Бристоль F.2B

 

В середине 1916 года англичане стол­кнулись с нехваткой современных разведывательных самолетов. На фронте дей­ствовали устаревшие «толкачи» В.Е.2, которые требовали истребительного со­провождения, и все равно несли огром­ные потери. Фирма «Бристоль Эйроплейн Ко» в Филтоне построила летом 1916 года два прототипа двухместного биплана, обозначенные как R.2A и R.2B. Первый прототип оснастили двигателем «Бердмор» мощностью 87 кВт, а второй - «Испано-Сюиза» мощностью 107 кВт. Создателем обеих машин был инженер Фрэнк Барнуэлл. Оба двигателя оказа­лись слабоваты. Чтобы раскрыть воз­можности самолета их заменили мотором «Роллс-Ройс Фалкон» мощностью 138 кВт. При этом обозначение самолета из­менили на «Бристоль F.2A». Построили два прототипа (А3303 и А3304), первый из них облетали 3 сентября 1916 года. Второй прототип, с двигателем «Испано-Сюиза» облетали 25 октября. Прототип А3303 прошел летные испытания в Цен­тральной авиашколе в Апивоне 16-18 сен­тября. Во время испытаний на самолет ставили четырехлопастный винт диамет­ром 2793 мм или двухлопастный диамет­ром 2993 мм. Самолет отличался высо­кой максимальной скоростью, скоро­подъемностью и неплохим обзором из кабины. Обзор удалось обеспечить, рас­положив нижнее крыло в 500 мм под фюзеляжем. В ноябре начали серийное производство, первая серия насчитывала 50 экземпляров. Первой получила новые истребители 48-я эскадрилья из Редкомба. 8 марта 1917 года эскадрилья переба­зировалась во Францию. Через два дня 55-я эскадрилья сменила свои потрепан­ные DH.4 на новые F.2A. Боевое креще­ние прошло не слишком удачно. Из шес­ти F.2A, вылетевших на патрулирование, вернулось на базу только два, из которых один разбился при посадке. Остальные были сбиты «Альбатросами D.III» из Jasta 11 Манфреда фон Рихтгофена. Не­удачно закончились и несколько других попыток применить самолеты F.2A. Пе­реломить полосу неудач удалось только вооружив самолет вторым пулеметом у задней кабины, а главное, изменив так­тику боя. «Бристоли F.2A» стали гроз­ным противником даже для немецких истребителей. Одним из лучших пилотов оказался канадец лейтенант А.Э. Маккивер, который, летая с наблюдателем лей­тенантом Л.Т. Пауэллом, сбил более де­сятка германских самолетов. Самолеты, вооруженные вторым пулеметом, обозна­чались как F.2B. Со своим появлением они стали единственным вариантом са­молета. Первые 150 машин оснастили двигателем «Роллс-Ройс Фалькон I» мощностью 140 кВт, а последующие 50 получили двигатель «Фалькон II» мощ­ностью 161 кВт. Вскоре выяснилось, что получилась весьма удачная машина, и заказ тут же увеличили до 5500 машин. Но построить все заказанные машины не удалось, несмотря на то, что сборка са­молетов шла сразу на десяти предприя­тиях. До конца 1918 года построили 3101 самолет. После войны самолеты F.2B выпускались и использовались в США. На самолетах F.2B могли стоять разные двигатели. Кроме упомянутых выше, ис­пользовались моторы «Фалькон III» мощностью 201 кВт, «Испано-Сюиза» и «Санбим Араб» мощностью 147 кВт, «Сиддли Пума» мощностью 169 кВт, «Уолсли W.4A Вайпер» - 147 кВт, дру­гой «Испано-Сюиза» - 220 кВт, «РАФ 4d» - 148 кВт. На послевоенных самолетах американского выпуска ставили амери­канские двигатели большой мощности «Либерти», «Райт» и «Паккард» (более 250 кВт). Но самым распространенным мотором был «Фалькон III». Наиболее подходящей ролью для машин F.2B ока­залась активная оборона, то есть сопро­вождение и прикрытие тяжелых бомбар­дировщиков.

Самолет «Бристоль F.2B» представ­лял собой одномоторный двухместный биплан -  тяжелый истребитель. Конст­рукция цельнодеревянная. Каркас фюзе­ляжа прямоугольного сечения, до каби­ны пилота обшит алюминиевым листом, дальше - материей. Крылья двухлонжеронные, из трех частей, одинакового раз­маха и ширины. Крылья прямоугольной формы с округлыми законцовками и воз­вышением 4о. Лонжероны и нервюры из ели, обтянуты материей. Элероны на обо­их крыльях. Между крыльями распорки из стальных трубок, профилированные алюминиевым листом. Под нижними крыльями имелись дуги безопасности, защищавшие законцовки крыла от воз­можных ударов о землю при взлете и по­садке. Верхнее крыло смещено вперед на 400 мм относительно нижнего. Хвосто­вое оперение деревянное, обшивка матер­чатая. Рули без компенсации. Угол ата­ки горизонтального стабилизатора мож­но было регулировать на земле - это было новым техническим решением для того времени. Тяги рулей проходили снаружи фюзеляжа. Шасси с двумя стойками, об­щей осью и резиновым амортизатором. Хвостовой костыль с маятником и амор­тизатором. Двигатель - 12-цилиндровый, рядный, V-образный, жидкостного охлаждения, типа «Роллс-Ройс Фалькон III» мощностью 202 кВт. Радиатор лобо­вой с регулируемыми жалюзи. В верхней части радиатор имел вырез, через кото­рый стрелял курсовой пулемет. Винт двух- или четырехлопастный, деревян­ный. Длинные выхлопные трубы, играв­шие также роль глушителей, отводили выхлопные газы за кабину экипажа. Главный топливный бак объемом 200 л находился в фюзеляже за двигателем. Вооружение состояло из одного пулеме­та «Виккерс 09» калибра 7,7 мм, установ­ленного на фюзеляже вдоль продольной оси симметрии и стреляющий через от­верстие в радиаторе и диск винта с помо­щью синхронизатора Константинеску, а также одинарный или спаренный пулемет «Льюис» калибра 7,7 мм на станке «Скарф» в кабине наблюдателя. Общий боекомплект 1642 патрона. Под крылья­ми имелись держатели для 12 бомб общей массой до 100 кг.

 

Тактико-технические данные

Сухая масса                                      878 кг

Взлетная масса                                 1261 кг

Размах крыла                                    11,97 м

Длина                                                           7,91 м

Высота                                              2,94 м

Площадь крыла                                37,68 м2

Максимальная скорость                  198 км/ч

Время набора 3000 м                       11 мин

Время набора 4500 м                       21 мин

Потолок                                            5500 мм

Дальность полета                            450 км

Время полета                                    3 ч