Пфальц D.III

 

Братья Альфред, Эрнст и Вальтер Эферсбуш в июле 1913 года организова­ли фирму «Пфальц Флюгцойгверке ГмбХ» в Шпеер-на-Рейне. Альфред Эферсбуш получил лицензию пилота во Франции на фирме «Моран-Солнье», поэтому он также надеялся получить лицензию на выпуск самолетов этой фир­мы. Братья желали выпускать самолеты типов Н и L. В итоге оба самолета вы­пускались в Пфальце в годы войны, но уже безо всякой лицензии под обозначе­нием «Пфальц A.I» и E.I. За это фирме пришлось платить после войны компенсацию французам. Но это случилось пос­ле войны, а перед войной братья пыта­лись получить кредит на развертывание деятельности фирмы. Помощь оказала фирма «Отто Верке» из Баварии, дав фир­ме лицензию на выпуск самолетов «Отто Доппельдеккер 1913» с толкающим вин­том. В августе 1914 года фирма смогла предложить баварской армии три само­лета «Отто D.1913» и три «контрафактных» A.I. Всего «нелицензионных» само­летов выпустили около 60, но большин­ство из них попало в летные школы. В конце 1915 года появился самолет E.II, который применяли на Западном фрон­те, а также в Палестине и Македонии. Следующей лицензией, которую сумела получить фирма, стала лицензия на само­леты «Роланд D.I» и D.II. Изготовили около 200 машин. В середине 1916 года начался конкурс по созданию копии «Ньюпора 11». Но новый молодой гене­ральный конструктор фирмы Рудольф Герингер вместе с конструкторами Паулюсом и Гальдмахером решил создать свой самолет. Официально говорилось о создании копии, иначе фирма не получи­ла бы кредит. Основываясь на конструк­ции самолета «Роланд D.II», Герингер создал совершенно новый самолет с не­сущей обшивкой. Самолет, обозначен­ный как «Пфальц D.III», облетали в мар­те 1917 года. Военным машина понрави­лась, последовал заказ на 70 самолетов. В июне заказ расширили до 300 машин, но вскоре заказ сократили до 190, так как фирма предложила новый самолет D.IIIa. Самолет отличался большей площадью горизонтального стабилизатора. Этих самолетов заказали 110 штук. В сентябре последовал новый заказ на 200 машин, а в январе 1918 года заказали еще 340, а в феврале 1918 года - еще 100. Всего фирма получила заказов более чем на 1000 са­молетов всех модификаций, но удалось выпустить лишь около 1000 машин, тог­да как на фронте их число не превышало 600. Первый D.III получила Jasta 10 еще в августе 1917 года. Второй самолет дос­тался Jasta 22. На этой машине летал лей­тенант А. Ленц. Приоритетно самолеты D.III и D.IIIa поступали в баварскую ар­мию, которая действовала полуавтоном­но в составе кайзеровской армии. К номерам баварских частей прибавлялся код «b», например Jasta 16b, 32b, 34b, 35b. Именно перечисленные эскадрильи в 1918 году образовывали отдельный IV истребительный полк. Всего самолеты D.III и D.IIIa летали в составе сорока эс­кадрилий сухопутных и трех морских эс­кадрилий. Самолет «Пфальц D.III» не пользовался большой популярностью у пилотов. Например, Вернер Фосс, коман­довавший Jasta 10, короткое время летал на D.III, когда его эскадрилью оснасти­ли этими машинами. Ему даже удалось одержать четыре победы на нем. Но едва в его руки попал новый «Фоккер Dr.I», Фосс больше на D.III не садился. Но были пилоты, которым «Пфальц D.III» очень понравился. Например, лейтенант Пауль Боймер из Jasta 2 одержал на D.III более десятка побед. По сравнению с «Альбатросом D.II» «Пфальц» был мед­леннее и менее маневренный, но отличал­ся большей живучестью и имел неболь­шой силуэт. В его конструкции было за­метно влияние «Ньюпора 11». Нижнее крыло было короче и уже. Распорки име­ли форму букву U, что придавало им большую прочность.

Самолет «Пфальц D.III» представлял собой одноместный одномоторный бип­лан деревянной конструкции. Фюзеляж с несущей обшивкой на легком деревянном каркасе, обтекаемой формы, эллиптичес­кого сечения. Алюминиевым листом об­шит капот и передний сегмент фюзеляжа. Киль составлял интегральную часть фю­зеляжа. Горизонтальный стабилизатор деревянный с матерчатой обшивкой. Профиль горизонтального стабилизато­ра был плосковыпуклый, выпуклой сто­роной вниз. Руль высоты деревянный, обшитый материей. Руль направления сварен из стальных труб, обшит матери­ей. Крылья деревянные, двухлонжеронные, с матерчатой обшивкой. Верхнее крыло из трех частей, центроплан обшит фанерой. В центроплане находился ради­атор «Тевес-унд-Браун» и промежуточ­ный бензобак. Верхнее крыло прямое, без возвышения, шириной 1,65 м со скошен­ными законцовками. Элероны только на верхнем крыле деревянные, обшитые ма­терией с угловой балансировкой. Нижнее крыло прямое, из двух частей, с мини­мальным возвышением (1о), шириной 1,20 м, размахом 7,80 м. Крылья соеди­нялись двумя распорками в форме буквы U, а также проволочными растяжками. Шасси с двумя стойками, общей осью и резиновым амортизатором. Двигатель - 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения «Мерседес D.III» мощнос­тью 116 кВт (D.III) или «Мерседес D.IIIa» мощностью 131 кВт (D.IIIa). Двигатель закрыт капотом из алюминиевого листа вплоть до головок цилиндров. Винт двухлопастный, деревянный, оснащенный коком. Вооружение - два пулемета «Шпандау» перед пилотом. Пулеметы стояли по сторонам от двигателя (D.III) или над ним (D.IIIa). Боекомплект 500 выстрелов на ствол.

 

Тактико-технические данные самолета «Пфальц D.III» (D.IIIa)

Сухая масса                                      725 кг

Взлетная масса                                 905 кг

Размах крыла                                    9,4 м

Длина                                                           6,45 (7,06) м

Высота                                              2,67 м

Площадь крыла                                22,17 м2

Максимальная скорость                  165 км/ч

Время набора 2000 м                       7 мин 15 сек

Время полета                                    2 ч