Битва за Англию

 

Оставшаяся в одиночестве Англия спешно готовилась к отражению немину­емого немецкого десанта. Защиту стра­ны с воздуха обеспечивала истребитель­ная авиация. Главной ударной силой ис­требительных частей в этот момент ста­ли «Харрикейны», простые в производ­стве, легкие в обслуживании и пилотиро­вании. 1 июля в боевых частях находи­лось 347 «Харрикейнов», в том числе 232 исправных, и 527 пилотов. Многие пило­ты не имели никакого боевого опыта, некоторых даже отправляли обратно в летные школы для продолжения подго­товки. Каждый сутки в Англии готови­лось по 20 новых пилотов «Харрикей­нов», что было явно недостаточно.

В течение нескольких дней отмеча­лись лишь небольшая активность люфт­ваффе. Немцы атаковали прибрежные конвои, проводя разведку боем. Чтобы не выдавать действительной численности Королевских ВВС был отдан приказ всту­пать в бой только с немецкими бомбар­дировщиками. Разумеется, избегать кон­такта с истребителями противника не все­гда удавалось. Уже 7 июля в бою с Bf "109Е из JG 51 погиб командир эскадри­льи Джослин из 79-й эскадрильи. В пол­день 9 июля тройка 43-й эскадрильи, ве­домая командиром эскадрильи Лоттом перехватила отряд Bf 110 из V.(Z)/LG 1. Англичане заявили три подтвержденных победы (действительные потери немцев две машины). Проводя лобовую атаку на очередной Bf 110, Лотт получил ранение в глаз и был вынужден прыгать с пара­шютом. Хотя немцы заявили три победы, в действительности англичане потеряли лишь один «Харрикейн».

Первая крупная битва имела место 10 июля, когда Do 17 из KG 2 с истребитель­ным сопровождением совершили налет на конвой Бред. 22 «Харрикейна» из 32-й, 56-й и 111-й эскадрилий вместе с несколькими «Спитфайрами» перехватили бомбардировщики. Первыми атаковали пилоты 111-й эскадрильи, ведомые ко­мандиром эскадрильи Томпсоном. Они впервые провели массированную лобо­вую атаку, в ходе которой сбили два «Дорнье». Один из бомбардировщиков оказался сбит в результате невольного тарана. Летный офицер Том Хиггс заце­пил крылом своей машины Do 17 и оба самолета рухнули в воду. Хиггс погиб. Летный офицер Генри Феррис заявил повреждение другого «Дорнье» и побе­ду над Bf 109, но и сам был вынужден са­диться на ближайшем аэродроме. Там он пересел на другой «Харрикейн» и снова бросился в бой. Всего 111-я эскадрилья заявила 4-0-1 побед, что составило поло­вину от результата, показанного в бою «Харрикейнами», потеряв при этом толь­ко две машины и одного пилота. Лобо­вую атаку позднее применили и пилоты 92-й эскадрильи, летавшей на «Спитфайрах». В течение первых десяти дней июля «Харрикейны» сбили 13 немецких бом­бардировщиков, семь истребителей и один разведывательный самолет, потеряв восемь машин и пять пилотов.

Главной задачей «Харрикейнов» было сопровождение конвоев, идущих вдоль берега Англии, а также перехват немецких бомбардировщиков и развед­чиков. Безжалостно англичане уничтожа­ли и гидросамолеты Не 59, несмотря на то, что они несли красный крест. Доста­точно было простого подозрения на то, что самолеты используются не только для спасения попавших в море людей, но и для разведки. Больше всего времени и сил занимали бои с немецкими истреби­телями сопровождения.

