Голландская Ист-Индия

 

Голландское командование отчетли­во осознавало, что Голландская Ист-Ин­дия - цепь островов, раскинувшихся от Малайзии до Австралии - будет одной из главных целей Японии в предстоящей войне. Голландские колонии имели бо­гатые нефтяные месторождения, которые требовались Японии для успешного про­должения войны. Эмбарго президента Рузвельта, наложенное в середине 1941 года на поставки нефти в Японию, лишь усугубило сложившееся положение. Голландцы свою оборонительную доктрину строили на применении бомбардировщиков «Мартин 139WH» (экспортном вари­анте американского бомбардировщика В-10 «Мартин»). С помощью бомбарди­ровщиков голландцы надеялись уничто­жить японский флот вторжения еще в море. События 1940 года в Европе пока­зали бесперспективность такого плана. Голландское правительство в изгнании предприняло ряд попыток по усилению своей авиации на островах, стремясь в первую очередь усилить истребительную авиацию. Голландская закупочная ко­миссия обратила внимание на самолеты, оснащенные двигателями «Райт Цик­лон», которые уже применялись на бом­бардировщиках «Мартин 139». От имени голландского правительства Комиссия заключила контракты на поставку истребителей «Кертисс 75А-7», «Кертисс-Райт CW-21 Демон» и «Брюстер модель 339C/D». К сожалению, американцы не смогли быстро увеличить выпуск двига­телей «Циклон», что привело к серьезным задержкам в выполнении контрактов. Несколько В-339С получили более мощ­ные двигатели R-1820G205, снятые с са­молета Do 24K Х-37.

Первая партия, обозначенная как «Модель 339-18» (339С) получила голлан­дские серийные номера в блоке ВЗ-95...ВЗ-118.

Следующая партия из 48 самолетов получила уже новые двигатели R-1820 G250. Этим самолетам присвоили обо­значение «Модель 339-16» (339D) и се­рийные номера в блоке В3-119...В3-166.

Эти 72 «Баффало» включили в состав Авиационного корпуса Голландской Ист-Индии (Militaire Luchvaart - Koninklijk Nederlands-Indisch Leger/ML-KNIL). Самолеты незамедлительно мо­рем транспортировались в Ист-Индию, куда начали прибывать в апреле 1941 года. Самолеты не имели стандартного оснащения, кроме того, подвергались частым полевым модификациям. Многие не имели коллиматорных прицелов и ле­тали с примитивными концентрическими прицелами. До сентября 1941 года дос­тавили 71 машину, а последний самолет (В3-119) оставался в США для устране­ния обнаруженных неисправностей.

Быстро ввести самолеты в строй не удалось из-за отсутствия подготовленных пилотов. В июне и июле 1941 года на Яве сформировали две эскадрильи - Afdelingen - в составе V-й авиагруппы -Vliegtuig Groep. Это были 1 VLG-V и 2 VLG-V. Каждая эскадрилья располагала по 12 «Баффало». Командиром 1-й эскад­рильи стал капитан К. Терлен, а 2-й эс­кадрильи - капитан Й.П. ван Гельсдинген. Несколько самолетов этого типа пе­редали в местную летную школу. Осталь­ные истребители оставили в резерве в ожидании новых пилотов.

Обе эскадрильи базировались на аэродроме Семплак на Яве.

Голландское командование лихора­дочно перекраивало свои оборонитель­ные планы. Имевшихся в распоряжении войск совершенно не хватало для того, чтобы прикрыть всю территорию коло­нии площадью в два с половиной милли­она квадратных километров. Некоторые удаленные гарнизоны на Борнео и Сулавеси не имели надежной связи с центром. Было решено прикрыть несколько наи­более угрожаемых направлений, а также обеспечить сопровождение имевшихся бомбардировщиков.

Во второй половине ноября 1941 года неизбежность войны в течение ближай­ших недель стала очевидной. 1-ю эскад­рилью перебросили на Борнео, а летную школу закрыли, сформировав из ее ин­структоров и курсантов еще две эскадри­льи - 3 VLG-V и 3 VLG-IV. Эти эскадрильи также получили истребители «Баффало».

3 декабря 1941 года из резерва напра­вили на остров Амбон. Командовал этим звеном лейтенант Ф.Э. Брурс из 1 VLG-IV. Уже на следующий день сержант ван Берс погиб в море из-за плохой погоды. На острове сформировали нечто наподо­бие службы раннего оповещения, но эффективность службы была ниже всякой критики. Вскоре разбился второй «Баф­фало». Его пилота - лейтенанта Брувера - отправили на Яву.

Когда 8 декабря японцы начали на­ступление, 9 машин из состава 2 VLG-V перебазировалась в Сингапур. Используя английские запасные части, техники эс­кадрильи оборудовали самолеты броне­стеклами. Эскадрилья участвовала в обороне Сингапура до 18 января 1942 года, когда оставшиеся машины части эвакуиро­вали на Яву. Затем эскадрилью переброси­ли на Борнео, где она действовала вместе с 1 VLG-V, пытаясь остановить приближав­шийся японский флот вторжения.

