Африка и Южная Европа

 

Когда 10 июня 1940 года Италия всту­пила в войну на стороне Германии, на­висла угроза над английскими колония­ми в Северной Африке. Итальянцы об­ладали на этих ТВД значительным чис­ленным превосходством в живой силе и технике, хотя и не владели тактикой ве­дения войны в пустыне. Англичане в этот момент имели в Африке всего лишь один «Харрикейн» (L1669), который находил­ся в составе 80-й эскадрильи, где прово­дились его испытания в условиях пусты­ни. Результаты испытаний оказались на­столько многообещающими, что еще до конца месяца эскадрилья получила еще девять «Харрикейнов» и тут же присту­пила к осваиванию новой техники. Пер­вые успехи летчики одержали 17 августа, когда один «Харрикейн» 80-й эскадри­льи, отправленный в Мерса-Матрух вме­сте с летным офицером Дж.Г. Лапсли, участвовал в бою с группой бомбарди­ровщиков SM 79. Лапсли заявил три сби­тых бомбардировщика.

19 августа сформировали новую, 274-го истребительную эскадрилью на базе зве­на «А» 80-й эскадрильи. 80-я эскадрилья продолжала летать на «Гладиаторах». Ко­мандир эскадрильи П.Г. Данн, прежде ко­мандовавший 80-й эскадрильей, возглавил новую часть. Звенья 274-й эскадрильи воз­главили Уайкем-Барнс и Лапсли.

Первый боевой вылет 274-й эскадри­льи прошел очень удачно. Флайт-лейтенант Лапсли сбил 10 сентября два бом­бардировщика SM 79. Следующую побе­ду англичанин заявил через пять дней. В тот же день отличился и сержант Дж.Г. Кларк. До конца сентября в Африку при­были первые четыре «Бленхейма» и пять «Харрикейнов», перелетевших по возду­ху через Такоради, Нигерию, французс­кую Центральную Африку и Судан.

Несмотря на то, что 13 сентября ита­льянцы начали наступление, активность итальянской авиации была на удивление низка. Итальянцы ограничивались перехватом английских бомбардировщиков.

31 октября в бой вступила 33-я эскадрилья. В районе Мерса-Матрух англича­не перехватили итальянские бомбарди­ровщики SM 79 в сопровождении истре­бителей CR 42. Англичане заявили три сбитых бомбардировщика (в том числе два летный офицер Э.К. Левейл, погиб­ший в этом бою, и один летный офицер П.Р. Сен-Квентин, который заявил еще одну вероятную победу). Потери англи­чан составили два «Харрикейна». Сен-Квентин совершил вынужденную посад­ку. Это были первые победы итальянских бипланов над «Харрикейнами». В ответ летный офицер Ф.С. Холмен сбил один CR 42, а летный офицер Г.Дж. Старретт зая­вил вероятную победу над SM 79. В ноябре 208-я эскадрилья (командир эскадрильи Дж.Р. Уилсон) получила несколько «Хар­рикейнов» для тактической разведки. Кро­ме того, в эскадрильи было несколько «Лисандеров». Все эскадрильи, располагавшие «Харрикейнами» были объединены в со­ставе 202-й авиагруппы.

В конце ноября в Грецию переброси­ли несколько частей, в том числе 80-ю эскадрилью. Несмотря на заметное со­кращение численности, командующий английскими войсками в Северной Аф­рике генерал сэр Арчи Уэйвелл решился на штурм итальянских укреплений в рай­оне Сиди-Баррани. Там располагалась крупная группировка итальянских войск. Уэйвелл решил атаковать противника с тыла (операция «Компас»). С последни­ми пополнениями в распоряжении Уэйвелла было 31000 солдат, 275 танков, 60 бронеавтомобилей, 120 пушек. Наземные войска поддерживали две эскадрильи «Харрикейнов» (33-я и 274-я), одна эскад­рилья «Гладиаторов» (3-я австралийс­кая), две эскадрильи тактической развед­ки на «Лисандерах», звено «Харрикей­нов» в составе 208-й эскадрильи, три эс­кадрильи «Бленхеймов» и три эскадрильи «Веллингтонов», а также транспортная эскадрилья на «Бомбеях». Ожидалось также скорое прибытие 73-й эскадрильи на «Харрикейнах». Самолеты этой час­ти, возглавляемой командиром эскадри­льи А.Д. Меррем, в полуразобранном состоянии находились в ангарах авианос­ца «Фьюриес», который приближался к побережью Западной Африки. Оттуда самолеты предполагалось перегнать в Египет по маршруту протяженностью 6000 км. «Фьюриес» вошел в порт Такора­ди утром 27 ноября, самолеты выгрузили на берег. По мере сборки истребители по четыре отправляли в Египет. Первую чет­верку вел сам Меррей. В Гелиополис при­было 27 «Харрикейнов». Вскоре в Алексан­дрию вылетело звено «В» под командова­нием флайт-лейтенанта Бейтрага. Через три дня после начала операции «Компас», 11 декабря, Сиди-Баррани перешел в руки англичан. Войска Содружества начали на­ступление в сторону Бардии. «Гладиаторы» 3-й австралийской эскадрильи патрулиро­вали линию фронта и вместе с «Харрикей­нами» 33-й эскадрильи перехватывали ита­льянские CR 42, пытающиеся атаковать наземные цели. Всего англичане заявили три сбитых биплана (в том числе два на счету летного офицера Вудворда), одну ве­роятную победу, но один «Харрикейн» по­лучил тяжелые повреждения. Вскоре пос­ле этого семь «Харрикейнов» из 274-й эс­кадрильи, ведомые командиром эскадри­льи Данном, перехватили пять SM 79 из итальянской 229-й эскадрильи. Взводный офицер Стэн Годден заявил один бомбар­дировщик, сбитый в районе Бир-Зигдин-эль-Хамра. Другие пилоты заявили еще две победы, одержанные в районе Софафи, плюс еще два повреждения.

