Гуадалканал

 

Прежде чем американская авиация сумела перебазироваться на Гуадалка­нал, японцы предприняли попытку стол­кнуть американский десант в море. Для этого они привлекли крупные силы авиа­ции и флота. В течение 17 дней с начала десанта японцы наращивали свою груп­пировку на острове. К операции подклю­чили и авианосцы. 24 августа столкну­лись силы тактической группы TF-61 вице-адмирала Фрэнка Джека Флетчера и эскад­ры вице-адмирала Чуичи Нагумо. С аме­риканской стороны действовали авианос­цы «Enterprise» и «Saratoga», а с японской - «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Рюдзё».

На борту «Саратоги» базировалась эскадрилья VF-5, которой командовал Лерой Симплер. Эскадрилья располагала 24 F4F-4. «Энтерпрайз» нес эскадри­лью VF-6 капитана Лу Бауэра, располагавшую 28 F4F-4. Около полудня 24 августа истребители с «Саратоги» сбили два японских разведывательных гидроса­молета. Противники узнали о присут­ствии друг друга. В 13:45 с «Саратоги» вылетела ударная группа, целью которой тыл обнаруженный авианосец «Рюдзё». Истребительного эскорта выделено не было, все истребители остались для за­питы авианосца. Когда в 16:30 японцы нанесли ответный удар силами 37 самолетов, в воздухе их встретили 24 истребителя, расположенных на разных высотах. Едва американцы установили кон­такт с противником, в воздух поднялись дополнительные истребители, так что их число достигло 46. Заправившись в считанные минуты, в воздух поднялось и звено Симплера, так что число истребителей возросло до 53. На перехват 37 японских самолетов устремились все боеспособные истребители американцев: 28 из VF-6 и 25 из VF-5. Первые столкновения произошли в 33 милях от авианосцев. Капитан Альберт О. Ворз, командир красного» звена VF-5, был перехвачен японскими истребителями, когда пытал­ся прорваться к бомбардировщикам. Вскоре Ворзу удалось заявить победу. Другую победу заявил лейтенант Ф.Р. Реджистер, который утверждал, что из сбитого им истребителя выскочил япон­ский пилот... без парашюта! Реджистеру, вообще, много чего в тот день казалось, так как заявленный им следующий япон­ский истребитель был идентифицирован ям как... Bf 109! Четвертую победу одер­жал механик Х.М. Самрелл. Ворз, слиш­ком долго задержавшийся в воздухе, не дотянул до своего авианосца и упал в воду. Тем временем несколько американ­цев прорвались к пикирующим бомбар­дировщикам и сбили несколько машин. Налет был отражен к 17:20, но «Enterprise» получил попадания и был поврежден.

В 16:00 японцы предприняли очеред­ной налет силами 36 самолетов. На этот раз самолеты пролетели в 58 милях от американской эскадры и, не обнаружив цели, вернулись на авианосцы. Выдви­нувшиеся на перехват американские ис­требители заявили 26 (VF-6) и 17 (VF-5) побед. В действительности японцы поте­ряли 18 пикирующих бомбардировщиков и 6 истребителей. Потери американцев составили шесть F4F и пятеро пилотов.

Следующая битва в регионе, вошед­шая в историю как битва при Санта-Круз, также произошла вследствие попытки японцев перехватить инициативу на Гуадалканале после уничтожения аэродро­ма Гендерсон-Филд на острове.

В районе острова действовала такти­ческая группа TF-16, возглавляемая контр-адмиралом Томасом К. Кинкейдом, с авианосцами «Enterprise» и «Hornet» в составе. На «Энтерпрайзе» базировалась недавно сформированная 10-я авиагруппа, в состав которой входи­ла эскадрилья VF-10, возглавляемая под­полковником Дж.Х. Флэтли. Парк эскад­рильи насчитывал 36 новеньких F4F-4. На «Хорнете» находилась реорганизованная эскадрилья VF-6, сменившая номер на VF-72. Возглавлял эскадрилью подполковник Генри Дж. Санчес, эскадрилья располага­ла 35 истребителями F4F-4.

Утром 25 октября летающая лодка «Catalina» обнаружила группировку японских кораблей. В 8:30 с палубы «Хорнета» взлетели 15 SBD-5 «Dauntless» и 6 «Avenger», сопровождаемые двумя звень­ями истребителей. Звенья вели Санчес и капитан Дж.К. Бауэр. Через полчаса «Эн­терпрайз» выслал свою ударную авиа­группу, которую сопровождали истреби­тели, ведомые Джимом Флэтли и лейте­нантом Джоном Лепплой. Пролетев 75 миль, американцы были перехвачены японскими истребителями с «Дзуйхо». В ходе короткого боя японцам удалось сбить три «Эвенджера». Джон Леппла, ответственный за их прикрытие, поспе­шил на помощь, но было поздно. Японс­кие истребители атаковали американцев и сбили два F4F. В этот момент в бой вступило звено Флэтли. Своим вмеша­тельством они заставили японцев пре­рвать удачную атаку на торпедоносцы и сбить один «Zero». Тем временем, амери­канцы потеряли третий «Wildcat», не­сколько торпедоносцев получили по­вреждения, причем одному самолету при­шлось прервать атаку. Истребители Санчеса в районе цели вели напряженный бой с девятью «Zero». Японцы пытались прорваться к пикирующим бомбардиров­щикам. В ходе боя два F4F были сбиты, а один поврежден, его пилот был ранен и утонул во время приводнения непода­леку от своей эскадры. Тем не менее, аме­риканцам удалось добиться трех попада­ний в «Сёкаку».

