Первые бои над Англией

 

Война в Европе началась 1 сентября 1939 года нападением Германии на Польшу. Несмотря на отчаянное упор­ство польской армии, фронт был прорван и немецкие танковые клинья устремились на восток. Франция и Великобритания предъявили Германии ультиматум с тре­бованием отвести войска с территории Польши. Германия ультиматум проигно­рировала. Гитлер отлично понимал, что англичане, и тем паче французы, не бу­дут «умирать за Гданьск». Кроме того, армии этих двух государств еще не дос­тигли необходимого уровня боеготовно­сти. Тем не менее, 3 сентября в 11:15 правительство Великобритании объявило Германии войну. Спустя шесть часов вой­ну объявила Франция, а к вечеру того же дня в состоянии войны с Германии нахо­дились Австралия и Новая Зеландия. Еще через три дня войну Германии объявила Южная Африка, а 10 сентября - Канада. Но на этом союзники и остановились. Нача­лась так называемая «странная война».

К моменту вступления в войну Вели­кобритания располагала уже 17 эскадри­льями «Харрикейнов», объединенных в составе двух крыльев. Эскадрильи дисло­цировались на юге и востоке Англии.

Вскоре четыре эскадрильи «Харри­кейнов» перебазировались во Францию, чтобы усилить французскую авиацию и ознакомиться с тактикой люфтваффе. Оставшиеся в Англии части защищали от налетов немецкой авиации береговые объекты и морские конвои.

Психоз налета немецких бомбарди­ровщиков был очень силен. Этот психоз передавался и летчикам, которые часто совершали необдуманные поступки. На­пример, 6 сентября 1939 года произошла так называемая «Битва за Баркинг-Крек». В тот день шесть Не 111 из I./KG 26 совершали разведывательный вылет в район устья Темзы. На перехват против­ника из Норт-Уилда вылетели шесть «Харрикейнов» 56-й эскадрильи. Они имели приказ патрулировать район меж­ду Гарвичем и Колчестером, но полови­на машин залетела в Эссекс. Два резерв­ных «Харрикейна» летали над аэродро­мом. Тем временем немецкие бомбарди­ровщики благополучно легли на обрат­ный курс и ушли в Германию. Радиоло­кационная станция в Кеньюдоне засекла пару «Харрикейнов», приняв их за «Хейнкели». С аэродрома Хорнчерч подня­лись три «Спитфайра» из 74-й эскадри­льи, ведомые флайт-лейтенантом А.Дж. Мейланом. Наземные службы целеуказа­ния идеально навели «Спитфайры» на пару «Харрикейнов», летевших между Грейвсеном и Ипсвичем. Прежде чем уда­лось обнаружить ошибку, был сбит и по­гиб взводный офицер Монтегю Халтон-Харром, а другой «Харрикейн» получил повреждения. Его пилот взводный офи­цер Ф.К. Роуз совершил вынужденную посадку в 10 км к югу от Испвича, раз­бив машину. Пилоты «Спитфайров» по­шли под трибунал, но были оправданы. Однако неприятный осадок этой истории еще долго ощущался в Королевских ВВС.

Первой боевой задачей, поставленной перед «Харрикейнами» было... уничтоже­ние аэростатов заграждения над Лондо­ном. Сильный ветер 4 октября сорвал не­сколько аэростатов, и огромные баллоны болтались в воздухе, создавая угрозу для самолетов, линий электропередачи и лю­дей. Выполнить задачу поручили 111-й эс­кадрильи, которая сбила 11 аэростатов.

Тем временем 14 октября «Харрикей­ны» из 46-й эскадрильи покинули базу в Дигби и прибыли на передовой аэродром Норт-Коутс на побережье Линкольнши­ра. С этого аэродрома эскадрилья выле­тала на прикрытие прибрежного судо­ходства. Немецкие бомбардировщики и торпедоносцы появлялись тут время от времени, атакуя базу ВМФ в Скапа-Флоу и идущие вдоль берега суда. В течение нескольких дней английским истребите­лям не удавалось вступить в контакт с противником. 21 октября принесло эскад­рилье удачу. Около 15:00 шесть машин из звена «А» патрулировали воздушное про­странство над конвоем, шедшим мимо Спран-Хед, когда внезапно появилась девятка Не 115 из L/KueFlGr 406. Перед этим немцев безуспешно пытались атако­вать «Спитфайры» 72-й эскадрильи. Ко­мандир эскадрильи П.Р. Барвелл зашел с востока, отрезая противнику дорогу на­зад. Бой произошел в 50 км к востоку от Уитернси. Первого немца сбил Барвелл, второго - взводный офицер П.Дж. Фрост. Вскоре было сбито еще несколько гидро­самолетов. Всего англичане заявили пять подтвержденных побед, еще две записа­ли на счет «Спитфайров». В действитель­ности в тот день 1 ./KueFlGr 406 потеря­ла четыре Не 115. Но 27 сентября разго­ряченные победой англичане сбили в районе базы Хамбер собственный «Энсон» из 608-й эскадрильи. Подобные ошибки в тот период войны встречались очень часто.