274-я эскадрилья снова поднялась в воздух в полдень, перехватив в районе Сиди-Баррани-Софафи 27 CR 42. Пило­ты «Харрикейнов» заявили пять подтвер­жденных и три вероятные победы, потери англичан - один поврежденный истреби­тель. Победы заявили Уайкхем-Барнс (плюс две вероятные) и командир эскадри­льи Данн (плюс одну вероятную). Победу заявил и канадец летный офицер Т.Л. Паттерсон. Флайт-лейтенант Лапсли так опи­сал свой первый успешный бой с CR 42: «Харрикейн» значительно превосхо­дил CR 42 в скорости, вооружении и бро­нировании. Однако CR 42 обладал от­личной маневренностью, поэтому сбить его было нелегко, если итальянский пи­лот нас замечал и был не на столько глуп, чтобы искать спасения в пикировании. Многие из нас провели с CR 42 множе­ство боев. Итальянцы, как правило, при­меняли малоэффективную, но небезопас­ную для нас лобовую атаку».

Пятый CR 42 сбил летный офицер Э.М. Мейсон.

11 декабря пилоты 33-й эскадрильи провели несколько боев над линией фронта. Флайт-лейтенант Дж.М. Литтлер и летный сержант Г.Дж. Гудчайлд заявили по одному CR 42, а летный офи­цер Сен-Квентин сбил Ва 65. Был поте­рян один «Харрикейн», погиб летный офицер К.Х. Дайсон. За шесть дней до гибели, Дайсон рассказал своим товари­щам малоправдоподобную историю о том, что в ходе обычного вылета, выйдя из облаков, попал в самый центр италь­янской авиагруппы, состоявшей из бом­бардировщиков и истребителей. Он вы­пустил две длинные очереди, которыми срезал сразу шесть CR 42. Затем завязал бой с остальными истребителями, заявил еще одну вероятную победу, потом полу­чил повреждения и был вынужден садить­ся в районе Соллюма. Свидетели с земли подтвердили рассказ пилота, добавив, что один сбитый истребитель зацепил бомбардировщик SM 79, который тоже рухнул на землю. Однако итальянские документы не подтверждают этой исто­рии. Из них следует только, что Тен Витторио Гнуди из 8-й группы был сбит и погиб, а несколько других CR 42 вернулись на базу поврежденными. Тем не менее Дайсона представили к планке DFC, тогда как сам крест он успел получить в 1938 году в Палестине. Так был поставлен абсолютный рекорд Королевских ВВС по числу побед за один боевой вылет.

В декабре 33-я эскадрилья заявила 37-10-11 побед, 274-я эскадрилья - 36-4-4, а 73-я эскадрилья - 4-1-0. В 33-й эскадри­лье летный офицер В.К. Вудворд довел боевой счет до девяти индивидуальных и двух групповых побед. Летный офицер К.Х. Дайсон также имел девять побед, летный офицер П.Р. Сен-Квентин довел счет до семи побед. В 274-й эскадрилье флайт-лейтенант Дж.Х. Лапсли довел свой боевой счет до 11 индивидуальных побед, летный офицер П.Дж. Вайкхем-Барнс до восьми индивидуальных и двух групповых, летный офицер Мейсон - до шести, командир эскадрильи П.Г. Данн -до пяти индивидуальных и трех групповых, а летный офицер Т.Л. Паттерсон - до пяти. Потери были небольшие. С начала опера­ции «Компас» истребители потеряли толь­ко троих пилотов убитыми.

Тобрук был занят 22 января. «Харрикейны» из 73-й и 274-й эскадрильи теперь действовали над Акромой и Тобруком, сопровождая «Бленхеймы» и прикрывая корабли, действующие у побережья. В течение нескольких дней самолетов противника в воздухе встретить не удава­лось. Тем временем в Африку был перебро­шен X корпус люфтваффе. Наибольшую опасность для «Харрикейнов» представля­ли Bf 110 из ZG 26, в задачу которых вхо­дило сопровождение Ju 87 и Не 111. Но и англичане усилили свою авиацию, получив пополнение - 79 истребителей.

До конца января летный офицер Мейсон довел свой боевой счет до 14 побед, но был ранен в бою с CR 42. В начале февраля «Харрикейны» начали посту­пать и в 3-ю австралийскую эскадрилью. Тем временем командир эскадрильи Джеффри передал командование частью командиру эскадрильи Дункану Кембеллу. Как бы празднуя это событие, 15 фев­раля в 9:00 эскадрилья добилась своей первой победы на «Харрикейнах». Лет­ный офицер Содерс сбил над морем оди­ночный Ju 88 из 7./LG 1. Через три дня австралийцы перехватили группу пики­рующих бомбардировщиков Ju 87 и зая­вили 1-2-5 побед. Люфтваффе действова­ло с каждым днем все активнее. С Bf 110 австралийцы столкнулись 19 февраля. В районе Агедабии 3-я эскадрилья перехва­тила группу Ju 87 из II./StG 2, которую сопровождали Bf 110 из 8./ZG 26. Флайт-лейтенант Рок Перрин сбил одну «шту­ку», но и сам попал на прицел Bf 110. Несмотря на начавшийся пожар, Перрин сбил и атаковавший его истребитель, пос­ле чего совершил вынужденную посадку в пустыне. За смелость Перрина предста­вили к DFC. В том же бою погиб летный офицер Алан Гатворд.

24 марта Afrika Korps начал наступ­ление и быстро перехватил инициативу. Союзнические войска начали отступле­ние, временами переходившее в бегство. Ситуацию усугубил тот факт, что в Аф­рику прибыла I./JG 27, оснащенная истре­бителями Bf 109E и укомплектованная опытными пилотами. Усилить истреби­тельное прикрытие потребовали расту­щие потери у пикирующих бомбардиров­щиков люфтваффе. Только за 5 апреля немцы потеряли две «штуки», а три дру­гих Ju 87 получили повреждения. Про­тивниками II./StG 2 были 73-я и 3-я авст­ралийская эскадрильи. В бою с двумя отрядами пикировщиков пилоты 73-й эскадрильи заявили 4-0-3 побед, а 3-й ав­стралийской эскадрильи - 10-2-0 побед.