Налеты на прибрежные конвои про­должались на протяжении нескольких недель. 11 июля «Харрикейны» из 87-й, 238-й и 601-й эскадрилий перехватили группу Ju 87, сопровождаемую истребителями Bf 110, бомбившую Портленд ан­гличане заявили 1 +4 сбитых «штук» и 7+1 истребителей. В действительности немцы потеряли два Ju 87 и четыре Bf 110, поте­ри англичан составили всего одну по­врежденную машину. Через два дня 56-я эскадрилья отражала налет Ju 87, сопро­вождаемых истребителями Bf 109E из JG 51. В бою англичане потеряли двух пи­лотов, заявив 3+6 побед. На следующий день флайт-лейтенант Р.Л. Смит из 151-й эскадрильи вылетел на эксперименталь­ном «Харрикейне», вооруженным двумя 20-мм пушками. Над конвоем в районе Истбурна он вступил в бой с Ju 87, со­провождаемых Bf 109E из III./JG 3. Смит поразил один из истребителей, доложив вероятную победу. В бою также участво­вали 615-я и 610-я эскадрильи на «Спитфайрах». Из общего числа побед 5+3 пи­лоты «Харрикейнов» заявили 4+2 побе­ды, потеряв только одну машину, пилот которой позднее умер в госпитале.

Налеты усилились 19 июля, когда не­мецкие пикирующие бомбардировщики атаковали Дувр и Портленд. В полдень «Харрикейны» из 111-й эскадрильи спас­ли от полного разгрома «Дефианты» из 141-й эскадрильи, атакованные «Мессершмиттами» из III./JG 51. Немцы успели сбить шесть старых бипланов, прежде чем вмешались «Харрикейны». Без по­терь со своей стороны пилоты 111-й эс­кадрильи заявили 2+1 победу. Хуже при­шлось 43-й эскадрильи, которая вечером завязала бой с истребителями из III./JG 27. Англичане и здесь заявили 2+1 побе­ду, но и сами потеряли две машины. В водах Ла-Манша утонул сержант Бак, а флайт-лейтенант Джон Симпсон выпрыг­нул с парашютом, успев до этого заявить один сбитый Bf 109. Бой вела и 32-я эс­кадрилья, которая перехватила группу пикировщиков, сопровождаемых истре­бителями из III./JG 51. Англичане заяви­ли 3-2-6 побед над «штуками» и один сби­тый Bf 109. Двое пилотов из 56-й эскад­рильи, также участвовавших в том бою, заявили совместную победу над другим «Мессершмиттом». Потери были невели­ки. Погиб летный сержант Куни, а двое других пилотов вернулись на базу на про­стрелянных машинах. «Спитфайры» так­же потеряли одного пилота, пять истре­бителей получили повреждения. Англий­ские пилоты заявили пять подтвержден­ных Ju 87, тогда как немцы в действитель­ности потеряли четыре пикировщика сбитыми и один серьезно поврежденным.

Немцы большие надежды возлагали на экспериментальную смешанную истребительно-бомбовую часть Erprobungsgruppe 210, оснащенную двух­моторными истребителями Bf 110. Эти хорошо вооруженные и скоростные ис­требители оказались недостаточно маневренны и не могли эффективно бороть­ся с одномоторными английскими истре­бителями. Однако в варианте бомбарди­ровщика Bf 110 очень эффективно поражали точечные цели. В бою с английски­ми истребителями Bf 110 обычно обра­зовывали круг, когда каждый следующий самолет прикрывает хвост предыдущему. Однако англичане быстро выяснили, что благодаря преимуществу в маневре они могут прорывать круг под разными уг­лами практически без особого риска. Неоднократно английские истребители причиняли ErprGr 210 ощутимые потери, погибли два командира группы. 15 авгу­ста пилоты 111-й эскадрильи сбили ка­питана В. Рубенсдёрффера, а 5 октября поляки из 303-й эскадрильи сбили капи­тана Вайманна. Жертвами «Харрикей­нов» стали также семеро командиров эс­кадрилий ErprGr 210.

В июле люфтваффе совершало беспо­коящие ночные налеты небольшими группами бомбардировщиков. Англича­не ничего не могли противопоставить этой тактике, так как не располагали пол­ноценными ночными истребителями. На перехват бомбардировщиков вылетали стандартные «Харрикейны», «Спитфай­ры» и даже «Бленхеймы». Первую побе­ду ночью «Харрикейны» одержали 26 июля, когда взводный офицер Джон Кок из 87-й эскадрильи сбил над Портисхедом Не 111 из I./KG 4.