В начале ноября, обобщив первый опыт боев во Франции, значительно при­близили точку сведения пулеметов в кры­льях. На заводских машинах точка све­дения находилась в 365 м, что было слиш­ком далеко, обычно бой шел на более коротких дистанциях. В результате пуле­меты стали сводить в 230 м.

В течение всего ноября немецкие са­молеты действовали над Англией, ис­пользуя облачность, уходя туда от английских истребителей. Поэтому истреби­телям удавалось лишь повреждать само­леты противника. Англичане одержали лишь две подтвержденные победы. Пи­лоты 79-й эскадрильи в районе Хоукинджа 21 ноября перехватили и сбили оди­ночный Do 17P. В свою очередь, пилоты 111-й эскадрильи, переброшенной в Эклингтон, 29 ноября перехватили и сбили одиночный Не 111 из KG 26. Эту победу записал на свой счет командир эскадри­льи Гарри Бродхерст. Вскоре в Эклингтон прибыла 46-я эскадрилья. Но немцы резко сократили свою деятельность над Англией, поэтому до конца года удалось одержать всего лишь одну неподтверж­денную победу.

В январе 1940 года люфтваффе снова усилило натиск. Пришлось в ответ усилить патрулирование над конвоями. Результат не заставил себя долго ждать. 13 января звено 111-й эскадрильи сбила Не 111 из l.(F)/122. Однако уже на следующий день, возвращаясь из патрулирования, столкну­лись в воздухе два «Харрикейна» из 43-й эскадрильи. Оба пилота погибли. Немец­кие бомбардировщики стали все ощутимей мешать прибрежному судоходству. Только 30 января самолеты KG 26 потопили три транспорта и один танкер общим водоиз­мещением 15022 брутто-тонн, потеряв все­го один Не 111 из 4./KG 26, сбитый в райо­не острова Когюэ двумя пилотами 43-й эс­кадрильи. Эта эскадрилья, возглавляемая к тому времени командиром эскадрильи Джорджем Лоттом, в феврале 1940 года одержала еще несколько побед. Уже 3 фев­раля в районе острова Фарн произошло несколько боев, в которых удалось сбить три Не 111 из KG 26, из которых один упал на территорию Англии. Еще одни Не 111 был записан как поврежденный. 46-я эс­кадрилья тоже заявила победы, но поте­ряла один «Харрикейн», сбитый огнем корабельной артиллерии. К счастью пи­лота удалось подобрать. Следующего Не 111 сбили 22 февраля. Автором победы стал будущий ас Королевских ВВС флайт-лейтенант Питер Таунсенд. В мар­те 43-я эскадрилья перебазировалась в Уик на севере Шотландии. Через два дня, 28 марта появились там самолеты люфт­ваффе. Действуя совместно с летчиками из 605-й эскадрильи (с ноября 1939 года также летавшей на «Харрикейнах»), уда­лось сбить один Не 111.

Тем временем в январе к боевым вы­летам приступили еще две эскадрильи «Харрикейнов» - 242-я и 253-я. В февра­ле к ним присоединилась 601-я эскадри­лья, сменившая двухмоторные «Бленхеймы» на «Харрикейны». В марте боеготов­ности достигли 145-я и 229-я эскадрилья, а в апреле - 245-я эскадрилья. Началось формирование еще двух эскадрилий на «Харрикейнах» - 238-й и 249-й.

2 апреля свой боевой счет открыла 504-я эскадрилья, сбившая над морем в районе английского побережья один Не 115 из З./KueFlGr 506. Немецкие борт­стрелки ранили летного офицера Д. Филлипса, которому пришлось садиться на воду. Впрочем, спасательная команда бы­стро подобрала летчика. Во вторую неде­лю апреля люфтваффе переключилось на Норвегию, поэтому над Англией немецкие самолеты практически не появлялись.

Базу Скапа-Флоу теперь прикрывали четыре истребительные эскадрильи, в том числе три на «Харрикейнах». Это были 111-я эскадрилья в Дреме, а также 43-я и 605-я эскадрильи в Уике. 8 апреля 43-я эскадрилья сбила три Не 111 из KG 26. Среди сбитых оказалась машина ко­мандира I./KG 26 подполковника Ганса Алефельда, который погиб вместе со сво­им экипажем. Спустя месяц жертвами 43-й эскадрильи стали два Do 17.