По три подтвержденные победы засчита­ли флайт-лейтенанту Року Перрину и лет­ному офицеру Джуеллу. Однако немец­кие бортстрелки сбили два «Харрикейна», в том числе машину командира 3-й эскадрильи Дункана Кемпбелла, кото­рый при этом погиб. Освободившуюся должность снова занял командир эскад­рильи Джеффри.

Первый бой с Bf 109E произошел 19 апреля в районе Тобрука, когда пилоты 274-й эскадрильи атаковали группу Ju 88 из III./KG 30, сопровождаемую истреби­телями из I./JG 27. Летный офицер Спенс заявил сбитый бомбардировщик и истре­битель. Англичане потеряли два самоле­та. Командир эскадрильи Лапсли был ранен, а взводный офицер Бейкер попал в плен. Новым командиром 274-й эскад­рильи стал командир эскадрильи Питер Уайкхем-Барнс. В другом бою с Bf 109E погиб в кабине своего «Харрикейна» ко­мандир 6-й эскадрильи Роуленд Уэлд.

С 9 апреля, когда 73-я эскадрилья пе­ребазировалась на аэродром Эль-Губби, до конца месяца пилоты эскадрильи зая­вили 31-5-0 побед, а также уничтожили на земле восемь самолетов и множество единиц автотранспорта. Потери эскадри­льи составили 25 самолетов, в том числе 15 «Харрикейнов», сбитых в боях. Погиб­ло шесть пилотов, двое попали в плен, а четверо получили ранения. В составе эс­кадрильи действовала французское ис­требительное звено, которым командо­вал суб-лейтенант Джеймс Денис. Один из пилотов звена суб-лейтенант Альбер Лит-то заявил в ходе кампании пять подтвер­жденных побед.

К сожалению, в апреле на аэродромах Дерна, Бомба и Газала англичанам при­шлось бросить около 30 «Харрикейнов», но пополнение прибывало регулярно, и эти потери быстро удалось восполнить. На фронт прибыли две новые южноаф­риканские эскадрильи: 1-я и 2-я. 1-я эс­кадрилья, возглавляемая майором Т. Росс-Тероном, уже участвовала в боях на востоке Африки и имела несколько по­бед. 2-я эскадрилья капитана Д.Г. Лофтуса вскоре перешла на американские истребители Р-40 «Томагавк».

Попытка снять осаду с Тобрука, пред­принятая 15 мая, закончилась провалом. Немцы отбили все атаки англичан. 22 мая свой боевой счет в Северной Африке от­крыла 1-я южноафриканская эскадрилья, когда лейтенант А.Дж. Бота заявил два сбитых Ju 87. К 14 июня этот пилот стал асом, сбив еще один Ju 87 и два Hs 126. Огнем немецкой зенитной артиллерии был сбит и погиб первый южноафрикан­ский ас лейтенант Боб Талбот (десять подтвержденных побед). Это случилось 3 июня. Летный офицер Бенни Гудмен (14 побед) из 73-й эскадрильи также погиб, нарвавшись 14 июня на огонь «флаков».

Тем временем в Африке появились немецкие истребители Bf 109F, который превосходил по характеристикам все имевшиеся у союзников истребители. Это был скоростной и маневренный самолет, который в руках умелого пилота представ­лял собой смертельное оружие. Кроме того, итальянцы начали применять истребители С202 «Фольгоре», которые лишь немного уступали «Мессершмитту».

Линия фронта стабилизировалась, что позволило союзникам укрепиться. 17 ноября, накануне начала операции «Крузейдер», «Харрикейны» модификаций Mk IA, IIА, IIВ, IIC, Tac R Mk I и PR на­ходились в составе 18 эскадрилий.

Англичане пополняли не только парк самолетов. Так, в 33-ю эскадрилью при­был американец летный офицер Лене Уэйд, который в ходе операции «Крузейдер» заявил четыре сбитых итальянских самолета. В следующем году он заявил еще 12 побед, летая на «Харрикейне», а затем пересел на «Спитфайр». 12 января 1944 года Уэйд погиб, к тому времени на его счету было 25 побед. Успешно дей­ствовал и сержант Джеймс Доддз из 274-й эскадрильи. До лета 1942 года он зая­вил 14+6 побед, летая на «Харрикейне».

Каждый день «Харрикейны» вылета­ли на свободную охоту, сопровождали бомбардировщики и атаковали наземные войска противника. 20 ноября 80-я эскадрилья в первый раз нанесла бомбовый удар по позициям немецкой артиллерии. 23 ноября 229-я и 238-я эскадрильи перехватили отряд Ju 87, сопровождаемый истребителями Bf 109. В бою пилоты  «Харрикейнов» заявили семь побед, в том числе над одним истребителем. Причем сами англичане потеряли семь машин. в том числе пять из 229-й эскадри­льи. Но главной задачей «Харрикейнов» в это время было нанесение ударов по наземным целям и сопровождение бом­бардировщиков. 28 ноября 94-я эскадри­лья была атакована одиночным Bf 109F и потеряла три машины. 6 декабря 229-я, 238-я и 274-я эскадрилья в бою с истре­бителями Bf 109 потеряли четыре маши­ны, заявив две победы. На следующий лень 1-я южноафриканская эскадрилья перехватила группу Ju 87, но «Мессершмитты» сопровождения завязали бой, в котором южноафриканцы потеряли три машины, но и заявили три победы. Вско­ре в том же районе 274-я эскадрилья перехватила другую группу Ju 87, заявив один сбитый пикировщик и три «Мессершмитта», потеряв три машины.