Битва за Англию начала набирать размах 8 августа, когда немцы атакова­ли конвой Пивит, шедший в районе ост­рова Уайт. Первый эшелон Ju 87, сопро­вождаемый истребителями, появился над целью в 9:00. Немцев перехватили «Хар­рикейны» 145-й эскадрильи. Английские летчики заявили 2-9-5 побед, потеряв двух пилотов. В полдень над конвоем разыгралось настоящее сражение. На этот раз с английской стороны в нем уча­ствовали «Харрикейны» из 145-й, 238-й, 257-й и 601-й эскадрилий. Англичане за­явили 9+9 побед, потеряв пять машин вместе с пилотами. Через два часа 145-я эскадрилья снова вступила в бой, теперь действуя совместно с 43-й и 213-й эскад­рильями. В ожесточенной схватке пило­ты 145-й эскадрильи заявили 6-2-4 побе­ды, потеряв троих пилотов. Всего за сут­ки эскадрилья заявила 10-13-9 побед це­ной гибели пяти пилотов. 43-я эскадри­лья доложила 6-9-4 побед, потеряв двух летчиков. За сутки «Харрикейны» заяви­ли 25-29-13 побед, потеряв 12 пилотов.

Не менее напряженные бои имели место и 11 августа, когда люфтваффе по­пыталось атаковать Портленд. На пере­хват противника вылетело множество английских истребителей, в том числе 58 «Харрикейнов» из 1-й, 87-й, 145-й, 213-й, 238-й и 601-й эскадрилий. Англичанам удалось атаковать немецкие бомбарди­ровщики прежде, чем на перехват выдви­нулись истребители противника. Столь масштабного сражения до сих пор еще не случалось. Пилоты «Харрикейнов» зая­вили 32-10-13 побед, потеряв 16 машин и 14 пилотов. Три первые победы заявил сержант Кросскетт из 213-й эскадрильи.

По четыре пилота потеряли 238-я и 601-я эскадрилья. Похожим образом развива­лись события и на следующий день, ког­да немцы предприняли налет на радио­локационную станцию в Вентноре на ос­трове Уайт. 48 «Харрикейнов» перехва­тили группу из 300 немецких самолетов и заявили 15-10-11 побед, из которых 12 подтвержденных побед пришлось на 213-го эскадрилью. При этом англичане по­теряли семь машин и шесть пилотов. 13 августа «Харрикейны» заявили 41-35-33 побед, потеряв 12 машин и трех пилотов.

Находившиеся на отдыхе в северной части страны эскадрильи получили шанс проявить себя 15 августа, отражая налет 5-го воздушного флота люфтваффе, ба­зировавшегося в Скандинавии. Группа из 61 Не 111 из KG 26 в сопровождении 21 Bf 110 из ZG 76 была перехвачена еще над морем 24 «Спитфайрами» из 41-й и 72-й эскадрилий, а также 25 «Харрикейнами» из 79-й, 605-й и 607-й эскадрилий. Нем­цы потеряли восемь бомбардировщиков и семь истребителей, англичане заявили 24-8-8 побед, потеряв только одну маши­ну. Вскоре после этого 12 самолетов 73-й эскадрильи и 12 «Спитфайров» из 616-й эскадрильи перехватили группу Ju 88 из KG 30 и сбили семь немецких бомбарди­ровщиков без потерь со своей стороны. 73-я эскадрилья заявила 8+5 побед. В ожесточенных боях на юге отличилась 213-я эскадрилья, заявившая 13 сбитых Bf 110 и 5 Ju 87 плюс три вероятные побе­ды, потеряв только одного пилота. Не­намного отстала 87-я эскадрилья, заявив­шая 13-1-1 побед, ценой трех самолетов и одного пилота.

