Норвежский эпизод

 

Когда стало очевидным, что англича­не собираются ввести в Норвегию войс­ка, немецкое командование решило опе­редить противника, с тем, чтобы не до­пустить его к источникам сырья. Втор­жение с моря и воздуха началось 9 апре­ля. Благодаря внезапности немецкие вой­ска быстро овладели стратегически важ­ными объектами. Англия прореагирова­ла лишь на следующие сутки, отправив к берегам Норвегии свой флот, авиацию и сухопутный экспедиционный корпус. Однако лишенные истребительного при­крытия английские бомбардировщики понесли тяжелые потери. Тогда в Норве­гию отправили эскадрилью «Гладиато­ров». Эскадрилья, несмотря на некото­рые успехи, быстро потеряла боеспособ­ность. Тогда ее решили усилить эскадри­льей «Харрикейнов». Выбор пал на 46-ю эскадрилью, дислоцированную в Дигби и возглавляемую командиром эскадри­льи К.Б.Б. Кроссом.

В конце апреля 1940 года три «Харрикейна» 46-й эскадрильи прибыли в Прествик, где приступили к пробным взлетам и посадкам с палубы авианосца. Подготовка пилотов шла быстро, 10 и 11 мая на палубе авианосца «Глориес» на­ходилось 17 «Харрикейнов» вместе с пи­лотами. Наземный персонал эскадрильи отправили в Норвегию на польском ко­рабле «Баторий». 17 мая корабль был готов выступить из Харстада, а на следу­ющий день взял курс на Скаанланд.

«Глориес» вышел в море вечером 14 мая и через 12 дней прибыл к норвежско­му побережью. Первым с палубы авиа­носца поднял «Харрикейн» командир эс­кадрильи Кросс. В 21:30 первая тройка «Харрикейнов» прибыла на аэродроме Скаанланд. Вскоре туда прибыла вторая тройка. При посадке на мягкий грунт полевого аэродрома истребители уткну­лись носом, но повреждения были мини­мальны. Остальные «Харрикейны» пере­летели в Бардуфосс.

Первый боевой вылет из Скаанланда провели уже 27 мая, вылетев на перехват трех Не 111. Немцам удалось уйти, по­скольку пилоты 46-й эскадрильи имели приказ атаковать лишь те самолеты, ко­торые пытаются бомбить сам Скаанланд. При посадке снова произошла авария, на этот раз один «Харрикейн» пришлось списать. Выяснилось, что покрытие аэро­дрома слишком мягкое, и вечером все бесценные «Харрикейны» перелетели в Бардуфосс. Всего на аэродроме собра­лось 15 машин. Небо над Норвегией ки­шело немецкими самолетами, поэтому огневой контакт был установлен очень быстро. 28 мая боевой счет 46-й эскадри­льи открыли летный офицер Дж.У. Лиделл и взводный офицер П.Р. Макгрегор, сбившие над Тьельборном один Ju 88.

Вечером три «Харрикена» (флайт-лейтенант П.Дж. Джеймсон, летный офицер Х.Х. Найт, взводный офицер А.Э. Джон­сон) перехватили два гидросамолета Do 26. Это были прототипы VI и V3 из KGrzbV 108. Англичане сделали несколь­ко заходов, и оба самолета упали в воду. Тройка «Харрикейнов» села в Бардуфоссе в 22:00.

Через три часа флайт-лейтенант П.Дж. Джеймсон снова поднялся в воз­дух. Это было 29 мая в 00:40. Используя лунную ночь, Джеймсон вместе со взвод­ным офицером Дж.Ф. Драммондом вы­летел на боевое патрулирование. Около 3:00 английские пилоты перехватили три Не 111 из 2./K.G 26 и быстро сбили два из них. Джеймсон идентифицировал свою жертву как Ju 88, а Драммонду пришлось прыгать с парашютом, так как немецкий бортстрелок сумел на прощанье угостить его дозой свинца. Проболтавшись какое-то время в воде, Драммонд все же был спасен проходившим мимо английским кораблем.

В полдень победу одержал взводный офицер Н.Л. Бэнкс, сбив четырехмоторный бомбардировщик Fw 200 «Кондор» из I./KG 40, идентифицировав его как Ju 89. Следующую победу Бэнкс заявил че­рез пять часов. Вечером люфтваффе про­вело массированный налет на английские корабли, стоявшие в Нарвике. Бэнкс был одним из девяти пилотов 46-й эскадри­льи, вылетевших на перехват 23 немецких бомбардировщиков, сопровождаемых четырьмя Bf 110 из ZG 76. Бэнкс доло­жил по радио о сбитом Ju 88 (фактичес­ки, совместная победа с летным офице­ром Дж.У. Лиделлом над Не 111 из KGr 100). В плен попал командир бомбарди­ровочной группы капитан Артур фон Казимир. Однако Бэнкс и Лиделл в этом бою также были сбиты и погибли. Тре­тью победу в бою заявил летный сержант Э. Шекли, доложив о сбитом Ju 88. На его истребителе стоял один из первых фотопулеметов, который и зарегистриро­вал победу. В действительности жертвой Шекли стал Bf 110, экипаж которого по­пал в плен.