Японцы предприняли массирован­ный налет на американскую эскадру. В четырех группах вылетело 140 самолетов. На расстоянии 50 миль японцы были об­наружены радаром «Энтерпрайза». В воз­дух поднялось 38 истребителей. Но точ­но навести истребителей на цель не уда­лось. Пилотам приходилось действовать по обстоятельствам, тем более набрать высоту они не успевали. Первый контакт с противником установило звено Эда Хессела из VF-72. Хессел со своим ведо­мым заявили по одному сбитому пики­ровщику «Val». Один самолет из четвер­ки Хессела также был сбит. Японцы, на­чали пологое пикирование, стараясь ото­рваться. Другое звено VF-72, возглавля­емое капитаном Р.У. Райндом, атакова­ло шедшие ниже торпедоносцы «Kate». Лейтенант Джордж Ренн, который был автором идеи отключать наружные пуле­меты от общего спуска, атаковал торпедоносцы и сбил один из них, находясь уже под заградительным зенитным огнем ко­рабельной артиллерии. Затем Ренн сбил один пикировщик, когда тот выходил из пикирования. В этот момент у него кон­чились патроны на четырех пулеметах. Он переключил спуск на два резервных пулемета и снова был готов к бою.

Тем временем «Энтерпрайз» накрыл дождевой шквал, продлившийся 20 ми­нут. Американские истребители отлете­ли от корабля на 10 миль. Один из пило­тов, капитан А.Д. Поллок, также имел на своей машине раздельный спуск пулеме­тов. Ему удалось перехватить японский пикировщик, шедший в направлении «Хорнета». Поллок обстрелял японца из двух пулеметов, но D3A1 продолжал рваться к цели. Тогда американец ша­рахнул из всех шести стволов. Это по­действовало - объятый пламенем япон­ский пикирующий бомбардировщик рухнул в воду.

В бою участвовали и другие пилоты VF-10. Среди них можно назвать капи­тана Стэнли Веджтасу, который, как и Джон Леппла, начинал в качестве пило­та пикирующего бомбардировщика. Поднявшись на высоту 4000 м, Веджтаса заметил группу из шести или восьми японских пикировщиков. Капитан устре­мился на перехват и сбил один «Val». За­тем он продолжил преследование и сбил второго японца.

В этот момент к эскадре приблизился второй эшелон японцев. Большинство американских истребителей расстреляли боекомплект и были вынуждены садить­ся. На перехват торпедоносцев спикиро­вало звено Веджтасы, разогнав машины до 650 км/ч. Веджтаса и капитан Харрис в первом заходе подожгли по одному «Kate». Остальные торпедоносцы рассы­пали строй и попытались скрыться в низ­ких облаках. Веджтаса пристроился к звену из трех торпедоносцев и двумя корот­кими очередями сбил боковую машину. Затем он обстрелял центральный «Kate», разнес ему киль и поджег. Третьему тор­педоносцу хватило одной короткой оче­реди. Веджтаса примерился к четверто­му, который шел немного дальше, но не попал. Этот «Kate» таранил эсминец «Smith». Вскоре Веджтаса заметил еще пару торпедоносцев и заявил две победы. Остаток боекомплекта Веджтаса выпус­тил по очередному торпедоносцу. Тот загорелся и упал в воду. Таким образом, в ходе одного вылета Веджтаса заявил семь побед. Успешно действовали и лей­тенант Ренн из VF-72, который, экономя боекомплект, сумел заявить пять побед. В действительности его жертвами стали четыре B5N2.

В целом день сложился для американ­цев не слишком удачно. Хотя они суме­ли удержать инициативу, они потеряли авианосец «Hornet» и эсминец «Porter», а авианосец «Enterprise» получил повреж­дения. Всего было потеряно 80 самоле­тов. Потери японцев составили 99 само­летов и два поврежденных авианосца.

После боя VF-72 насчитывала всего 20 пилотов на «Энтерпрайзе», еще двое находились на подобравших их эсмин­цах, еще одного пилота отправили в гос­питаль. Пятеро пилотов было сбито, ше­стеро пропали без вести. Из VF-10 с по­гибшего «Хорнета» на «Энтерпрайз» сели 20 истребителей, в том числе семь поврежденных. Один из них пришлось выбросить за борт как не подлежащий ремонту. Одиннадцать истребителей было сбито или село на воду из-за от­сутствия топлива. Из воды удалось под­нять всего четверых пилотов. Ценой 26 истребителей американцы сумели сбить 22 пикирующих бомбардировщиков «Val», 14 торпедоносцев «Kate» и 13 истребителей «Zero».