С помощью «Харрикейна» удалось заслужить единственный Крест Короле­вы Виктории, врученный пилотам истре­бительного командования. 16 августа в районе Саутгемптона трое пилотов 249-й эскадрильи были захвачены врасплох несколькими Bf 110 из ZG 26. Все три «Харрикейна» получили повреждения. Командир эскадрильи Эрик Кинг дотя­нул на прошитом истребителе на базу в Боском-Даун, взводный офицер Мартин Кинг выпрыгнул с парашютом, но пара­шют не раскрылся. Флайт-лейтенант Джеймс Николсон был ранен в ноги, ког­да четыре пушечных снаряда попали в кабину его самолета. «Харрикейн» заго­релся, и Николсон приготовился прыгать с парашютом, когда перед его машиной внезапно появился Bf 110. Английский офицер тут же открыл огонь и жал на га­шетку до тех пор, пока огонь не проник в кабину. Тогда Николсон выпрыгнул с парашютом. Пока он висел на стропах, его обстреляли ополченцы, но все пули, к счастью, прошли мимо. Флайт-офицера быстро доставили в госпиталь, где и заявил свою победу. За огромное муже­ство летчик был представлен к Кресту Королевы Виктории. Николсон погиб 2 мая 1945 года, когда упал в воды Бенгаль­ского залива в районе Рангуна.

Напряженность боев с каждым днем росла и достигла апогея 18 августа. В этот день произошли самые кровопролитные сражения. В течение суток англичане от­разили несколько налетов люфтваффе. Особенно тяжелые потери удалось при­чинить пикирующим бомбардировщи­кам Ju 87, которые впредь немцы боль­ше не применяли над Англией. 32-я эскад­рилья заявила 16-4-3 победы, потеряв два истребителя, а 85-я эскадрилья - 13-2-7 побед, с теми же потерями. Всего за сут­ки англичане потеряли 28 «Харрикейнов» сбитыми и 12 поврежденными. Среди погибших был флайт-лейтенант Дикки Ли из 85-й эскадрильи, имевший к тому времени на боевом счету 11 подтвержден­ных побед.

27 августа на отдых отправили 32-ю эскадрилью. Эта часть действовала в пер­вой линии с начала июля, заявив 49-34-16 побед, в том числе командир эскадри­льи Майк Кроссли за две недели заявил 10-4-1 победу.

Тяжелые бои имели место 30 и 31 ав­густа. За неделю англичане потеряли 107 «Харрикенов» и 71 «Спитфайр», а также 55 летчиков убитыми и 78 тяжело ране­ными. 30 августа отличился командир эскадрильи Тон Глив из 253-й эскадри­льи. Глив вел четыре «Харрикейна», си­лами которых врезался в самую гущу от­ряда из 90 Bf 109E из JG 54. Смело атако­вав противника, Глив благополучно про­вел бой и, вернувшись на базу, заявил четыре вероятные победы. Другие пило­ты, летевшие с ним, оказались не столь удачливы. Все трое были сбиты, причем двое погибли, а третий получил тяжелое ранение. Через шесть часов был сбит сер­жант Дж.Х. Дикинсон, тоже и 253-й эс­кадрильи. Дикинсон выпрыгнул из само­лета с парашютом, но его, висящего на стропах, расстрелял пролетавший мимо «Мессершмитт». В августе состояния бое­готовности достигли еще несколько эскад­рилий, оснащенных «Харрикейнами». Это была 1-я канадская эскадрилья, чехосло­вацкая 310-я эскадрилья, польские 302-я и 303-я эскадрильи, а также английская 232-я эскадрилья. Началось формирование 306-й польской и 312-й чехословацкой эскад­рильи. Из-за спешки эти две части также получили «Харрикейны», так как эти ис­требители были гораздо проще в пилоти­ровании, чем «Спитфайры», а также име­лись в достаточном количестве.

Польские пилоты, получив современ­ные истребители, начали лихорадочно отдавать долги, набранные в ходе сен­тябрьской кампании. Безрассудство польских пилотов переходило всякие гра­ницы. На первой линии оказалась 303-я эскадрилья, которая открыла свой бое­вой счет довольно необычным способом. 30 августа во время учебного полета лет­ный офицер Л.В. Пашкевич, увидев иду­щий невдалеке бой, покинул строй и ата­ковал один из немецких самолетов. Он заявил Do 17, но в действительности сбил Bf 110 из ZG 76. На следующий день эс­кадрилья заступила на боевое дежурство, и в первом же бою поляки заявили четы­ре сбитых Bf 109. Первый крупный успех поляки одержали 5 сентября, когда пере­хватили группу Ju 88 в сопровождении Bf 109. Поляки заявили три сбитых бомбар­дировщика и пять истребителей, потеряв одну машину сбитой и одну поврежден­ной. На следующий день 303-я эскадри­лья заявила семь побед, но потеряла три машины сбитыми и две поврежденными (четверо пилотов были ранены). Раны получили как польский (командир эскад­рильи 3. Краснодембский), так и англий­ский (командир эскадрильи Р.Дж. Келлет) командиры части. Новым командиром стал спешно произведенный в команди­ры эскадрильи В. Урбанович.

