им не удалось, так как подоспели японс­кие истребители. В завязавшемся бою самолет Кэри получил повреждения, а сам капитан был ранен в колено. Пилот вышел из боя и потянул к базе. Самолет спас своего пилота, развалившись на кус­ки уже после посадки на аэродроме.

Марион Карл также вступил в бой с японскими истребителями. Поняв, что в одиночку уцелеть ему не удастся, Карл решил отойти. Он набрал высоту 6000 м и повернул к атоллу. Внезапно он увидел, что у него на хвосте висит «Zero». Карл проделал несколько маневров, пытаясь оторваться, но японец сидел крепко. Тог­да Карл резко спикировал на оказавшее­ся под ним облако. Едва самолет заволок­ло белым туманом, Карл резко убрал обо­роты двигателя. Когда он вынырнул с нижней стороны облака, японский само­лет, как и ожидалось, оказался впереди.

Позиция для атаки была идеальной, но тут выяснилось, что в результате актив­ных маневров перекосило патроны в пат­ронниках. Японец, потеряв цель, ушел, так и не заметив американский истреби­тель у себя за спиной.

Тем временем японские бомбарди­ровщики уже отработали по целям и воз­вращались назад. Карл заметил, три «Zero», замыкавшие строй. Он перезаря­дил пулеметы и начал сближение. Он ата­ковал последний истребитель и, прежде чем противник сумел понять в чем дело, сбил его. Истребитель с авианосца «Kara» свалился в штопор и рухнул в море. Два других японца не заметили потери и улетели.

После боя американцы подсчитали потери. Из 25 машин, поднятых на пере­хват противника, вернулось только 10, из которых лишь два «Buffalo» и 2 «Wildcat» (в том числе машина Карла) можно было отремонтировать. Остальные самолеты ремонту не подлежали. Командир эскад­рильи Парке и его первый заместитель погибли. Американцы заявили 7 бомбар­дировщиков и 4 «Zero». Действительные потери японцев, причиненные самолета­ми VMF-221, составили всего два А6М2, один D3A1 и два B5N2. Японцы, в свою очередь, определили все американские самолеты как F4F и заявили 40 только подтвержденных побед, не считая веро­ятных! Всего японцы потеряли семь ма­шин: два А6М2, один D3A1 и четыре B5N2. Бой над островом закончился.

На сцену выступили две американс­кие тактические группы с тремя авианос­цами в своем составе.

В 7:00 американские авианосцы нача­ли выпускать самолеты. Сначала подня­лись торпедоносцы, за ними пикировщи­ки и, наконец, истребители. Последними взлетели 10 F4F под командованием Пэта Митчелла. Десятка F4F из VF-6 под ко­мандованием Джима Грея должна была сопровождать бомбардировщики, кото­рые вели подполковник Юджин Э. Линдси (VT-6) и подполковник МакКласки (VB-6 и VS-6). Из-за ошибки, с самого начала самолеты Грея сумели найти толь­ко торпедоносцы из VT-8. Авиагруппа с авианосца «Hornet» взяла неверный курс. Самолеты взяли сильно к западу и не об­наружили цели. Поняв бесполезность дальнейших поисков, командир группы разделил свои силы на два отряда и при­казал им самостоятельно возвращаться экономическим ходом на Мидуэй или авианосец. Хуже всего было истребителям, которые несли мало топлива. Ситу­ацию усугубляло то обстоятельство, что на самолетах барахлило устройство YE-2В, которое должно было указывать курс на авианосец. Фактически, только лейте­нант Джон МакИнерни сумел взять пе­ленг, но его попытки доказать это коман­диру авиагруппы успеха не имели. Само­леты продолжали лететь наугад. Вскоре замолчали двигатели у истребителей. Самолеты один за другим садились на воду. Из десяти пилотов удалось подо­брать восьмерых.

Тем временем десятка истребителей Джима Грея, сопровождавшая торпедо­носцы из VT-8 подполковника Уолдрона, уже оказалась в виду японских авиа­носцев. Напрасно Грей ожидал условно­го сигнала «Come down, Jim», который должен был подать Арт Эли из VT-6. В это время VT-6 еще находилась далеко от японской эскадры, а у Уолдрона с Греем радиосвязи не было. Кроме того, визуаль­но Грей не видел, что происходит с тор­педоносцами из-за большой разницы в высоте. В 10:00 Грей повернул свои ис­требители назад, на самолетах заканчи­валось топливо.