Тем временем японцы провели серию массированных налетов на голландские базы, готовя почву для предстоящего де­санта. На этом этапе войны стратегичес­кая инициатива была полностью на сто­роне агрессора.

28 декабря 3-й кокутай нанес второй удар по Таракану. В этот раз голландцы успели поднять истребители в воздух. Против семи А6М2 вылетела 1 VLG-V. В ходе боя голландцы заявили две победы, потеряв три машины. Погибли лейтенант Й.Н. Дрог и фельдфебель Г. Ольсен, а фельдфебель К.А. Вонк выпрыгнул над морем с парашютом. Проведя в воде 12 часов, он все же был спасен местными рыбаками. Четвертый «Баффало» полу­чил повреждения и совершил вынужден­ную посадку.

15 января 1942 года 18 А6М2 из 3-го кокутая, действуя с новой базы в Мена-до, появились над островом Амбон. Предварительно над островом покружил разведывательный С5М. Целью японцев была база на Амбоне, где базировались австралийские «Гудзоны», угрожавшие японскому десанту на Сулавеси. На их перехват взлетели два «Баффало», оста­вавшиеся в звене лейтенанта Брурса. Сам Брурс был почти тут же сбит и выскочил с парашютом из горящего самолета. Обоженный пилот упал в море, откуда его выловили и отправили в госпиталь. Вто­рой самолет, который пилотировал сер­жант Бланс, какое-то время продолжал бой. Но затем японцам удалось отстре­лить самолету крыло, и Бланс также вып­рыгнул с парашютом.

Следующий японский десант высажи­вался на Борнео. 23 января 1942 года ба­зировавшиеся на аэродроме Самаринда II самолеты участвовали в попытке отра­зить десант. 2 бомбардировщика «Гленн Мартин 139WH-3» и 20 истребителей «Брюстер 339» из 1 VLG-V и 2 VLG-V, каждый оснащенный двумя 50-кг бомба­ми под крыльями атаковали в проливе Макассар японский конвой с десантны­ми войсками, шедший на Баликпапан. Удалось добиться восьми попаданий по четырем кораблям, из которых транспорт «Нана-мару» водоизмещением 6764 тонны затонул. Один «Баффало» из 2 VLG-V был сбит, его пилот - фельдфебель Р.А. Роткранс - погиб. Несмотря на эту акцию, япон­цы следующим утром высадили десант.

24 января аэродром Самаринда II ата­ковали 6 А6М2 из тайнан-кокутая. На перехват вылетели «Баффало» из 1 VLG-V. Лейтенант Андриас ван Реет (уже имевший на счету сбитый ранее японский гидросамолет) и лейтенант Питер Бенъяминс заявили по одному «Зеро». Голлан­дцы также потеряли два истребителя. Погибли лейтенант Т.У. Кюрц и сержант Т.П. де Ваардт. Японцы заявили только одну победу, записанную на счет Сизуёси Нисиямы. Их фактические потери со­ставили один самолет, который пилоти­ровал Харуо Фудзибаяси. Японский пи­лот получил тяжелое ранение и приводнился, но был позднее подобран японс­ким кораблем.

28 января два А6М2 из тайнан-коку­тая снова навестили аэродром Самарин­да II, уничтожив на земле два «Баффало».

До конца января японцы окружили аэро­дром, заставив эвакуировать его на Яву.

Оставшиеся на Яве «Баффало» из 3 VLG-IV и 3 VLG-V участвовали в попыт­ке отразить японский десант на Сумат­ре. После того, как японские парашюти­сты захватили нефтеперегонные заводы в Палембанге, «Баффало» использовались в качестве бомбардировщиков для уничтожения оставшихся там запасов топлива. 9 февраля 1942 года 3 VLG-IV подвергся удару японских бомбардиров­щиков, когда самолеты стояли на земле. После налета эскадрилью расформирова­ли, а три уцелевших «Баффало» переда­ли в 2 VLG-V.

После перегруппировки самолеты сконцентрировались на западе Явы с за­дачей оборонять базы Танджонг-Приок, Бандунг и Битеноцорг. В начале февра­ля эскадрильи имели следующую числен­ность:

1 VLG-V -15 «Брюстер 339» в Андир, командир капитан А.А.М. ван Реет;

2 VLG-V - 8 «Брюстер 339» в Тжисаук, командир капитан Й.П. ван Гельсдинген;

3 VLG-IV - 11 «Брюстер 339» в Тджилилитан, командир лейтенант А.Й. де Вриес.

В четверг 19 февраля японцы прове­ли массированный налет на западную Яву. Первый налет на Битенцорг совер­шили в 9:30 силами 5 Ки-48 из 90-го сентая, сопровождаемых 19 Ки-43 из 59-го и 64-го сентаев. Командовал авиагруппой майор Татео Като. На перехват против­ника в воздух поднялось восемь «Баффа­ло» из 1 и 2 VLG-V. В районе Семплака голландцы доложили о появлении груп­пы из 35 самолетов противника, из кото­рых два, идентифицированных как «Зеро», были сбиты. Битва была тяжелой. Сержанты Шеффер и Харт дали себя втя­нуть в круговой бой с более маневренны­ми истребителями Ки-43. Вскоре обоим пилотам пришлось искать спасения в прыжке с парашютом. Менее удачливы­ми оказались лейтенант Кепер и сержант де Гроот, которые погибли вместе со сво­ими самолетами. Лейтенант Август Дибель дважды открывал огонь по одному из японских самолетов, но вскоре сам получил попадание, при этом был ранен осколком и совершил вынужденную по­садку на аэродром. Японцы определили своего противника как семь истребителей «Кертисс», заявив все семь побед.