В очередной раз пилоты «Харрикей­нов» продемонстрировали свою неуклон­ную волю и мужество. 21 ноября коман­дир 80-й эскадрильи Горген, сопровож­дая бомбардировщики, был сбит огнем зенитной артиллерии. Тяжело раненый пилот с трудом перевалил через линию фронта и посадил машину. Его место за­нял командир эскадрильи Морис Сти­вене, которому было уготовано стать вто­рым Николсоном. 9 декабря 80-я и 238-я эскадрильи завязали бой с Bf 109 и С202. В бою машина Стивенса загорелась, а сам пилот получил ранения в обе стопы. Он решил прыгать с парашютом, но в этот момент перед ним появился самолет про­тивника. Стивене дал прицельную оче­редь и только потом покинул кабину. На земле его подобрали поляки и доставили в госпиталь в Тобруке. Кроме Стивенса в том бою были сбиты еще три летчика. Накануне 274-я эскадрилья потеряла аса с 11 победами на счету - флайт-лейтенанта О.В. Трейси погиб в бою с Bf 109.

11 декабря «Харрикейны» из 80-й эс­кадрильи поддерживали действия 4-й танковой бригады, штурмовавшей немецкие позиции в районе Газалы. В ходе вылета англичане завязали бой с «Мессершмиттами» и в течение двух минут потеряли четырех пилотов. 17 декабря 1-я южноафриканская эскадрилья также вела бой с Bf 109, пытавшимися прорвать­ся к сопровождаемым южноамериканца­ми «Бленхеймам». Союзники потеряли четыре машины, еще две пришлось от­править в капитальный ремонт.

Тем временем заметную роль стали играть разведчики - «Харрикейны» мо­дификаций Тас R и PR. Эти самолеты делались на базе серийных истребителей силами полевых мастерских. Тас R Mk I отличался от стандартного Mk I Trop тем, что оснащался дополнительным или альтернативным радиооборудованием, позволявшим поддерживать связь с сухо­путными частями. Как правило, при этом с самолетов снимали вооружение или ос­тавляли один-два пулемета. За кабиной на самолет ставили фотокамеру. Тас R Mk ПС оснащался походим образом. С самолета снимали пушки, в фюзеляже устанавливали фотокамеру. Разведыва­тельные «Харрикейны» часто несли не­стандартный камуфляж, особенно нео­бычно выглядели машины 451-й эскадри­льи, где встречались самолеты, целиком выкрашенные в песочный или серый цвет или имели песочные и серые пятна.

Зато машины модификации PR изго­тавливались в обстановке строжайшей секретности в январе 1941 года в Гелио­полисе. Первые два «Харрикейна Mk I» оснастили двумя фотокамерами F24 с фокусным расстоянием 20,32 см, а третий самолет - одной вертикальной и двумя диагональными фотокамерами F24 с фо­кусным расстоянием объектива 35,56 см. Фотокамеры устанавливали за радиато­ром. Все вооружение с самолета сняли, а под крыльями подвесили два топливных бака. Эти машины вошли в состав засек­реченного звена фоторазведки. Еще пять таких самолетов переоборудовали в мар­те. Эти самолеты были целиком выкра­шены краской Dark Blue. Вскоре их дос­тавили во 2 PRU, где они испытывались в ходе подавления восстания в Ираке и сирийской кампании. В апреле 1941 года еще два PR Mk I переоборудовали на Мальте. В октябре были готовы шесть PR Mk II, но они опоздали к началу опера­ции «Крузейдер». Первые две такие ма­шины появились в составе 2 PRU уже в декабре. Самолеты развивали скорость 563 км/ч и имели потолок 11600 м. До конца 1942 года модифицировали еще 12 машин. Три из них поступили в 680-ю эскадрилью, сформированную на базе 2 PRU, дислоцированную в Токре, Ливия, вплоть до июля 1944 года.

Главной угрозой для разведыватель­ных «Харрикейнов» из 208-й эскадрильи были немецкие истребители, но англича­нам иногда удавалось уходить от против­ника. 29 ноября 1941 года летный офи­цер П.Т. Коттон, летевший на безоружном Тас R Mk I, проводил разведку в рай­оне Эль-Амдем. Там его перехватили два Bf 109F. 30 минут Коттон демонстриро­вал виртуозное пилотирование, не давая противнику поймать себя на прицел. На­конец у немцев кончились патроны. Од­нако самолет Коттона все же получил повреждения и офицеру пришлось са­диться, не дотянув 25 км до аэродрома. «Харрикейн» удалось отремонтировать, а пилот получил DFC. Вскоре 208-я эс­кадрилья заявила свою первую победу над Bf 109F. Ее автором стал взводный офицер Монтегю, летевший на вооружен­ном Тас R Mk I. В середине января бое­готовности достигла 40-я южноафрикан­ская эскадрилья, оснащенная «Томагав­ками» и «Харрикейнами».

Тем временем немецкие войска в Се­верной Африке получили серьезное по­полнение. 7 января 1942 года 229-я эскад­рилья в бою с Bf 109 потеряла четыре машины, не сумев нанести противнику какой-либо урон. Еще тяжелее пришлось 14 января, когда два Bf 109 атаковали 94-го эскадрилью и сбили шесть «Харрикейнов». Всего за время немецкого контрна­ступления «Харрикейны» заявили 86-28-25 побед, а также уничтожение 12 и по­вреждение 27 самолетов на земле. При этом потери составили 82 «Харрикейна», еще 11 машин получили повреждения.

