«Си Харрикейн» на службе

 

Английская палубная авиация нача­ла развиваться в начале 30-х годов XX века. Палубный самолет должен был под­няться с авианосца, выполнить задание и благополучно вернуться на корабль. Первыми английскими палубными само­летами были бипланы: Фейри «Флайкетчер», Хоукер «Нимрод» и Глостер «Си Гладиатор». В середине 30-х годов нача­лись эксперименты с двухместными само­летами, так появились Блэкберн «Скуа» и Фейри «Фалмер». К началу войны Ве­ликобритания располагала шестью авиа­носцами: «Корейджес», «Глориес», «Фьюриес», «Аргус», «Гермес» и «Арк Ройял». К лету 1940 года два из них были потеряны: «Корейджес» и «Глориес».

Первую попытку использовать «Хар­рикейн» в качестве палубного истребите­ля предприняли в ходе норвежской кам­пании, когда в район Нарвика перебра­сывалась 46-я эскадрилья. Тем временем 23 мая в экспериментальный центр в Кенбери-Парк-Роуд направили один «Хар­рикейн Mk I», который вместо колесно­го шасси получил поплавки, но этот про­ект вскоре свернули. В июле 1940 года 30 пилотов морской авиации добровольно согласились на перевод в Королевские ВВС и были собраны в Госпорте, где при­ступили к освоению «Харрикейнов». За­вершив подготовку пилотов направили в эскадрильи, участвовавшие в Битве за Англию. Так морская авиация получила возможность при необходимости перей­ти на «Харрикейны».

И такая возможность вскоре стала необходимостью. 26 октября немецкий Fw 200 «Кондор» из I./KG 40, пилотиро­ванный капитаном Бернгардом Йопе, поразил один из лучших английских лин­коров «Эмпресс оф Бритн» (42000 т). По­терявший ход корабль вскоре добила не­мецкая субмарина. Для многих стала оче­видной угроза английскому флоту со сто­роны немецкой авиации. 12 ноября в Лондоне состоялся совет, в которой было решено оснастить транспортные суда ка­тапультой, с установленным на ней «Харрикейном». С помощью такого необыч­ного решения предполагалось защитить конвои от атак немецких бомбардиров­щиков. Взлетев с помощью катапульты, «Харрикейн» должен был выполнить бо­евое задание, а затем или сесть на берегу или приводниться. Как правило, берег находился вне пределов досягаемости, поэтому самолет в результате терялся, но это было лучше, чем потерять транспорт. К январю 1941 года переделали 35 «Си Харрикейнов Mk I», пилотами которых стали летчики морской авиации.

«Харрикейны» могли взлетать с ко­раблей двух типов. Первыми были так называемые Fighter Catapult Ship. Четы­ре таких судна («Аригани», «Маплин», «Пашиа» и «Спрингбэнк») были переде­ланы из транспортов во вспомогательные корабли английского флота. На каждом из них находилось по два истребителя и три пилота 804-й эскадрильи морской авиации. Эти четыре корабля не брали на борт груза, но плавали в составе конвоев между Англией и Гибралтаром. Запасные самолеты базировались в Англии и Гиб­ралтаре, а четыре учебные машины на­ходились на базе 804-й эскадрильи в Сайденхеме, Белфаст. Наряду с «Си Харрикейнами» в проекте использовали и пе­ределанные «Фалмеры».

Другими кораблями с катапультами стали Catapult Aircraft Merchantman (САМ). Это были обычные транспорты, оснащенные катапультой с одним уста­новленным на нем «Си Харрикейном». Кроме того, на таком судне было по два пилота Королевских ВВС. Первоначаль­но планировалось оснастить САМ 200 кораблей, однако Черчилль решил огра­ничиться 35. Тем временем, начиная с марта 1941 года, выпустили 214 «Си Харрикейнов». Главным центром подготов­ки пилотов для САМ-судов стал Merchant Ship Fighter Unit (MSFU) в Спеке, Ливерпуль. Командовал отрядом ко­мандир крыла Э.С. Маултон-Барретт. Организационно отряд подчинялся шта­бу 9-й истребительной группы. Служили в MSFU добровольцы из числа пилотов Королевских ВВС, которые с января 1941 года проходили подготовку на «Фалмерах» на базе в Фарнборо. В июле часть перебазировали в Спек, куда также при­был 51-летний ветеран Первой Мировой войны командир эскадрильи Луи Стрейндж. Пуск с катапульты осуществ­лялся при помощи ракетных ускорите­лей. Разгон проходил на расстоянии 23 метров. 13 трехдюймовых ракетных уско­рителей имели электрический пуск. Они разгоняли истребитель до скорости 130 км/ч. Перегрузки при разгоне достигали 3,5 g. При легком встречном ветре и вы­пущенных до половины закрылках «Си Харрикейн», сойдя с катапульты, легко держался в воздухе, мог дальше набирать скорость и высоту.