С палубы авианосца «Yorktown» в операции участвовали торпедоносцы и бомбардировщики из VT-3 и VB-3, кото­рые сопровождали шесть F4F-4 подпол­ковника Джимми Тача. Флетчер прика­зал 19 истребителей оставить для оборо­ны авианосца. Тач взлетел в 9:05 после­дним. В этом случае организация оказа­лась на высоком уровне. В расчетное вре­мя истребители заняли позиции для за­щиты торпедоносцев полковника Лема Масси от атаки японских истребителей. Однако японских истребителей оказа­лось слишком много, и истребителям пришлось заняться самозащитой. В пер­вые же минуты боя был сбит лейтенант Эд Бассетт. Тач заложил вираж. Внезап­но перед ним показался «Zero». Тач пой­мал в прицел капот японского самолета и нажал спуск. Японец загорелся и сошел с курса.. Затем Тач какое-то время был занят тем, чтобы оторваться от насевших на него японцев. Попутно ему удалось отцепить с хвоста лейтенанта Рама Дибба японский истребитель. Затем Тач зая­вил еще одну победу, но прийти на по­мощь торпедоносцам не было никакой возможности. Лейтенант Брейнард Макомбер был сбит в тот момент, когда ма­хал Тачу, докладывая о вероятной побе­де. Два других F4F также вели ожесто­ченное сражение. Том Чик и Дэн Шиди заявили одну достоверную и одну веро­ятную победу. Шиди был ранен в ногу. Тем временем, американские бомбарди­ровщики все же прорвались к японским авианосцам. Удалось добиться попада­ний в три авианосца, на которых начал­ся пожар.

Четверка истребителей Тача дотяну­ла до авианосца на последних каплях бен­зина. Том Чик не справился с управлени­ем, пробил заградительный барьер и пе­регородил полетную палубу. Дэну Шиди пришлось садиться на «Hornet». Ранен­ный в стопу Шиди забыл поставить пу­леметы на предохранитель. В результате жесткого касания подломилась стойка одного шасси, из-за чего сработали два пулемета. Погибло пять человек палуб­ной команды, еще несколько матросов получили ранения и тяжелые ожоги от фосфорных трассирующих пуль.

Всего Тачу и его пилотам засчитали шесть сбитых и два поврежденных А6М2: подполковнику Тачу - 3 сбитых, лейте­нанту Макомберу -1 поврежденный, лей­тенанту Диббу - 1 сбитый, лейтенанту Шиди - 1 сбитый, Чику - один сбитый и один поврежденный.

Истребители, оставленные при авиа­носцах, сформировали боевые воздуш­ные патрули (Combat Air Patrol - CAP). Патрули сменяли друг друга в воздухе каждые 90 минут. Около полудня радар «Йорктауна» засек неизвестные самоле­ты. Вскоре выяснилось, что это японская ударная группировка. VF-3 держала в воздухе 12 истребителей, еще несколько машин стояло в состоянии полной готов­ности на палубе «Хорнета».

Ближе всего к японцам стоял «Yorktown». Именно он стал главной це­лью. Истребители из VF-6 кружили над кораблями TF-16 на тот случай, если бы японцы попытались разделить силы. Центральный пост управления истреби­телями находился на борту «Энтерпрайза» («Red Base»). Запасной пост управле­ния («Blue Base») находился на «Хорнете». Третий пост управления («Scarlet Base») находился на «Йорктауне». На «Алой базе» находился командир авиа­группы «Йорктауна» Пит Педерсен.

Ударная группа с «Хирю» - последне­го неповрежденного авианосца - была оценена в 18 пикировщиков «Val» и 4 ис­требителя «Zero».

Истребители из VF-3 выдвинулись на перехват. В первый заход удалось сбить шесть японских самолетов. Японские ис­требители сопровождения были связаны боем парой F4F, которые пилотировали лейтенанты Эд Маттисон и Гораций Басе. В бою Маттисон получил попада­ние в крыло, но сумел удержать самолет и решил атаковать пикировщики. Лейте­нанту удалось зайти в хвост одному из пикировщиков. Обычный задний пуле­мет на японском бомбардировщике от­сутствовал, поэтому Маттисону ничего не помешало сбить вражескую машину. Док МакКаски организовал лобовую атаку на японский пикировщик. В сумя­тице боя МакКаски потерял где-то свое­го ведомого и пристроился третьим к паре Билл Вуллен - Билл Варне. В тече­ние нескольких минут МакКаски атако­вал одну за другой две группы пикиров­щиков по шесть машин в каждой и зая­вил три победы. В этот момент ему на хвост сели два японских пикировщика. МакКаски с легкостью оторвался от них, но продолжать бой не смог - кончились патроны.