К 9 января английская армия остано­вилась у Эль-Агейлы, откуда через неде­лю немцы начали контрнаступление. Тем временем RNFU перебазировался в Тоб­рук, откуда вылетал патрулировать при­брежные районы. На фронт также при­были две новые эскадрильи на «Харрикейнах»: 40-я южноафриканская, заме­нившая отправленную на отдых 237-ю эскадрилью, и французская GC III/2 «Эльзас». Союзники начали отступление. Когда немецкие танки вышли к Эль-Агейле, дислоцированные там четыре эскадрильи (в том числе 33-я, 94-я и 229-я) перебазировались в Антелат, но вско­ре и оттуда им пришлось перебираться в Мсус. В течение всего этого времени ис­требители занимались атаками наземных целей, стараясь задержать наступление противника. В течение первых дней на­ступления пилоты «Харрикейнов» заяви­ли более 100 уничтоженных единиц автотранспорта. Некоторые эскадрильи уже располагали пушечными Mk ПС, но на ха­рактер воздушных сражений это влияло мало. Кроме того, в феврале на Цейлон перебросили 30-ю эскадрилью, а также 803-го и 806-ю морские эскадрильи, оснащен­ные «Харрикейнами» и «Фалмерами».

24 января 274-й эскадрилье посчаст­ливилось перехватить группу из 30 Ju 87, сопровождавшихся итальянскими истре­бителями. В бою англичане заявили семь подтвержденных и четыре вероятные по­беды, потеряв только одну машину. По две победы заявили летный офицер Мориарти и сержант Доддз. На следующий день «Харрикейны» из 94-й, 238-й и 274-й эскадрилий сбили четыре Ju 88.

Напряженность боев в воздухе не осла­бевала. 12 февраля «Харрикейны» 73-й и 274-й эскадрилий атаковали отряд Ju 87, сопровождавшихся истребителями Bf 109. Англичане заявили четыре победы, поте­ряв четыре машины из 274-й эскадрильи.

В начале марта провели реорганиза­цию авиации Западной Пустыни. Сфор­мировали 243-е крыло, в которое вошли 33-я, 73-я, 80-я и 274-я эскадрильи. В на­чале мая из Англии прибыли новые час­ти: 134-я и 417-я канадская эскадрильи. На месте была сформирована 7-я южно-африканская эскадрилья. Все три упомя­нутые части отправились в Палестину. 3 июня на фронт прибыла 6-я эскадрилья (командир эскадрильи Роджер Портес). оснащенная самолетами Mk IID с двумя 40-мм пушками. Самолеты эффективно боролись с бронетехникой противника. Вечером 25 мая разведывательный Тас R Mk II из 40-й южноафриканской эскадрильи обнаружил итальянскую тан­ковую колонну, шедшую вдоль побере­жья. Так удалось выяснить направление нового наступления противника. Той же ночью люфтваффе атаковало аэродром LG 143 в районе Гаер-эль-Арид. Немцы потеряли четыре бомбардировщика, из которых три сбили «Харрикейны» из 73-й эскадрильи. Немецкие сухопутные вой­ска окружили крепость Бир-Хахейм, где оборонялась французская бригада. «Хар­рикейны» взяли на себя снабжение окру­женной части, сбрасывая туда грузы в специальных контейнерах. Французы держались девять дней, но в итоге были вынуждены прорываться на восток. «Харрикейны» все активнее использова­лись для борьбы с наземными целями, хотя нехватка истребителей часто застав­ляла их привлекать к сопровождению бомбардировщиков и отражению налетов люфтваффе. Это были очень тяжелые бои. Например, 73-я эскадрилья в период между 15 и 17 июня сбила семь Bf 109F, при этом потеряла пятерых пилотов, в том числе командира эскадрильи Д.Г. Уорда. В следующий месяц эскадрилья, перебазировавшаяся на аэродром Бург-эль-Араб в Египте, заявила еще 23 победы, потеряв шестерых пилотов. Затем эскадрилью сняли с фронта и перевооружили истребителями NF Mk IIС. В дальнейшем эскадрилья по ночам прикрывала Суэцкий канал. Возглавлял эскадрилью Джордж Джонсон.

В кровавых боях удалось стабилизи­ровать линию фронта в районе Эль-Аламейна. Вечером 24 октября английская 8-я армия начала наступление. «Харрикейны» находились в составе 18 эскадрилий. Особенно активно боролась с броне­техникой противника 6-я эскадрилья. Самолеты на бреющем полете атакова­ли танки с кормы. 24 октября истребите­ли танков действовали над полем боя в сопровождении Mk IIС из 80-й эскадри­льи. Было заявлено уничтожение 18 тан­ков. До конца месяца 6-я эскадрилья заявила 43 уничтоженных танка и более 100 других единиц бронетехники. До конца ноября эскадрилья совершила более 300 боевых вылетов, потеряв 14 «Харрикейнов» и семерых пилотов. Потом часть отвели в Каир, оснастили истребителями MK IIC и направили на защиту Суэцкого канала. Тем временем, на «Харрикейны IID» установили двигатели «Мерлин XX», что позволило увеличить скорость самоле­та у земли до 400 км/ч. Кроме того, самоле­ты оснастили дополнительной броней, за­щищавшей двигатель и радиатор.

Греческая 335-я эскадрилья активно действовала с английскими частями, со­провождая бомбардировщики, проводя разведку и атакуя наземные цели. 28 ок­тября греки атаковали штаб итальянской армии, но наткнулись на ураганный зе­нитный огонь. Из восьми вылетевших «Харрикейнов» два были сбиты, один получил тяжелые повреждения. Погиб взводный офицер Карталамакис. Первый бой с Bf 109 прошел успешно. 2 ноября греки с другими «Харрикейнами» из 274-й эскадрильи и «Спитфайрами» провели тяжелый бой с восемью «Мессершмиттами». Одну подтвержденную победу зая­вил летный сержант Суфрилас.