Однако первый бой над конвоем про­изошел с участием транспорта гидроса­молетов «Пегас» и истребителя «Фалмер». 11 января 1941 года наблюдатели конвоя, находившегося в 250 милях от побережья Ирландии, заметили кружа­щий в отдалении «Кондор». В воздух под­нялся «Фалмер», которым управлял мич­ман Ф.Дж. Шоу. Пилоту не удалось пе­рехватить противника, и он, дотянув до берега, приземлился в Олдергроув на се­вере Ирландии. Ровно через пять месяцев другой «Фалмер», пилотированный суб-лейтенантом Ф.М.К. Харви, был выпу­щен катапультой с корабля «Аригани». Но и на этот раз истребителю не удалось перехватить Fw 200. Самолет приземлился в Колдадарнсе, Исландия. 8 июня с кораб­ля «Пегас» выпустили очередной «Фал­мер», пилотированный лейтенантом Б.Ф. Коксом. Но и на этот раз Fw 200 сумел уйти. Истребитель приземлился в Сайденхеме. Через два дня с борта корабля «Спрингбэнк» вылетел мичман Ф.Дж. Шоу, но и на этот раз он не смог догнать «Кондора». Стало ясно, что «Фалмеры» слишком ти­хоходны и нуждаются в замене. В довер­шении всех неудач 28 апреля немецкая авиация отправила на дно «Пашиа» - один из четырех FCS.

Тем временем «Маплин», шедший в составе конвоя в Галифакс нес на борту два «Харрикейна». 18 июля один из ис­требителей был выпущен в воздух. За его штурвалом сидел 40-летний лейтенант Р.У.Г. Эверетт. Пилоту удалось прибли­зиться к Fw 200, но прежде чем он успел открыть огонь, «Кондор» получил попа­дание зенитного снаряда. Потеряв часть крыла, немецкий самолет упал в море. Эверетт сумел дотянуть на последних каплях топлива до северного побережья Ирландии. 2 августа «Маплин» находил­ся в эскорте конвоя, шедшего из Сьерра-Леоне. Снова лейтенант Эверетт был вы­пущен в воздух на «Си Харрикейне». Лей­тенант снова настиг «Кондора». Немец опустился к самой воде и активно отстре­ливался. Эверетту все же удалось сбить Fw 200, но и его истребитель получил повреждения и начал терять масло. Эве­ретт долетел до ближайшего к нему эс­минца и решил прыгать с парашютом. Но у самолета заклинило фонарь кабины. Оказавшийся в ловушке Эверетт упал в море. Тут каким-то чудом ему удалось сбросить фонарь. Эверетта вскоре подо­брала спасательная команда. За эту по­беду Эверетт был представлен к DSO.

«Маплин» продолжал сопровождать конвои, шедшие к Гибралтару. Обычно корабль нес три «Си Харрикейна». Дру­гим FSC повезло гораздо меньше. До конца года немецкие У-боты потопили «Спрингбэнк» и серьезно повредили «Аригани».

Тем временем были готовы первые САМ-транспорты. Взводный офицер Г.Дж. Девидсон первым катапультиро­вался с борта «Эмпайр Рейнбоу» 31 мая. Не обошлось без проблем. Две ракеты не сработали, поэтому сошедший с ката­пульты «Си Харрикейн» едва удержался в воздухе. Однако Девидсон сохранил управление самолетом и благополучно приземлился в Абботсинче. До конца июня из 35 САМ-транспортов шесть при­ступили к плаванию в составе конвоев. До конца 1941 году ни одному «Си Харрикейну» больше не удалось одержать ни одной победы. Однако уже сам факт по­явления истребителей над конвоями зас­тавил немецкую авиацию действовать с большой осторожностью. К началу 1942 года САМ-транспорты появились и в со­ставе гибралтарских конвоев.

