S.E. 5а

 

Это был лучший английский истреби­тель Первой Мировой войны. Его исто­рия началась в июле 1915 года, когда во Франции в Буа-Коломе состоялись пер­вые испытания первого V-образного дви­гателя Марка Биркигта, основателя фир­мы «Испано-Сюиза». Двигатель предназ­начался для французского истребителя SPAD. На испытаниях присутствовал английский представитель полковник Брук-Попхем. Англичанин высоко оценил швейцарский двигатель и склонил Министерство авиации уже в августе 1915 года заказать партию двигателей «Испа­но-Сюиза» для английских самолетов. Предприятие «Ройял Эйркрафт Фэктори» в Фарнборо, графство Гантс, присту­пило к разработке самолета под швейцар­ский двигатель. Руководили работами Г.П. Фолленд, Дж. Кенуорти и майор Ф.Н. Годден, который в то время зани­мал должность летчика-испытателя фир­мы. Работы над самолетом S.E.5 (Scout Experimental) начались летом 1916 года, а уже 22 ноября облетали первый прото­тип (№ А4561). 24 декабря 1916 года Ф.У. Годден улетел на прототипе во Францию, где в Сен-Омере состоялись полевые ис­пытания самолета. Как оказалось, само­лет немного уступает в маневренности «Ньюпору», по скороподъемности при­мерно равен другим самолетам, зато име­ет более высокую горизонтальную ско­рость, а также обладает прочной конст­рукцией, позволяющей разгонять само­лет в пикировании.

Первые серийные самолеты собрали в марте 1917 года, а к началу апреля но­вую технику начала получать 56-я эскад­рилья во Франции. Боевое крещение со­стоялось 22 апреля, а уже 26 апреля изве­стный английский ас капитан Альберт Болл атаковал шесть самолетов против­ника, сбив два. Благодаря летным каче­ствам Болл сумел уйти из-под огня про­тивника и без повреждений вернулся на аэродром. Опыт эксплуатации первых машин учитывался в конструкции после­дующих экземпляров. После выпуска первой серии из 60 самолетов в июне 1917 года выпуск самолетов S.E.5 прекратили, наладив взамен выпуск самолетов S.E.5a. Изменения коснулись формы законцовок крыльев, с самолета убрали слишком большое лобовое стекло, удлинили вых­лопные трубы, добавили обтекатель за головой пилота, изменили форму нижней части капота, четырехлопастный винт Т.28096 диаметром 2150 мм заменили двухлопастным A.D.662 диаметром 2160 мм. Самолет S.E.5a выпускался сразу во­семью английскими фирмами, шла под­готовка к лицензионному выпуску фирмой «Кертисс» в США. Всего до конца войны изготовили 5195 машин во всех вариантах. Самолеты S.E.5a состояли на вооружении 15 эскадрилий во Франции, двух эскадрилий в Палестине, одной эс­кадрильи в Месопотамии, трех эскадри­лий в Македонии и четырех эскадрилий ПВО в Англии. Кроме того, на машинах S.E.5a летала одна австралийская и две американские эскадрильи во Франции. На самолетах S.E.5a летали лучшие анг­лийские асы: капитан Дж.Э.Х. Макилрой из 24-й эскадрильи, майор Р.С. Даллас из 40-й эскадрильи, лейтенант У.Дж. Клакстон и капитан Ф.Р. Макколл из 41-й эс­кадрильи, капитан К.Л. Колдуэлл и ка­питан Э. Маннок из 74-й эскадрильи, лей­тенант А.У. Бьючемп-Проктор из 84-й эскадрильи, майор У.А. Бишоп и лейте­нант Д.К. Инглйс из 85-й эскадрильи. Все перечисленные пилоты большинство сво­их побед одержали, летая на S.E.5a. Этот самолет был самым массовым английским истребителем двух последних лет войны.

Самолет S.E.5a представлял собой одноместный биплан деревянной конст­рукции. Каркас фюзеляжа прямоугольно­го сечения. Верхняя сторона фюзеляжа выпуклая, внутри усилена растяжками из стальной проволоки. В передней части фюзеляж обшит алюминиевым листом и фанерой, остальная обшивка матерчатая. Крылья прямоугольные с двумя еловы­ми лонжеронами. Возвышение крыла 5о. Верхнее крыло из трех частей, центроп­лан обшит фанерой, у консолей обшивка матерчатая. С фюзеляжем верхнее кры­ло соединялось четырьмя одиночными подпорками. Нижнее крыло из двух час­тей. Элероны на обоих крыльях. Хвосто­вое оперение деревянное, обшивка матер­чатая. Между крыльями четыре распор­ки из стальных трубок. Шасси деревян­ное. На самолет ставили 8-цилиндровые, V-образные, двигатели жидкостного ох­лаждения разного типа. На S.E.5 приме­нялся двигатель «Испано-Сюиза» фран­цузского производства с редуктором, мощностью 110 кВт. На S.E.5a встреча­лись лицензионные двигатели «Испано-Сюиза» типов 8Bb, 8Bd, 8Ce, 8Cc, De, 8Ec, 8Ее мощностью 147 кВт. Английская фирма «Уолсли» выпускала двигатели по образцу «Испано-Сюизы», но без редук­тора: тип W4a «Вайпер» и W4b «Эддер». Двигатели «Уолсли» и «Испано-Сюиза» поздних выпусков были форсированы до 160 кВт. Радиатор лобовой, обычно из двух прямоугольных сегментов, каждый из которых обслуживал один ряд двига­теля. Выхлопные трубы длинные, уходя­щие за кабину пилота.

Вооружение - один 7,7-мм пулемет «Виккерс», установленный слева перед кабиной пилота и стреляющий через диск винта с помощью синхронизатора Константинеску. Боекомплект 400 выстрелов. Кроме того, один 7,7-мм пулемет «Лью­ис» на станке Фостера на верхнем крыле. Боекомплект 4 диска по 97 патронов. Концентрический прицел или оптичес­кий типа «Олдис». Под крылья самолет мог брать четыре 11-кг бомбы Купера. Самолет в порядке эксперимента осна­щали батареей Иманна. Батарея из трех «Льюисов» стреляла вверх под углом 45 гр и предназначалась для борьбы с аэростатами.

Небольшой серией выпускался двух­местный учебный вариант самолета.

 

Тактико-технические данныесамолета S.E.Sa (147 кВт)

Сухая масса                                      695 кг

Взлетная масса                                 930 кг

Размах крыла                                    8,12 м

Длина                                                           6,38 м

Высота                                              2,40 м

Площадь крыла                                22,9 м2

Хорда крыла                                     1,52 м

Расстояние между крыльями          1,4м

Колея шасси                                     1,52 м

Макс. скорость на 3000 м                212 км/ч

Время набора 2000 м                       6 мин 20 сек

Потолок                                            5950 м

Дальность полета                            550 км

Время полета                                    3 ч