Война на Западе

 

До конца 1940 года три эскадрильи успели получить самолеты «Харрикейн Mk ПА». Это были 46-я эскадрилья (ко­мандир эскадрильи Алекс Рабальяти) в Дигби, 303-я эскадрилья (командир эс­кадрильи Адам Ковальчик) в Леконфилде и 605-я эскадрилья (командир эскад­рильи Джералд Эдж) в Кройдоне. В те­чение первых трех месяцев 1941 года по­лучили новую модификацию «Харрикейна» 1-я, 17-я, 96-я, 111-я, 249-я, 302-я и 615-я эскадрильи. В феврале 1941 года «Харрикейны Mk IIA» также получила 56-я эскадрилья (командир эскадрильи Эд Райдер) из Даксфорда, 242-я эскадрилья (командир эскадрильи Дуглас Бейдер) из Мартлсхем-Хит, а также 249-я эскадри­лья (командир эскадрильи Роберт Бар-тон). Летом 1941 года уже 24 эскадрильи Королевских ВВС летало на Mk IIA или В, часто в составе одной эскадрильи были и машины и того, и другого варианта. Первые истребители-бомбардировщики Mk IIB попали в боевые части в мае 1941 года. Сразу за самолетами закрепилось прозвище «Харрибомбер». В апреле по­явились первые самолеты Mk ПС, воору­женные четырьмя 20-мм пушками. Эти самолеты первой получила 3-я эскадри­лья (командир эскадрильи Расселл Эйткен) в Мартлсхем-Хит, 257-я эскадрилья (командир эскадрильи Боб Так) в Колтисхолле, а также 46-я эскадрилья (ко­мандир эскадрильи Алекс Рабальяти) в Шерберн-ин-Элмет.

«Харрикейны» часто использовались в роли ночных истребителей. 16 эскадри­лий постоянно вылетали на ночное пат­рулировании. На ночных действиях спе­циализировалась 96-я эскадрилья, которая в марте 1941 года пересела на двух­местные «Дефианты». Завоевавшая авто­ритет в предыдущих кампаниях 151-я эс­кадрилья имела смешанный парк из «Харрикейнов» и «Дефиантов». Летав­ший на «Харрикейне» будущий английс­кий ас взводный офицер Ричард Стивене открыл свой боевой счет в полночь 16 января, сбив Do 17. Через час, в ходе сле­дующего вылета, Стивене сбил Не 111. Вечером того же дня свою первую побе­ду заявила 32-я эскадрилья. Летный офи­цер Ян Фальковский, поляк по нацио­нальности, перехватил и сбил Не 111, хотя и сам был вынужден прыгать с па­рашютом. Всего до мая 1941 года, когда немцы прекратили регулярные ночные налеты на Англию, английские истреби­тели заявили около 80 побед.

«Харрикейны» участвовали в про­вальном проекте «Тербинлайт». По за­мыслу командира крыла Уильяма Хелмора «Харрикейны» должны были взаимо­действовать с двухмоторными «Хавоками», которые, в свою очередь, оснаща­лись мощными прожекторами для под­светки целей. Но на практике выясни­лось, что такая тактика малоэффективна и опасна для самолетов. В январе 1942 года 1-я, 3-я, 32-я, 87-я, 245-я, 247-я, 253-я, 257-я и 486-я эскадрильи начали учеб­ные полеты совместно с «Хавоками». Для этого сформировали учебные звенья с номерами от 1451 до 1460. В сентябре зве­нья развернули в эскадрильи, сменив им номера на 530-539. Результаты операции «Тербинлайт» оказались нулевыми, если не считать собственных потерь. Един­ственную победу удалось одержать 30 апреля, когда 1459-е звено перехватило Не 111. Флайт-лейтенант Уинн подсветил цель, а командир эскадрильи Дерек Япп из 253-й эскадрильи сбил немца. Другую «победу» англичане одержали 24 июня. 1457-е звено сбило английский «Стирлинг». В январе 1943 года эскадрильи расформировали, и «Харрикейны» верну­лись к решению обычных задач.

По ночам «Харрикейны» также наведывались на территорию противника, где перехватывали немецкие бомбардиров­щики, возвращавшиеся с налетов на Ан­глию. Особенно отличились в этих выле­тах 1-я и 87-я эскадрильи, оснащенные самолетами Mk ПС с дополнительными топливными баками. В ходе перехватов прославился чешский пилот Карле Куттельвашер из 1-й эскадрильи. Например в ночь с 4 на 5 мая 1942 года в районе аэродрома Сен-Андрэ чех заявил три сби­тых Не 111, доведя свой боевой счет до 12. Всего, летая на «Харрикейнах», он заявил 18 побед. Когда же его перевели в 23-ю эскадрилью, летавшую на «Москито», звезда пилота закатилась. Ему не только не удалось больше одержать ни одной победы, но даже перехватить хотя бы один самолет.