С марта 1942 года САМ-транспорты появились и в составе конвоев, шедших в Мурманск. Первыми из них были «Эмпайр Морн», «Эмпайр Лоренс» и «Эмпайр Тайд». 26 апреля из Исландии вы­шел конвой PQ-15, в составе которого оказался «Эмпайр Морн», несший два «Си Харрикейна». Пилотами на транспор­те были летный офицер Джон Кендал и взводный офицер Д.К.Дж. Фолкс. Уже 30 апреля немцы обнаружили конвой, но «Си Харрикейны» не поднимались в воздух, их берегли на крайний случай. Бомбардиров­щики Ju 88 и торпедоносцы Не 111 пото­пили три из 25 судов конвоя, а зенитная артиллерия англичан сбила три немецких самолета. На обратном пути (конвой сме­нил кодовое обозначение на QP-12) над судами снова появилось несколько Ju 88. Летный офицер Кендал поднялся в воздух и сбил один «Юнкере», после чего выпрыг­нул с парашютом. Однако купол не рас­крылся, пилот получил тяжелые травмы при ударе о воду и умер вскоре после того, как его подняли на борт. Конвой QP-12 добрался до Англии без потерь.

Тем временем в ночь с 22 на 23 мая из Исландии вышел конвой PQ-16. В соста­ве конвоя шел «Эмпайр Лоренс» с одним «Си Харрикейном» на катапульте. Вмес­те с самолетом плыли двое пилотов: взводный офицер Алистер Хей из Южной Африки и летный офицер Брюс Макферсон из Канады. 25 мая конвой был ата­кован Ju 88 и пятеркой торпедоносцев Не 111. На перехват катапультировали взводного офицера Хейя. Несмотря на плотный оборонительный огонь, Хей атаковал «Хейнкели». Один Не 111 по­лучил две трехсекундные очереди, второй Не 111 - одну пятисекундную очередь, а оставшиеся пули Хей выпустил в третий Не 111. С кораблей было видно, как пер­вый Не 111 рухнул в воду, а двое других сбросили торпеды наугад. Раненный в ноги Хей выпрыгнул с парашютом и был подобран спасательной командой. Но уже на следующий день немецкие само­леты потопили семь транспортов, в том числе и САМ.

27 июня в море вышли 37 судов кон­воя PQ-17, в состав которого входил САМ-транспорт «Эмпайр Тайд», несший один «Си Харрикейн» и двух пилотов: флайт-лейтенанта Д.Р. Терли-Джорджа и взводный офицер К. Фенвика. Несмотря на массированный налет противника, командующий ПВО конвоя командор Дж.Э. Брум не решился использовать «Харрикейн». Люфтваффе нанесло кон­вою огромный урон. Через три недели в Архангельск пришло только 11 кораблей, в том числе «Эмпайр Тайд» со стоящим на катапульте «Си Харрикейном».

Следующий конвой в СССР вышел 7 сентября. Среди 39 кораблей и судов на­ходился первый английский эскортный авианосец «Авенджер». На его борту на­ходилось 12 истребителей «Си Харри­кейн Mk IB» (880-я эскадрилья) и три «Свордфиш». В конвой также входил САМ-транспорт «Эмпайр Морн». Атаки люфтваффе начались 13 сентября. Пило­ты «Си Харрикейнов» вели над конвоем ожесточенный бой с Ju 88 из KG 30, Не 111 из KG 26 и Не 115 из KueflGr 406. Хотя немцы потопили десять транспор­тов, они потеряли 15 Не 111, 12 Ju 88 и 5 Не 115. Зенитным огнем были по ошибке сбиты и три «Си Харрикейна», но их пи­лотов удалось подобрать. 16 сентября авианосец повернул назад, присоединив­шись к встречному конвою QP-14. На следующий день конвой PQ-18 был ата­кован 15 Не 111. С катапульты «Эмпайр Морн» поднялся летный офицер А.Г. Берр, который провел лобовую атаку, чем привел один немецкий экипаж в па­нику. В результате Не 111 потерял управ­ление и упал в воду. Немцам удалось тор­педировать только один транспорт. Берр спас машину, дотянув до советского аэро­дрома Кег-Остров.

Выпуск палубных «Харрикейнов» начался в мае 1941 года. До октября было собрано 120 «Си Харрикейнов Mk IB». Самолеты также выпускались и в Кана­де под обозначением Mk X. Выпускались и канадские аналоги Mk ПА и ИВ под обозначением Mk XI и XII. Канадские самолеты несли или восемь или двенад­цать пулеметов. До конца года самоле­тами «Си Харрикейн» вооружили 801-ю эскадрилью («Аргус» и «Игл»), 806-ю эс­кадрилью («Формидейбл»), 880-ю эскадри­лью («Авенджер») и 885-ю эскадрилью («Викториес»). С января 1942 года «Си Хар­рикейны Mk 1C» поступили в 801-ю, 802-го, 803-ю, 880-ю, 883-ю и 885-ю эскадрильи. Некоторые из этих машин были оснащены воздушным фильтром. Некоторое число самолетов Mk IB отправили в Такоради, где базировалась 889-я эскадрилья, дей­ствующая над Западной Пустыней.

