Моран-Солнье N

 

Истребитель «Моран-Солнье N» представлял собой одноместный вариант модели Н. Самолет представили публи­ке в июне 1914 года на слете в Вене. Са­молет не имел вооружения и был оборудован характерным коническим обтека­телем втулки винта. Всего было построе­но 49 самолетов модели N. Основная часть машин данного типа служила в со­ставе эскадрилий MS 12 и 49, а отдель­ные машины летали в составе эскадрилий 1, 3, 4 и 60 на Западном фронте. Самоле­ты были оборудованы отражателями пуль на лопастях винта (патент Солнье). Вооружение состояло из неподвижно ус­тановленного на фюзеляже перед летчи­ком пулемета «Гочкисс» или «Сен-Этьен». 15 января 1915 года пилот эскадри­льи MS 49 Эжен Жильбер заявил первую победу с помощью подобного вооруже­ния. В эскадрилье MS 12 летал будущий французский ас Жан Наварр. Свою пер­вую победу Наварр одержал, летая на невооруженном «Моран-Солнье L» с помощью обычной винтовки, но уже вто­рая его победа была на «Моран-Солнье N». В MS 49 летал мастер и создатель высшего пилотажа Адольф Пегу. Впро­чем, Пегу и погиб на самолете тип «N», будучи сбитым 31 января 1915 года. Кро­ме базового варианта было выпущено полтора десятка самолетов «I» (несколь­ко таких машин действовало в Месопо­тамии еще в 1917 году), а также увеличен­ная модификация «V». «Моран-Солнье V» нес повышенный запас топлива, по­зволявший самолету держаться в возду­хе в течение 3,5 часов. Самолет «Моран-Солнье N» представлял собой одномест­ный среднеплан цельнодеревянной кон­струкции. Фюзеляж состоял из каркаса, покрытого обшивкой. В сечении фюзе­ляж представлял собой овал. Капот и пе­редняя часть фюзеляжа обшивались алю­миниевыми листами, остальная обшивка матерчатая. Крылья деревянные, двухлонжеронные, тонкого профиля, обши­тые тканью, без элеронов. Крылья уси­ливались расчалками, крепившимися к стойкам над и под фюзеляжем. В попе­речной плоскости управление осуществ­лялось за счет скручивания крыла с по­мощью тяг. Тяги крепились к заднему лонжерону, проходили через блоки на стойках и соединялись с ручкой управле­ния. Хвостовое оперение тонкое, без про­филя. Стабилизатор только вертикаль­ный. Горизонтальное оперение плаваю­щего типа без стабилизатора. Шасси с общей осью, амортизация с помощью резинового шнура. Двигатель роторный «Ле-Рон 9С» мощностью 60 кВт. Воору­жение состояло из одного пулемета «Гочкисс», закрепленного над фюзеляжем. На последних самолетах применялся пуле­мет «Льюис». В 1916 году несколько ма­шин модификации «I», «P» и «N» выпус­тил российский завод «Дукс». На само­лете «Моран-Солнье N» летал один из русских асов Иван Смирнов из знамени­того XIX отряда А.А. Казакова.

 

Тактико-технические данные «Моран-Солнье N» (I)

 

Сухая масса                                  288 (334) кг

Взлетная масса                            444 (510) кг

Размах крыла                               8,15 (8,24) м

Длина                                           5,83 (5,81) м

Высота                                          2,25 (2,50) м

Площадь крыла                            11,0 м2

Максимальная скорость              144 (164) км/ч

Время набора 2000 м                   10 (6) мин

Потолок                                        3900 (4000) м

Время полета                               1,5 (1,75) ч