Финляндия

 

Фирма «Брюстер» провела широкую рекламную кампанию в Европе. После начала Второй Мировой войны в Госу­дарственный Департамент США обрати­лась Финляндия с просьбой приобрести партию американских истребителей. По­скольку Финляндия имела высокий кре­дитный статус, ее просьбу встретили бла­госклонно. Когда же 30 ноября 1940 года начался советско-финский конфликт, разрешение на закупку партии истреби­телей было быстро оформлено. Итак, Финляндии разрешили закупить партию истребителей F2A-1 с возможностью в дальнейшем дополучить заказ в виде ис­требителей дальнейшей модификации. 43 самолета были выпущены фирмой «Брю­стер», еще один самолет собрали из за­пасных частей. Первые самолеты «мо­дель 239» прибыли в Финляндию в фев­рале 1940 года (финские серийные номе­ра BW-351...BW-394). Самолеты морем доставляли в шведский город Тролльхаттан, где их собирала бригада норвежских механиков, действовавшая под контро­лем представителя фирмы «Брюстер». После пробных полетов и приспособле­ния машин к условиям суровой зимы, са­молеты перегоняли в Финляндию. Фин­ны планировали оснастить этими само­летами добровольческий полк HLeLv 22, возглавляемый капитаном Эркки. Но до 20 февраля прибыло только шесть ма­шин, а 13 марта 1940 года Финляндия капитулировала и полк расформировали.

Воспользовавшись перемирием, фин­ны провели модификацию полученных самолетов. Они установили на самолет кроме бронеспинки бронированный за­головник, немецкий коллиматорный при­цел Revi. В дальнейшем некоторые само­леты оснащались радиостанцией и пуле­метами германского образца. Для само­лета разработали два типа лыжных шас­си для действий с заснеженных аэродро­мов, но лыжи ухудшили и без того не слишком высокие характеристики самолета, поэтому в боевой обстановке их применяли очень редко.

Все самолеты «модель 239» собрали в составе Lentolaivue 24 (LeLv 24), разде­лив на четыре эскадрильи по 8 машин. Остальные самолеты собрали в резерве. Среди летчиков полка было много вете­ранов зимней кампании. Самолеты по­нравились финнам, в основном за свою хорошую маневренность у земли. Они прозвали самолет «Taivaan Helmi» (жем­чужина неба). К лету 1941 года полк LeLv 24, возглавляемый майором Г. Магнуссоном, состоял из четырех эскадрилий: 1-я капитана Э. Луукканена, 2-я капитана Л. Ахолы, 3-я лейтенанта Я. Кархунена и 4-я лейтенанта П.-Э. Совелиуса.

Когда 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, полк достиг высокого уровня боеготовности. Уже 25 июня полк приступил к активным боевым действиям. В ходе двух боевых вылетов того дня 2-я эскадрилья полка заявила 10 побед. В начале июля боевые действия в Карелии активизировались и пилоты полка заявили еще 16 побед. 10 июля фин­ская армия перешла в наступление, а LeLv 24 получил задачу прикрывать действия сухопутных частей к северу от Ладожско­го озера. Советская авиация на этом участ­ке фронта активности не проявляла, ограничиваясь разведывательными полетами. Лишь в августе 3-я эскадрилья дважды всту­пала в бой с истребителями И-153, заявив 15 воздушных побед.

В начале сентября финны предприня­ли наступление к северу от Ладоги, вый­дя к 7 сентября к реке Свирь. Полк LeLv 24 перебросили на Карельский перешеек в район Олонтецкого перешейка (Аунус). Задачей полка было воздушное обеспе­чение действий финских сухопутных ча­стей к северу от Петрозаводска. 14 сен­тября 4-я эскадрилья заявила 7 побед, а 3-я эскадрилья на протяжении месяца за­явила 20 побед. Карельский фронт был в определенной степени второстепенным фронтом, поэтому советские войска здесь активности не проявляли, ограничиваясь обороной. Финская армия, заняв терри­тории, отошедшие Советскому Союзу после Зимней кампании, также прекрати­ла активные действия и не участвовала в штурме Ленинграда, несмотря на дипло­матический нажим со стороны Германии. Полк LeLv 24 действовал с передовых аэродромов вдоль старой советско-фин­ской границы, участвуя в налетах на же­лезную дорогу, по которой шло снабже­ние Мурманска и Архангельска. Зимой и в начале весны 1942 года LeLv 24 обеспе­чивал противовоздушную оборону Хель­синки. Среди пилотов полка оказалось 18 асов. На «модели 239» лейтенант Ганс Винд заявил 39 побед из заявленных им 75. Фельдфебель Ильмари Юутилайнен заявил на «Баффало» 34 из своих 94 по­бед. До конца 1941 года пилоты LeLv 24 заявили 135 побед, потеряв две машины и двух пилотов.

В 1942 году финские пилоты продол­жали записывать себе победы. Так, 13 февраля пилоты 1-й эскадрильи полка заявили 5 сбитых «Харрикейнов», а 30 марта - еще 8. Через неделю финны объявили сбитыми еще 11 «Харрикейнов» и один «ДБ-3». За этот же период 3-я и 4-я эскадрильи заявили в сумме 21 победу. Весной 1942 года активность на фронте сократилась и полк, исключая 2-ю эскад­рилью, перебросили в Хирвас, а затем на Карельский перешеек. 14 августа 3-я эскадрилья вела бой с 6 «Харрикейнами», а 4-я эскадрилья вечером того же дня зая­вила три сбитых «Харрикейна». Через два дня 3-я эскадрилья перехватила груп­пу советских бомбардировщиков, шед­шую с истребительным сопровождением, и заявила 11 сбитых И-16.

