Соединенные Штаты

 

По плану первые самолеты «Баффало» должны были поступить на вооруже­ние американских истребительных эскадрилий в мае 1939 года. К сроку заказчик получил только один самолет (BuNo 1387) с эллиптическим килем. Самолет демонстрировался на Всемирной торго­вой ярмарке в Нью-Йорке. До ноября фирма сумела построить всего пять ма­шин, которые вскоре вернули на завод для доработки системы вентиляции каби­ны. До середины декабря 1939 года флот официально принял 11 истребителей, из которых 9 вошли в состав эскадрильи VF-3, базировавшейся на борту авианосца «Саратога». Таким образом, эскадрилья VF-3 стала первой американской эскад­рильей, оснащенной истребителями-мо­нопланами. Дальнейшие планы перево­оружения пришлось приостановить, когда решением правительства все последу­ющие F2A-1 было решено продать Финляндии. Таким образом, на вооруже­нии ВМФ США оказалось только 11 само­летов F2A-1 (BuNo 1386...1396). В резуль­тате VF-3 действовала почти весь 1940 год как смешанная эскадрилья, располагая кроме F2A-1 бипланами «Грумман F3F».

В октябре 1940 года эскадрилья VF-3 получила новые F2A-2 с эксперименталь­ным камуфляжем Берклея. Прежние F2A-1 отправили на завод для переделки их к стандарту F2A-2. Всего переделали 8 ма­шин, которые в июне вошли в состав сме­шанной эскадрильи VS-201, базировав­шейся на палубе первого американского эскортного авианосца «Лонг Айленд», крейсировавшего у восточного побере­жья США. Эта эскадрилья применяла истребители «Баффало» до апреля 1942 года. Единственный F2A-1 (BuNo 1393) отдали в учебную эскадрилью, где он ле­тал до мая 1941 года.

И снова быстро пополнить парк ис­требителей флоту не удалось. Госдепар­тамент дал приоритет серии самолетов, предназначенных для Бельгии. Лишь полгода спустя, в августе 1940 года, пер­вые F2A-2, предназначенные для ВМФ США покинули сборочный цех в Ньюарке. К декабрю удалось закончить се­рию. В начале 1941 года истребители по­ступили в эскадрильи VF-2 и VF-3. В VF-2 многие пилоты не имели воинского зва­ния. Это были так называемые военно-морские пилоты самолетов (Naval Aircraft Pilot - NAP). Их самолеты обо­значались специальной эмблемой под кабиной. Обе эскадрильи, базировавши­еся на авианосцах «Саратога» и «Лексингтон», начали осваивать новую матчасть, а также приступили к разработке новой тактики для самолетов с принципиально иными возможностями. При этом учиты­вался опыт войны в Европе. В VF-2 са­молеты незначительно доработали, заме­нив длинную антенную мачту на капоте короткой, установленной на левом кры­ле. Это уменьшило вибрацию, а также улучшило обзор из кабины. Летчики сравнительно легко освоили новые само­леты, которые не вызывали у них серьез­ных нареканий. Тем не менее, в ходе экс­плуатации выявились определенные не­достатки. Иногда спасательная лодка, установленная в кабине под задней час­тью фонаря, на жаре самопроизвольно срабатывала, разрушая плексиглас. Кро­ме того, первое время пилоты, особенно из VF-2, летавшие прежде на архаичных F2F-1, испытывали определенные труд­ности с пилотажем новых самолетов. Выяснилось, что многие навыки пилота­жа, применимые на старых бипланах, вредны на новых истребителях. Поэтому была разработана специальная програм­ма для переучивания пилотов. Кроме того, были отмечены два недостатка, ко­торые так и не удалось устранить до кон­ца службы самолета. Во-первых, отме­чался повышенный износ подшипников двигателя, требовавший частого осмот­ра и ремонта. Во-вторых, обнаружились дефекты в конструкции шасси. При вы­пуске стойки цеплялись за головки зак­лепок на внутренней поверхности ниш. Со временем головки стачивались, что ослабляло крепление и приводило к тя­желым авариям. Отмечались и частые поломки гидравлических цилиндров, ко­торые не выдерживали нагрузок при ча­стых взлетах и посадках. Фирма «Брюстер» совершенствовала шасси, но полно­стью устранить конструктивные недо­статки не удалось.

Дефекты шасси стали причиной не­скольких аварий при посадке. Например, 2 января 1941 года Г.Э. Резерфорд совер­шил вынужденную посадку на днище. Поврежденный самолет (BuNo 1439) бы­стро отремонтировали прямо на авианос­це. 27 февраля этот же летчик на истре­бителе BuNo 1413 выпустил шасси, но забыл его блокировать, поэтому при по­садке шасси убралось. На этот раз по­вреждения оказались более серьезными, но их устранили на базе в Сан-Диего. Эскадрилья прошла дополнительный курс подготовки, садясь на береговой аэродром, на котором сымитировали па­лубу авианосца. Хуже обстояли дела со второй функцией самолета - легкий пикирующий бомбардировщик. 37 января 1941 года К.У. Брукс на самолете BuNo 1407 совершил пикирование под углом 45 гр, развив скорость 644 км/ч. При выхо­де из пике самолет испытал перегрузку порядка 6 g. В этот момент с самолета сорвало элероны, а законцовки крыла выгнуло вверх под углом 45 гр. Пилот су­мел вывести самолет из пике, после чего выпрыгнул с парашютом. Расследование показало, что авария произошла по вине пилота, а не из-за конструктивных недостатков самолета (смещенный назад центр тяжести). Сам самолет был рассчи­тан на 11-кратные перегрузки. В конце февраля 1941 года эскадрилья перебази­ровалась на «Лексингтон», продолжив обучение уже в море. В этот период про­изошли еще две аварии из-за поломок шасси, одна из которых (26 июля) снова с участием Резерфорда. В начале сентяб­ря VF-2 передала свои F2A-2 Авианосной группе совершенствования пилотов (Advanced Carrier Training Group -ACTG). VF-3 передала туда свои маши­ны несколькими месяцами раньше.