В августе 1942 года на Средиземном море состоялась крупнейшая операция с использованием истребителей «Си Хар­рикейн». Операция «Пьедестал» заключа­лась в проведении из Гибралтара на Мальту 14 транспортов, груженными во­енными грузами, необходимыми для под­готовки наступления под Эль-Аламейном. Конвой сопровождали четыре авиа­носца, которые несли 39 «Си Харрикей­нов» 880-й эскадрильи («Индомитебл»), 801-й эскадрильи («Игл») и 885-й эскад­рильи («Викториес»), а также 31 «Фалмер» и Мартлет из 804-й, 806-й, 809-й и 884-й эскадрилий. Авианосец «Фьюриес» выпустил в воздух «Спитфайры», кото­рые перелетели на Мальту. Немецкая подводная лодка залпом из четырех тор­пед потопила авианосец «Игл», который скрылся в волнах через восемь минут с момента первого взрыва. Четыре «Си Харрикейна» в это время находились в воздухе. Им удалось сесть на других авиа­носцах. На перехват конвоя вылетело 200 немецких и 300 итальянских самолетов из баз в Италии, на Сицилии и Сардинии. 11 августа прошел первый налет , но его уда­лось отразить огнем зенитной артиллерии. Другой налет пресекли «Си Харрикейны», но один из транспортов все же был потоп­лен. Палуба авианосца «Викториес» была повреждена двумя 500-кг бомбами. Зенит­ная артиллерия авианосца в этот момент молчала, так как зенитчики спутали похо­жие силуэты «Си Харрикейнов» и италь­янских Редджиане Re 2001.

Третий налет, проведенный 12 авгус­та, провели около 100 самолетов, в том числе пикирующие бомбардировщики Ju 87. Три 500-кг бомбы поразили авиано­сец «Индомитебл». Авианосец прекратил прием и выпуск самолетов. К счастью большинство самолетов в этот момент находилось в воздухе. Все они приземли­лись на палубе авианосца «Викториес». На авианосце собралось 47 истребителей и девять бомбардировщиков-торпедо­носцев. На Мальту прибыло только пять транспортов, из которых три (в том чис­ле большой танкер «Огайо») были серь­езно повреждены. Англичане потеряли авианосец, два крейсера и восемь транс­портов. Также было потеряно 8 самоле­тов в боях и 31 ушло на дно вместе с «Иглом». Авиация Оси потеряла 31 самолет. Один из пилотов 880-й эскадрильи лей­тенант Р.Дж. Корк заявил три сбитых немецких истребителя и три итальянских самолета, за что был представлен к DSO.

В конце года «Си Харрикейны» уча­ствовали в высадке союзнического десан­та в Марокко и Алжире. Однако стало ясно, что «Си Харрикейны» если и могут бороться с бомбардировщиками, то несут слишком большие потери в боях с истре­бителями. На авианосцах «Си Харрикей­ны» начали уступать место «Мартлетам», «Сифайрам», «Хеллкетам» и «Корсарам».

С января 1943 года восемь САМ-транспортов курсировало между Гибралтаром, Алжиром и Касабланкой. В апреле «Эм­пайр Морн» подорвался на мине в районе Касабланки. Его «Си Харрикейн» переле­тел в Гибралтар. В мае на Средиземном море был торпедирован «Эмпайр Ив». Последний конвой в сопровождении САМ-транспорта вышел из Гибралтара 23 июля. Это была лебединая песня катапультных «Си Харрикейнов». Конвой подвергся на­лету пяти Fw 200. Одного сбили бортстрел­ки патрульного В-24. С «Эмпайр Дарвин» катапультировали суб-лейтенанта Джона Пиквелла, который сбил второго «Кондо­ра». В свою очередь «Эмпайр Морн» ката­пультировал взводного офицера П.Дж.Р. Флинна, который атаковал третьего Fw 200. По немецким документам этот бомбар­дировщик также был сбит. Оба пилота, выполнив боевое задание, выпрыгнули с парашютом.