Феникс D.I

 

Фирма «Феникс-Флюгцойгверке АГ» из Вена-Штадлау принадлежала австрий­скому финансисту итальянского проис­хождения Камилио Кастильоне. В 1914 году он продал часть своего предприятия германской фирме «Бранденбургише Флюгцойгверке ГмбХ», принадлежав­шей Эрнсту Хейнкелю. Хейнкель не толь­ко владел своей фирмой, но и был ее глав­ным конструктором. Поэтому фирма «Феникс» в начале войны выпускала са­молеты Хейнкеля: сухопутные и морские. В 1917 году конструкторское бюро фир­мы, возглавляемое инженером Габриэлем Т. Кирсте, переработала конструкцию истребителя «Бранденбург D.I», изменив хвостовое оперение, крылья и двигатель. В результате получился совершенно но­вый самолет «Феникс D.I». Осенью фир­ма получила заказ на три серии самолета по 50 машин в каждой. Самолеты всех трех серий получили одинаковый двига­тель «Хиеро» мощностью 147 кВт, а но­мера серий определялись только произ­водителем двигателя. Самолеты 138-й серии получили моторы, выпущенные фирмой «Вархаловски», 228-й - «Австро-Фиат», а 328-й - «Брайтфолд-Данек» (Прага). Первые экземпляры попали на фронт в феврале 1918 года. Самолеты применялись как в армии, так и на фло­те, где им присвоили обозначение J1. Самолет получился удачным. По скоро­сти он превосходил английский «Кемел», немного уступая ему в маневренности. Вскоре в конструкцию фюзеляжа и хвостового оперения самолета внесли изме­нения. В частности, появился киль, кото­рый первоначально отсутствовал. По­явился самолет «Феникс D.II» (серии 122, 222 и 322). На фронте D.II появился в мае 1918 года. Выпускалась и серия 422 с дви­гателем «Хиеро» мощностью 169 кВт и элеронами на обоих крыльях - D.IIa. Пе­ред самым концом войны в серию пошел самолет D.III, были подготовлены два про­тотипа D.IV. Прототипы имели фюзеляж эллиптического сечения и оснащались дви­гателем «Австро-Даймлер». Конструктором этих машин был инженер Кирсте.

Истребители «Феникс D.I» и D.II со­стояли на вооружении нескольких частей (например, Flik 55J, 60J). Четвертый по результативности австро-венгерский ас Франк Линке-Кроуфорд незадолго до своей гибели 31 июля 1918 года летал попеременно на «Фениксе D.I» и «Авиатик Берг D.I». В трагический день Линке-Кроуфорд оставил «Феникс» в ремон­те, а сам вылетел на «Авиатике» (115.31) и погиб в бою с англичанами. Всего вы­пустили 160 самолетов D.I, 144 D.II, 48 D.IIa, 29 D.III и 2 D.IV.

Самолет «Феникс D.I» и D.II пред­ставлял собой одноместный биплан цельнодеревянной конструкции. Каркас фю­зеляжа обшит фанерой, а в передней час­ти алюминиевым листом. Блок цилинд­ров выступает за пределы фюзеляжа, что­бы улучшить охлаждение. Крылья двухлонжеронные, обшиты материей. Между крыльями распорки из стальных трубок и растяжки из стальной проволоки. Эле­роны металлические с матерчатой об­шивкой, только на верхнем крыле. При­вод элеронов на D.I с помощью толкате­лей, на D.II - с помощью тяг. Радиатор над верхним крылом. Винт деревянный, двухлопастный, диаметром 2660 м. Воо­ружение - два пулемета «Шварцлозе» ка­либра 8 мм, боекомплект 300 выстрелов на ствол. Пулеметы установлены под капотом слева и справа от двигателя, оснащены син­хронизатором системы Цапарка.

 

Тактико-технические данные самолета «Феникс D.I» (D.II/D.III)

Сухая масса                                                  665 (665/685) кг

Взлетная масса                                             805 (805/951) кг

Размах верхнего крыла                                9,8 м

Размах нижнего крыла                                9,0 м

Длина                                                                       6,62 м

Высота                                                          2,79 м

Площадь крыла                                            25,0 м2

Колея шасси                                                 1,5 м

Максимальная скорость                              180 (180/195) км/ч

Потолок                                                        6000 (6000/6800) м

Время полета                                               2 ч

Время набора 1000 м                                   3 мин (3 мин/2 мин 30 сек)

Время набора 3000 м                                   12 мин (12 мин/12 мин)