Сопвич 5F.1 Долфин

 

Плохой обзор из кабины биплана пытались улучшить разными способами. Одна из таких попыток привела к появ­лению в первой половине 1917 года са­молета «Долфин». Проект разработал Герберт Смит, а 23 мая 1917 года прото­тип облетал Гарри Хокер. Идея состоя­ла в том, что у верхнего крыла убрали центроплан, а раздельное верхнее крыло крепилось к фюзеляжу на стойках. Пилот сидел в кабине под рамой из стальных труб, которая заменяла собой центроп­лан. Чтобы улучшить обзор в еще боль­шей степени, носовую часть фюзеляжа заузили, отказавшись от предусмотрен­ного проектом лобового радиатора. По этим же соображениям машина получи­ла узкий рядный двигатель «Испано-Сюиза». «Долфин» был первым самолетом фирмы «Сопвич» с рядным двигателем. Нижнее крыло сдвинули вперед относи­тельно верхнего. Все перечисленное при­дало «Долфину» необычный внешний вид. Никакой защиты для пилота при капотаже не предусматривалось, счита­лось, что достаточное пространство для головы обеспечит небольшое возвыше­ние крыла. Позднее добавили дуги из трубки на верхней стороне верхнего кры­ла. Отдельные машины все же получили противокапотажную дугу. Несмотря на этот недостаток, самолет получился удач­ным, начался его серийный выпуск. В боевых частях самолет появился осенью 1917 года. Заказ на 2150 самолетов уда­лось выполнить лишь наполовину, по­строив 1532 самолета. Из них 625 сразу отправили на склад. Самолет выпускал­ся самой фирмой в Кингстоне, а также по лицензии фирмами «Даррак Моторс Инжениринг» и «Хаспер лтд» из Лондона. Самолетами оснастили четыре английс­кие и одну канадскую эскадрилью во Франции, одну эскадрилью ПВО, а так­же несколько учебных частей и летных школ. Самолеты «Долфин» обычно держали в резерве, так как мотору истреби­теля требовался длительный прогрев, а это сказывалось на времени полета. Осо­бенно ощутимо данная проблема прояв­лялась зимой. А «Долфин» появился на фронте осенью. Это был неплохой само­лет, некоторые пилоты сумели одержать на нем большое число побед. Например, капитан Ф.У. Джиллет (американец по национальности) из 79-й эскадрильи сбил на 5F.1 четыре самолета и три аэростата. Капитан Р.Б. Барнманн из той же эскад­рильи сбил 14 самолетов и один аэростат. Майор А.Д. Картер из 19-й эскадрильи сбил шесть самолетов. Капитан Ф.А. Лорд из 79-й эскадрильи сбил девять са­молетов. Хорошо летали на «Дольфинах» пилоты 87-й эскадрильи, в том числе бу­дущий маршал авиации, а тогда лейтенант Л.Н. Холлингхерст. На «Дольфи­нах» испытывались различные техничес­кие новинки, в том числе подвесные сбра­сываемые топливные баки из мягкой же­сти, а также парашют Колторпа.

«Сопвич 5F.1» представлял собой од­номестный биплан смешанной конструк­ции. Каркас фюзеляжа усилен растяжка­ми из стальной проволоки. Сечение фю­зеляжа прямоугольное с округлой верх­ней стороной. Капот двигателя обшит алюминиевым листом, борта и верхняя сторона фюзеляжа за кабиной обшиты фанерой, остальные поверхности имели матерчатую обшивку. Крылья двухлонжеронные, деревянные, одинакового раз­маха, обшитые материей. Возвышение крыла 2о30'. Верхнее крыло с рамой вме­сто центроплана. Нижнее крыло смеще­но на 30 см вперед относительно нижне­го. Распорки крыла наклонены назад на 12о. Хвостовое оперение деревянное, об­шитое материей. Шасси с двумя стойка­ми из профилированных стальных тру­бок. Ось закрыта небольшим крылом.

Двигатель - 8-цилиндровый рядный V-образный, жидкостного охлаждения типа «Испано-Сюиза 8Е» с редуктором (147 или 161 кВт) или «Испано-Сюиза 8Fb» без редуктора (220 или 234 кВт). Два радиатора установлены по бортам фюзе­ляжа. Поток воздуха через радиаторы регулировался из кабины с помощью жалюзи. Топливные баки общей емкос­тью 127 л установлены в фюзеляже. Винт деревянный двухлопастный, типа «Ланг 3500», диаметра 2893 мм. Вооружение - два неподвижных 7,7-мм пулемета «Виккерс» с синхронизатором Константинеску и один-два пулемета «Льюис», уста­новленных диагонально в прорезь меж­ду верхними крыльями. Прицел типа «Алдис» или «Норман». На ночных ис­требителях использовался прицел «Хаттон» с электрической подсветкой. Под нижним крылом имелись держатели для четырех 11-кг бомб Купера.

 

Тактико-технические данные самолета 5F.1

Сухая масса                                      698 кг

Взлетная масса                                 1037 кг

Размах крыла                                    9,90 м

Длина                                                           6,78 м

Высота                                              2,60 м

Площадь крыла                                24,5 м2

Колея шасси                                     1,52 м

Макс. скорость на 3000 м                190 км/ч

Время набора 2000 м                       6 мин 30 сек

Потолок                                            5650 м

Время полета                                    2 ч

Дальность полета                            350км