В тот же день успех сопутствовал и другим эскадрилья. 24 машины 1-й юж­ноафриканской и 213-й эскадрилий пере­хватили группу Ju 87 в сопровождении Bf 109. В ходе получасового боя «Харрикейны» заявили шесть подтвержденных и четыре вероятные победы без потерь со своей стороны. На утро 24 «Харрикейна» из 33-й и 238-й эскадрилий атаковали другую группу пикировщиков, заявив 2-2-3 победы. Еще больший успех был на стороне 80-й и 127-й эскадрильи, которые в полдень заявили 9-10-3 побед. Но немецкие истребители сопровождения атаковали 127-ю эскадрилью, сбив семь «Харрикейнов». Погибли шестеро пило­тов. Другие эскадрильи «Харрикейнов» атаковали наземные части противника, нанося DAK тяжелые потери в живой силе и технике. Пилоты летали у самой земли, самолет взводного офицера Эйткена из 213-й эскадрильи даже был по­врежден обломками взорвавшегося гру­зовика. Впрочем, Эйткен сумел дотянуть до базы, а вот трое других пилотов были сбиты, причем троим это стоило жизни.

Немцы начали отступать к Фука. Со­юзническая авиация барражировала над дорогами, делая их кладбищем для жи­вой силы и техники противника. «Харрикейны» активно участвовали в этих на­летах, добиваясь значительного успеха и нанося противнику тяжелые потери. Но и летчики несли потери. Когда английс­кая 8-я армия достигал Сиди-Баррани, выяснилось, что передовые подразделе­ния не имеют адекватного воздушного прикрытия. Тогда «Харрикейны» 213-й и 238-й эскадрилий перебросили на аэро­дром LG125, расположенный в 150 км... за линией фронта! Эскадрильи прибыли на место 13 ноября, а накануне транспор­тные самолеты доставили на аэродром наземный персонал и необходимые мате­риалы. Противник так и не понял, что происходит у него в тылу. Проведя не­сколько дерзких налетов, «Харрикейны» в течение трех дней уничтожили 310 ма­шин и 14 самолетов на аэродромах и в воздухе, потеряв только семь машин и трех пилотов. Утром 16 ноября базу при­шлось эвакуировать, когда появилось подозрение, что противник ее обнару­жил. Обе эскадрильи вернулись в Фука.

«Харрикейны» 213-й эскадрильи ата­ковали 18 ноября аэродром Агебабия, но наткнулись там на плотный зенитный огонь. Четыре из 12 «Харрикейнов» были сбиты, но прорваться к месту стоянки самолетов не удалось. В боях с истреби­телями противника пилоты «Харрикей­нов» придерживались глухой оборони­тельной тактики. Более того, пилоты по­лучали так называемый «комплекс Харрикейна», продолжая обороняться даже пересев на более совершенные истреби­тели. Этот синдром проявили, например, пилоты 94-й эскадрильи. Получив в фев­рале 1942 года более совершенные «Киттихоуки», эскадрилья отправилась в пер­вый боевой вылет. Одиночный «Мессершмитт» атаковал англичан и нанес им такие потери, что эскадрилью пришлось перевооружать обратно «Харрикейнами» и отправлять в тыл. В конце ноября по­добный случай имел место в 1-й южно­африканской эскадрилье, которая пере­шла на «Спитфайры». Впредь «Харри­кейны» обычно использовались для раз­ведки, бомбардировки или поддержки действий сухопутных войск.

Тем временем 8 ноября во французском Марокко высадились англичане и американцы. В Африке открылся второй фронт. Исходной базой для авиации был Гибралтар. Там в числе других базиро­вались три эскадрильи на «Харрикейнах» модификаций Mk IIB и С. Это были:

42-я эскадрилья («Харрибомбер»), командир эскадрильи М. Рук;

253-я эскадрилья («Харрибомбер»), командир эскадрильи Л.Г.Т. Бартлетт;

225-я эскадрилья (Тас R), командир эскадрильи Маккендлиш.

Кроме того, с авианосцев действовали «Си Харрикейны Mk II». Поддержку десан­та в районе Орану обеспечивала 800-я эс­кадрилья с авианосца «Битер», а также 804-я и 891-я эскадрилья с авианосца «Дашер». В районе Алжира действовала 802-я и 883-я эскадрилья с авианосца «Авенджер». Опа­саясь, что французы будут особенно ожес­точенно сопротивляться англичанам, на все самолеты нанесли американские опознава­тельные знаки.

Первое столкновение с французской авиацией произошло уже утром 8 нояб­ря в районе Орана, когда 800-я и 804-я эскадрильи сопровождали группу бипла­нов «Альбакор» на аэродром Ла-Сения. Англичан атаковали D520, которые про­рвались к бомбардировщикам из сбили четыре из восьми, еще три самолета по­лучили повреждения. Пилоты «Си Харрикейнов» заявили пять побед, но это было слабым утешением. В течение це­лого дня «Си Харрикейны» вылетали с па­лубы авианосцев, атакуя аэродромы Ла-Сения и Оран-Тафарауи. 891-я эскадрилья потеряла две машины, но уже на следую­щий день противник в воздухе почти не появлялся. Всего десант обошелся англи­чанам в 15 «Си Харрикейнов», причем большинство машин потеряли в авариях.

Алжир англичане заняли почти не встречая сопротивления. Уже в полдень на аэродроме Мезон-Бланш приземли­лись 18 «Харрикейнов» из 43-й эскадри­льи, перелетевшие из Гибралтара. Уже вечером «Харрикейны» вылетели отра­жать налет противника на десантный флот, но побед в этот раз одержать не удалось. Первые успехи 43-я эскадрилья одержала 9 ноября, когда вместе со «Спитфайрами» перехватили группу Не 111 и Ju 88, заявив 2-1-2 победы. Через четыре дня в Мезон-Бланш прибыли 225-я и 253-я эскадрильи. «Харрикейны» вы­летали на разведку, сопровождали кон­вои. 19 ноября в Алжир прибыла 241-я эскадрилья, оснащенная Тас R Mk ПС. В порт в Филиппвиле 7 декабря прибыл очередной транспорт, доставив три ис­требительные эскадрильи, в том числе 32-го эскадрилью на «Харрикейнах Mk ПС». Эта эскадрилья тут же перелетела в Ме­зон-Бланш. 19 декабря в Филиппвиль прибыла 87-я эскадрилья, которую вско­ре перебросили в Сериф. В начале 1942 года 32-я, 43-я, 87-я и 253-я эскадрильи вошли в состав 323-го крыла, тогда как 225-я и 241-я эскадрилья оказались в со­ставе 324-го крыла. Две последние эскад­рильи дислоцировались в Константине и Сук-эль-Арбе, соответственно. Всего в середине февраля в Северной Африке и на Ближнем Востоке действовали 23 эс­кадрильи «Харрикейнов».