7 сентября люфтваффе атаковало Лондон, намереваясь в воздушном бою нанести удар английской истребительной авиации. Англичане, действительно, в течение 14 минут подняли в воздух все истребители, имевшиеся в радиусе 100 км от столицы. В течение получаса над Лон­доном царила кровавая круговерть, в которой с обеих сторон участвовало до 1250 самолетов! В течение 19 минут Bf 109Е сбили 15 «Харрикейнов». Хуже все­го пришлось 249-й эскадрильи, которая потеряла четыре машины. 43-я эскадри­лья потеряла командира Сезара Хилла. В числе погибших оказался и летчик-ис­пытатель фирмы «Хоукер» флайт-лейте­нант Дик Рейнелл. Поляки из 303-й эскадрильи заявили 14+4 побед, в том числе 12 бомбардировщиков Do 17. Поляки потеряли два «Харрикейна» сбитыми и два поврежденными.

Поляки действовали хоть и безрас­судно, но проявляли при этом немалое мастерство. Например 11 сентября в рай­оне Лондона 303-я эскадрилья перехва­тила группу немецких бомбардировщи­ков, сопровождавшихся истребителями Bf 109. Поляки атаковали, не колеблясь. Потеряв двух пилотов убитыми и одно­го раненным, поляки заявили в том бою 13+1 победу.

Другой массированный налет на Лон­дон немцы предприняли 15 сентября. Но на этот раз англичане были готовы не в пример лучше. Ценой 23 «Харрикейнов» и семи «Спитфайров» англичане сбили 56 немецких самолетов. Ни одна из участво­вавших в бою эскадрилий более чем три самолета не потеряла. Флайт-лейтенант Маккеллар из 605-й эскадрильи в течение суток заявил один сбитый Do 17 и два Bf 109Е, а также вероятную победу над Не 111. Ночью офицер записал на свой бое­вой счет очередного «Хейнкеля». Снова отличились поляки, заявив 15 побед. Очень скоро 303-я эскадрилья стала са­мой эффективной частью, заявив в ходе кампании 126 побед.

Немцы отказались от высадки десан­та, перейдя к тактике беспокоящих ноч­ных налетов. Боевой дух немецких пило­тов упал. 27 сентября произошло очеред­ное сражение, когда люфтваффе предпри­няло попытку бомбить завод «Бристоль» в Филтоне. На перехват вылетели 120 английских истребителей, которые в те­чение суток сбили 57 немецких самоле­тов, потеряв 13 «Харрикейнов» и 14 «Спитфайров».

В октябре люфтваффе сократило свою активность над Англией, сделав основной упор на истребители-бомбар­дировщики Bf 109. Это была новая так­тика, но какого-то стратегического зна­чения она приобрести не смогла. Однако потери у немцев резко упали. Истреби­тели-бомбардировщики держались боль­шими группами и не отвлекались на при­крытие бомбардировщиков. Напротив, англичане стали нести высокие потери. 7 октября флайт-лейтенант Маккеллар из 605-й эскадрильи сумел в ходе двух вы­летов заявить пять подтвержденных по­бед и одно повреждение. Этот перспек­тивный пилот погиб 1 ноября в бою с П./ JG 27, уже в должности командира 605-й эскадрильи. К моменту своей гибели он был лучшим асом Королевских ВВС, имея на боевом счету 17 индивидуальных и три групповые победы, пять вероятных побед и три повреждения.

Последним аккордом кампании 1940 года стал бой, который провели 11 нояб­ря 17-я, 46-я и 257-я эскадрильи с италь­янскими ВВС, которые также пытались совершить налет на Англию. Без потерь со своей стороны англичане заявили 9-0-1 сбитых бомбардировщиков BR.20 и 4-3-1 истребителей Fiat CR 42. До конца года большинство английских эскадри­лий зализывало раны после напряженных осенних боев.