18 августа к северу от Ленинграда состоялся большой бой, в которой с фин­ской стороны участвовали две эскадри­льи (16 машин) «Баффало», а с советской - по сообщениям финских пилотов - до 60 истребителей. Финны заявили 16 по­бед, потеряв 1 машину. В августе 1942 года LeLv 24 в общей сложности заявил 39 побед, а в октябре - еще 16.

Во второй половине 1942 года обслу­живание самолетов «Брюстер Баффало» превратилось в серьезную проблему. Финляндия, как союзник гитлеровской Германии, уже не могла приобретать за­пасные части у Соединенных Штатов. Особенно остро ощущался дефицит зап­частей для двигателей. Дело доходило до того, что финны охотились за советски­ми моторами М 63, которые представляли собой лицензионные двигатели «Цик­лон». Финский государственный авиаци­онный завод производил ремонт повреж­денных машин. Предпринимались по­пытки создать гибридный самолет с ори­гинальным фюзеляжем «Баффало», фин­скими фанерными крыльями и трофей­ным советским мотором М 63. Построи­ли только один прототип, названный «Хуму». При ее создании использовался фюзеляж от самолета BW-392. Чтобы скомпенсировать массу тяжелых фанер­ных крыльев, уменьшили вооружение са­молета. Характеристики самолета оказа­лись невпечатляющими, и это на фоне слабого вооружения и низкой механичес­кой прочности планера. Сухая масса са­молета составляла 2050 кг, полная 2895 кг. На высоте 4600 м самолет разгонялся до 460 км/ч, а высоту 4000 м набирал за 5 минут. Прототип разбился 5 июня 1943 года во время очередного полета, погребя под своими обломками пилота фельд­фебеля М. Альхо. От дальнейших работ в этом направлении финны отказались.

В феврале 1943 года полк LeLv 24 под­вергся реорганизации. Из-за нехватки самолетов его состав сократили до трех эскадрилий по 8 машин в каждой. Коман­диром полка остался подполковник Г. Магнуссон, а эскадрильи возглавили ка­питан Сарванто, лейтенант Торронен и капитан Кархунен. База полка находи­лась в Суулаярви.

В апреле 1943 года активность на Ка­рельском фронте возросла. 21 апреля 1943 года имел место крупный воздушный бой, в котором финны потеряли два са­молета, заявив девятнадцать побед. Все­го в апреле-мае 1943 года потери финнов составили четыре самолета и четверо пи­лотов при заявленной 81 победе. Осенью того же года пилоты LeLv 24 заявили еще 21 победу.

Зимой на фронте воцарилось зати­шье, а весной 1944 года господство в воз­духе бесповоротно захватила советская авиация. Финнам удалось заявить всего четыре победы.

В период между 25 июня 1941 года и 21 мая 1944 года пилоты LeLv 24 заявили 456 побед, потеряв 21 машину, в том чис­ле 15 в боях, 2 в авариях и 2 на земле в результате налетов советской авиации.

В мае 1944 года полк LeLv 24 полу­чил немецкие истребители «Мессершмитт» Bf 109G-2, а оставшиеся машины «Брюстер Модель 239» передали в HLeLv 26. Этот полк дислоцировался к северу от Ленинграда, на западном берегу Ладоги. До мая 1944 года полк летал на истреби­телях «Фиат» G.50. «Брюстеров» хвати­ло только для комплектации двух эскад­рилий по восемь машин. Первую эскад­рилью возглавил капитан Руусканен, вто­рую - капитан Лассила, а командиром полка был майор Ларе. База полка нахо­дилась в Хейнёки.

9 июня 1944 года советские войска начали генеральное наступление на Карельском перешейке. В первый день боев пилоты HLeLv 26 заявили один Пе-2 и один ДБ-3Ф, потеряв одну машину. 17 июня 12 «Брюстеров» завязали бой с 10 Р-39 «Аэрокобра», сопровождавших 35 Пе-2, сбив один советский истребитель и один бомбардировщик. Через два дня финны заявили еще три победы. 2 июля аэродром полка подвергся массирован­ному налету советских пикировщиков и штурмовиков. На земле сгорело три «Баффало». Несмотря на потери, полк продолжал совершать боевые вылеты вплоть до 4 сентября 1944 года. За этот период финнам удалось заявить еще пять побед. Общие потери полка составили 4 «Баффало», сбитых в воздухе, и 3, унич­тоженных на земле в ходе налета 2 июля.

Договор о перемирии, подписанный 4 сентября, предусматривал, что Финлян­дия обеспечит изгнание германских войск со своей территории. Поэтому истребите­ли «Брюстер» теперь применялись против прежнего союзника. В январе 1945 года в Лапландии финские пилоты заявили не­сколько сбитых пикировщиков Ju 87.

Всего финские пилоты на истребите­лях «Брюстер модель 239» заявили 496 (по другим данным 477) побед, при потере 19 машин. Даже если учесть, что заявленные победы могут отличаться от фактическо­го числа сбитых самолетов в несколько раз, результативность финских пилотов не вызывает никакого сомнения. Войну пережило только восемь самолетов «Мо­дель 239», которые применялись для под­готовки пилотов до конца 1948 года.