2 июня «Харрикейны» и «Гладиато­ры» совершили 75 боевых вылетов в рай­он Нарвика, провели 25 воздушных боев и заявили девять побед. Большинство боев шло над расположением английских сухопутных частей, и вид падающих не­мецких самолетов благоприятно сказы­вался на боевом духе солдат. Первую по­беду пилоты 46-й эскадрильи одержали вскоре после полудня. Взводный офицер Дж.Ф. Драммонд и сержант Б.Л. Тейлор сбили два Ju 87 из 2,/StG 1, которые пы­тались атаковать английский эсминец. Через час другая пара «Харрикейнов» повредила один Ju 87, но и один «Харри­кейн» получил попадание в фонарь.

Боевые действия в Норвегии близи­лись к концу. Несмотря на то, что англи­чанам удалось отбить Нарвик, им не ос­тавалось ничего другого, как начать эва­куацию из Норвегии. 6 июня «Харрикей­ны» сопровождали «Уолрусы», летевшие на бомбардировку. На следующий день произошло очередное сражение. Ранним утром летный офицер Х.Х. Найт и взвод­ный офицер Дж.Ф. Драммонд перехвати­ли тройку Не 111 и доложили об одном сбитом бомбардировщике. Вскоре ко­мандир эскадрильи К.Б.Б. Кросс и взвод­ный офицер П.У. Левевр заявили общую победу над Не 111. Машина Кросса по­лучила в бою повреждение, и командиру эскадрильи пришлось спешно сажать свой самолет, у которого был перебит масляный радиатор.

Вскоре началась эвакуация 46-й эс­кадрильи. Несколько дней шли жаркие споры о том, грузить оставшиеся «Хар­рикейны» на авианосец, или сжечь их на аэродроме, а эвакуировать только лич­ный состав. Сторонником перелета на авианосец выступил командир эскадри­льи Кросс, который дал гарантию того, что его пилоты смогут приземлиться на палубе «Глориеса». Наконец, его мнение возобладало, и в 18:00 один из палубных «Суордфишей» доставил на аэродром разрешение перегнать первую тройку «Харрикейнов». Все пилоты 46-й эскад­рильи добровольно вызвались лететь первыми. Наконец, в первую тройку выб­рали флайт-лейтенанта П.Г. Джеймсона, летного офицера Х.Х. Найта и сержанта Б.Л. Тейлора. Чтобы уравновесить само­леты, в хвостовой отсек погрузили меш­ки с песком, что должно было помочь избежать капотирования при посадке. Все три «Харрикейна» приземлились без проблем в 19:30. Вскоре «Суордфиш» доставил на аэродром разрешение пере­гнать следующие машины.

Тем временем в последнее патрулиро­вание над Нарвиком вылетели летный офи­цер М.К.Ф. Ми и взводный офицер Дж.Ф. Драммонд. По их позднейшему рапорту, они перехватили четверку Не 111 и сбили по одному самолету, а Драммонд повредил два оставшихся бомбардировщика. В дей­ствительности, они встретили три Не 111 из 6./KG 26, из которых одного сбили, а другой повредили.

На рассвете 8 июня на палубе авиа­носца «Глориес» стояло десять «Харри­кейнов» 46-й эскадрильи. В Норвегии эта часть совершила 249 боевых вылетов, сбила 16 немецких самолетов и повреди­ла еще три. Больше всего побед одержал летный офицер Дж.Ф. Драммонд - четы­ре сбитых и две поврежденных машины. Но на этом норвежская страница истории для 46-й эскадрильи еще не закончилась. В полдень того же дня авианосец «Глориес», сопровождаемый только двумя эсминцами, был атакован немецкими «карманными линкорами» «Шарнхорст» и «Гнейзенау». В ходе двухчасового боя немецкие корабли потопили «Глориес» и оба эсминца: «Ардент» и «Акаста». По­гибло 1460 английских моряков и 59 че­ловек из личного состава 46-й эскадри­льи: 41 механик и 18 пилотов. Уцелеть удалось только командиру эскадрильи К.Б.Б. Кроссу и флайт-лейтенант П.Г. Джеймсону, которых подобрал спаса­тельный гидросамолет.