С 1941 года дневные вылеты «Харри­кейнов» в Западной Европе проходили по стандартной тактике. Имелись следую­щие тактические схемы: «Рабарб» (атака наземных целей силами четырех самоле­тов), «Родео» (атаки наземных целей си­лами эскадрильи), «Рейнджер» (вылеты силами крыла или нескольких эскадри­лий с целью вызвать на бой истребители люфтваффе), «Сёркус» и «Рамрод» (со­провождение бомбардировщиков), а так­же «Роудстед» (атака судоходства у по­бережья Франции).

Первый налет на Францию англича­не провели 29 декабря 1940 года силами 249-й эскадрильи, возглавляемой коман­диром эскадрильи Батчем Бартоном. 12 января 1941 года на первый официальный «Рабарб» вылетели «Харрикейны» из 242-й эскадрильи. Вылет прошел не очень удачно. В стычках с Bf 109E англичане потеряли двух пилотов, в том числе лет­ного офицера Уильяма Макнайта, имев­шего на боевом счету 18 побед. Обычный «Рабарб» англичане провели 22 января силами 303-й польской эскадрильи. По­ляки захватили врасплох аэродром Креси, где находились самолеты I./JG 26. В ходе налета погиб один из механиков, двое других получили ранения. В бою с «Мессершмиттами» командир эскадри­льи Вацлав Лапковский и сержант Вик­тор Стембош заявили по одному по­вреждению. В действительности они сби­ли два Bf 109E из 2./JG 26 и I.(J)/LG 2.

В июне на аэродром Норт-Уилд со­стояния боевой готовности достигла аме­риканская 71-я эскадрилья, оснащенная «Харрикейнами». Возглавлял часть анг­личанин, командир эскадрильи Генри Вудхауз. Первую победу американцы одержали 21 июля в районе Лилля, когда взводный офицер Данн сбил один Bf 109F. Новые английские эскадрильи очень быстро переходили на «Спитфайры», а «Харрикейны» все больше исполь­зовались в роли истребителя-бомбарди­ровщика. К боевым вылетам приступи­ли две канадские эскадрильи: 401-я и 402-я, причем пилоты 402-й эскадрильи про­шли дополнительный курс подготовки борьбы с наземными целями. Первый налет «Харрибомберы» провели 30 ок­тября силами 607-й эскадрильи. Их со­провождали «Спитфайры Mk V». Само­леты сбросили бомбы на трансформатор­ную станцию в Тенгри. Через два дня на­лет совершила 402-я эскадрилья, ее целью стал аэродром Берк-сюр-Мер. Тем време­нем немцы стали активно применять но­вые истребители «Фокке-Вульф Fw 190». В том, насколько опасны были новые немецкие машины, англичанам довелось убедиться 27 ноября. В тот день 607-я эс­кадрилья в сопровождении «Спитфайров» вылетела на перехват небольшого конвоя из восьми транспортов в районе Фекам. Англичане вовремя заметили приближающиеся истребители против­ника, поэтому сбросили бомбы куда по­пало и повернули назад. Однако два Fw 190 из JG 26 быстро догнали «Харрикей­ны» и сбили два самолета. Третий «Хар­рикейн» пал жертвой немецкой зенитной артиллерии.

С начала 1942 года все эскадрильи, оснащенные «Харрикейнами» модифика­ций Mk IIB и С, использовались исклю­чительно для бомбардировки. Хотя зима не благоприятствовала активным насту­пательным действиям, «Харрибомберы» успешно действовали 12 февраля, когда немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» с сопровождением покину­ли Брест и направились в Германию. В полдень на перехват немецкой эскадры вылетели 3-я и 607-я эскадрильи, но без видимого успеха. Одна из машин 607-й эскадрильи пала жертвой немецких само­летов из 1 ./JG 26, а ее пилот летный сер­жант Уокер погиб. Через четыре дня ко­мандир эскадрильи Роберт Морроу по­вел шесть «Харрибомберов» из 402-й эс­кадрильи в налет на четыре немецких эс­минца, возвращавшихся в Брест. Два не­мецких корабля получили тяжелые по­вреждения, а все «Харрикейны» верну­лись на базу в Уормуэлле.