Самолеты F2A-2 позволили пилотам набрать необходимый опыт и разрабо­тать тактику применения истребителей-монопланов. А пока они получили новую модификацию «Баффало» - F2A-3. Сня­тые с первой линии самолеты F2A-2 пе­редали корпусу морской пехоты США и в учебные части ВМФ США.

Большинство пилотов считали F2A-2 лучшей модификаций истребителя.

Замена F2A-2 на F2A-3 началась ле­том 1941 года. Первоначально новые са­молеты получили три уже упомянутых эскадрильи: VF-2, VF-3 и VF-201. Эскад­рилья VF-3 вскоре снова сменила осна­щение, пересев на F4F-3. На Атлантичес­ком океане эскадрилья VS-201, базиро­вавшаяся на эскортном авианосце «Лонг Айленд» (CVE-1), оснащенная как истре­бителями F2A-2, так и гидросамолетами «Кертисс SOC-3», проводила так называ­емое «нейтральное патрулирование. Пос­ле того, как 10 декабря 1941 года Соеди­ненные Штаты оказались в состоянии войны с Германией, эскадрилья присту­пила к противолодочной деятельности, впрочем, без особого успеха. Самолеты «Баффало» оставались на вооружении эскадрильи до апреля 1942 года. Единственной американской эскадрильей на Тихом океане в начале войны, оснащен­ной самолетами F2A, была VF-2, базиро­вавшаяся на борту авианосца «Лексингтон». Деятельность эскадрильи сводилась к дальнему патрулированию в рай­оне авианосца. Пилоты эскадрильи поклялись не бриться пока не одержат пер­вую победу. Усы росли, а побед не было. Наконец в конце января 1942 года эскад­рилья пересела на F4F-3. Единственной боевой операцией эскадрильи стал об­стрел японской подводной лодки. Субма­рина получила незначительные повреж­дения и ушла на глубину.

Эскадрильи ВМФ США, переходя на F4F, передавали свои самолеты эскадри­льям авиации корпуса морской пехоты, которые в это время переживали пору стремительного развертывания. Перво­начально «Баффало» поступили в эскад­рильи, базирующиеся в Сан-Диего, Ка­лифорния и Эва, Гавайи. После курса подготовки эскадрильи получили F4F-3 и F4F-3A, тоже уже бывшие в употребле­нии на флоте. В начале войны самолеты F2A-3 находились на вооружении двух эскадрилий: VMF-211 на острове Паль­мира в 1600 км к югу от Гавайев, и VMF-221 на атолле Мидуэй. Именно VMF-221 одержала первую победу на «Баффало». 10 марта 1942 года четверка капитана Джеймса Л. Нифаса перехватили японс­кую четырехмоторную летающую лодку Каваниси Н8К1 «Эмили». Началась погоня с ожесточенной перестрелкой, в ходе которой один американский истребитель получил повреждения. Но это не спасло японский самолет, который в итоге был сбит. Далее последовала крупная боевая операция - первая и последняя для истре­бителя - битва за атолл Мидуэй, имевшая место 4 июня 1942 года. Эскадрилья VMF-221 майора Флойда Б. Паркса при­няла бой, имея 21 F2A-3 «Баффало» и 7 F4F-3 «Уайлдкэт». Непосредственно в бою участвовало 19 «Баффало» и 6 «Уайлдкэтов». Потери эскадрильи составили 13 «Баффало» и 2 «Уайлдкета», то есть 60% самолетов. Среди погибших оказал­ся и майор Паркс. Причина столь тяже­лых потерь была очевидна. В тот период ни один американский самолет (исклю­чая Р-40Е «Уорхоук») не мог равняться с японским палубным истребителем А6М2 «Зеке». Кроме того, японские пилоты были закаленными в боях ветеранами, тогда как треть летчиков VMF-221 составляли вчерашние курсанты, прибыв­шие в часть за несколько дней до боя. Наконец, американцам приходилось дей­ствовать в условиях подавляющего чис­ленного превосходства противника. Пер­вый отряд во главе с Парксом (7 «Баффало» и 5 «Уайлдкэтов») завязал бой с группой японских самолетов, в которую входило 36 истребителей А6М2. Амери­канцы оказались полностью разбитыми, прежде чем подоспел второй отряд (12 «Баффало» и 1 «Уайлдкэт), ведомый ка­питаном Армистедом. Японцы признали потерю двух А6М2 и семи B5N2 (по дру­гим данным 2 А6М2, 1 D3A1 и 2 B5N2). Трудно сказать, сколько из них были сби­ты истребителями «Баффало». Известно, что капитан Уильям К. Хамберд на F2A-3 сбил в лобовой атаке А6М2 с авианос­ца «Акаги», за что был представлен к Военно-морскому кресту.

После битвы за Мидуэй истребители F2A-3 сняли с вооружения и частей кор­пуса морской пехоты, используя их в дальнейшем только для подготовки мо­лодых пилотов.