Другой пилот VF-3 - лейтенант Арт Брассфилд, командир четвертого звена -заявил три сбитых пикировщика. Затем он перехватил еще один пикировщик над самой водой и сбил его. Но другие япон­ские самолеты продолжали рваться к цели. Прибывшее на помощь звено истре­бителей с авианосца «Hornet» сбило один «Val» и вероятно один «Zero». Другие F4F, которыми пилотировали лейтенан­ты Том Провост и Дж.М. Холфорд, из VF-6 заявили еще один сбитый «Val». В результате на цель вышло семь или во­семь пикировщиков, из которых еще два были сбиты огнем зенитной артиллерии. «Yorktown» получил три попадания.

В ходе боя американские истребите­ли сбили 11 пикировщиков и 3 истреби­теля. Почти все победы пришлись на счет пилотов из VF-3.

Следующий налет силами десяти тор­педоносцев «Kate» японцы провели в 14:30. Главной целью противника по-пре­жнему был «Yorktown». В районе авиа­носца в этот момент находилось шесть F4F, в том числе три из VF-6. Выше де­журил патруль из состава VF-8. Но ка­кофония, царившая в эфире, не позволи­ла американцам своевременно организо­вать перехват. В результате звено Дока МакКаски пролетело в 14:34 мимо япон­ских самолетов, не обратив на них вни­мания. Первый боевой контакт с против­ником установили Билл Вуллен и Гарри Гиббс. Вуллен сбил один торпедоносец и продолжил полет прямым курсом. Этой ошибкой американского пилота немед­ленно воспользовался японский истреби­тель, который сел ему на хвост и пробил маслорадиатор. Гиббс также был сбит. Обоих пилотов из воды подобрали спа­сательные команды с ближайших кораб­лей. В свою очередь МакКаски и лейте­нант Мелвин Роуч заявили по одному «Zero». Патруль VF-6, круживший на высоте 5400 м, оказался слишком высо­ко, чтобы перехватить жавшиеся к самой воде торпедоносцы. Перед самой атакой в воздух успели подняться Тач и несколь­ко других пилотов из VF-3. Лейтенант Милтон Тутл даже успел заявить победу над торпедоносцем, но сам попал под дружественный зенитный огонь и был вынужден приводниться. Тач также сбил один «Kate» - ВП-310 капитана Томонаги с «Хирю», но затем и сам был вынужден отрываться от преследования. Билл Леонард также заявил один торпедоно­сец. Всего американцы заявили 8 «Kate» и два «Zero». В действительности, япон­цы потеряли пять торпедоносцев и два истребителя. Остальные торпедоносцы провели атаку и двумя торпедами пора­зили «Yorktown».B тот же день американ­цам удалось вывести из строя последний боеспособный японский авианосец - «Хирю». 7 июня японская подводная лод­ка добила поврежденный «Yorktown», Бит­ва у атолла Мидуэй завершилась. Произо­шел перелом в войне на Тихом океане.

Всего в ходе битвы у атолла Мидуэй пилоты VF-8, VF-3 и VF-6 заявили 45 по­бед. В действительности им удалось сбить 29 машин: 11 А6М2,11 D3A1,5 B5N2 и два гидросамолета - E8N2 и Е13А1.

Битва дала толчок дальнейшему развитию тактики применения авианосцев. Прежде всего, численность истре­бительных эскадрилий снова увеличи­ли. В июле в составе VF-6 было уже 36 истребителей «Wildcat».

Кроме того, стало ясно, что «Wildcat» следует в ближайшее время заменить бо­лее совершенным истребителем. Такие истребители - «Hellcat» и «Corsair» - уже были созданы, но еще не успели посту­пить в части. Пока вся тяжесть боев на Тихом океане ложилась на плечи F4F.

Истребители «Wildcat» не оставались без работы. Вскоре палубные F4F-4 по­участвовали в битве в восточной части Соломоновых островов в августе 1942 года. В октябре 1942 года произошла бит­ва при Санта-Круз, а в ноябре началась высадка союзников в Северной Африке -операция «Torch».

Две упомянутые первыми операции были связаны с американским наступле­нием на островах Соломона, и в первую очередь с битвой за Гуадалканал. В ходе этой кампании было положено начало разгрому японской авиации.