Фоккер Е.III

 

Голландец Антони Фоккер переехал в Германию в 1912 году и организовал в Шверине небольшой самолетостроитель­ный заводик. В Германию он прибыл именно потому, что здесь перед ним от­крывались перспективы, тогда как в Гол­ландии будущее его было сомнительным. На родине Фоккер сумел построить в 1911 году несколько удачных монопла­нов под маркой «Спин» («паук»), но на этом возможности развития были исчер­паны. В Германии ему почти сразу уда­лось получить заказ на выпуск самолета «Спин-3». Но серия оказалась неболь­шой, а попытка развить конструкцию самолета кончилась неудачно. Фоккер даже подумывал скопировать французс­кий «Моран Н», который больше всего напоминал его первые конструкции. В 1913 году Фоккер увидел «Моран Н» на авиационном показе в Йоганнистале, купил поврежденный экземпляр и отре­монтировал его для своих задач. В сере­дине года он создал копию самолета, на­звав его М5К, а затем модифицировал его, так получился верхнеплан М6. На базе М6 Фоккер создал более легкий вер­хнеплан М8, который прошел армейские испытания и пошел в серию под обозна­чением А.I. Затем Фоккер вернулся к кон­цепции среднеплана, каким был М5. Уменьшив размах крыла и переработав хвостовое оперение он получил самоле­ты M5L (А.II) и М5К (А.III). На М5 Фок­кер установил пулемет «Парабеллум» с синхронизатором, так получился М.5/MG он же Е.I. Удалось построить три самолета Е.I с номерами 1/15, 2/15 и 3/15. Самолет 2/15 пилот Курт Виттгенс продемонстрировал в Деберице представите­лям генштаба и кайзеру. Полет и стрель­бы прошли успешно и самолет направи­ли в серийное производство. Сам Фоккер и лейтенант Отто Паршау облетели фронтовые аэродромы на самолетах 1/15 и 3/15, демонстрируя машины пилотам. В Дуэ, где дислоцировался 62-й дивизи­он, Фоккер оставил обе машины, чтобы пилоты могли с ними лучше ознакомить­ся. Так случилось, что в 62-м дивизионе в это время служили Макс Иммельман и Освальд Бельке. Эти два величайших не­мецких пилота начали осваивать пода­ренные самолеты. Уже 1 августа 1915 года Иммельман сбил английский В.Е.2с, а 19 августа Бёльке сбил Бристоль «Скаут». Другие пилоты дивизиона, также нача­ли летать на «Фоккерах». Потери союз­ников на участке 62-го дивизиона резко возросли. Дело дошло до того, что ситу­ацию обсуждали на заседании Палаты Общин. Английские парламентарии по­становили, что нужно сделать все, чтобы прекратить эту бойню. Использовался такой оборот, как «бич Фоккера» (Fokker scourge), самолеты В.Е.2 назывались не иначе как «корм для Фоккеров». Дей­ствительно, самолет «Фоккер Е.I», и последовавшие за ним Е.II и Е.III превосхо­дили французские самолеты «Моран-Солнье L» и английские В.Е.2. Хотя со­юзнические самолеты и были вооружены, они не имели шансов при встрече с не­мецким самолетом, вооруженным одним или двумя пулеметами с синхронизато­ром. В конце октября 1915 года на Запад­ном фронте действовало только 26 «Фок­керов Е III», но их эффективность была такой, что на каждого погибшего немец­кого летчика приходилось 17 погибших летчиков Антанты. Союзники отдали приказ, чтобы каждый разведыватель­ный самолет сопровождало по меньшей мере три истребителя. В свою очередь германцы, действовавшие до той поры индивидуально, разработали коллектив­ную тактику, формируя боевые отряды (Kampfeinsitzer Kommando - КеК). Дос­ловно немецкий термин переводится как боевая группа «одноместников», слова «истребитель» тогда еще не существова­ло. Напряженность боев непрерывно рос­ла. Если в июле 1915 года состоялось 46 воздушных боев, то в декабре столько боев происходило за день. Бёльке был горячим сторонником и пропагандистом группового боя, непрерывно совершен­ствуя его тактику. В «личном зачете» он стал лучшим истребителем Германии. Летал он на новом «Фоккере E.IV» со сдвоенным ротационным двигателем мощностью 118 кВт и одерживал одну победу за другой. Но по ту сторону фрон­та конструкторы тоже не дремали, и са­молеты Е.I и Е.III постепенно сдавали по­зиции. Эпоха «Фоккеров Е» кончилась 5 января 1916 года, когда в 3-й эскадрилье появились «Ньюпоры 11». Союзникам удалось создать паритет. В июне 1916 года на Е.III погиб Макс Иммельман, прошитый очередью с английского F.Е.2b из 25-й эскадрильи. Эта смерть оказалась символичной. В конце 1916 года оставшиеся «Фоккеры Е.III» сняли с Западного фронта. Около 20 «Фоккеров» моделей M5L и Е.I входили в состав австро-венгерской армии. Эти самолеты были вооружены австрийскими 8-мм пу­леметами «Шварцлозе».

Самолеты Е.I-Е.IV представляли собой одноместный среднеплан смешанной конструкции Фюзеляж сваривался из стальных труб, сечение фюзеляжа прямоугольное, внут­ри имелись растяжки из стальной прово­локи. Передняя часть фюзеляжа и капот двигателя имели алюминиевую обшивку, остальная часть фюзеляжа покрывалась тканью. Нижняя часть двигателя в целях лучшей вентиляции была открыта. Спе­реди кабину прикрывало лобовое стекло. Крылья деревянные, двухлонжеронные, прямые, без возвышения, тонкого профи­ля, без элеронов. Поперечное управление самолетом осуществлялось за счет скру­чивания крыла с помощью тяг. Шасси со стойками из трубок имели сложную конструкцию, ось колес разделенная, резино­вый амортизатор. Хвостовое оперение плавающего типа без стабилизаторов. Рули из стальных трубок, обтянутых тканью. Самолет Е.III пытались улуч­шить, установив на него мощный двига­тель и два-три пулемета. Так появился самолет Е.IV. Но ха­рактеристики этой машины оказались в итоге хуже, поэтому истребитель Е.IV выпустили ограниченной серией всего в 90 экземпляров.

   На самолете стоял ротационный дви­гатель «Оберрусель U0» мощностью 60 кВт (Е.I и Е.II), «Оберрусель U1» мощ­ностью 75 кВт (Е.III) и «Оберрусель UIII» (биротационный) мощностью 118 кВт (Е.IV). Винт двухлопастный деревянный фирмы «Гаруда». Топливный бак нахо­дился в фюзеляже за креслом пилота. Прототип M5/MG был вооружен одним пулеметом «Парабеллум 08/14» калибра 7,92 мм. На самолетах Е.I-Е.IV стояло по два или даже три пулемета «08 Стандарт Максим» калибра 7,92 мм с синхрониза­тором системы Шнайдера. Пулеметы имели ленточное питание, лента наматы­валась на барабан, а стреляные гильзы собирались в контейнер у двигателя.

 

Тактико-технические данные

 

 

 

E.I

 

E.II

 

E.III

 

E.IV

 

Сухая масса, кг

Взлетная масса, кг

 

357

622

 

399

607

 

399

610

 

465

722

 

Размах, м

Длина, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

 

8,53

6,76

2,89

15

 

8,70

7,31

228

15

 

9,52

7,20

2,40

16

 

9,97

7,48

2,74

16

 

Макс. скорость, км/ч

Время набора 1000 м 

Потолок, м

Время полета, ч

 

132

 

3048

 

136

 

140

5

3500

1,5

 

159

3

4114