Во второй половине того же дня - око­ло 16:00 - состоялся налет на Бандунг. Над целью появились 28 Ки-43 из 59-го и 64-го сентаев, сопровождавших 9 Ки-48. На их перехват вылетело 12 «Баффало» из 3 VLG-V, ведомых капитаном Пите­ром Тидеманом. Голландцы идентифици­ровали противника как 12 бомбардиров­щиков в сопровождении 36 истребителей «Зеро». Японцы, в свою очередь, иденти­фицировали голландцев как 20 истреби­телей Р-43, заявив семь подтвержденных и три вероятные победы. В бою голланд­цы не смогли даже прорваться к бомбардировщикам. Маневренные Ки-43 навя­зали «Баффало» бой на виражах. В его ходе лейтенант Туккер был сбит и погиб, а сержант ван Даалан сумел выпрыгнуть с парашютом из горящего самолета. При этом летчик получил тяжелые ожоги лица и рук. Сержант И. Адам в горячке боя таранил оказавшийся на его пути Ки-43. Японский самолет рухнул на землю, но и «Баффало» Адама потерял половину крыла, так что сержанту пришлось прыгать с парашютом. Парашют спас жизнь и лей­тенанта де Гааса, бывшего гражданского пилота, добровольцем пошедшего служить в 3 VLG-V. Де Гаас был сбит в тот момент, когда у него заклинило пулеметы.

В субботу 28 февраля по тревоге под­нялись истребители с аэродрома Нгоро на перехват японских самолетов, шедших на Сурабаю. Но изношенные двигатели не позволили голландцам нагнать против­ника. Повернув назад, голландцы и аме­риканцы попали под удар японских А6М2 из Тайнан-кокутай. У одного «Баффало» отказал двигатель и пилоту пришлось прыгать с парашютом. Япон­цы записали этот самолет как сбитый. Над Сурабаей японцы сбили другой «Брюстер 339», пилотированный фельдфебе­лем К.А. Вонком из 1 VLG-V. Вероятно, голландца сбил боцман Сабуро Сакаи, для которого это была 13-я победа.

Японцы доминировали в небе, не­смотря на все попытки голландцев пе­реломить ситуацию. Японские бомбарди­ровщики все чаще бомбили аэродромы, уничтожая на земле машины и постройки.

В субботу 7 марта голландская авиа­ция совершила последний вылет. Капи­тан Якоб ван Гельсдинген повел после­дние четыре способные летать «Баффа­ло» из 2 VLG-V в налет на японский аэро­дром Калиджати. Четверка шла двумя парами, держащими между собой боль­шую дистанцию. На маршруте голландцев перехватили японские истребители. Шестеро японцев атаковали машину ван Гельсдингена в районе Лембанга и сби­ли ее. Сам ван Гельсдинген погиб в день своего 35-летия. Ведомый ван Гельсдин­гена, сержант Герардиус Бруггинк спас­ся, уйдя в облака. Затем сержант вернул­ся в Андир. Другая пара голландцев встретила один истребитель противника. Лейтенант Гус Дибель открыл по япон­цу огонь и добился попадания. Японец ушел в тучи. В этот момент появились еще три японских истребителя. Дибель принял бой. Вскоре двое японцев развер­нулись и ушли, но третий сумел повре­дить машину Дибеля. Тем не менее, лейтенант благополучно вернулся в Андир вместе со своим ведомым сержантом Яном Шеффером.

К середине февраля японцы полнос­тью овладели островами Борнео, Сулавеси и Суматра, куда подтянули свою авиацию. Против них в Андире голланд­цы собрали три истребительные эскадрильи, насчитывающие всего 12 боеспособ­ных самолетов, считая четыре «Баффа­ло», оставленных 21-й австралийской эс­кадрильей. Японский флот вторжения, шедший на Яву, с 26 февраля подвергал­ся непрерывным налетам голландской авиации. Но на ход войны это не повли­яло, самолетов было слишком мало.

8 марта пала Ява, а 9 марта Голланд­ская Ист-Индия подписала капитуляцию.

Японцы захватили несколько боеспо­собных «Баффало», а также по меньшей мере семь самолетов, подлежавших ремонту. По меньшей мере четыре самоле­та отправили в Японию, где их подверг­ли испытаниям на базе в Тачикаве. Затем трофейные самолеты использовались для создания пропагандистских фильмов.

За три месяца боев четыре голландс­кие эскадрильи потеряли 17 пилотов уби­тыми, 30 самолетов сбитых в боях, 15 уничтоженных на земле в результате на­летов противника. Большинство остав­шихся машин было потеряно в авариях. Голландские пилоты заявили 55 побед.