Особенно активной была 6-я эскадри­лья охотников за танками. Получив по­полнения, 8 марта 1943 года эскадрилья прибыла на аэродром Сорман. В этот период часть возглавлял командир эскад­рильи Д. Уэстон-Берт. Уже на следующий день, поддерживая войска Свободной Франции генерала Леклерка, 6-я эскад­рилья атаковала колонну из 20 машин противника. Используя 40-мм пушки, летчикам удалось вывести из строя 12 машин. В ходе следующего вылета был уничтожен танк и бронетранспортер. 10 марта, атакуя район концентрации сил противника, эскадрилья без потерь со своей стороны сожгла шесть танков, три бронетранспортера, 15 бронеавтомоби­лей и десять грузовых автомобилей. За­тем эскадрилья перебазировалась в Се-нем и продолжила поддерживать фран­цузов. Только за 21 марта эскадрилья совместно с «Киттибомберами» уничто­жила 40 танков противника.

22 марта произошло сражение с не­мецкими истребителями. В полдень 13 «Харрикейнов» атаковали группу танков противника к югу от Эль-Хаммы. Англи­чане заявили девять сожженных танков, но потеряли три машины в результате противодействия со стороны зенитной артиллерии и истребителей противника. Через три часа колонну танков атакова­ли шесть «Харрикейнов». Один самолет был сбит, но летчику удалось избежать не только гибели, но и плена. Через два дня английские пилоты сожгли еще пять немецких танков, но потеряли четыре самолета и одного пилота. 25 марта пи­лоты 6-й эскадрильи снова нарвались на огонь зенитной артиллерии противника. Выяснилось, что несмотря на усиленное бронирование, самолет уязвим даже для 20-мм снарядов. В районе Эль-Хаммы были обнаружены немецкие танки. Для удара по ним вылетели десять «Харрибомберов», из которых на базу вернулись только четыре и те сильно поврежденные. Лишь чудом все пилоты уцелели и избе­жали плена. На следующий день англи­чане потеряли еще две машины. Эскад­рилья утратила боеспособность, было принято решение снять ее с фронта. Хотя потери в летном составе были невелики, за пять дней эскадрилья потеряла 16 «Харрикейнов», то есть практически весь свой парк самолетов.

В начале апреля 6-я эскадрилья пере­базировалась в Габес и, получив попол­нение, снова оказалась на фронте. Пер­вый боевой вылет 6 апреля не принес ре­зультатов, но только потери - три «Харрикейна» и один пилот. На следующий день 11 машин атаковали танки в районе Кекиры. Мелкокалиберная зенитная ар­тиллерия немцев сбила шесть «Харрикей­нов», на этот раз погибло сразу четыре пилота. Эскадрилью снова отвели в тыл, ее возглавил командир эскадрильи А.Э. Моррисон-Белл. Большие потери заста­вили союзное командование спешно пе­ребросить в Ливию 7-ю южноафриканс­кую эскадрилью и также перевооружить ее «Харрикейнами Mk IID». В середине апреля эскадрилья прибыла в Эль-Боа, район Сфакса, но к боевым вылетам не приступила. После того, как «охотников за танками» на фронте не осталось, ос­новная тяжесть борьбы с бронетехникой противника легла на 241-ю эскадрилью «Харрибомберов». Часто летчики кружи­ли в заданном районе, подавляя цели, указываемые в радиосообщениях. Под­держка «Харрибомберов» была очень эффективной. Несмотря на плотный зе­нитный огонь летчики одержали множе­ство побед. В период между 24 и 26 апреля летчики уничтожили около 60 единиц автотранспорта, три орудийные батареи и две зенитки. Потери составили три самолета и два пилота. 27 апреля 241-я эс­кадрилья атаковала восемь «Тигров», но безрезультатно, более того, один пилот был сбит и погиб. К 13 мая 1943 года не­мецкая и итальянская армии были разгромлены в Северной Африке.

Союзники приступили к подготовке десанта на Сицилию. Для бомбардиро­вочных операций выделили еще пять эскадрилий на «Харрикейнах»: 74-я и 134-я эскадрильи прибыли из Англии, 123-я и 336-я греческая сформировали на Средиземноморье, а 41-я южноафриканская эскадрилья прибыла из Восточной Афри­ки. Однако, с этого момента «Харрикей­ны» постепенно стали выводить из состава боевых частей, заменяя их более новыми типами истребителей. Сравнитель­но неплохо летала на «Харрикейнах» 73-я эскадрилья, которая выступала в роли ночной истребительной части. Эскадри­лья участвовала в отражении налета 100 самолетов противника на конвой из 42 транспортов и 12 кораблей, шедший из Гибралтара на Ближний Восток. Конвой был под ударом целые сутки 26 июня. Пилоты 73-й эскадрильи, вылетая с Мальты, сбили один Ju 88. Еще четыре бомбардировщика сбили «Бьюфайтеры». Заняв два небольших островка - Пантеллерию и Лампедузу - 10 июля союзни­ки начали высаживать десант на Сици­лию. В ночь десанта в воздух поднялось 137 транспортных самолетов, тянущих за собой планеры со 1200 десантниками. В сопровождении участвовала 73-я эскад­рилья, которая имела задачу уничтожить все обнаруженные прожектора на остро­ве. Погода не благоприятствовала десан­ту. Лишь 12 планеров село в заданных районах, 56 приземлились на пляже, а 69 упали в море.