В ходе высадки союзнического десан­та в Дьеппе (19 августа 1943 года) англи­чане использовали восемь эскадрилий «Харрибомберов» (3, 32, 43, 87, 174, 175, 245,253). Самолеты висели над полем боя с рассвета и до заката. «Харрикейны» стали первыми английскими истребите­лями, появившимися над пляжами Дьеп­па. Незадолго до высадки канадских под­разделений налетели «Харрикейны Mk ПС» из 3-й, 43-й и 245-й эскадрилий. Их задачей было уничтожить зенитные ба­тареи немцев к западу от города. Однако немецкие артиллеристы еще находились в состоянии боевой готовности после не­давнего налета английских бомбардиров­щиков. 43-я эскадрилья потеряла два «Харрикейна», еще пять маши получили повреждения. Потери были бы больше, если бы не высокая живучесть самолета. Австралиец, взводный офицер Тренчард-Смит вернулся на базу на самолету с почти полностью отстрелянным хвостовым оперением. С огромной дырой в левом крыле вернулся флайт-лейтенант Ф.У. Листер. Сам пилот не получил ни цара­пины и до вечера еще трижды вылетал на бомбежку, за что был представлен к DFC. Из-за сильного зенитного огня 3-я эскад­рилья потеряла одну машину, а другой «Харрикейн» получил тяжелые повреж­дения. В свою очередь 245-я эскадрилья недосчиталась трех пилотов, еще четыре машины едва дотянули до базы. 253-я эс­кадрилья потеряла две машины и одного пилота. Вскоре над Дьеппом появились машины 174-й и 175-й эскадрильи, не­сшие бомбы массой 113 и 227 кг. Само­леты сбросили бомбы на береговые ба­тареи «Геринг» и «Гитлер». На базу не вернулся командир 174-й эскадрильи Э.М.Л. Фейолл. Всего эскадрилья поте­ряла восемь самолетов, еще 11 получили повреждения.

Пилоты «Харрикейнов» вылетали бомбить несколько раз за день. Они бом­били позиции зенитной артиллерии, ог­невые точки, береговые укрепления, а также охотились на немецкие торпедные катера. Всего эскадрильи совершили 26 групповых боевых вылетов, в каждом вылете участвовало примерно 12 машин. Англичане потеряли 20 «Харрикейнов», 13 получили повреждения. Погибли 11 пилотов, трое были ранены, трое попали в плен. Несмотря на то, что летчикам зап­ретили вступать в бой с немецкими ис­требителями, несколько пилотов из 175-й эскадрильи ввязались в драку. Флайт-лейтенант Дж.Э. Мередит заявил Не 111, а взводный офицер Р.А. Петере - вероят­ную победу над Fw 190 и повреждение другого «Фокке-Вульфа».

1 декабря в Колерне сформировали 184-ю эскадрилью (командир эскадрильи Джек Роуз), оснащенную «Харрикейна­ми Mk IID», вооруженных двумя 40-мм противотанковыми пушками. Однако танков во Франции было немного, поэто­му англичанам пришлось охотится за поездами и автотранспортом. В феврале 1943 года в Миддл-Уоллоп сформирова­ли 164-ю эскадрилью (командир эскадри­льи Десмонд Маккьюн), также на Mk IID. В июне к ним присоединилась 137-я эс­кадрилья (командир эскадрильи Бэзил Рей) на «Вирлвиндах» и «Харрикейнах Mk IID». До конца года пушечные штур­мовики появились и в 186-й эскадрилье. Одновременно в эскадрилью попали «Харрикейны Mk IV», вооруженные ра­кетами. Выяснилось, что ракеты очень эффективны против наземных и навод­ных целей. Например, 28 июня 184-я эс­кадрилья атаковала в берегов Голландии конвой из пяти транспортов и с помощью ракет потопили два из них, а еще два по­вредили.

В конце года «Харрикейны» начали выводить из первой линии. Их место за­менили «Тайфуны», несшие похожее во­оружение, но отличавшиеся большей ско­ростью. Польская 309-я эскадрилья (ко­мандир эскадрильи Мачей Петровский) был переименован в истребительно-бомбардировочный. Первые «Харрикейны Mk IV» поступили в часть в январе 1944 года. Потери восполнялись за счет Mk ПС. На «Харрикейнах» поляки летали до сентября, когда пересели на «Мустанги».

Так закончилась карьера «Харрикейна» в Европе. Благодаря этому истреби­телю во многом удалось защитить Анг­лию и положить начало победе над Гер­манией.