Сопвич «Триплан»

 

Плохой обзор вперед и вверх из ка­бины биплана был серьезной проблемой для пилотов. Ситуация усугубилась в 1916 году, когда распространение полу­чили такие тактические приемы, как за­ход из мертвой зоны или со стороны сол­нца. Проблему пытались решать по-раз­ному: опуская вниз верхнее крыло или делая в нем прорези. Уменьшить хорду крыла не представлялось возможным, так как это вело к уменьшению его подъем­ной силы. Нельзя было и поднять крыло вверх, так как это снижало запас проч­ности всей конструкции. Но Герберт Смит отважился пойти сразу по обоим запретным путям. Он заузил крыло и поднял его вверх. Чтобы скомпенсировать падение подъемной силы, он добавил тре­тье крыло, расположив его на уровне вер­хней стороны фюзеляжа. Самолет полу­чился очень быстро, так как в его конструкции использовался стандартный фю­зеляж от «Папа». 28 мая 1916 года лет­чик-испытатель Гарри Хокер поднял са­молет в воздух. На машине стоял двигатель «Клерже 9Z» мощностью 80 кВт. Хокер высоко оценил летные качества самолета, отметив, прежде всего, его ма­невренность. 26 августа облетали второй прототип, оснащенный мотором «Клер­же 9В» мощностью 95 кВт. Самолет по­казал еще лучшие характеристики. Адми­ралтейство заказало 500 машин для мор­ской авиации. В сентябре 1916 года на­чался серийный выпуск самолета. Само­лету дали банальное название: «Сопвич Триплан», тем более он оказался един­ственным трипланом, выпускавшимся данной фирмой. В конце 1916 года трип­ланы появились в боевых частях. Само­леты данного типа выпускались как са­мой фирмой «Сопвич Эйвиейшн Ко» в Кингстоне, так и по лицензии фирмами «Клейтон & Шаттлуорт» в Линкольне и «Оукли & Ко» в Илфорде. Выпустили всего 150 машин вместе с прототипами и пробными экземплярами. Последних было два: № 509 и № 510. На этих само­летах испытывались рядные двигатели «Испано-Сюиза». Самолеты «Сопвич Триплан» состояли на вооружении толь­ко шести эскадрилий морской авиации. На вооружении они оставались только до середины 1917 года, уступив место новым «Кемелам». Но за этот короткий срок летчики смогли добиться неплохих ре­зультатов. Например, звено «В» 10-й эс­кадрильи морской авиации в составе пяти канадских пилотов во главе с Рай­мондом Коллишоу в течение 4 месяцев сбило 87 германских самолетов, в том числе сам Коллишоу - 16. Его «Триплан» с выкрашенным черной краской капотом одним своим появлением вызывал пани­ку у немецких летчиков. На «Трипланах» много побед одержали и другие пилоты: Р.А. Литтл, Р.С. Даллас, Р.Дж. Компстон, К.Д. Букер и др. Самолет получился хо­роший: быстрый и необычайно манев­ренный.

«Сопвич Триплан» представлял со­бой одноместный одномоторный трип­лан деревянной конструкции. Фюзеляж аналогичен фюзеляжу «Папа», но капот двигателя, два передних шпангоута и аэродинамический переход от капота к фюзеляжу выполнены из алюминиевого листа. Хвостовое оперение как у «Папа», позднее его немного уменьшили. Крылья двухлонжеронные, деревянные, возвыше­ние 2о30', хорда 0,99 м, обшивка матерчатая. Элероны на всех крыльях. Привод элеронов и рулей в виде тяг. Двигатель - ротационный, тип «Клерже 9Z» мощно­стью 81 кВт или «Клерже 9В» мощностью 95 кВт. Вооружение - один 7,7-мм пуле­мет «Виккерс» с боекомплектом 500 выс­трелов. Синхронизатор типа Скаф-Дыбовски. Шесть самолетов данного типа вооружили двумя пулеметами.

 

Тактико-технические данные

Сухая масса                                      449 кг

Взлетная масса                                 700 кг

Размах крыла                                    8,08 м

Длина                                               5,74 м

Высота                                              3,20 м

Площадь крыла                                21,45 м2

Расстояние между крыльями          0,91 м

Смещение крыльев                          0,457 м

Макс. скорость у земли                   188 км/ч

Макс. скорость на 4500 м                158 км/ч

Время набора 2000 м                       6 мин 40 сек

Потолок                                            6200 м

Время полета                                    2,75 ч