С первых дней операции «Харрикейны» вместе с другими истребителями-бомбардировщиками атаковали и блоки­ровали войска противника, действовали на линиях коммуникации, подавляя оча­ги сопротивления. «Харрикейны» осуще­ствили операцию «Тезис», которая дол­жна была стать реваншем за расстрел на Крите ста местных жителей, обвиненных в помощи союзникам. Для операции в Сиди-Баррани и Бу-Амуде собрали 11 эскадрилий на «Харрикейнах» и одну эс­кадрилью «Спитфайров». Однако в пос­ледний момент «Спитфайров» заменили «Балтиморами» из 454-й эскадрильи. Ут­ром 23 июля вылетели 93 «Харрикейна». Самолеты образовали три эшелона, ко­торые вели «Бьюфайтеры» из 227-й эскад­рильи. Эта армада обрушилась на Сици­лию, атакуя немецкие гарнизоны. Летчи­ки имели приказ обходить аэродромы, имевшие мощное зенитное прикрытие, а также избегать наносить потери местно­му населению. Но никакого возмездия не получилось. Напротив, противник почти не понес потерь, а вот англичане недо­считались сразу 13 «Харрикейнов». Бо­лее того, встревоженные налетом истре­бителей немецкие зенитчики оставались в полной боевой готовности, поэтому шедшие вслед за «Харрикейнами» восемь «Балтиморов» наткнулись на стену огня. На базу вернулись только три «Балтимо­ра», из которых один едва держался в воздухе.

В сентябре Италия вышла из войны. Союзники начали операцию «Микроб» по захвату островов Кос, Лерос и Самсос. В числе других в операции участво­вали 213-я и 274-я эскадрильи на «Хар­рикейнах», действуя с базы на Кипре. Немцы удержали острова, несмотря на понесенные потери. 18 октября пилоты 213-й эскадрильи перехватили 12 Ju 88 и заявили три подтвержденные и одну вероятную победу. Это были последние победы «Харрикейнов» в воздухе. Эскад­рильи постепенно переходили на «Спитфайры», а 123-ю и 134-ю эскадрилью от­правили в Индию.

В феврале 1944 года в Гротталью прибыла 6-я эскадрилья, летавшая на «Харрикейнах Mk IV». Обычно самоле­ты несли одну 40-мм пушку и три 76-мм ракеты. Позднее от использования пуш­ки отказались, заменив ее еще тремя ра­кетами. В феврале часть машин 6-й эс­кадрильи участвовала в оккупации Корсики, откуда затем эскадрилья ра­ботала по целям на юге Франции. В марте «Харрикейны» вернулись в Грот-талью, где их главной задачей стала борьба с судоходством на Адриатике. С начала марта целью «Харрикейнов» стал главный штаб вермахта в Дурресе, Албания. Кроме того, союзники рас­кололи код, которым пользовались ра­дисты транспортных судов, что позво­ляло быть в курсе всех перемещений и наносить прицельные удары.

С 4 июля 6-я эскадрилья, возглавляе­мая командиром эскадрильи Дж.Г. Бра­уном, перебралась северо-западнее, на аэродромный комплекс Фодджа. Оттуда часть могла действовать над всем юго­славским побережьем, оказывая поддер­жку партизанам. Во время налетов на Югославию самолеты под одно крыло брали четыре ракеты, а под другое - под­весной топливный бак. В начале августа летчикам удалось потопить транспорт водоизмещением 5000 т, 21 шхуну, 3 па­рома и 11 других судов, а также повре­дить 27 судов. В начале августа 6-я эскад­рилья вошла в Балканскую воздушную армию и была подчинена 281-му крылу. Там же действовала 351-я югославская эскадрилья, летавшая сначала на «Хар­рикейнах Mk ПС», а затем на Mk IV. В октябре югославские «Харрикейны» пе­ребазировались на остров Вис, откуда поддерживали действия 11-го корпуса югославской освободительной армии. Незадолго до конца войны 351-я эскад­рилья поступила в оперативное подчине­ние штабу Иосифа Броз Тито.

В Югославии с октября действовала и 6-я эскадрилья, которая перебазирова­лась на аэродром Никсич. Вот пример типичного боевого вылета, совершенно­го 3 декабря. В рапорте написано:

«3 декабря 1944 года. Никсич. В 12:25 три «Харрикейна Mk IV» отправились к шоссе Клопот-Лиеве-Риека. Там было обнаружено пять танков PzKpfw III и IV. Первый самолет атаковал танки броне­бойными бомбами массой 11,5 кг и вы­вел из строя головной танк. Второй но­мер сбросил бронебойные бомбы массой 27 кг, повредив два других танка. Третий самолет, также 27-кг бронебойными бом­бами повредил два оставшихся танка. Затем пилоты обстреляли противника. Ответного зенитного огня противник не вел. Все вернулись в Никсич в 13:10"».

В начале 1945 года «Харрикейны» продолжали участвовать в выдавливании немецких войск с оккупированных тер­риторий. В феврале югославская 351-я эскадрилья перебазировалась в Пркос, расположенный в глубине Югославии. Тем временем 6-я эскадрилья атаковала мосты, коммуникации, судоходство и бронетанковые части противника в рай­оне портов Триест и Пола. В марте эс­кадрилья перебазировалась на остров Вис, а 9 апреля в Пркос вместе с осталь­ными частями 281-го крыла. Там эскад­рилья и оставалась до конца войны. Для поддержки югославской 4-й армии эскад­рилья совершила более 3000 боевых вы­летов, уничтожив 800 единиц бронетех­ники, 60 локомотивов и 40 судов. В сере­дине апреля югославская армия вышла к Кралевице на севере страны. Последним аккордом в карьере «Харрикейна» на Средиземноморье, была массированная ракетная атака, проведенная 1 мая в пор­ту Триеста. Обстрелу подверглись 25 транспортов с немецкими солдатами. Не искушая судьбу, все суда вывесили белые флаги. В июле 1945 года 6-я эскадрилья вернулась в Палестину, на базу Мегиддо. Последний «Харрикейн» списали в этой части в январе 1947 года.